Классический балет есть замок красоты…

Маршрут рассказывает об одном из самых чудесных явлений, которое можно лицезреть в Санкт-Петербурге – знаменитейшем русском балете. Многие ценители с разных концов мира приезжают в наш город специально, чтобы  посетить Мариинский или Михайловский театры. Мы приглашаем пройтись по улицам города, чтобы увидеть места, где люди, прославившие русский балет на весь мир, учились, трудились, жили, нашли место вечного успокоения.

Первым хореографическим спектаклем в России был «Балет об Орфее», показанный при царе Алексее Михайловиче. С первой половины XVIII в. балет прививался учителями танцев из Италии и Франции. Колыбелью балета в Санкт-Петербурге стал Сухопутный Шляхетский корпус, ученики которого показывали балеты перед очами императрицы. В 1738 по распоряжению Анны Иоанновны открылась Петербургская балетная школа (ныне Санкт-Петербургская академия танца им. А. Я. Вагановой), создателем и руководителем которой был Жан-Батист Ланде. Начиная с 1760-х гг. наш балет развивался в общем русле театра классицизма. Во второй половине XVIII в. в Петербурге балеты ставили Ф. Гильфердинг, Дж. Канциани, Г. Анджолини, который подчас использовал и русские сюжеты.

На рубеже XVIII-XIX вв. наш балет вступил в пору расцвета. Появились отечественные композиторы — А. Н. Титов, С. И. Давыдов и обрусевшие композиторы-иностранцы — К. А. Кавос, Ф. Е. Шольц. Русский танцовщик и балетмейстер И. И. Вальберх наметил путь к синтезу русского исполнительского стиля с драматической пантомимой итальянского балета и формами французской школы. В 1800- 20-х гг. в Петербурге развернулась деятельность балетмейстера Ш. Дидло. Продолжатель традиций Новера и Доберваля, Дидло ставил балеты на мифологические сюжеты («Зефир и Флора», «Амур и Психея», «Ацис и Галатея») и героико-исторические темы («Венгерская хижина, или Знаменитые изгнанники»). В сотрудничестве с Кавосом он выступал за единство музыкальной и хореографической драматургии балетного спектакля. В его спектаклях прославились Е. И. Колосова, М. И. Данилова, А. И. Истомина, Е. А. Телешова, А. С. Новицкая, Огюст (А. Пуаро), Н. О. Гольц. В первой трети XIX в. русское балетное искусство достигло творческой зрелости, сложилось как национальная школа.

В середине века в Петербурге блистали М. Тальони и Ж. Перро, танцовщик и балетмейстер. Танец вышел на первый план, стал кульминацией драматического действия. В репертуар русского театра вошли все наиболее известные романтические балеты Западной Европы: «Сильфида», «Жизель», «Эсмеральда», «Корсар», «Наяда и рыбак», «Катарина, дочь разбойника». В 1860-е годы в России начался распад романтического спектакля. Вместе с тем хореограф этого времени, А. Сен-Леон, обогащал лексику как классического, так и характерного танца, расширяя возможности развернутых танцевальных ансамблей, подготавливая свершения М. И. Петипа. Последний продолжил процесс обогащения танца. Благодаря Петипа сложилась эстетика «большого», или академического, балета — монументального зрелища, построенного по нормам сценарной и музыкальной драматургии, и внешнее действие раскрывалось в пантомимных мизансценах, а внутреннее — в канонических структурах классического танца. Поиски Петипа нашли завершение в его сотрудничестве с П. И. Чайковским («Спящая красавица», «Лебединое озеро») и А. К. Глазуновым («Раймонда»,  «Времена года»), чьи партитуры стали вершинами балетного симфонизма XIX в. Творчество балетмейстера Л. И. Иванова, помощника Петипа, уже предвещало новую образность танца начала XX в. В балетах Петипа и Иванова выступали Е. О. Вазем, Е. П. Соколова, В. А. Никитина, П. А. Гердт, Н. Г. Легат, М. Ф. Кшесинская, А. И. Собещанекая, А. В. Ширяев, О. И. Преображенская, К.Брианца, П. Леньяни, В. Цукки.

