Церквь Захарии и Елизаветы каре Смольного монастыря почти отреставрировали

20 мая 2020

Проект реставрации церкви был разработан в 2017 году. В 2018-2019 годах реставраторы демонтировали паркет, поздние покрытия, усилены конструкции перекрытий. Оконные заполнения барабана заменены на воссозданные по историческим образцам.

В 2020 году отреставрирован штукатурный и лепной декор стен и потолков северного и восточного приделов, сообщают в комитете по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры.

Сейчас ведутся работы по реставрации штукатурной отделки стен помещения лестницы. Также началась реставрация нижней церкви святого Александра Невского при Александровском институте.

Напомним, в интерьере церкви Захарии и Елизаветы сохранились подлинные лепные головки херувимов, пальмовые ветви и цветочные композиции. На парусах свода под слоями побелки сохранилась масляная живопись по штукатурке – в результате расчисток обнаружены изображения св. Николая Чудотворца, апостола Иакова, св. Дмитрия Ростовского, св. Амвросия Медиоланского, Климента Римского, Петра Александрийского, Спиридона Тримифунтского, Иоанна Милостивого и четырех московских святителей – Петра, Алексея, Ионы и Филиппа.

Сохранился подлинный наборный паркет, созданный по рисунку Ф.-Б. Растрелли. Специалисты подчеркивают, что церковных паркетов великого зодчего больше нигде не осталось. Реставраторы насчитали пять пород дерева: клен, дуб, ясень, светлый и темный орех.

***

Церковь Захарии и Елизаветы уникальна тем, что сохранилась практически в том виде, какой её задумал и реализовал Франческо Бартоломео Растрелли. Временем окончания отделки храма, по мнению исследователей, можно считать конец 1762 года.

В советское время в помещении церкви разместился архив Ленинградского обкома КПСС. При устройстве архива помещение церкви было разделено перекрытием, над которым был скрыт барабан с восемью большими окнами и лепниной середины XVIII века. Стены церкви были побелены, что позволило живописи сохраниться до наших дней. Нижняя часть стен была окрашена темно-зеленой краской. Особый режим охраны документов обеспечил и относительную сохранность интерьеров.

Архив был вывезен из помещения в 1994 году.