Женщины на Российском Престоле

Весь маршрут, позволяет нам насладиться прекрасными видами города  и узнать о веке женского всевластия

XVIII век – особенный в истории России. Это был век женского всевластия, поскольку после смерти Петра Великого на протяжении всего столетия царствовали женщины. Каждая из них внесла свой вклад в развитие культуры Северной столицы. Екатерина I – супруга Петра I, Анна Иоанновна – родная племянница Петра, Елизавета Петровна – его дочь, и, конечно, Екатерина Великая. Судьбы этих императриц отразились на судьбе России. 

В XVIII веке, на Российском престоле было 4 Императрицы. Правление каждой из них оставило свой след в истории страны. В Санкт-Петербурге сохранилось множество дворцов и памятников, хранящих память о них. Перед Вами предстанут памятники Великим женщинам Российской империи XVIII века: Екатерине I (1725–1727), Анне Иоанновне (1730–1740), Анне Леопольдовне (1740–1741), Елизавете Петровне (1741–1761) и Екатерине II (1762–1796).

Вы сможете полюбоваться видами Таврического парка и Таврического дворца и узнать историю его создания  и его владельцев. Так же мы сможем лицезреть центр города - знаменитый Невский проспект и пройтись по Дворцовой набережной. Дворцовая набережная, одна из самых живописных в Петербурге, расположена на левом берегу Невы, между Кутузовской и Адмиралтейской набережными. 

  • храмы и соборы 1 ,
  • площади 1 ,
  • выставочные залы 1 ,
  • улицы 2 ,
  • дворцы 3 ,
  • интересные места 1 ,
  • парки 3
16 км, 689 м
Михайловский сад

Михайловский сад

Санкт-Петербург, Инженерная ул., 2

Михайловский сад - часть Летнего сада, заложенного еще при Петре I

Михайловский сад один из редчайших памятников ландшафтной архитектуры XVIII — первой трети XIX вв., представляющий собой уникальное сочетание двух разных стилей садово-паркового искусства на одной территории — регулярного или «французского» и пейзажного или «английского».

Во времена Петра I территория, на которой теперь располагается Михайловский сад, называлась «шведским садом». Он был подарен императором супруге Екатерине. На том месте, где сейчас находится павильон-пристань, построенный по проекту К.Росси (наб. р. Мойки), располагался дворец императрицы – «Золотые хоромы». В середине XVIII столетия, во времена правления Елизаветы Петровны, было проведено переустройство сада по проекту Ф.-Б. Растрелли. Сохранившиеся до наших дней в юго-восточной части сада два больших водоема имели геометрическую форму, а за ними располагался большой сад-лабиринт, простиравшийся до самого Невского проспекта.

В XIX в. сад меняет свой облик с «регулярного» на «пейзажный» и становится частью ансамбля Михайловского дворца – яркого примера архитектурного единства здания и природного ландшафта, созданного по замыслу великого зодчего Карла Росси.

Михайловский сад был закрытым частным владением и стал доступен для посещения горожан с момента основания Русского музея,  в 1895 году. В 1999 году, практически полностью утратив свой исторический облик, стал частью Русского музея. XXI век - точка отсчета новейшей истории Михайловского сада. Пройдя масштабную реконструкцию, он начал свою жизнь не только как уникальный памятник ландшафтной архитектуры, но и как современное музейное пространство, своеобразный зеленый зал под открытым небом.

1
Павильон Росси

Павильон Росси

Санкт-Петербург, Михайловский сад

Росси планировал постройку двух подобных зданий

Участок земли, на котором расположен Михайловский сад в 1712 году Петром I был отдан под устройство резиденции его жены, императрицы Екатерины. На том месте, где сейчас находится павильон Росси, был построен небольшой деревянный дворец, названный «Золотыми хоромами». Золотые хоромы так были названы не случайно. Их черепичную крышу украшал высокий золотой шпиль. Стены некоторых комнат во всю высоту были обклеены кусками позолоченной кожи.

