Петербургский калейдоскоп из дома. Дом Зигеля

11 июня 2020

Улица Марата для Петербурга - особая улица. Прославленная художниками и воспетая в городских балладах, одна из старейших питерских улиц, она уводит от сверкающего Невского проспекта в сторону бывших рабочих окраин. Неторопливо прогуливаясь вдоль длинных шпалер доходных домов, можно ясно видеть, как изменялся Петербург, как происходило превращение города аристократического в город промышленников и купцов - в деловую столицу Российской империи.

Особенно примечателен на улице Марата один дом. Совсем небольшой, по сравнению с соседями, он удивляет архитектурным убранством, характерным, скорее, для Франции начала XVI века, чем для России периода нарождающегося капитализма. Это собственный дом фабриканта Зигеля (ул. Марата, 63), построенный для него по проекту архитектора Иеронима Китнера.

Курт Зигель, уроженец Лейпцига, был по профессии инженером-механиком. В родной Саксонии он овладел всеми премудростями производства сложных устройств для подачи воды и газа, а также водяного отопления. Огромные перспективы, открывающиеся перед такими специалистами в России, сподвигли его к переезду в стремительно растущий Петербург, где существовала большая община выходцев из германских земель. Здесь он обосновался и открыл собственное прибыльное дело.  По обыкновению «русских немцев» Петербурга Зигель, сохраняя лютеранскую веру, обзавёлся русским отчеством и стал именоваться Куртом Богдановичем. Имея обширные деловые связи в Европе и Америке, он получил доступ к самым передовым для того времени технологиям. Действительно, ванные комнаты, оборудованные смесителями горячей и холодной воды, и, конечно, хитроумные сантехнические приспособления были тогда в новинку и казались настоящим чудом. Это и стало главным направлением работы фирмы.

В 1877 году предприимчивый саксонец основал в Петербурге механический завод «К. Зигель». Место для производственных помещений завода было выбрано на большом участке, где ранее располагался  огород купчихи Марии Сидоровой. На месте грядок, снабжавших городские рынки капустой и морковью, выросли кирпичные стены цехов.

Но самое интересное началось позже, когда Зигель задумал выстроить собственное жилище. Особняк его получил известность, как один из самых оригинальных домов Петербурга. Архитектор Иероним Китнер создал по желанию заказчика двухэтажный шедевр, напоминающий небольшой замок - такие стоят на берегах Луары во Франции. Дом строился с неоштукатуренными кирпичными стенами, что в Петербурге тех лет было принято только при возведении индустриальных зданий или казарм.  Но после того, как особняк Зигеля был в 1890 году закончен, о нём написали в газетах и, самое главное, статья с фотографией дома появилась в журнале об архитектуре «Зодчий», по России пошла мода на, так называемый, «кирпичный» стиль. Все обратили внимание на то, как кирпичная кладка прекрасно сочетается визуально с декоративными элементами стиля неоренессанс. Как органично и легко воспринимаются башенки, эркеры, пластика лепнины и ажурное кружево чугунных решёток на основании из простого кирпича.

Немаловажным аргументом в пользу «кирпичного» стиля явилась и его экономичность. Предприниматели-новаторы, к числу которых относился Курт Зигель, оценили его не только с эстетической, но и с практической стороны. Не надо штукатурки, не надо часто красить.

Курт Богданович Зигель не дожил до революционных потрясений. Последним пристанищем купца 1-й гильдии, талантливого инженера и успешного бизнесмена стало Смоленское лютеранское кладбище Петербурга. Но доброй памятью о нём служит завод и замечательный, радующий глаз особняк на улице Марата,

И ещё кое-что… Теперь уже не встретить в квартирах ванн и умывальников фирмы «Зигель». Верх комфорта в начале XX века, сегодня они бы показались немного смешными и, конечно, не столь удобными. Но есть изделия фирмы, которые служат нам до сих пор, не подвластные времени. Это – люки, которые выпускал Зигель. Их можно увидеть в Петербурге и его пригородах.  Как говорится, срок годности не ограничен!

Фото: excurspb.ru