Участок Шлиссельбургского тракта включили в список памятников

16 апреля 2020

Предложение придать статус достопримечательного места этой территории в устье реки Ижоры и включить сохранившиеся исторические здания  в предмет его охраны было поддержано рабочей группой Совета по сохранению культурного наследия при Правительстве Санкт-Петербурга, поскольку сохранившаяся историческая застройка и замощенная булыжником дорога представляют ценность не по отдельности, а как целостная историческая среда.

Особую ценность дороге придает наличие исторического булыжного мощения, сообщают в комитете по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Санкт-Петербурга.

В сочетании с исторической застройкой поселка Усть-Ижора и церковью Александра Невского Шлиссельбургский тракт образует аутентичный фрагмент провинциального поселкового ландшафта, сохранившего архитектурные и градостроительные черты XVIII – начала XX вв.

В ходе экспертизы проекта распоряжения звучали опасения за сохранность булыжной мостовой в связи с тем, что под охрану в качестве достопримечательного места берется часть бывшего Шлиссельбургского тракта.

В действительности для включения в реестр выбран наиболее сохранившийся участок тракта — где до сих пор существует не только булыжник, но и фронтальная застройка – планировка и дома, возведенные по проекту 1860-х годов. Определение границ объекта – это задача будущей историко-культурной экспертизы.

В любом случае, сохранившиеся участки булыжного покрытия от дома 233 до дома №325 по Шлиссельбургскому шоссе расположены в зоне охраны и охраняются соответствующими требованиями режима, установленными законом Санкт-Петербурга №820-7. В ходе ремонта шоссе историческое булыжное мощение должно быть сохранено.

***

Шлиссельбургский тракт был проложен в первой половине XVIII века как часть почтовой дороги из Санкт-Петербурга через Шлиссельбург в Архангельск.

На территории Усть-Ижоры расположен наиболее хорошо сохранившийся отрезок исторической трассы, имеющий на большом протяжении историческое булыжное мощение. Вдоль дороги сохранилось множество исторических зданий и сооружений, включая объекты культурного наследия федерального значения «Церковь святого благоверного князя Александра Невского» и «Обелиск в память народного ополчения во время русско-шведской войны в 1788-1790 гг».

 

 

Фото: КГИОП.