Глинка М.И. в Петербурге
Экскурсия посвящена памятным местам, связанным с жизнью и творчеством великого русского композитора Михаила Ивановича Глинки (1804-1857)
В лице М. Глинки русская музыкальная культура впервые выдвинула композитора мирового значения. Опираясь на многовековые традиции русской народной и профессиональной музыки, достижения и опыт европейского искусства, Глинка завершил процесс формирования национальной композиторской школы, завоевавшей в XIX в. одно из ведущих мест в европейской культуре, стал первым русским композитором-классиком.
В своем творчестве Глинка выразил передовые идейные устремления времени. Его произведения проникнуты идеями патриотизма, верой в народ. Подобно А. Пушкину, Глинка воспел красоту жизни, торжество разума, добра, справедливости. Он создал искусство, настолько гармоничное и прекрасное, что им не устаешь восхищаться, открывая в нем все новые и новые совершенства.
•Дом купца Отта
Наб. реки Фонтанки, 164
Выдержав экзамен в только что открывшийся Благородный пансион при Педагогическом институте, будущий композитор распростился со своим детством. Живя на частной квартире, в том же доме у Калинкина моста, где помещался пансион, Глинка пользовался несколько большей свободой, чем другие воспитанники. И сама комната его скоро стала центром, где собирались самые живые и любознательные ученики пансиона, чтобы поговорить и поспорить и о пансионских делах, и о том, что происходило за стенами пансиона и просачивалось сквозь них, несмотря на бдительность начальства.
•Театральная площадь
Одна из старейших площадей в Санкт-Петербурге.
Театральная площадь появилась всего спустя три десятилетия после основания города, в 1730-х годах. В начале XVIII века ее обычно называли Брумбергская, или Брумбергова, по фамилии владельца находившихся поблизости пильных мельниц Брумберга.
Эта площадь образовалась в екатерининское время в связи со строительством Большого (или Каменного) театра. Театр, одновременно вмещавший до 3000 человек, был самым значительным театральным сооружением Петербурга того времени. Вечерами в Коломну съезжался весь петербургский бомонд. Однако Большой театр постигла печальная участь: грандиозный пожар 1811 г. практически уничтожил его.
В конце XIX в. на его месте (Teaтральная пл., 3) построили новое здание, предназначавшееся для Петербургской консерватории, основанной в 1862 г. по инициативе композитора Антона Рубинштейна.
В этом старейшем в России высшем музыкальном учебном заведении учились многие знаменитые музыканты (Прокофьев, Шостакович, Мравинский и др.). При консерватории имеется свой Театр оперы и балета.
На Театральной площади находятся два памятника великим русским композиторам: М.И.Глинке и Н.А.Римскому-Корсакову.
•Дом Мерца
Фонарный пер., 3
В этом доме Глинка написал оперы «Жизнь за царя» и «Руслан и Людмила».
В доме, стоящем на углу Фонарного переулка и переулка Пирогова (тогда — Глухой переулок) проживал М.И.Глинка. Собственно адрес, по которому жил Глинка, — Глухой переулок, дом 8, квартира 1. В этом доходном доме Мерца Глинка жил дважды: первый раз с конца зимы 1836 года по начало весны 1837 года, второй раз с 16 сентября 1840 года по февраль 1841 года.
30 мая 2004 года, в рамках празднования 200-летия со дня рождения Михаила Глинки, в Санкт-Петербурге по адресу Фонарный переулок, дом 3, на фасаде дома установили мемориальную доску, посвященную Михаилу Ивановичу Глинке. Великий русский композитор написал в этом доме оперы «Жизнь за царя» (Иван Сусанин) и «Руслан и Людмила». Мемориальная доска установлена по инициативе и при содействии Государственного Академического Мариинского театра. Авторы проекта - скульптор Ян Нейман, архитектор Г. Чеболгашев.
•Дом Орлова-Давыдова
Гороховая улица, 5
Дом, где жил композитор Глинка в 1842 году.
Гороховая улица, 5 - первоначально имела название Средней перспективы (Невский проспект — Большая перспектива, Вознесенский проспект — Малая перспектива). С середины XVIII века носила сразу три имени — 2-й Адмиралтейский проспект, 2-я Перспективная улица, либо Адмиралтейская улица. Нынешнее название улица получила после 1756 года, когда купец Гаррах (в народе Горох, Горохов) построил на ней каменный дом и открыл лавку. С 1918 г. — Комиссарская, с 1927 — ул. Дзержинского, в 1992 г. возвращено прежнее название.
В феврале 1842 г. сюда, в доходный дом Орлова-Давыдова, переехал М. И. Глинка. Бельэтаж дома занимали мать и сестры композитора, а Михаил Иванович поселился в дворовом флигеле. Здесь Глинка заканчивал написание оперы «Руслан и Людмила».
•Площадь искусств
С начала XIX в. Петербургское филармоническое сообщество давало концерты на Невском, 30, а теперь здесь находится Малый зал филармонии им. М. И. Глинки. Перестроенное в 1829-1830 гг. арх. П. Жако для богатого мецената Б. В. Энгельгардта, здание стало основным концертным залом столицы. Здесь выступали Ф. Лист, Г. Берлиоз, М. И. Глинка и А. Г. Рубинштейн.