К началу XX в. русский балет занял ведущее место в мировом балетном театре. Балетмейстер-реформатор М. М. Фокин обновил содержание и форму балетного спектакля, создав новый тип спектакля — одноактный балет, подчиненный сквозному действию, где содержание раскрывалось в нерасторжимом единстве музыки, хореографии, сценографии («Шопениана», «Петрушка», «Шехеразада»). Главными соавторами балетмейстера стали не композиторы, а художники (они же иногда бывали авторами сценария). Спектакли Фокина оформляли Л. С. Бакст, А. Н. Бенуа, А. Я. Головин, Н. К. Рерих. С 1909 С. П. Дягилев организовал гастроли русского балета в Париже, известные под названием Русские сезоны. Они открыли миру композитора И. Ф. Стравинского и хореографа Фокина («Жар-птица»,  «Петрушка»), танцовщика и балетмейстера В. Ф. Нижинского и других исполнителей, привлекли в балетный театр прославленных музыкантов и художников.

В России после 1917 балет остался крупным центром общенационального искусства. Несмотря на эмиграцию ряда выдающихся деятелей балетного театра, школа русского балета уцелела, выдвигала новых исполнителей. В числе ведущих артисток конца 1920-х — начала 1930-х гг. — Т. М. Вечеслова, Н. М. Дудинская, О. В. Лепешинская.

В 1930-е гг. балетный театр в России развивался интенсивно. Однако, несмотря на успехи, монополия драмбалета в театре привела к искусственно культивируемому единообразию. Из театрального обихода ушли многие виды спектаклей, в частности, одноактные постановки, в том числе бессюжетные и симфонические балеты. В результате того, что все искания за пределами драмбалета объявлялись формалистическими, Лопухов, после разгромной критики балета Д. Д. Шостаковича «Светлый ручей», Голейзовский, Л. В. Якобсон и некоторые другие лишились возможности ставить балеты в ведущих балетных труппах или оттеснялись на эстраду. Тем не менее, исполнительское мастерство, его традиции сохранялись.

Перелом наступил в конце 1950-х гг., когда выдвинулось новое поколение хореографов. Первыми на путь новаторства вступили ленинградские хореографы Ю. Н. Григорович («Каменный цветок», «Легенда о любви») и И. Д. Бельский («Берег надежды», «Ленинградская симфония»), строившие спектакль на основе музыкально-танцевальной драматургии, раскрывавшие его содержание в танце. В этом процессе обновления значительная роль принадлежала Л. В. Якобсону. Хореограф неустанно искал новые средства художественной выразительности, использовал в балете образность других искусств.

Начиная с 1970-х гг. русские артисты, ощущая свою невостребованность в устаревшем и бедном репертуаре театров, стали все чаще работать за границей. В составе многих зарубежных коллективов работают русские танцовщики младшего поколения.

Сейчас петербургский балет – это огромное культурное достояние нашего города. Выпускников Академии Русского балета имени А. Я. Вагановой рады видеть на любой сцене мира, а балет Мариинского театра блистает как и прежде, поддерживая высокое имя российского балета уже второе столетие подряд.

 

  • кафе 1 ,
  • развлечения 1 ,
  • музеи 2 ,
  • площади 1 ,
  • улицы 1 ,
  • театры 5 ,
  • дворцы 3 ,
  • интересные места 5
34 км, 9 м
Меншиковский дворец

Меншиковский дворец

Санкт-Петербург, Университетская наб., 15

Сухопутный шляхетский корпус в Меньшиковском дворце. Меншиковский дворец построен для приближенного императора Петра I, первого губернатора Санкт-Петербурга Александра Даниловича Меншикова.

Дворец построен в стиле петровского барокко, он является первым каменным зданием Санкт-Петербурга. Авторы проекта — приглашённые зодчие Д. М. Фонтана и Г. И. Шедель.

Строительство дворца началось в мае 1710 года по проекту Джованни Мария Фонтаны и Готфрида Иоганна Шеделя. K 1714 году большинство строительных работ было завершено, однако отделка интерьеров велась до 1727 года.

В 1731 году архитектор Доменико Трезини перестроил здание для Сухопутного Шляхетского корпуса (с 1800 года Кадетский), и уже в 1731 году здание и весь огромный земельный участок были переданы в пользование Кадетскому корпусу. Вскоре на территории был выстроен комплекс новых зданий (дома 1,3,5 по Кадетской линии).

