«Утопия Спасённая»: Персональная выставка легендарной южнокорейской художницы Ли Бул в Манеже

19 октября 2020

Петербургский Манеж впервые в России с 10 ноября по 31 января представит масштабный выставочный проект легендарной корейской художницы Ли Бул «Утопия Спасённая». Творчество Ли Бул является абсолютным ориентиром в современном искусстве Южной Кореи и Азии.

Её работы получили широкое мировое признание, а персональные выставки прошли в крупных музеях и центрах современного искусства в Нью-Йорке, Филадельфии, Сиднее, Торонто, Марселе, Берне, Токио, Сеуле, Лондоне и Берлине. Дважды художница принимала участие в Венецианской арт-биеннале (1999, 2019).

«Многолетний интерес Ли Бул к утопии приобрел новое качество в середине 2000-х годов, когда она начала создавать архитектурные макеты и рисунки, вдохновляясь конструктивизмом и русским авангардным искусством и архитектурой. Ли Бул использует символы и метафоры утопического модернизма, которые она трансформирует, аллегорически изображает и соединяет в своих произведениях. Она взаимодействует с утопическим модернизмом самобытно и критически, с глубоким пониманием и фантазией. «Утопия Спасённая» (Utopia Saved) — первая персональная выставка Ли Бул в России, на которой будут представлены произведения художницы за последние 15 лет. Они впервые будут показаны совместно с работами русских художников, ставшими источником ее вдохновения. Основную часть экспонатов составят инсталляции, архитектурные макеты и рисунки, созданные с 2005 года, начиная с макета «Мое великое повествование» (Mon grand récit), инсталляции «Город Солнца» (Civitas Solis), «Желание быть уязвимым» (Willing To Be Vulnerable) и другие, а также эскизы и макеты, призванные продемонстрировать многогранность творческого процесса Ли Бул. Некоторые рисунки и макеты ранее никогда не экспонировались. Эти работы Ли Бул будут впервые показаны вместе с произведениями представителей русского авангарда, которые волновали воображение художницы в течение многих лет», – говорят Сунджун Ким и Суджин Ли, кураторы проекта.

Многогранное творчество Ли Бул во многом определило траекторию развития современного искусства Азии, а также оказало значительное влияние на современный мировой художественный процесс. Выставка «Утопия Спасённая» станет одним из наиболее личных художественных высказываний Ли Бул. Впервые художница столь полно расскажет публике об истоках актуального этапа в развитии своего творческого пути и влиянии, оказанным на него русским авангардом.

Работа над созданием выставки в Манеже шла около двух лет. Все это время Ли Бул принимала самое активное участие в подготовке всех аспектов проекта: от разработки общей идеи и отбора работ до подготовки каталога, и создания архитектурного решения экспозиции. Для этого художница создала рукотворный макет пространства Манежа в масштабе 1:50, что позволило ей тщательно продумать расположение экспонатов и организовать выставку как путешествие по site-specific ландшафту, открывающему неожиданные смысловые и визуальные параллели.

Выставка в Петербурге представит целый ряд произведений Ли Бул, которые ранее не экспонировались, включая одну из самых последних ее работ — коллаж на бархате «Без названия (Желание быть уязвимым — Бархат#9 JTVP3582/23 CE)». Масштабные инсталляции из серии «Желание быть уязвимым» (Willing To Be Vulnerable) были воссозданы специально для Манежа.  

Отдельный фокус проекта поставлен на визуализацию творческого «диалога» между Ли Бул и представителями русского авангарда. Среди последних — работы художников Казимира Малевича, Александра Родченко, Эль Лисицкого, Александры Экстер, архитекторов Ивана Леонидова и Якова Чернихова, ученого и мыслителя Константина Циолковского и других.

