Чижик-Пыжик. Памятник Николаю I
00:02:58

Скучали? Вижу, что скучали.
А Чижик-Пыжик, тут, как тут!
Сидит, как царь на Пьедестале
Ваш вездесущий, добрый плут.

А пьедестал-то из порфира -
Мой, на Фонтанке - не в цене...
На нём опять, родная, Лира
Прижалась ласково ко мне!

И вновь работа Монферрана,
Здесь Залеман, и Пётр Клодт,
Ну и конечно Рамазанов -
Какие зодчие, народ!..

Как говорится - “ближе к делу” -
Не будем время тратить зря...
Сегодня я допущен к “телу”
Понятно - Русского царя...

Царь Николай, который Первый
(Не надо путать со Вторым) -
Ну всё, “не будем делать нервы” -
Шедевр - о нём поговорим!!!

<Все Николая называли -
“Царствующий кавалерист” -
Любил, когда все гарцевали,
Да что бы в горн, горнил горнист!..

Любил муштру, любил парады,
Короче скажем - солдафон,
Но, так же он любил награды,
Балет, на флейте играл он...

Не Пётр Первый — это ясно,
Но скажет Чижик-Пыжик ваш -
Он Император - всяко разно,
Был в Николае свой кураж!..

И фанфарон, и сильный ратник
Таким привиделся он мне -
Гарцует Царствующий Всадник
Верхом на вздыбленном коне!

Весь монумент на двух опорах
Завис над нами мощью всей,
Он возмущает мыслей ворох
От невозможности идей...

(Творенью посвящают барды
Своих прекрасных песен звон -
Тебе, Великий Леонардо
Я тоже делаю поклон!

Вот Эндрю Джексон в Вашингтоне,
Экс-герцог Карл, де Сан- Мартин -
На двух опорах, как на троне -
Любой из них - “Парящий Джин”) …

А снизу: “Вера”, “Мудрость”, “Сила”
И “Правосудие” лежат -
Царя семейство — это мило -
Жена и дочки - говорят...

И в барельефах смысла много -
“Холерный бунт”, как горький сон...
Как власть, подаренная Богом -
Миг “Восхожденья на престол”!

Устал сегодня Чижик-Пыжик,
А столько хочется сказать,
Про скульптора, что из Парижа
И про коня - в нём прыть и стать!..

Читайте, милые, читайте,
И путешествуйте со мной
Мечтайте и как я летайте -
Я на Фонтанку - я домой!

Конный памятник на Исаакиевской площади еще один монумент в пантеоне российских императоров в имперской столице. Впрочем, среди петербуржцев ни сам Николай, ни памятник ему не вызывали особого пиетета. В Пб фольклоре сохранилось несколько вариантов присказок: «Правнук прадеда догоняет, да Исаакий мешает» (политкорректный), «Коля Петю догоняет, да Исакий им мешает!» (более фамильярный), и не корректный «Дурак умного догоняет, да Исаакий им мешает». Намекали и на место установки памятника неподалеку от Медного всадника, и что в делах государственных Николаю было далеко до его великого предка.

Императора Николая I называли «царствующий кавалерист», а А.С. Пушкин оставил в своем дневнике фразу: «В нём много от прапорщика и мало от Петра Великого». Действительно, Николая I, третьего сына императора Павла I, к престолу не готовили. Он получил военно-инженерное образование, став императором он уделял много внимания военной сфере, бесконечные парады и построения стали обыденностью столицы.

Эту скульптуру долгое время называли уникальной с точки зрения инженерного решения – памятник имеет только две точки опоры. Идея памятника на 2-х точках опоры принадлежит великому Леонардо, который доказал возможность поставить коня «на дыбы» без дополнительных опор. В мире существует несколько подобных памятников. В этой компании памятник американскому президенту Эндрю Джексону в Вашингтоне в центре Лафайет сквер у Белого Дома. Кстати, это самый первый памятник на 2-х точках опоры в мире (1852 г.). На 2-х точках опорах стоит памятник эрцгерцогу Карлу в Вене, в Хофбурге (1860 г.). В этой компании аргентинский генерал Хосе де Сан-Мартин в Буэнос-Айресе.

Хотя памятник Николаю не единственный, после революции «уникальность» памятника спасла ему жизнь – было принято решение не сносить идеологически вредный памятник императору.

На сооружение памятника было потрачено 753 тыс. рублей серебром. На изготовление потратили 1.300 пудов металла (21,3 тонны). А камня извели! Цоколь выполнен из темно-серого сердобольского гранита. Пьедестал из малинового карельского шокшинского кварцита и белого итальянского мрамора. Из такого же шокшинского кварцита (часто называют порфиром) исполнена гробница Наполеона в Доме инвалидов в Париже. Блоки русского порфира были подарком императора Николая I Франции для изготовления гробницы Наполеона – в Шокше существовало единственное в мире месторождение камня.

Инженер-архитектор Анри Луи Огюст Рикар де Монферран (в русском варианте Август Антонович) до того, как стать русским архитектором служил в наполеоновской гвардии и принял участие в войне с Россией, даже был награждён орденом Почётного легиона. Создал общий проект и шикарный пьедестал.

Скульптор Петр Карлович Клодт - остзейский барон, ушёл с военной службы и решил заниматься исключительно скульптурой. «Лошади — благороднейшие создания, в их движениях - чистая красота», - по его словам. Гениальный анималист, его кони – всегда шедевры. Памятник Николаю – последняя работа скульптора.

Петербургский гарцующий на коне император, несомненно, лучший с художественной точки зрения, это итог работы нескольких талантливых мастеров. Французский архитектор Огюст Монферран разработал проект, скульптуру изготовил Петр Клодт. Николай Рамазанов изваял барельефы для украшения пьедестала, Роберт Залеман создал аллегорические женские фигуры для памятника, за что удостоился звания академика. Но это не полный список имевших отношение к созданию шедевра – еще архитекторы Н. Ефимов и А. Пуаро, Людвиг Бонштедт окруживший памятник оградой с фонарями-торшерами…

Скульптуры, что окружают памятник – «Веры» (крест и библия), «Мудрость» (зеркало), «Сила» (копье и щит), «Правосудие» (меч и весы) – имеют портретное сходство с супругой и дочерями Николая. На памятнике императора окружает женская часть его семейства.

Барельефы – рассказывают о важных событиях царствования:

  • «Восшествие на престол»
  • «Холерный бунт»
  • «Награждение М.Сперанского орденом Св.Андрея Первозванного за создание «ПСВЗИ»
  • «Открытие Веребьи