Петербургский калейдоскоп из дома: Дом с мишками

19 июня 2020

В прошлом выпуске нашего «калейдоскопа» мы рассказали об особняке Курта Зигеля – петербургского предпринимателя и инженера. Теперь мы продолжаем знакомство с наследием, доставшимся нам от этого незаурядного человека.

Если перейти от известного нам особняка Зигеля на улице Марата до улицы Достоевского, то здесь перед взором предстают корпуса бывшего механического завода «К.Б. Зигель» (ул. Достоевского, 40-44). Фактически, это целых три дома, которые смотрятся как единый внушительный архитектурный ансамбль. Секрет подобного визуального эффекта объясняется просто. Архитекторы, создавшие в начале XX века это, одно из самых интересных индустриальных сооружений города, понимали, что их задачей было выделить завод Зигеля, придать ему необычный вид в ряду довольно похожих друг на друга доходных домов улицы. И у них это получилось. «Дом с мишками», как его называют петербуржцы из-за двух уникальных фонарей со скульптурами медведей, стал достопримечательностью, поднимающей настроение взрослым и детям.

Зодчие Иероним Китнер и Ричард Берзен были, соответственно – учитель и ученик. Китнер был уже признанным мастером и академиком архитектуры, ярким представителем «кирпичного стиля» и, напомним, автором проекта особняка Зигеля. В своём творчестве он использовал принципы эклектики, сочетая различные исторические архитектурные приёмы. Поэтому завод выглядит как постройка времён готики, напоминая очертаниями средневековые дома Северной Европы.

Ричард Берзен, тогда молодой сторонник стиля модерн, строивший впоследствии уже в советское время конструктивистские здания, привнёс в неоготическую основу кирпичных заводских корпусов изящество линий и яркие декоративные детали.

А, что касается знаменитых фонарей, то это был совершенно особый проект. Медведь был символом марки «Зигель». Как сейчас принято называть - товарным знаком компании. Работу по созданию фонарей с мишками, словно карабкающимися по стволу дерева (за мёдом, что ли?), осуществил Артемий Обер – известнейший в то время скульптор, академик Академии художеств. Он прославился не столько монументальными произведениями, сколько скульптурными миниатюрами, изображающими животных. Его «лисицы» и «борзые», «быки» и «медведи», отлитые из бронзы, красовались на многих письменных столах. Обер в своих творениях достигал удивительной точности в передаче характера зверей. Его скульптуры можно увидеть и в собрании Русского музея.

Ну, а мишки на улице Достоевского уже почти сто двадцать лет привлекают внимание всех без исключения прохожих. С ними фотографируются, у них просят исполнения желаний, да и просто улыбаются им…

 

 

Фото: vppress.ru и otvet.imgsmail.ru