Петербургский калейдоскоп из дома. Дом Мертенса

05 июня 2020

Интересные дома Петербурга.

Есть на Невском проспекте дома, чей облик обращает на себя внимание не только красотой фасада, но и необычностью архитектурного решения. Именно таков Дом Мертенса (Невский пр. 21) – причудливый симбиоз традиций итальянского Ренессанса с его преклонением перед симметрией и гармонией форм, и северного модерна с его укрупнёнными декоративными элементами и витиеватым растительным орнаментом, словно бегущим по стене.


«Образцовый» дом (слева) Невский пр. 21. Гравюра XVIII в.

Вследствие метаморфоз переменчивой архитектурной моды Петербурга этот дом несколько раз менялся до неузнаваемости. Примечательно, что застройка Невского проспекта каменными домами на этом участке шла полным ходом ещё в первой половине XVIII века. Строения тогда возводились «образцовые», то есть – по единому утверждённому образцу, разработанному в петровское время. На месте, где теперь возвышается Дом Мертенса, стоял аккуратный «типовой» купеческий особнячок. Вполне возможно, что в фундаменте можно найти камни, уложенные рабочими во времена правления императрицы Елизаветы Петровны.


Дом Мертенса

Шло время, дом переходил от одного хозяина к другому. Среди собственников были и купцы, и принцы. Да, в середине XIX века владельцем был не кто иной, как зять Николая I и, кстати, внук французской императрицы Жозефины – Максимилиан Лейхтенбергский. Как раз при нём здание выросло до четырёх этажей и превратилось в солидный доходный дом с дорогими апартаментами и роскошными магазинами. Наверное, про такие дома говорили, что «лучше иметь один доходный дом в Петербурге, чем два золотых прииска в Сибири».


Герцог Лейхтенбергский

В 70-е годы XIX века дом стал собственностью семьи Мертенсов – богатых меховщиков, давших дому своё имя. Здесь обосновались контора фирмы «Мертенс» и главный магазин по продаже меховых изделий. Состоятельные горожане и приезжие щёголи устремлялись в Дом Мертенса за великолепными шубами и шапками. Кстати, в ту пору обладателем длинной шубы чаще мог быть мужчина. Её наличие как нельзя лучше подчёркивало достаток и общественное положение кавалера.


Дом Мертенса 1870-е гг.

В Доме Мертенса разместились и другие известные петербургские магазины, например – знаменитая кондитерская лавка Георгия Бормана, производителя вкуснейших шоколадных конфет. Задолго до современных «киндерсюрпризов», фирма «Жорж Борман» придумала выпускать шоколадные пасхальные яйца со спрятанными внутри моделями соборов, крестиками и прочими приятными сувенирами. После революции эта шоколадная фабрика получит название «Красный Октябрь». Но ещё некоторое время питерская шпана и беспризорники будут распевать «дразнилку» - «Жорж Борман – нос оторван, а вместо носа – папироса!»


Дом Мертенса 1913

В начале XX века домовладелец Л.Ф. Мертенс задумал масштабную перестройку с целью превратить свой дом в архитектурный шедевр и достопримечательность Невского проспекта. Это было нечто большее, чем просто маркетинговый ход. Фотографии Дома Мертенса вошли в путеводители по Петербургу и альбомы по искусству. Надпись «Мертенс» крупными буквами не оставляла сомнения в принадлежности здания. Продажи меховой одежды сразу выросли, а фирма приобрела популярность далеко за пределами России.

Автором «превращения» стал архитектор польского происхождения Мариан Лялевич. Он был большим поклонником зодчих итальянского Возрождения, в частности, великого Андреа Палладио. Для палладианского стиля весьма характерен приём расположения арок на центральном фасаде.  Лялевич разместил на фронтальной стене Дома Мертенса три огромные арки-витрины, занимающие почти всю её площадь. Для этого ему пришлось едва ли не впервые в Петербурге применить монолитный железобетонный каркас, позволивший раскрыть к Невскому проспекту эти гигантские стеклянные проёмы. Мастерски выполненные украшения в стиле «модерн» дополнили праздничный декор. Растительные гирлянды и скульптура не перегружают фасад, а только оттеняют чистоту и изящество линий здания. И что удивительно – Лялевич сохранил, где было возможно, кирпичную кладку XVIII века. Так что перед нами, на самом деле, один из старейших петербургских домов!

Когда в 1912 году работа была закончена, о Доме Мертенса заговорил весь Петербург. О нём писали газеты, на его примере изучали новые архитектурные методы будущие зодчие эпохи конструктивизма. Сочетание стекла и бетона стало потом хрестоматийным в постройках на многие десятилетия. А сама надпись сверху «Мертенс» породила забавную городскую легенду о том, что её сделали, якобы, для того, чтобы любой извозчик мог доставить владельца точно домой после банкета или вечеринки.

Революция 1917 года подвела черту под меховым бизнесом компании «Мертенс». В здание въехали разные советские учреждения, и о моде надолго забыли.

Но в 1944 году, после снятия блокады Ленинграда, Дом Мертенса вновь превратился в главное «модное место» города. Здесь открылся первый ленинградский Дом моделей одежды. Это был настоящий подарок для горожан. С тех пор ленинградки стали считаться самыми элегантными и стильными женщинами страны. Во все времена тут работали лучшие дизайнеры и модельеры. А жители часто приходили сюда к шести часам вечера и наблюдали, как невероятно красивые манекенщицы выходят из здания и направляются, кто на троллейбус, кто на метро.

Сегодня в Доме Мертенса вновь модный магазин одной из крупных европейских фирм. Но о прежних владельцах напоминает не только название на фасаде. Во внутреннем дворике спрятался «обитатель», служивший символом меховой компании «Мертенс». Это медведь, сидяший над небольшим фонтаном. Скульптура выполнена из известняка. Мишка присматривает за Домом Мертенса уже больше сотни лет.