«Мистический Петербург» – развлекательный маршрут
Передвижение по маршруту
наземным транспортом
Начало маршрута
Как добраться?
# Университетская наб.,17

«Мистический Петербург» – развлекательный маршрут

#
# 10.962 км.
# 3 часа

Санкт-Петербург – современный город, который может привлекать не только историческими памятниками и уникальной архитектурой, но и мистикой, окутывающей этот загадочный город


Петербург с самого своего основания считался городом загадочным, овеянным многими легендами и тайнами. Практически на каждой улице в центре в разное время происходили несчастные случаи или убийства. Во многих домах и дворцах обитают привидения.


Половина домов современного Петербурга находится в аномальных зонах. Причем, 10% расположены в так называемых «гиблых местах». Об этом люди знали давно, поэтому существовал обычай тщательно проверять место перед началом строительства какого-либо здания.


В Петербурге есть целые районы, которые построены на месте бывших языческих святилищ. Вы узнаете историю призрака Императора Павла I в Михайловском замке – одном из самых таинственных мест Петербурга. После смерти Павла замок превратился в заброшенное и мрачное место, где до сих пор посетители видят странные тени и становятся свидетелями необъяснимых явлений. Вы сможете узнать о загадочных сфинксах, о духах и призраках в Петропавловской крепости, провалах во времени на реках и каналах Санкт-Петербурга, о мистических легендах, связанных с Пушкиным и его Пиковой дамой, и, конечно, многое-многое другое. Вы услышите множество легенд и исторических фактов, окунетесь в мифологию города на Неве.


Сфинксы и грифоны на Университетской набережной

Университетская набережная, 17

Уже несколько веков гранитные фигуры сфинксов являются неотъемлемой частью Университетской набережной. Сфинксы были приобретены городом по приказу Николая Iв 1830-х года, в самый разгар египтомании, царящей в Европе.. По древним легендам, фигура сфинкса, установленная у входа в гробницу или храм, защищала от злых враждебных сил. Высеченные иероглифы, короны Египта указывают на то, что эти гранитные статуи украшали аллею сфинксов фараона в 13 –14 веке до нашей эры. Первые два года своей жизни в Петербурге сфинксы провели в Российской Академии искусств – именно столько потребовалось, чтобы переоборудовать часть набережной под установку монументов. Архитектурное обрамление драгоценных реликвий было доверено Константину Тону – выдающемуся петербургскому архитектору 19-го века.


С самого начала древние сфинксы стали излюбленным сюжетом произведений поэтов, писателей и, конечно, художников Петербурга. Секрет их обаяния в неразрешимой тайне тысячелетий.


Академия Художеств

Университетская наб., 17

Здание Академии художеств, построенное по проекту двух педагогов архитектурного класса Академии художеств - Кокоринова и Деламота в 1764 - 1772 гг., представляет собою выдающийся памятник архитектуры раннего классицизма в России, принадлежащий к числу "особо ценных объектов культурного наследия".

Академия художеств основана графом И.И. Шуваловым (1727-1797)

Научно-исследовательский музей Российской Академии художеств представляет собой уникальное художественное собрание не только в России, но и в мире. Возникнув в середине XVIII века одновременно с Академией художеств, музей превратился в поистине уникальное собрание. Только здесь, знакомясь с работами учеников и педагогов, можно видеть, с чего начинает будущий художник, какие ступени ведут к вершинам мастерства.

В Академии художеств собирали рисунки, гравюры, картины русских и западноевропейских мастеров, а также слепки с произведений античной и западноевропейской скульптуры, служившие моделями для рисования в классах "гипсовых голов" и "гипсовых фигур". Собрание музея отражает историю русской академической и советской художественной школ. Музей располагает богатейшей коллекцией материалов по истории российской архитектурной школы. Также представлены слепки с выдающихся образцов античной и западноевропейской скульптуры, картины зарубежных мастеров, архитектурные чертежи, модели и гравюры русских и зарубежных мастеров. Здесь устраиваются выставки произведений как признанных мастеров, так и студентов Академии художеств. 


