Труппа Бориса Эйфмана возвращается на большую сцену

05 октября 2020

9 ноября Санкт-Петербургский государственный академический театр балета Бориса Эйфмана представит на сцене Александринского театра спектакль «Эффект Пигмалиона» – премьеру 2019 года. Это выступление станет для всемирно известной труппы первым после длительного вынужденного перерыва, вызванного пандемией коронавируса. Следующий показ балета запланирован на 21 декабря (на той же сценической площадке). Начало спектаклей в 20:00.

В октябре прошлого года «Эффект Пигмалиона» был выдвинут на Российскую Национальную театральную премию «Золотая Маска» в четырех номинациях: «Лучший спектакль в балете», «Лучшая работа балетмейстера / хореографа» (Борис Эйфман), «Лучшая женская роль в балете – современном танце» (ведущая солистка Театра Любовь Андреева, за роль Галы); «Лучшая мужская роль в балете – современном танце» (ведущий солист Олег Габышев, за роль Лиона).

В январе текущего года в Санкт-Петербурге прошли съемки экранной версии спектакля. Борис Эйфман стал режиссером-постановщиком фильма. В качестве оператора-постановщика выступил известный кинематографист Федор Ордовский.

Последний на данный момент спектакль Театра состоялся 12 марта в Таллине (где была показана «Анна Каренина»). Петербургские же ценители танца не испытывали радость от встречи с искусством Бориса Эйфмана c начала февраля. При этом посткарантинные месяцы и без живых выступлений получились для коллектива творчески насыщенными. В июле артисты приступили к репетициям балета «Страсти по Мольеру, или Маска Дон Жуана» (рабочее название постановки). Премьера спектакля, посвященного великому французскому комедиографу, пройдет 2 и 3 февраля 2021 года. Параллельно Театр работает над новой версией легендарного балета Бориса Эйфмана «Чайка». Ее выпуск будет приурочен к 75-летию хореографа, отмечаемому в июле следующего года.

Информация о спектакле:

«Эффект Пигмалиона» – первый за последние годы опыт обращения Бориса Эйфмана к комедийному (или, точнее сказать, трагикомедийному) жанру, признанным мастером которого является хореограф.

Продолжая обретать вдохновение в соприкосновении с мировым культурным наследием, Эйфман предлагает зрителям балетную интерпретацию архетипического сюжета о скульпторе, влюбившемся в созданную им статую прекрасной девушки. Роль неистового творца в драматургической конструкции спектакля отведена преуспевающему исполнителю бальных танцев, который решает «изваять» из нескладной представительницы городских низов виртуозную артистку. Внутреннее и внешнее преображение героини происходит под музыку Иоганна Штрауса-сына, причем с произведениями «короля вальса» хореограф работает впервые в своей насыщенной творческой карьере.

Неутомимый исследователь души, Борис Эйфман почерпнул название нового балета в трудах по психологии, где понятие «эффект Пигмалиона» означает феномен влияния ожиданий на действительность. Так, человек, воспринимаемый другим как талантливый, будет ощущать уверенность в себе и добиваться успеха.

Поразительная пластичность личности, способной непредсказуемым образом меняться в соответствии с установками и мечтами, находит исчерпывающее художественное и философское раскрытие в спектакле Эйфмана.

«Балет «Эффект Пигмалиона» – хореографическая трактовка мифа о художнике и его творении, новый взгляд на тему сложной переплетенности и вечной нетождественности искусства и жизни», – отмечает Борис Эйфман.

Мировая премьера спектакля состоялась 6 февраля 2019 года в Санкт-Петербурге. В мае и июне постановку восторженно принимали зрители США (она исполнялась в Чикаго, Коста-Месе, Беркли и Нью-Йорке). Влиятельная газета Chicago Tribune охарактеризовала демонстрируемый в «Эффекте Пигмалиона» танец как «блистательный» и «шедевральный». В июле прошлого года на Исторической сцене Большого театра России в рамках Открытого фестиваля искусств «Черешневый лес» прошла московская премьера балета. Спектакль также увидела публика Берлина и Риги.