В Шляхетский корпус поступали дети дворян, где им давалось очень хорошее образование. Одной из дисциплин были танцы, а преподавателем – Ж.-Б. Ланде. Под его руководством кадеты ставили балетные постановки, исполняемые ими в Зимнем дворце перед императрицей Анной Иоанновной. Но так как кадеты, заканчивая корпус, уходили и из труппы, Анна Иоанновна удовлетворила прошение Ланде о создании специальной танцевальной школы, ученики которой будут должны были научиться танцевать не хуже выпускников Шляхетского корпуса.

1
Зимний дворец Петра I

Зимний дворец Петра I

Дворцовая наб., 32

Здание старого зимнего дворца. На набережной Невы в 1712 году были выстроены Свадебные палаты Петра I. В 1716-1719 годах архитектор Георг Маттарнови возводил рядом Новый Зимний дворец для императора. После смерти Маттарнови его дело продолжил Николай Гербель, в 1719-1722 годах серьезно расширивший дворец и превративший его в поистине царское жилище. Дворец стал самым торжественным в Санкт-Петербурге. В нем Петр I скончался в 1725 году.

После во дворце жила Екатерина I, Петр II, Дворец готовили и для Анны Иоанновны, но та предпочла палаты Апраксина (на месте нынешнего Зимнего дворца). Здание петровского дворца стало служебным корпусом. Именно в нем в 1734 году разместили танцевальную школу Ж.-Б. Ланде, ныне превратившуюся в Академию Русского балета имени А. Я. Вагановой. В конце XVIII столетия на этом месте был выстроен Эрмитажный театр.

В 1970—1980-х годах сохранившиеся части дворца были выявлены архитекторами Государственного Эрмитажа. Часть помещений была воссоздана и ныне доступна для осмотра.

2 км, 890 м
2
Эрмитажный театр

Эрмитажный театр

Санкт-Петербург, Дворцовая набережная, 32

Эрмитажный театр был построен архитектором Джакомо Кваренги по заказу Екатерины II в 1783-1789 гг. на месте бывшего Зимнего дворца Петра I. Зрительный зал театра устроен наподобие античного: от сцены амфитеатром поднимаются полукруглые ряды скамей. Зал театра сохранил первоначальный вид. Уже более 20 лет на сцене Эрмитажного театра организует и проводит представления театр «Русский балет», созданный в 1990 году семьей профессиональных артистов и солистов Мариинского театра.
Зрительный зал продуман и расположен так, что при его вместительности (250 человек) и достаточной площади пространства для артистов, он не требует использования биноклей; все, что происходит на сцене, видно из любой точки. Кроме того, планировка зала позволяет звуку и свету рассеиваться грамотно, без искажений.

None
3
 Михайловский театр

Михайловский театр

Санкт-Петербург, площадь Искусств, 1

Михайловский театр – знаменитый музыкальный театр, подлинная жемчужина Санкт-Петербурга. Здесь классические традиции сочетаются с духом новаторства и смелыми творческими поисками.

Михайловский театр был открыт в 1833 году по указу императора Николая I и входил в число привилегированных императорских театров. Здание театра было построено по проекту Александра Брюллова, фасады создавались по эскизам Карла Росси. Названием театр обязан великому князю Михаилу – брату императора. Первоначально театр предназначался для императорской семьи, двора и приближённых, и даже когда его открыли для широкой публики, в нем сохранялась великосветская атмосфера. 

На сцене Михайловского попеременно давали спектакли французская и немецкая труппы, выступали именитые гастролеры.

С 1918 года императорский Михайловский театр был преобразован в государственный Малый оперный театр. Выдающиеся музыканты, деятели оперного и балетного искусства поддерживали и развивали в его стенах высокую театральную культуру.  Балетную труппу создал и возглавлял выдающийся танцовщик и хореограф Федор Лопухов, преемниками которого позже были Игорь Бельский, Олег Виноградов, Николай Боярчиков. 

В 2001 году Михайловский театр вернул себе историческое имя.

В театре сформирован уникальный репертуар, который можно сравнить с коллекцией драгоценностей. Некоторые из знаменитых классических балетов идут в версиях, которые не представлены ни на какой другой сцене. Это, к примеру, «Лебединое озеро» - так называемая «старомосковская» постановка, спектакль Александра Горского – Асафа Мессерера в редакции Михаила Мессерера, «Жизель» в редакции Никиты Долгушина, «Корсар» в редакции Константина Сергеева, «Лауренсия» в хореографии Вахтанга Чабукиани, «Пламя Парижа» в хореографии Василия Вайнонена. Отдельная глава в балетном репертуаре – хореографические сочинения знаменитого испанского маэстро Начо Дуато. Всего он поставил в Михайловском театре, где возглавлял балетную труппу на протяжении 3 сезонов, больше 10 балетов. Среди них полноформатные «Ромео и Джульетта», «Многогранность. Формы тишины и пустоты», и пленительные версии балетов Чайковского «Спящая красавица» и «Щелкунчик», сочетающие уважение к традиции и современность.