Юсуповский дворец

Декабристов ул., 21А

Юсуповский дворец – уникальный архитектурный ансамбль XVIII-XX в.в., памятник истории и культуры федерального значения, снискавший славу «энциклопедии» петербургского аристократического интерьера.

Биография Дворца и окружающей усадьбы восходит к петровской эпохе, к периоду зарождения молодой Северной столицы. Дворцово-усадебный комплекс создавался на протяжении почти двух столетий. Здесь работали выдающиеся русские и иноземные архитекторы Ж.-Б. Валлен-Деламот, А.М. Михайлов-второй, Б. Симон, И. Монигетти, В. Кеннель, А. Степанов, А. Вайтенс, А. Белобородов.

С 1830 по 1917 г. владельцами дворца и усадьбы были пять поколений знатного дворянского рода князей Юсуповых. Многие яркие страницы российской и петербургской истории связаны с фамильной резиденцией на Мойке.

Дворец вошел в отечественную историю и как место убийства Григория Распутина – сибирского крестьянина, ставшего в начале XX века духовным наставником и другом семьи императора Николая II. Трагедия разыгралась в ночь на 17 декабря 1916 года на жилой половине молодого князя Феликса Юсупова. Сейчас в этих комнатах создана историко-документальная экспозиция.

В 1925 году дворец князей Юсуповых был передан педагогической интеллигенции города. До наших дней здесь размещается Дворец культуры работников просвещения, который в 1990-е годы сформировался в многофункциональный историко-культурный центр, сочетающий в своей деятельности музейные, театрально-концертные и культурно-просветительские направления деятельности.

Сегодня Юсуповский дворец - один из редких дворянских особняков Петербурга, где уцелели не только парадные апартаменты, залы картинной галереи, миниатюрный домашний театр, но и роскошные жилые покои семьи Юсуповых, сохранившие тепло и обаяние прежних владельцев. Удивительные по красоте художественные интерьеры, возрождаемые трудом и талантом петербургских реставраторов, гостеприимно открыты для российских и зарубежных любителей истории, искусства, музыки и театра.


Кокушкин мост

Один из наиболее часто упоминаемых в литературе мостов Санкт-Петербурга. Этот небольшой железный мостик назвали так в честь купца Василия Кокушкина, чей дом располагался неподалеку, на углу Садовой улицы и Кокушкина переулка. Через канал Грибоедова мост перекинули в конце 18 века, в 1790 году, тогда же, когда одели в гранит набережные канала.В то время он состоял из одного пролета и был деревянным. Такой облик сумел сохраниться до 1946 года.

До того времени его неоднократно ремонтировали, но каждый раз новая конструкция почти полностью повторяла старую. Наконец, сразу после войны, его решено было капитально перестроить, потому как старая конструкция обветшала и находилась в полуразрушенном состоянии. Вместо старых опор вбили 170 новых свай, а единственный пролет сделали металлическим. Теперь Кокушкин мост вытянулся в длину на 19 метров и на 13 в ширину. Декоративную отделку выполнили стальными листами и чугунными литыми ограждениями.

Кокушкин мост, наверное, один из самых популярных литературных персонажей в Петербурге. Кажется, нет такого классика, который не упомянул бы хоть раз его в своем творении.

В 1829 году о нем написал Пушкин в своей знаменитой и не совсем приличной эпиграмме. Достоевский начал повествование «Преступления и наказания» именно с этого моста. В незаконченной повести Лермонтова «Штосс» район Кокушкиного моста назван самой глухой частью города. Гоголь, будучи еще никому не известным писателем, поселился рядом, где и написал прославившие его «Вечера на хуторе близ Диканьки». После он упомянул мост и дом, в котором когда-то жил, в «Записках сумасшедшего».


