Основная программа фестиваля искусств «Точка доступа» пройдет онлайн

07 мая 2020

Несмотря на смену городских локаций на цифровые, фестиваль «Точка доступа» не изменяет себе: в программе вновь имена крупных и молодых режиссеров, работающих в поле эксперимента, а главная цель каждого проекта — изучение языка новой реальности, приближение которой ускорила пандемия. Сессии вопросов и ответов с Мило Рау и Сьюзан Кеннеди, спектакли Rimini Protokoll и Vidy-Lausanne — это и многое другое с 29 мая по 24 июля на «Точке доступа».

Основная программа «Точки доступа» исследует разные способы перформативной коммуникации в сети — от уже почти традиционного разыгрывания пьесы в zoom'е до опыта примерки чужого цифрового тела. Каждый из спектаклей программы — повод для разговора о времени — прошлом, настоящем и будущем.

Онлайн-пространство обладает существенным преимуществом — здесь нет физических границ. Спектакли, созданные в России, Швейцарии, Латвии, Великобритании, Германии и США одинаково доступны зрителям Петербурга и Хабаровска, Казахстана и Бразилии — везде, где есть русскоязычная аудитория.

В этом году программа «Точки доступа» существует еще и в рамках проекта «Новые технологии и инновации в театре», проводимого совместно с эстонскими партнерами при поддержке Еврокомиссии. Серия июльских проектов, о которых мы расскажем позже, будет посвящена теме границ и их преодоления — языковых, физических, ментальных — на примере России и Эстонии.

Алексей Платунов, куратор Основной программы:

«Основная  программа  «Точки  доступа»  —  это  наивная  теория  множеств.  Мы  чувствуем,  что все  спектакли  находятся  в  едином  поле,  но  выделение  объединяющего  признака  сужает высказывание. Скорее, все спектакли — это новые языки, которые мы хотим выучить вместе со зрителем. Чтобы вместе говорить о пределах границ, о преодолении физического тела, о том, из каких деталей состоит будущее, о беззащитности перед чужим взглядом, о рождении мысли из пустоты, о запутанных тропах нашей памяти».

●    Откроет программу совместная постановка Рижского русского театра имени Михаила Чехова и фестиваля «Точка доступа». «Черновик» — zoom-премьера Владислава Наставшева, постоянного резидента Нового Рижского театра и Гоголь-центра. Герои пьесы Сергея Уханова живут в вечной самоизоляции и не могут разорвать порочный круг воспоминаний и травм.
●    “CLOUDME” Марии Пацюк и Николая Мулакова — цифровой ответ перформансу «Ритм 0» Марины Абрамович. Зритель управляет компьютером перформера, имея доступ ко всему самому сокровенному, принимая решения, последствия которых будут вполне реальными.
●    Киберспектакль Семена Александровского «Брак» — zoom-свидание  семейной пары из будущего, которая осмысляет прошлое (наше настоящее), а зрители влияют на ход событий.
●    Об уже наступившем будущем, которым пугал сериал «Черное зеркало», онлайн-премьера спектакля швейцарского театра Vidy-Lausanne «Быть Ариэль Ф. Прямой эфир». Перформер Симон Сенн купил на черном рынке цифровую копию тела реальной британской девушки. Он вживается в виртуальное тело и решает поговорить с «прототипом». Спектакль — о необычной связи двух людей, возникшей из этого странного опыта, о вопросах гендера, морали и права.
●    Элина Куликова обращается к технологиям 18-ого века и в 21-ом возвращает к жизни эпистолярный роман. Ее спектакль «Все письма — это письма о любви» — четырехнедельная переписка зрителя с незнакомцем, попытка найти перформативное  в длительном, театральный сериал в письмах.
●    В прошлое заглядывает «Спектакль в коробочке» — совместная продукция фестиваля, V-A-C Foundation и творческой лаборатории «ВОКРУГ ДА ОКОЛО». Это
— спектакль-сайт с картинками и аудиофайлами. Авторы предлагают зрителям пройтись по Венеции и неожиданно обнаружить там призраки советского готического романа.
●    Спектакль Тима Этчеллса и Энта Хэмптона “Not to Scale” предназначен для двух зрителей, находящихся в одном помещении, двух смартфонов, двух карандашей и одного листа бумаги. Зрителям и ими нарисованным персонажам предстоят эксперименты, посвященные природе коммуникации, созиданию и разрушению.
●    Один из образцов мирового сайт-специфика — спектакль Rimini Protokoll “Call Cutta in a Box” адаптирован для российской аудитории спустя 12 лет после премьеры. Новая версия спектакля называется “Call Cutta at Home” — только на «Точке доступа» сотрудник индийского колл-центра выйдет на связь со зрителями, чтобы деловой разговор превратился в глубокое личное переживание, напрямую связанное с квартирами, где зрители живут.
 
Образовательная программа

Образовательная программа «Точки доступа» в этом году началась вместе со Спонтанной — в конце марта. Это — открытые лекции, доступные бесплатно по всему миру. В прямом эфире уже побывали теоретики и практики искусства, мечтатели и революционеры. Среди них итальянский художник Джан-Мария Тозатти, британский режиссер Тассос Стивенс, легендарный американский режиссер и теоретик Ричард Шехнер и режиссёр из Норвегии Мортен Тровик.

В рамках Образовательной программы проходят лекции тех, для кого каждый новый проект – это риск, исследование, вызов. Зрителей ждет встреча с адептом политического театра Мило Рау. Для него приехать в Россию — большая сложность, зато с его спектаклями (например, «Московские процессы» и «Пять легких пьес») знакомы многие. На любые вопросы ответит Сьюзан Кеннеди — новая звезда немецкоязычной сцены, чьи спектакли все чаще становятся хедлайнерами международных фестивалей и обладателями престижных премий. Лекция Катерины Коккинос-Кеннеди станет первой презентацией ее сайт-специфических и партиципаторных работ в России. А лекция Тима Этчелса и Энта Хэмптона откроет игровой потенциал любого, даже самого тривиального, набора слов. Недельный мастер-класс для прошедших отбор участников проведет Тассос Стивенс – режиссер, совмещающий в своей работе партиципаторные арт-практики и гейм-дизайн. Этот список лекторов не финальный, впереди – еще больше значимых для мирового современного искусства имен.

Юлия Клейман, куратор Образовательной программы:

«Имена лекторов Образовательной программы возникают в ответ на субъективную потребность в общении с отчаянными фантазерами и как объективная необходимость в расширении нашего понимания природы театра. Для спикеров «Точки доступа» театр – это неизменно сложная система взаимодействий, где привычные правила соотношения обыденности и искусства давно нарушены. Как ни парадоксально, именно режим самоизоляции открыл нам границы и позволил вызвать на разговор режиссеров и теоретиков, чье расписание заполнено на год вперед. И мы очень надеемся, что зрители «Точки доступа» не упустят шанс вступить в прямой диалог с теми, для кого – по Кейджу – «нет пустого пространства и незаполненного времени».

Узнать об Основной, Спонтанной и Образовательной программах больше можно на нашем сайте: tochkadostupa.spb.ru