 

2 км, 701 м
4
Подвал бродячей собаки

Подвал бродячей собаки

Санкт-Петербург, Итальянская улица, 4

Арт-кафе «Подвал бродячей собаки»

История литературного кафе берет свое начало с 1911 года. Здесь устраивались театральные представления, лекции, поэтические и музыкальные вечера, пьесы. Славу арт-подвала составили его посетители: Анна Ахматова, Осип Мандельштам, Николай Гумилёв, Игорь Северянин, Надежда Тэффи, Владимир Маяковский, Велимир Хлебников, Всеволод Мейерхольд, Тамара Карсавина, Алексей Толстой, Анна Павлова, Сергей Дягилев.

Анна Павлова жила прямо напротив – в доме № 5 по Итальянской улице. А Тамара Карсавина прямо в «подвале» дала прекрасное представление, посвященное танцу XVIII века.

230 м
5
Театральная площадь

Театральная площадь

Санкт-Петербург, Адмиралтейский район, Театральная площадь

Театральная площадь появилась всего спустя три десятилетия после основания города, в 1730-х годах. В начале XVIII века ее обычно называли Брумбергская, или Брумбергова, по фамилии владельца находившихся поблизости пильных мельниц Брумберга.

Эта
 площадь образовалась в екатерининское время в связи со строительством Большого (или Каменного) театра. Театр, одновременно вмещавший до 3000 человек, был самым значительным театральным сооружением Петербурга того времени.
 Вечерами в Коломну съезжался весь петербургский бомонд.

В 1860-х годах для опер и балетов строится новое здание Мариинского театра, где и по сей день сияют на сцене звезды Перебургского балета. На месте Большого театра возводится здание консерватории, при которой был свой собственный театр оперы и балета.

Многие артисты балета и балетмейстеры предпочитали селиться неподалеку от театра: так, на улице Никольской (ныне Глинки) в разные годы жили семья Тальони, Артур Сен-Леон, О. А. Спесивцева. А на набережной Крюкова канала снимали квартиры Лев Иванов, Авдотья Истомина, А. Я. Ваганова.

 

2 км, 825 м
6
Санкт-Петербургская консерватория им. Н. А. Римского-Корсакова

Санкт-Петербургская консерватория им. Н. А. Римского-Корсакова

Санкт-Петербург, Театральная площадь д.3

Большой Каменный театр. Первый городской каменный театр открылся в Петербурге в 1783 г. Театр стал называться Большой или Каменный.

В 1775 г. началось строительство театра, автором проекта был А. Ринальди. В 1799 году он упал с лесов и строительство завершил Ф. В. Баур. В 1783 г. открылся первый сезон театра оперой "На луне" композитора Д. Паизиелло.

В начале XIX в. в труппе театра появился французский хореограф К. Дидло, петербургскому балету начали подражать европейские труппы. Большое место занимали и драматические спектакли.

Возглавивший балетную труппу театра в 1869 году Мариус Петипа продолжил традиции своих предшественников Жюля Перро и Артюра Сен-Леона. Петипа ревностно сохранял такие классические спектакли, как «Жизель», «Эсмеральда», «Корсар», подвергая их лишь бережной редакции. Поставленная им «Баядерка» впервые принесла на балетную сцену дыхание крупной хореографической композиции, в которой «танец уподобился музыке». Счастливая встреча Петипа с Чайковским, утверждавшим, что «балет – та же симфония», привела к рождению «Спящей красавицы» – подлинной музыкально-хореографической поэмы. В содружестве Петипа и Льва Иванова возникла хореография «Щелкунчика». Уже после смерти Чайковского «Лебединое озеро» обрело вторую жизнь на сцене Мариинского театра – и вновь в совместной хореографии Петипа и Иванова. Свою репутацию хореографа-симфониста Петипа упрочил постановкой балета Глазунова «Раймонда». Его новаторские идеи были подхвачены молодым Михаилом Фокиным, поставившим в Мариинском театре «Павильон Армиды» Черепнина, «Лебедя» Сен-Санса, «Шопениану» на музыку Шопена, а также балеты, созданные в Париже – «Шехеразаду» на музыку Римского-Корсакова, «Жар-птицу» и «Петрушку» Стравинского.