Дом П.И. Чайковского

Гороховая ул., 8

В первой половине XVIII века на территории, по которой проходит нынешняя Миллионная улица, возникло поселение обеспеченных иностранцев (так называемая «Немецкая слобода»). Поблизости от нынешнего Марсова поля и круглого рынка находилась Греческая слобода. Это определило несколько существовавших практически одновременно вариантов названия улицы: Немецкая, Большая Немецкая, Греческая. Кроме того, существовали и другие названия: Большая, Троицкая, Дворянская и Луговая. Название Луговая связано с Большим лугом (будущим Марсовым полем).


Последним и наиболее устоявшимся названием было Миллионная. Оно традиционно объясняется богатой застройкой улицы, связанной с близостью императорской резиденции — Зимнего дворца. Изначально Зимний дворец Петра I и был построен на участке между Дворцовой набережной и Большой Немецкой вдоль Зимней канавки.


В доме в XIX в. жила знаменитая княгиня Наталья Петровна Голицына. Создание произведения Пиковая Дама неразрывно связывают с Голициной.


История с тремя картами была взята из жизни Голицыной и её внука Сергея Григорьевича Голицына. Он был отчаянный игрок в карты. Однажды внук проигрался в пух и прах. Он был должен одному из игроков значительную сумму денег. Зная скупость своей бабки, Сергей Григорьевич, однако, пришел просить у неё взаймы денег. Княгиня денег ему не дала, но вместо этого посоветовала ему поставить на три счастливые карты. Внук, шутя, поставил на них и неожиданно для себя с лихвой вернул проигрыш.


Сам Пушкин  подолгу любил беседовать с Загряжской, кавалерственной дамой, урожденной графиней Разумовской. Она поведала поэту многие интересующие его подробности из эпохи Екатерины II и Павла I. 


Дом Загряжской находился на набережной Фонтанки, 16. Любопытная деталь - к моменту появления повести, в 1834 году, Загряжской исполнилось 87 лет. Возраст пушкинской графини такой же. И все же в облике старой графини можно отыскать больше черт биографии и характера, доставшихся ей от Голицыной, чем от Загряжской. 


Да и сам Пушкин в беседе с Нащокиным отметил, что ему было легче запечатлеть колоритную фигуру княгини Натальи Петровны. Не случайно в черновой рукописи Пушкин несколько раз вместо слова "графиня" пишет "княгиня".


Медный всадник

Сенатская Площадь

Памятник Петру I ("Медный всадник") расположен в центре Сенатской площади. Автор скульптуры - французский скульптор Этьен-Морис Фальконе.


Место расположения памятника Петру I выбрано не случайно. Рядом находятся основанное императором Адмиралтейство, здание главного законодательного органа царской России - Сената. Екатерина II настаивала на размещении памятника в центре Сенатской площади. Автор скульптуры, Этьен-Морис Фальконе, поступил по своему, установив "Медный всадник" ближе к Неве.


Медный всадник, памятник, посвященный Петру Первому, стал одним из символов Санкт-Петербурга. Сторонники Петра говорили, что монумент символизирует собой величие и славу Российской империи, и что Россия останется таковой, пока всадник не сойдет со своего пьедестала. О пьедестале Медного всадника тоже ходят легенды. По замыслу скульптора Фальконе, он должен был быть выполнен в форме волны. Подходящий камень был найден неподалеку от поселка Лахта: возможно, что это — именно тот камень, на который не раз взбирался Петр в ходе Северной войны, дабы лучше видеть расположение войск.


Мотив Медного всадника помещён русской литературой в самый центр «мистического петербургского текста», проникнутого двойственностью и сюрреализмом.


Своему названию «Медный всадник» обязан одноимённому произведению А. С. Пушкина. Потерявший в наводнении 1824 года свою возлюбленную Парашучиновник Евгений в беспамятстве бродит по Петербургу. Наткнувшись на памятник Петру Великому, герой понимает, что именно государь виноват в его бедствиях — он основал город на месте, подверженном наводнениям и чуждом для человека. Евгений грозит памятнику, и Медный всадник соскакивает со своего постамента и мчится за безумцем. Несётся ли бронзовый истукан в больном сознании чиновника или в реальности — неясно.


