Чижик-Пыжик.

Спас на крови.

Собор воскресения

Христова

Чижик-Пыжик.

Спас на крови
Собор воскресения
Христова

Мне солнца луч сегодня перья лижет
А я грущу - печаль мою лови -
Сегодня сел тихонько Чижик-Пыжик
Расстроенный, у “Спаса на Крови” ...

А место-то какое золотое
У речки, что “Кривуша” я слыхал...
Сейчас её названье городское -
Она - “Екатерининский канал”.

Собором “Воскресения Христова”
Освящено то место навсегда.
В том храме византийская основа -
А это было ново в те года...

“Василию Блаженному” конечно,
По стилю он, почти как брат родной.
Так скажем - был скопирован успешно,
Но суть-то в том, что Тот и Тот Святой!..

Собор, что “Воскресения Христова,
Назвали “Спасом на Крови” не зря,
Поскольку взято место за основу -
Погибели Российского царя...

Террор и фанатизм “Народной воли” -
Охота на царя - их архи- цель...
Судьба - Она нам пишет наши роли,
Играет нами, как на дудке Лель...

И Александр второй в “цепи событий”
В шесть покушений не попасться смог...
А в цифре “Семь”, что там не говорите -
Есть магия, а для царя был “Рок”!

В стране печаль и траур повсеместно -
Опущен “Императорский штандарт”

Скончался Император - как не честно -
Жизнь мчит нас часто к смерти, как гепард...

Гос. Дума, Александр третий с ними
Решили Храм поставить точно там,
Где царь погиб, чтоб поминалось имя,
Входящими людьми, с печалью, в Храм...

Архимандрит Игнатий взял заботу -
Альфред Парланда с ним же храм “ваял”
Работы шли - двадцать четыре года -
Аж, Николай Второй Храм “освящал” ...

Вот, Чижик-Пыжик ваш опять в печали -
Не понимаю - в чём приказа суть -
По пропускам, в то время в Храм пускали,
А ведь хотелось многим, помянуть...

Собор, отстроен, просто уникально -
Мозаикой отделан интерьер,
Как “Музей камня” смотрится буквально,
В нём самоцветов - выше всяких мер!

И Васнецов, и Нестеров и Бруни
Трудились у Фролова в мастерской.
Лабрадорит, что цвета “полнолунья”,
Переливался в “сине-золотой” -

Резной иконостас из материала,
Такого, что не знали, до сих пор -
Нам фирма “Нови” мрамор поставляла -
Не наш, а это, где-то, нам укор...

Иконы мозаичные - взгляните -
В глазах Святых мне видится печаль...
А Три Креста, как “лунный свет в зените”
Хрустальной “гладью” просто манят в даль!..

Снаружи Храм имеет девять “Главок” -
Есть “золотые” купола, и есть эмаль.
Вам Чижик-Пыжик всё доносит без поправок -
Но я привык, когда на куполах сусаль...

Сам “Восьмерик” - центральный купол храма,
Аж, восемьдесят один метр, говорят -
(По тактометрии карявенько, упрямо),
Но это дата, точно, гибели царя...

Ещё есть купол - шестьдесят три метра,
А это годы - ровно столько царь прожил...
Пора домой - на куполах сдувает ветром,
Ваш Чижик-Пыжик уже весь продрог до жил...





Небольшая, извилистая речка Кривуша в царствование Екатерины II получила название Екатерининский канал - в честь императрицы. Прогулка вдоль этого канала сулит постоянную смену впечатлений, открывающихся живописных видов и немало интересных памятников.

На Екатерининском канале расположен Собор Воскресения Христова, неизбежно привлекающий внимание колоритом, неукротимым изобилием броских деталей, изысканностью отделочных материалов. Этот яркий колоритный храм разительно непохож на привычные классически сдержанные постройки Петербурга. Храм решен в нео-русском (византийском) стиле и является подражанием Собору Василия Блаженного в Москве. Мода на все «истинно русское» была характерна для начала 20 века. В искусстве (архитектуре) старались воссоздать национальный стиль, ведущий начало от древнерусского зодчества и самобытной народной традиции.