270 м
7
Мариинский театр

Мариинский театр

Санкт-Петербург, Театральная площадь, 1

Мариинский театр был наследником Большого каменного. Здание было перестроено А. К. Кавосом из здания сгоревшего цирка в 1860 году.

Сначала в новом здании жила только оперная труппа.

В 1886 году балетные спектакли, до этого времени продолжавшие идти на сцене Большого Каменного театра, были перенесены в Мариинский театр. А на месте Большого Каменного возвели здание Санкт-Петербургской консерватории.

Правительственным декретом 9 ноября 1917 года Мариинский театр был объявлен Государственным и передан в ведение Наркомпроса. В 1920 году его стали именовать Государственным академическим театром оперы и балета (ГАТОБ), а с 1935 года ему было присвоено имя С. М. Кирова. Наряду с классикой прошлого века на сцене театра в 20-е – начале 30-х годов рождаются балеты, утверждающие популярное в течение десятилетий новое хореографическое направление, так называемый драмбалет – «Красный мак» Рейнгольда Глиэра, «Пламя Парижа» и «Бахчисарайский фонтан» Бориса Асафьева, «Лауренсия» Александра Крейна, «Ромео и Джульетта» Сергея Прокофьева и др.

Последней предвоенной оперной премьерой Кировского театра был вагнеровский «Лоэнгрин», второй спектакль которого закончился поздним вечером 21 июня 1941 года, но назначенные на 24 и 27 июня спектакли заменили на «Ивана Сусанина». Во время Великой Отечественной войны театр был эвакуирован в Пермь, где состоялись премьеры нескольких спектаклей, в том числе премьера балета Арама Хачатуряна «Гаянэ». По возвращении в Ленинград театр открыл сезон 1 сентября 1944 года оперой Глинки «Иван Сусанин».

В 50-70-е гг. в театре были поставлены такие знаменитые балеты, как «Шурале» Фарида Яруллина, «Спартак» Арама Хачатуряна и «Двенадцать» Бориса Тищенко в хореографии Леонида Якобсона, «Каменный цветок» Сергея Прокофьева и «Легенда о любви» Арифа Меликова в хореографии Юрия Григоровича, «Ленинградская симфония» Дмитрия Шостаковича в хореографии Игоря Бельского, одновременно с постановкой новых балетов в репертуаре театра бережно сохранялась балетная классика.

99 м
8
Театр «Мариинский-2»

Театр «Мариинский-2»

Санкт-Петербург, улица Декабристов, 34

Новая сцена Мариинского театра. Мариинский-2 наряду с историческим зданием Мариинского театра, построенным в 1860 году, и Концертным залом, открытым в 2006 году, стал частью уникального по своим творческим и просветительским возможностям театрально-концертного комплекса. Хотя это современный зрительный зал, в его основе лежат те же принципы, что и в знаменитых оперных театрах XVIII и XIX века – изогнутая форма в виде подковы и три яруса балконов. Именно такая конфигурация обеспечивает уютную атмосферу, наилучшую акустику и прекрасный обзор, а значит, комфорт и удобство зрителей.

None
9
Улица Зодчего Росси

Улица Зодчего Росси

Санкт-Петербург, Зодчего Росси ул.

Улица Зодчего Росси. Первое имя улицы Зодчего Росси – Театральная. Здесь располагалась дирекция императорских театров,  балетное училище (с 1835 года), ныне выросшее в Академию русского балета имени А. Я. Вагановой, из стен которой вышла плеяда звезд мирового балета. Во дворе Академии стоит памятник знаменитой балерине Галине Улановой, а в самом здании Академии жил танцовщик, балетмейстер и педагог Ф. В. Лопухов.