•Доходный дом
Чехова ул., 7
Последний дом, где жил композитор Глинка в Петербурге.
Первоначальное название улица получила по фамилии домовладельца, генерала, участника Отечественной войны 1812 года, обер-полицмейстера Ф. Ф. Эртеля. В 1923 году была переименована в память о писателе А. П. Чехове.
Дом №7 на улице Чехова отмечен мемориальной доской, посвященной Михаилу Ивановичу Глинке. Свидетельство современника, зафиксированное 29 ноября 1892 года, через день после установки мемориальной доски: «Во 2-м (снизу) этаже между 2 и 3 окном (справа) приделана мраморная доска с надписью: В этом этаже/ жил/ с 1854 по 1856 гг./ Михаил Иванович Глинка».
•Музей-квартира Н.А. Римского-Корсакова
Загородный пр., 28
Музей-квартира Римского-Корсакова — единственный композиторский музей Санкт-Петербурга
Музей расположен в дворовом флигеле дома 28 по Загородному проспекту, где Римский-Корсаков провел последние 15 лет жизни с 1893 по 1908 гг. Здесь были созданы 11 из 15 опер композитора, среди них: «Садко», «Сказка о царе Салтане», «Царская невеста», «Кащей бессмертный», «Золотой петушок».
После смерти композитора и его жены в течение 50 лет квартира была коммунальной, но все подлинные предметы и мебель бережно хранились потомками композитора. 27 декабря 1970 г. в квартире на Загородном по их инициативе открылся мемориальный музей, который по подлинности интерьеров стоит в одном ряду с крупнейшими композиторскими музеями России — Домом-музеем П. И. Чайковского в Клину и Музеем-квартирой А. Н. Скрябина в Москве.
Мемориальную часть музея составляют 4 комнаты — рабочий кабинет, гостиная, столовая и передняя. Остальная часть квартиры реконструирована, и там расположены экспозиционный зал, где представлены многочисленные документы о жизни и деятельности композитора, и концертный зал на 50 мест.
В кабинете Римского-Корсакова находится его рабочий стол, любимое кресло, старинное бюро работы тихвинских мастеров, памятный адрес работы Врубеля, подаренный к 35-летию творческой деятельности композитора. Главное украшение гостиной — рояль фирмы «Беккер», на котором играли С.Рахманинов, А.Скрябин, А.Глазунов, И.Стравинский и сам Николай Андреевич. На стенах столовой — живописные портреты предков Римского-Корсакова — он принадлежал к древнему дворянскому роду, известному в России с конца XIV века. На обеденном столе — именные столовые приборы и памятные сувениры: серебряная солонка и сухарница.
В музее воссоздан не только внешний облик квартиры Римских-Корсаковых, но и царившая в ней творческая атмосфера. На протяжении многих лет этот дом был одним из центров культурной жизни Петербурга. Гости Римского-Корсакова: композиторы Глазунов и Лядов, Рахманинов и Танеев, художники Серов и Репин, певцы Шаляпин и Забела-Врубель — принимали активное участие в музыкальных вечерах, которые получили название «корсаковских сред». Когда сюда приходил Федор Шаляпин, в гостиной иногда собиралось до 100 человек гостей, а соседские дети, жившие этажом выше, даже ложились на пол, пытаясь услышать голос знаменитого певца. После концертов гости перемещались в столовую и пили чай. Бывало, эти чаепития затягивались до самого утра.
•Доходный дом Петровых
Загородный пр., 42
Здание известно как доходный дом Петровых.
В. Е. Петров потомственны почетный гражданин, купец 1й гильдии, владелец водочных заводов «Петров В. Е», «Ф. Натусъ и К», углеобжигательного завода «Ф. Натусъ и К», ренского погреба, член общества для содействия Русской промышленности и торговли, попечитель Николаевского дома призрения. Владел 10 домами в разных частях города.
Здание известно как доходный дом Петровых В разное время на Загородном проспект жили такие композиторы, как П.И Чайковский, (дом № 25), А. Г. Рубинштейн (дом № 5), а также с 1824 г. — по 1825 г. М.И. Глинка (дом 42).
•Некрополь мастеров искусств
Александра Невского пл.
Находится на территории одного из кладбищ Александро-Невской Лавры.
Некрополь «Мастеров искусств» расположен на территории бывшего Тихвинского кладбища Александро-Невской лавры. Его устройство относится к концу 1930-х годов. В некрополе сохраняются памятники выдающимся представителям отечественной культуры и искусства XIX-XX вв.
Литераторам, писателям, поэтам: Е.А.Баратынскому, П.А.Вяземскому, Н.И.Гнедичу, И.Ф.Горбунову, А.А.Дельвигу, Ф.М.Достоевскому, В.А.Жуковскому, А.Е.Измайлову, И.А.Крылову.
Композиторам: А.С.Аренскому, М.А.Балакиреву, А.П.Бородину, Д.С.Бортнянскому, А.К.Глазунову, М.И.Глинке, М.П.Мусоргскому, Н.А.Римскому-Корсакову, П.И.Чайковскому.
Художникам: Ф.А.Бруни, А.А.Иванову, И.Н.Крамскому, А.И.Куинджи, Б.М.Кустодиеву, А.П.Остроумовой-Лебедевой, Л.О.Премацци, И.И.Шишкину.
Аудиогид
Слушать
Скачать