В Мариинском театре можно посмотреть балет "Медный всадник".


Музей-квартира А.С.Пушкина

набережная реки Мойки, 12

Мемориальная квартира - последнее место проживания поэта А.С.Пушкина

Мемориальный Музей-квартира А.С.Пушкина на набережной Мойки, 12 посвящен последнему периоду жизни и творчества А.С.Пушкина. Музей располагается в старинном особняке, который в XIX веке принадлежал нескольким поколениям князей Волконских. В сентябре 1836 года Пушкин и его семья поселились в нижнем этаже этого дома в наемной квартире, состоящей из одиннадцати комнат. Здесь 29 января (10 февраля по новому стилю) 1837 года Пушкин скончался, смертельно раненный на поединке с Ж.Дантесом, и тысячи петербуржцев поспешили сюда, чтобы проститься с поэтом.

Центральная часть экспозиции - кабинет Пушкина. В нем была написана «Капитанская дочка» и множество других произведений. Около стены расположены часы в готическом стиле, которые по утверждениям современников, остановились в момент смерти писателя — в 2 часа 45 минут пополудни.


Собор Воскресения Христова (Спас-на-крови)

набережная канала Грибоедова, 2Б

Один из самых красивых, праздничных и ярких соборов в псевдорусском стиле

Храм строился с 1883 по 1907 год на месте трагических событий - 1 марта 1881 года здесь был смертельно ранен император Александр II, направлявшийся в тот день к месту парада войск на Марсовом поле. Его сын, Александр III, приказал построить на этом месте церковь для регулярных служб по убиенному. Именно поэтому за храмом закрепилось название Спас-на-Крови, хотя официально он называется Храм Воскресения Христова.

На строительство храма пожертвовали деньги не только россияне, но и  жители славянских  стран. На стенах колокольни помещены более сотни мозаичных гербов больших и малых городов, губерний и уездов, участвовавших в сборе средств. Здесь же и герб Дома Романовых.

Крест колокольни венчает вызолоченная царская корона - знак того, что наибольший вклад был сделан членами августейшего семейства. Всего на строительство было израсходовано 4,6 миллионов рублей.

По своей архитектуре собор отличается от других строений Санкт-Петербурга. Он содержит в себе более 7500 квадратных метров мозаики, что, по утверждениям работавших над ним реставраторов, больше, чем в любом другом соборе мира. Стены и потолки целиком покрыты тщательно выложенной мозаикой, в основном изображающей библейские события и персоналии, с весьма мелкоузорчатыми границами, четко выделяющими каждое изображение. Над этим мозаичным ансамблем работали художники В.М. Васнецов, М.В. Нестеров и А.П. Рябушкин.

Для отделки куполов церкви использовали медные детали, покрытые цветной прочной морозостойкой эмалью (площадью 1000 квадратных метров). Высота самого высокого купола - 81 м. По всему периметру здания установлены 20 гранитных досок, на которых золочеными буквами описываются деяния Александра II. Со стороны Михайловского сада храм окружен кружевной чугунной оградой с растительным узором, выполненной по рисунку Парланда.

После революции собор Спас-на-Крови был закрыт и не реставрировался на протяжении долгого времени. Возникали слухи, что его даже собираются разобрать. В 1970 году он был передан под патронаж Исаакиевского собора, который и выделил 80% средств на реставрацию. В 1997 году Спас-на-Крови распахнул свои двери посетителям в качестве музея, в котором содержится огромная коллекция мозаичных икон (более 7 тысяч квадратных метров).


Михайловский (Инженерный) Замок

Садовая ул., 2

Крупнейший архитектурный памятник, завершающий собою историю петербургского зодчества XVIII века.


Михайловский замок, единственное в России дворцовое сооружение в стиле романтического классицизма – уникальное здание, с которым связно множество легенд и преданий, часто мистического характера. Он соединяет в себе черты средневекового рыцарского замка и светского европейского дворца XVIII столетия. 