3 км, 264 м
10
Музей театрального и музыкального искусства

Музей театрального и музыкального искусства

Санкт-Петербург, пл. Островского, д. 6

Музей театрального и музыкального искусства. Музей расположен в здании бывшей Дирекции Императорских театров, построенном в первой половине ХIХ века великим зодчим Карлом Росси. Из фасадных окон музея виден Александринский театр - центр архитектурного ансамбля, созданного Росси во имя театра. Уникальные музейные экспонаты рассказывают о творчестве прославленных мастеров сцены, с которыми связаны театральные реформы и новации русского театра первой половины ХХ века — Вс. Мейерхольда, А. Таирова, М. Фокина, А. Павловой, В. Нижинского, В. Комиссаржевской, Н. Акимова, Ф. Шаляпина, Г. Улановой…

73 м
11
Академия Русского балета имени А. Я. Вагановой

Академия Русского балета имени А. Я. Вагановой

Санкт-Петербург, ул. Зодчего Росси, 2

Академия Русского балета имени А. Я. Вагановой относится к числу старейших балетных школ в мире. Ее основала ее в 1738 году императрица Анна Иоанновна.

Первым педагогом школы стал французский танцмейстер Жан Батист Ланде. А первыми учениками  – 12 девочек и мальчиков, дети дворцовых служащих.

В конце XVIII – начале XIX веков здесь работал первый русский балетмейстер Иван Вальберх (Лесогоров). Шарль Луи Дидло, основатель современной методики классического танца, преподавал в школе около 20 лет – за это время он сумел добиться того, чтобы русский балет стал частью европейского. Более того, в это время русский балет превосходил многие зарубежные, а классический танец стал стержнем образовательной программы Академии.

В Санкт-Петербург по приглашению Дирекции императорских театров прибыл другой всемирно известный француз – Жюль Перро (крупнейший балетмейстер в эпоху романтизма).

Позже преподавать в училище начали Мариус Петипа  и Энрико Чекетти, а также множество других великолепных педагогов.

Многие балетмейстеры жили недалеко от Академии – так, Дидло выбрал дом на углу современной улицы Рубинштейна и Невского проспекта, а Мариус Петипа снимал квартиру буквально «за углом» - на набережной Фонтанки, д. 51-53.

Академию прославили не только знаменитые балетмейстеры, но и талантливые выпускники. Анна Павлова познакомила с русским балетом весь мир, а Марина Семенова в сложные 1920-е доказала родной стране, что классический балет нужен.

Успех Академии в разные годы подкрепило творчество Галины Улановой, Феи Балабиной, Наталии Дудинской, Владимира Пономарева, Матильды Кшесинской, Вацлава Нижинского, Михаила Барышникова, Ульяны Лопаткиной.

И, конечно, нельзя не упомянуть Агриппину Яковлевну Ваганову. Сама бывшая выпускницей Театральной школы, после революции она вернулась сюда как преподаватель и создала лучшую в мире систему обучения классическому танцу.

63 м
12
Музей-квартира семьи актеров Самойловых

Музей-квартира семьи актеров Самойловых

Санкт-Петербург, Стремянная ул.,8

Музей-квартира актеров Самойловых. Мемориальный музей–квартира актеров Самойловых в доме № 8 по Стремянной улице открылся в январе 1994 года. В выставочных залах музея располагается экспозиция «Звезды русского балета». Редчайшие экспонаты представляют этапы развития отечественного балетного искусства от начала XIX до 80–х годов XX столетия. Залы, посвященные творчеству великого балетмейстера Мариуса Петипа, «Русским сезонам» Сергея Дягилева, школе А. Вагановой и советскому периоду в истории Кировского театра рассказывают о легендарных представителях русского балета — А. Павловой, Т. Карсавиной, Г. Улановой, Н. Дудинской, М. Барышникове, Р. Нурееве и многих других.

1 км, 544 м
13
Театр балета им. Леонида Якобсона

Театр балета им. Леонида Якобсона

Санкт-Петербург, ул. Маяковского, 15

Театр Леонида Якобсона. Труппа Санкт-Петербургского государственного театра балета имени Леонида Якобсона основана в 1966 году. В 1969 году труппу возглавил выдающийся балетмейстер, заслуженный деятель искусств РСФСР, лауреат Государственной премии СССР Леонид Якобсон, и с этого момента открылась новая страница в истории советского балета.

У труппы появилось название «Хореографические миниатюры».

Леонид Якобсон создал собственный пластический язык, основанный на природной, естественной выразительности человеческого тела.

В 1976 году, после смерти Леонида Якобсона его преемником стал народный артист СССР, лауреат Государственной премии СССР Аскольд Макаров. В этот период в репертуаре театра  впервые появились классические балеты, такие как «Жизель» и «Лебединое озеро».

