«24 скрипки короля» сыграют онлайн

12 мая 2020

Концертная программа в исполнении Симфонического оркестра Санкт-Петербурга под управлением народного артиста Сергея Стадлера прозвучит 13 мая в 17 часов.

Мир изящного наследия всемирно известной французской скрипичной школы, прямой преемницей которой является, в том числе, и российская школа скрипки, удивительный драматизм судеб композиторов, творивших в эпоху великих исторических потрясений, вдохновили Маэстро на создание новой блестящей программы

Причем рассказчиком о жизни виртуозов скрипки выступил на сцене сам Сергей Стадлер. По словам скрипача и дирижера, его привлекло не только гениальное творчество музыкантов – разносторонность интересов, неожиданные, порой фатальные повороты жизненного пути и их таинственный трагический финал тоже заслуживают пристального внимания. Это блестящая плеяда композиторов, виртуозов, светских деятелей, упоминаемых в произведениях Дюма, Пушкина, Булгакова – литературные классики также были впечатлены хитросплетением их судеб. Имена одних оказались навсегда вписаны в мировую музыкальную историю, другие оказались незаслуженно забыты широким слушателем, оставшись лишь в памяти профессионалов.

Название концерта не случайно. Именно так – «24 скрипки короля» – назывался знаменитый оркестр при дворе Людовика XIV. В разное время в его состав входили лучшие исполнители столетия. К таким музыкантам относится Жан-Батист Люлли – крупнейшая фигура музыкальной жизни Франции того времени. Основатель Королевской академии музыки, композитор, танцор, дирижёр, он также был одним из основоположников французской скрипичной школы. Его увертюрой и пассакалией из оперы «Армида» откроется сегодняшняя трансляция концерта.

Заметной фигурой в мире французской музыки конца XVII – начала XVIII века был композитор и музыковед Жан-Филипп Рамо. В исполнении Симфонического оркестра Санкт-Петербурга прозвучат его «Танцы из оперы «Бореады»». Также в первое отделение вошли произведения малознакомых отечественному слушателю барочных виртуозов-скрипачей Жана-Батиста Сенайе, Жана-Фери Ребеля, Жана-Жозефа де Мондонвиля.

Отдельно стоят сочинения Пьера Гавинье и Пьера Роде – первых педагогов Парижской высшей национальной консерватории, основанной в 1795 году. Судьба Роде связана с Россией. Некоторое время он жил в Санкт-Петербурге, а затем в Москве, находясь на службе в качестве придворного скрипача. Его «Полонез» завершит первую часть концерта.

Второе отделение концертной программы перенесёт публику в XIX век и затронет первую четверть XX века. Представленные здесь имена широко известны среди отечественных почитателей классической музыки. Шарь Берио и Анри Вьетан – представители романтического направления, тоже долгое время провели в России, преподавали здесь и давали концерты. Эрнест Шоссон создал знаменитую «Поэму» по рассказу Тургенева «Песня торжествующей любви». Венчает музыкальный вечер «Интродукция» и «Рондо каприччиозо для скрипки с оркестром» Камиля Сен-Санса – виднейшего французского музыкального деятеля, настоящего эрудита, написавшего огромное количество сочинений в самых разных жанрах.

Концерт «24 скрипки короля» – это не только своего рода ретроспектива становления французской, а вместе с ней и мировой скрипичной школы, но и возможность через музыку и судьбы людей её творивших, почувствовать атмосферу выдающихся эпох французской истории, времён, полных приключений, масштабных исторических поворотов, гениальных творцов и прекрасной музыки.

Трансляция доступна на официальном сайте "Петербург-концерта".

 

 

Фото: Pixabay.com