Проект дворца был выполнен архитектором В. И. Баженовым по поручению императора Павла I, желавшего сделать его своей главной парадной резиденцией. Строительством руководил архитектор В. Бренна. Он переработал первоначальный проект дворца и создал художественную отделку его интерьеров.


Помимо Баженова и Бренна в создании проекта принимал участие сам император, сочинивший несколько рисунков для него. В помощниках Бренна также числились Фёдор Свиньин и Карл Росси.


Построенный в кратчайшие сроки, замок стал местом загадочной гибели своего владельца.


В начале XIX в. замок, «пустынный памятник тирана, забвенью брошенный дворец», принял в свои стены военных и деятелей культуры, а позже здесь разместилось Инженерное училище, и роскошные интерьеры бывшей императорской резиденции были перестроены и приспособленные для его нужд. На долгие годы замок стал Инженерным. В советское время здесь располагались различные военные организации.


Сейчас в отреставрированных залах замка располагается постоянная интерактивная экспозиция «Сага о Романовых» и открытые фонды скульптуры конца XIX - начала ХХI вв., здесь же хранится подлинная мраморная скульптура Летнего сада, а также проводятся временные выставки.


Петропавловская крепость

Именно с этой крепости началась история Санкт-Петербурга


Петропавловская крепость, основанная Петром I в 1703 году, - памятник фортификационного искусства XVIII-XX веков. Доминанта архитектурного ансамбля - Петропавловский собор, в котором находятся мемориальные гробницы всех российских императоров. 


Петропавловская крепость заложена 27 мая 1703 года. По преданию, Петр I сам выбрал место для новой крепости – небольшой Заячий остров (по-фински – Енисаари), расположенный в устье реки Невы. Цитадель в форме шестиконечной звезды сооружалась по проекту, составленному французским инженером Ж.Г. Ламбером при участии царя. Шесть куртин соединяют шесть мощных бастионов, названных именами сподвижников Петра I. 


Оборонительную систему с запада и востока замыкают Иоанновский и Алексеевский равелины. Два моста — Иоанновский и Кронверкский - соединяют Заячий остров с Петроградским. 1 октября 1703 года крепость освятили. На Государевом бастионе был поднят Андреевский флаг, на крепостных валах установлены триста орудий. 29 июня 1703 года в центре Петропавловской крепости заложили небольшую деревянную церковь во имя апостолов Петра и Павла, на месте которой в 1712–1732 годах возвели каменный собор. С 1731 по 1858 год Петропавловский собор имел статус кафедрального храма столицы, затем был причислен к придворному ведомству. Собор служил усыпальницей царствующего Дома Романовых. Здесь похоронены русские императоры и императрицы от Петра I до Николая II, за исключением Петра II и Иоанна VI. С собором крытой галереей соединена Великокняжеская усыпальница. 


В течение XVIII–XIX веков на территории крепости были построены здания и сооружения разного назначения: Ботный дом, Артиллерийский цейхгауз, Монетный двор, Комендантский и Инженерный дом, a также гауптвахта и другие. Уже в XVIII веке крепость стала местом заключения государственных преступников, в XIX — главной политической тюрьмой России. При императоре Александре I в начале XIX века крепость впервые была открыта для посетителей. В 1900-е годы в Петропавловском соборе проводились экскурсии по императорскому некрополю. В 1924 году тюрьма Трубецкого бастиона превратилась в музей. В 1954 году комплекс зданий Петропавловской крепости был передан Государственному музею истории Ленинграда (Санкт-Петербурга).


На территории крепости в Комендантском доме расположен музей повседневной жизни города в XVIII-XIX, а также тюрьма Трубецкого бастиона, где содержались политические заключенные. Среди узников - народовольцы, министры царского правительства, Л.Д.Троцкий, Ф.М.Достоевский и Н.Г.Чернышевский. В Ботном доме находится первый корабль, давший начало русскому флоту. Территория крепости и пляж открыты для свободного посещения.


В крепости существовала система подземных ходов. Часть из них открыта для посещения: ищите вход в потерну в Государевом бастионе.







#
Достопримечательности в составе маршрута