Собор Воскресения Христова или Спас на крови, как чаще его называют в Петербурге, построен на месте покушения на императора Александра II – отсюда его неофициальное название. Храм был сооружён как мемориальный памятник царю. Именно на канале 1 марта 1881 года члены партии «Народная воля» совершили успешное покушение на жизнь императора Александра II. Андрей Желябов, один из руководителей партии заявлял: «Честь партии требует, чтобы царь был убит». Охота на царя продолжалась полтора года, покушение на канале стало седьмым по счету.
По взмаху платка, который был сигналом для террористов, первый бомбометальщик бросил бомбу. Взрывом была повреждена карета, однако император не пострадал. Вместо того чтобы покинуть место покушения, Александр II пожелал увидеть схваченного преступника. В этот момент второй бомбометальщик, подойдя почти вплотную кинул под ноги царю вторую бомбу. Император был смертельно ранен - охота «Народной воли» удачно завершилась. В 15 часов 35 минут на флагштоке Зимнего дворца спустили императорский штандарт – император скончался.

Место смертельного ранения императора сразу же приобрело особое значение. Уже вечером 1 марта участок на набережной был огорожен деревянным забором, рядом с которым выставили часового. Через день после чрезвычайного заседания Городской Думы депутаты обратились к новому императору Александру III с просьбой увековечить память погибшего царя и установить на месте его смертельного ранения памятник или часовню. Император пожелал возвести на этом месте храм.

Конкурс на лучший проект храма проходил трижды – проекты конкурсантов-победителей лично рассматривал Александр III и не был удовлетворен ни одним. В конечном итоге он одобрил совместный проект архитектора Альфреда Парланда и архимандрита Игнатия (Малышева).

Строительство храма обошлось в 4,6 млн рублей. Средства на возведение собора поступили из казны, а еще часть собрали по подписке по всей России. Работы велись 24 года, в 1907 г. собор был освящен в присутствии императора Николая II и членов императорской семьи. При императорской власти массовые посещения храма не предусматривались, хотя собор мог вместить до 1.600 человек. Вход в храм осуществлялся только по пропускам.
Собор был поставлен буквально над местом ранения императора. Внутри за решеткой из золоченного металла сохранен фрагмент булыжной мостовой, плиты тротуара и фрагмент решетки канала. Над этим местом установлена сень из родонита. Из такого же родонита сделано надгробие на могиле Александра II в Петропавловском соборе Петропавловской крепости.

Центральной главой храма является восьмигранный шатёр (восьмерик) высотой в 81 метр - храм Спаса на крови одна из высотных доминант Петербурга.

Всего собор имеет 9 главок (существует магия чисел или нет, но - высота собора 81 метр, что соответствует году гибели императора, высота одного из куполов 63 метра - в этом возрасте умер Александр II), часть куполов позолочена, часть покрыта четырехцветной ювелирной эмалью. Площадь покрытия составляет 1.000 квадратных метров, это уникальный случай в истории русского зодчества.

Интерьер Спаса на Крови полностью оформлен мозаикой, площадь которой составляет 7.065 квадратных метров, что не имеет аналогов в мировой истории. Абсолютно уникально! Мозаика создавалась в мастерской русского художника Владимира Фролова по эскизам более 30 художников, в числе которых – М.В.Нестеров, Н.А.Бруни, В.М.Васнецов.

Интерьер Спаса на Крови уникален по разнообразию и великолепию каменного убранства – русские самоцветы и различные породы итальянского мрамора, это «музей камня» и камнерезного искусства. Особенно колоритна облицовка из лабрадорита, обладающего свойством иризации (радужное свечение, когда из глубины темной поверхности проступают ярко-синие, серебряные и золотистые искры).

Резной иконостас одна из главных достопримечательностей собора. Как правило, разглядывая его трудно угадать материал, из которого изготовлены изящные колонки с затейливым узором. Материалом послужил итальянский мрамор, заказ выполнили мастера генуэзской фирмы «Нови». Филигранная работа с замечательно подобранными оттенками мрамора: от красно-коричневого с прожилками внизу до нежно желтоватого в верхней части. Иконы также мозаичные.
Венчало великолепие иконостаса три креста из горного хрусталя. Огранку хрустальных крестов выполняли на Петергофской гранильной фабрике. На сегодня восстановлен только один из этих крестов.

Пол из итальянского мрамора представляет 45 соединённых друг с другом мозаичных ковров с неповторяющимся узором. Шикарные серебряные люстры довершают картину.

Собор закрыли в 1930 г., в Ленинграде было принято решение снести храм. Собор уцелел чудом – взрыву помешала начавшаяся Великая Отечественная война. Реставрировали Спас на крови 25 лет, открыт как музей в 1997 г.