Чижик-Пыжик.

Крейсер «Аврора»

Чижик-Пыжик.

Крейсер «Аврора»

Ваш Чижик-Пыжик снова над Невой
Врывается в Небесные Просторы -
Санкт-Петербург Великий подо мной,
А вот и крейсер с именем Аврора!

Ваш Чижик-Пыжик снова над Невой
Врывается в Небесные Просторы -
Санкт-Петербург Великий подо мной,
А вот и крейсер с именем Аврора!

Она - Богиня Утренней Зари
Крылатой Девой, как всегда, кружится -
Звездой чудесной по утрам горит,
Над крейсером, летя на колеснице!

В моей душе живёт “печальный стон” -
Я вспоминаю, как я в детском хоре
Пел песенку чудесную, про Сон,
Что снится утром Крейсеру Авроре...

Он - Символ Ленинграда, тех времен,
Когда шли грозы из “кровавых ливней” ...
Однажды, слышал я, из пушки он
Дал залп - и вся топа пошла на Зимний!..

Но прошлое Авроры много крат
Объемнее, чем этот факт, и шире -
Из этой пушки ни один снаряд
Врагов на дно отправил в этом мире...

Наш “бронепалубный” сражался сотни раз -
Не посрамил “Камчатского фрегата”
Чьё имя взял он, услыхав рассказ,
Как в “Крымской драке” бился тот когда-то!..

Не даром значит, Николай второй
Ещё назвал Дианой и Палладой
Сестёр Авроры - был проект такой -
Носить Богини имя, как награду!

Цусимское сраженье - океан
Кипел от кораблей, горящих всюду...
Погиб в бою Егорьев, капитан,
Но выжила Аврора — это чудо!..

Неуправляемый - был кабель перебит
Наш крейсер шёл, как “Исполин Небесный”
Но видно Бог своих Богинь хранит -
Всё починил, простой матрос Подлесный!

Потом ещё сражений было тьма,
Потом спасение людей в Мессине,
Нам кланялась Италия сама -
Авроры нашей, прославляя имя!

А после, уже в “Первой мировой”
Аврора, подступ к Финскому заливу

Не раз прикрыла от врагов, собой,
Но снова сохранилась, всем на диво!

Я, Чижик-Пыжик, рядышком летал,
Я видел всё - я боевая птица.
Я помню бунт, что ветер нам пригнал
“ С Идеями свобод” из-за границы...

Я помню над Авророй красный флаг,
Матросов с пролетариями вместе
И залп из пушки, задымивший бак,
И офицеров, погибавших с честью!

Увы, такие были времена -
Пережила Аврора и такое,
Когда делилась надвое страна,
Когда мы в “светлый путь” шагали строем...

А после, уже в двадцать второй год,
Учебным кораблём Аврора стала.
В Двадцатый век, она как весь народ,
В блокаду Питер рьяно защищала!

У Петроградской набережной мы
Наверно по утрам Авроре снимся...
И будит она сонные умы,
А мы - а мы ей, как историей гордимся!

«Что тебе снится, крейсер Аврора в час, когда солнце встает над Невой…» - песня, которую хорошо знали все ленинградские дети, разучивавшие ее еще в детском саду.

В римской мифологии Аврора богиня утренней зари, приносящая дневной свет богам и людям. Ее изображали как юную и прекрасную крылатую девушку, поднимающуюся из океана на колеснице, запряженной светлыми конями. Это имя получил грозный боевой корабль балтийского флота. Название выбрал лично император Николай II. Все три корабля этой серии получили названия в честь богинь, за что их называли «богини отечественного производства».

«Аврора» - легендарный крейсер, один из символов Ленинграда, как колыбели Великой Октябрьской социалистической революции. Несправедливо крейсер более всего известен по его участию в событиях 1917 года – именно носовое орудие корабля выстрелом оповестило о начале штурма Зимнего дворца и впервые мир узнал о победе революции по радиограмме, данной из радиорубки «Авроры». Однако за плечами «Авроры» славное боевое прошлое, стоящее одного выстрела и одной радиограммы.

За свою историю крейсер стал участником 3-х войн и революций.

