Петербургский калейдоскоп из дома: Дом Вавельберга

26 июня 2020

Не только реки и каналы Петербурга, не только силуэты больших и малых мостов вызывают известное сравнение с Венецией. Есть в архитектурном облике города отдельные черты, отражающие прямое влияние  итальянских традиций. Есть дома, как будто чудесным образом сошедшие с пейзажей эпохи Возрождения.

Именно таков Дом Вавельберга (Невский пр., 7-9). Фасад его настолько интересен, что заставляет обращать на себя внимание буквально всех проходящих по Невскому проспекту. А те, кто едет в экскурсионных автобусах – приникают к панорамным окнам, стараясь рассмотреть многочисленные детали, высеченные из  тёмного гранита.

Дом был построен в 1911-1912 годах по проекту архитектора Мариана Перетятковича для банкира Михаила Ипполитовича Вавельберга. В нём тогда расположилось помещение банка Вавельберга, его собственная квартира, а также конторы и квартиры богатых арендаторов. Но это был не просто доходный дом. На Невском проспекте он настолько выделялся, что горожане сразу прозвали его «Денежкино палаццо» и «Дворец дожей».

Меткое определение питерских острословов не случайно. Архитектор Перетяткович мог работать в разных стилях, но предпочитал неоренессанс. Этот стиль позволял строить здания монументальные и, одновременно, изящные. Большие размеры постройки уравновешивались изобретательностью  и разнообразием декоративного оформления. А огромные средства, предоставленные заказчиком, давали возможность использовать самые дорогие материалы. Например – сердобольский гранит из Карелии, которым сплошь облицованы стены Дома Вавельберга.

Кстати, есть городская легенда:  когда Михаил Вавельберг принимал работу, то ему понравилось в новом здании всё, кроме того, что на входных дверях висела табличка с надписью «Толкать от себя». Банкир сказал, что это не его принцип, поэтому надо сделать так, чтобы висела табличка с надписью «Тянуть к себе». Дверь, конечно, переделали и хозяин остался доволен.

Дом стал самым известным творением  М.М. Перетятковича. Многое здесь навеяно памятниками Флоренции, в частности, дворцом Медичи-Рикарди. Угловая часть дома с ложными арками, парами колонн и пилястр напоминает здание банка Святого Духа в Риме, построенного в XVI веке. Двухъярусная аркада со стороны Невского проспекта действительно имеет определённое сходство со средневековым Дворцом дожей в Венеции. Но всё это лишь приёмы, которые использовал зодчий. В итоге получилось совершенно оригинальное здание, по праву считающееся одной из интереснейших достопримечательностей Петербурга.

Разнообразный скульптурный декор выполнен Л. А. Дитрихом и В. В. Козловым. Скульптурное убранство Дома Вавельберга поистине впечатляет. Здесь можно насчитать в общей сложности 135 масок. И это не только различные варианты львиных маскаронов, вполне традиционных для петербургской архитектуры периода классицизма. Человеческие лица и растительный орнамент, воинские доспехи и средневековые гербы в изобилии покрывают гранитный фасад. Но особенно интересны изображения  черепов жертвенных быков и баранов – «букрании». В Древнем Риме их вешали на стены храмов и общественных зданий с целью привлечь капризную фортуну и обеспечить покровительство своенравных языческих богов. А Дому Вавельберга они придают ещё большую экзотичность и таинственность.

 

 

Фото: из открытых источников.