Значимый вклад в создание экспозиции внесли российские музеи и художественные институции. Среди участников выставки: Научно-исследовательский музей при Российской академии художеств, Государственный музей истории космонавтики им. К. Э.Циолковского, Государственный музей архитектуры им. А. В. Щусева, Государственный центральный театральный музей им. А. А. Бахрушина, Мультимедиа Арт Музей, Москва, Центральный музей Вооруженных Сил РФ Министерства обороны Российской Федерации, Международный архитектурный благотворительный фонд имени Якова Чернихова, Вологодская областная картинная галерея, Екатеринбургский музей изобразительных искусств, Пермская государственная художественная галерея, Псково-Изборский объединенный музей-заповедник, а также Императорский фарфоровый завод.

Экспозиция «Утопия Спасенная» открывает новую грань современного искусства, продолжая многовековой диалог между российской, европейской и азиатской культурами. В рамках проекта Манеж представит дополнительную программу, призванную шире осветить темы модернистской и современной культуры Южной Кореи, ее связей с русским авангардом и культурой.

К открытию выставки будет подготовлен двуязычный каталог со статьями российских и иностранных специалистов, написанных специально для издания и исследующих различные аспекты творчества Ли Бул. Партнер издательской программы Манежа — Автономная некоммерческая организация по развитию искусства и культуры «Свободные художники».

Выставочный проект и мероприятия дополнительный программы призваны не только дать голос одному из важнейших художников современности и погрузить аудиторию в увлекательное исследование новых культурных кодов и способов визуального мышления, но и показать, насколько важным является способ восприятия современной культуры с точки зрения включенности в глобальные художественные и социокультурные процессы.

Проект является важной частью программы Года культурных обменов между Российской Федерацией и Республикой Корея (2020), приуроченного к 30-летию установления дипломатических отношений между странами.

11 ноября пройдет симпозиум, посвященный влиянию русского авангарда на искусство Восточной Азии, творчеству Ли Бул, а также состоится презентация каталога к выставке и пресс-показ. К участию в симпозиуме приглашены российские и иностранные специалисты, среди которых: Мами Катаока, директор Mori Art Museum (Токио), Стефани Розенталь, директор выставочного центра Martin-Gropius-Bau (Берлин), а также сама Ли Бул и кураторы проекта Сунджун Ким и Суджин Ли.

Модераторами симпозиума выступят куратор выставки Сунджун Ким и Семен Михайловский, ректор Санкт-Петербургского государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е.Репина.

Ли Бул

Ли Бул (род. 1964) — художница, живущая и работающая в Сеуле. Получила образование скульптора в 1980-х годах, в период глубоких социальных и политических преобразований в Южной Корее. Начала творческую карьеру с создания перформансов с использованием мягких «скульптурных» костюмов. В 1990-х годах получила широкую международную известность, выступив с серией провокативных работ, включая нашумевшую инсталляцию с гниющей рыбой и серию скульптур «Киборги» (Cyborgs) — гибридов механизмов и органических форм. В 2000-х годах заинтересовалась историей модернизма и начала создавать крупномасштабные инсталляции и скульптуры в архитектурных формах, которые стали результатом ее творческих изысканий и раздумий о событиях истории и отражением ее личных воспоминаний и переживаний.

В последнее время Ли Бул создает иммерсивные исталляции, среди которых такие заметные работы, как «Город солнца II» (Civitas Solis II) и «Утренняя серенада III» (Aubade III), которые были показаны на выставке в Национальном музее современного искусства Кореи в 2014 году и в выставочном центре Palais de Tokyo в Париже в 2015 году, а также инсталляция «Желание быть уязвимым» (Willing To Be Vulnerable), продемонстрированная на 20-й Сиднейской биеннале современного искусства в 2016 году. Последняя ретроспектива художницы «Ли Бул: Крушение» (Lee Bul: Crashing), представляющая ее 30-летний творческий путь, прошла в галерее Hayward в Лондоне и выставочном центре Martin-Gropius-Bau в Берлине с мая 2018 по январь 2019 года. Куратором выставки выступила Стефани Розенталь.