В 2001 году, после смерти Aскольда Макарова, пост художественного руководителя занял Юрий Петухов – балетмейстер, народный артист России, лауреат Государственной премии России, лауреат всесоюзных и международных конкурсов. В афише театра появились новая редакция балета «Щелкунчик», балеты «Итальянское каприччио», «Дон Хосе. Страсти по Кармен», «Ромео и Джульетта», «Шехеразада», «Есенин».

1 км, 211 м
14
Некрополь «Литераторские мостки»

Некрополь «Литераторские мостки»

Санкт-Петербург, Расстанная ул., 30

Волковское кладбище. Музейный некрополь занимает северную часть Волковского православного кладбища. На "Литераторских мостках" - около 500 надгробных памятников, представляющих значительный исторический и художественный интерес. Волкова деревня или Волково упоминается в Писцовых книгах Ижорской земли в 1640 г. в описании Спаского погоста. Рядом располагалось Волково поле. Указом Сената от 11 мая 1756 г.  здесь было устроено кладбище.

Когда точно появилось название "Литераторские мостки" - неизвестно. Чаще всего в литературе указывается конец 1880-х гг.  В описании Волковского кладбища, изданном Н. Вишняковым в 1885 г. Литераторские мостки упоминаются как данность, освященная временем.

На «Литераторских мостках» похоронены артисты балета: А.Я.Ваганова, А.Я.Шелест, Н.М.Дудинская, К.М.Сергеев. На соседнем Лютеранском кладбище находилась могила Мариуса Петипа до переноса праха в «Некрополь мастеров искусств», а также похоронен А. К. Кавос (строитель Мариинского театра).

На Волковом поле 24 ноября 1817 года состоялась знаменитая четверная дуэль Шереметьева-Завадовского и Грибоедова-Якубовича из-за балерины Авдотьи Истоминой.

4 км, 369 м
15
Некрополь мастеров искусств

Некрополь мастеров искусств

Санкт-Петербург, Площадь Александра Невского

Некрополь мастеров искусств в Александро-Невской Лавре. Некрополь "Мастеров искусств" расположен на территории бывшего Тихвинского кладбища Александро-Невской лавры. Его устройство относится к концу 1930-х годов. В некрополе сохраняются памятники выдающимся представителям отечественной культуры и искусства XIX-XX вв. Здесь похоронены автор многих балетов П. И. Чайковский, известный в свое время композитор К. А. Кавос, создатель музыки к балетам первой половины XIX века, хореограф М. И. Петипа, великая балерина Е. И. Колосова. А неподалеку, в Благовещенской церкви Лавры, лежит прах прекрасной балерины А. И. Прихуновой

4 км, 137 м
16
Особняк Кшесинской

Особняк Кшесинской

Санкт-Петербург, улица Куйбышева, 2-4

Особняк Кшесинской. Выдающийся памятник архитектуры в стиле модерн, построенный по проекту А.И. фон Гогена в 1904-1906 годах.

Дом считается эталонной постройкой петербургского модерна.

Хозяйка особняка была известна всему Петербургу — это знаменитая балерина, прима Мариинского театра Матильда Кшесинская. В гостях у неё часто бывали Ф. Шаляпин, А. Павлова и С. Дягилев. Заглядывали сюда и великие князья Романовы, некоторые из которых имели с балериной больше, чем дружеские отношения. По легенде, из особняка Кшесинской идет подземный ход под Невой в Зимний дворец, по которому в гости к балерине ходил наследник цесаревич, будущий Император Николай II.

 

5 км, 782 м
17
Здание Академии Танца Бориса Эйфмана

Здание Академии Танца Бориса Эйфмана

Санкт-Петербург, ул. Лизы Чайкиной, 2

Академия танца Бориса Эйфмана. Это второе высшее учебное заведение города, где учат артистов балета. Создана Академия трудом великого хореографа современности Бориса Эйфмана и уже несколько лет выращивает будущих звезд.

1 км, 819 м
18
Особняк Добберта

Особняк Добберта

Санкт-Петербург, ул. Большая Пушкарская, 14

Музей русского балета. Небольшой особняк, построенный во второй половине XIX века сейчас также принадлежит Академии танца Бориса Эйфмана. Здесь после реставрации открылся музей русского балета. Первая открытая экспозиция посвящена 70-е летию великого хореографа Бориса Эйфмана.

Среди экспонатов — эскизы костюмов, декораций спектаклей и реквизит, фотографии с репетиций и афиши, а также личные вещи хореографа, которые помогут погрузиться в атмосферу эйфмановского творчества.

None
19