Выставка «Интонация путешественника»

28 февраля, Пятница
0

В рамках проекта «Итальянская пыль»

Петербургский художник Надя Кузнецова работает над проектом «Итальянская пыль» с весны 2014 года. Пыль, конечно же, метафора: «плоть времени», как у Иосифа Бродского, пыль бесконечной дороги неутомимого путешественника или пыль со страниц старинной книги.

Проект задумывался как впечатления художника от книги Павла Муратова «Образы Италии». Более 100 лет назад историк искусства написал и опубликовал труд, оказавший несомненное влияние на поколение художников, писателей и поэтов Серебряного века. Русская культура и до, и после Муратова была и остается итало-центрической, итало-влюбленной (определение Ирины Чмыревой). Поддавшись магнетизму его текстов, Надя Кузнецова снова и снова отправляется в путешествие по Италии с книгой Муратова. Седьмой год продолжается работа: составление маршрутов, чтение и перечитывание, съемки и рисование. Проект ежегодно пополняется новыми материалами. На сегодняшний день сделано более 100 фотографий. Они частично были показаны на выставках в Петербурге, Париже, Мюнхене, Карлсруэ, Грайфсвальде, Флоренции.

Для экспозиции в музее автор выбрала работы, где особенно ясно слышна интонация путешественника, говорящего о том, что пережил и видел воочию, – с долей романтической идеализации, свойственной влюбленным.

«Итало-влюбленность» настолько очевидна для Анны Ахматовой, Осипа Мандельштама, Николая Гумилева, Александра Блока, Михаила Кузмина, Иосифа Бродского, что Фонтанный Дом становится местом, где такое воображаемое путешествие может состояться.

Фотографии большого формата, выполненные в авторской технике, как порталы, способные перенести зрителя на одну из улочек Флоренции, римскую площадь или венецианский канал. Несмотря на использование современных технологий, эти листы воспринимаются скорее как традиционная графика XIX века. «Сепия, умбра, сиена жженая, охра – все оттенки коричневых земель, таких разнообразных в Италии, преображают поверхность бумаги в каменную кладку бергамских домов, трещины штукатурки и прожилки деревянных балок, прорезающих кирпичные венецианские фасады. Наконец, они превращаются в вихрь невидимой в пасмурный день пыли, танцующей в потоке света в интерьере итальянского палаццо» (Елизавета Шевелева).

Известен феномен, своего рода болезнь от воздействия красоты классического искусства, которая особенно остро наблюдается в Италии, «синдром Стендаля». Экспозицию дополнит скульптурная работа петербургского художника Андрея Акишина «Челн», наполненный «уловом» – цитатами из поэзии и прозы испытавших «синдром Стендаля» на себе.

В музейном собрании хранится значительная коллекция предметов, относящаяся к итальянским впечатлениям. На выставке представлено два из них: сувенирная венецианская гондола и экслибрис неизвестного художника «Кот с рыбой», принадлежавшие Иосифу Бродскому.

При поддержке Комитета по культуре Санкт-Петербурга.

4-28 февраля 2020
Для того, чтобы оставить отзыв, Вам необходимо авторизоваться
Аноним
Администратор visit-petersburg.ru
Показать еще

Похожие события