Бронепалубный крейсер 1-го ранга «Аврора» был построен на стапелях судостроительной верфи «Новое Адмиралтейство» в Петербурге на реке Мойка. Торжественная закладка состоялась 23 мая 1897 г., три года спустя крейсер спустили на воду.

Технические параметры крейсера весьма впечатляющие: водоизмещение 6731 т, скорость – чуть меньше 20 узлов, т.е. 37 км\ч, общее вооружение составляло 42 пушки. Корабль имел 3 торпедных аппарaта, мощность машин составляла 11.610 лошадиных сил. Длина корабля – 123,7 м, ширина16,8, осадка 6,4 м. Корабль имел запас топлива в 917 тонн, что давало возможность без захода в порт пройти 7.400 км. Экипаж - 570 человек.

В 1903 г. «Аврора» вошла в состав боевых кораблей русского флота. Крейсеру «Аврора» дали имя в память прославленного фрегата «Аврора», который принимал участие в обороне Камчатки, когда его команда героически отразила нападение англо-французской эскадры на порт Петропавловска во время Крымской войны. Новая «Аврора» не посрамила честь свой предшественницы.

В составе Второй Тихоокеанской эскадры «Аврора» участвовала в Русско-японской войне. 5 мая 1905 г. принимала участие в Цусимском сражении. Экипаж сражался мужественно и стойко, несмотря на кажущуюся безысходность - снарядом был перебит кабель управления рулем, крейсер потерял управление. Однако матрос Подлесный устранил повреждение и спас крейсер. За свой подвиг был награжден Георгиевским крестом.

Аврора в течение суток непрерывно отражала атаки 9 японских крейсеров, получила серьезные повреждения. 81 человек было ранено, 15 – скончались. Во время боя погиб капитан Авроры Егорьев. Впоследствии матросы подарили в музей Авроры портрет командира, рама которого сделана из досок обгоревшей палубы корабля, а паспарту из брони с пробоиной от осколка снаряда, которым ранило капитана. До сих пор в музее.

С 1909 г. Аврора совершала дальние плавание. В ее истории есть эпизод, лишний раз подтверждающий мужество экипажа. 28 дек. 1908 г. во время землeтресения в итальянском в городе Мессина, где в этот момент находилась Аврора, матросы корабля приняли участие в спасении жителей города. Три года спустя (1911 г.) по приглашению итальянского правительства Аврора прибыла в Мессину для принятия медали за самоотверженность и стойкость.

В период Первой мировой войны Аврора охраняла подступы к финскому заливу, неся боевой дозор, проводила минозаградительные операции.

Но у героизма есть оборотная сторона. В большевистской газете «Пролетарий» было опубликовано письмо матросов «Авроры» не вернувшихся на борт во время стоянки за границей. Они ссылались на «каторжные условия службы, которые более не могли переносить» и заявили, что совершили побег, спасая свою жизнь. Революционные настроения были сильны именно на флоте. Как установило следствие, находясь за границей, матросы были связаны с русскими эмигрантами, получали от них нелегальную литературу и создали революционный кружок.

Накануне революции Аврора была поставлена на капитальный ремонт. С этого времени связи экипажа с рабочими Петрограда стали тесными. Командование корабля безуспешно пыталось оградить команду от революционного влияния. Поводом для взрыва стали события 27 февраля 1917 г. В карцер Авроры были посажены три рабочих агитатора, арестованных при попытке пройти на корабль. Матросы силой освободили рабочих. На следующий день корабль был захвачен командой, командир убит. Аврора подняла красный флаг.

Выполняя распоряжение военно-революционного комитета Аврора заняла позицию у Николаевского моста, откуда 25 октября 1917 г. в 21.45 крейсер совершил выстрел по Зимнему дворцу. Это был сигналом к штурму.

В 1922 г. «Аврора» вновь подняла боевой флаг, теперь как корабль ВМФ. Крейсер вошел в состав отряда учебных кораблей, став первым боеспособным крейсером советского Балтийского флота. С 1948 года пришвартовал на почетную стоянку у Петроградской набережной у истока Большой Невки. Каждый желающий может подняться на палубу Авроры, заглянуть в машинное отделение, потрогать то самое носовое орудие.