Для строительства павильона выполненного в стиле ампир в 1825 году архитектор К. Росси выбрал место, на котором некогда стоял «Золотой дворец» жены Петра I Екатерины. Первоначально он планировал построить два идентичных здания, но в итоге был сооружен только один павильон у восточного угла сада. Павильон представляет собой два помещения, квадратных в плане, связанных между собой дорической колоннадой. Перед павильоном сооружена гранитная терраса-пристань, огражденная элегантной чугунной решеткой. 

1 км, 350 м
2
Марсово поле

Марсово поле

Санкт-Петербург, Марсово поле

Именно здесь был зажжен первый в стране Вечный огонь

В начале 18 века на месте Марсова поля находилась заросшая болотистая роща. Впоследствии она была превращена в место для проведения смотров войск и получила название Большой луг. Здесь проходили празднества и гуляния в честь побед в Северной войне. На этом месте устраивались карнавалы, представления и фейерверки, в честь чего Большой луг был переименован в Потешное поле. Но и это название не закрепилось надолго: возле поля был возведен дворец супруги Петра Великого, Екатерины I, и прилежащие к нему территории стали именоваться Царицыным лугом. Лишь в 1805 году поле было названо в честь античного бога войны - Марса.

В 1917 в центре Марсова поля были  торжественно похоронены жертвы Февральской  революции, в дальнейшем там же хоронили жертв Гражданской войны. В 1917-19 гг. по проекту архитектора Л. В. Руднева сооружается  мемориал "Жертвам революции" с эпитафиями А. В. Луначарского. В 1920-х гг. вокруг мемориала был разбит сквер. В 1957 году проходит реконструкция мемориала под руководством архитектора С. Г. Майофиса, в результате которой Марсово поле стало первым местом в стране, где был зажжен Вечный огонь.

407 м
3
Летний дворец Петра I

Летний дворец Петра I

Санкт-Петербург, наб. Кутузова, 2 А

Летний дворец Петра I - название сохранившейся до наших дней в первозданном виде резиденции Петра I в Летнем саду

Летний дворец был построен в стиле Петровского барокко по проекту Доменико Трезини в 1710—1714 годах. Это одно из старейших зданий города. Двухэтажный дворец достаточно скромен и состоит всего из четырнадцати комнат и двух кухонь.

Резиденция предназначалась для использования только в тёплое время года — с мая по октябрь, поэтому стены в ней достаточно тонкие, а в окнах — одинарные рамы. Отделка помещений была создана художниками А.Захаровым, И.Заварзиным, Ф.Матвеевым.

Фасад дворца украшен 29-ю барельефами, на которых в аллегорической форме изображены события Северной войны. Барельефы выполнены немецким архитектором и скульптором Андреасом Шлютером.

857 м
4
Набережная Кутузова

Набережная Кутузова

Санкт-Петербург, Набережная Кутузова

Первоначально не имела собственного названия

Первоначально набережная называлась Дворцовой, была продолжением современной Дворцовой набережной. Позже она именовалась Гагаринской, Воскресенской. До середины XIX века в створе Гагаринской улицы находилась Гагаринская пристань, которая и дала имя улице, выходящей к набережной.

Длина набережной Кутузова - 720 метров. Она начинается у соединения Литейного проспекта с Литейным мостом.

269 м
5
Таврический дворец

Таврический дворец

Санкт-Петербург, Шпалерная ул., 47

Таврический дворец — петербургская резиденция князя Григория Потёмкина-Таврического

Возведена в стиле классицизма в период с 1783 по 1789 год по проекту архитектора И. Е. Старова.

Дворец расположен на Шпалерной улице, в квартале между Потёмкинской и Таврической улицами. Позади него находится Таврический сад.

Таврический дворец был построен по указанию Екатерины II для своего фаворита, светлейшего князя Г. А. Потёмкина. На возведение и отделку дворца было затрачено около 400 000 рублей золотом. Дворец получил своё название по титулу князя Таврического, который был пожалован временщику в 1787 году, после присоединения к Российской империи Крыма (Тавриды). Одним из его украшений была античная статуя Венеры Таврической, привезённая в Россию при Петре I.

В глубине парадного двора, отделённого от улицы невысокой оградой (1792-1793, архитектор Ф. И. Волков), расположен центральный двухэтажный корпус с шестиколонным портиком, увенчанный плоским куполом на невысоком барабане; гладкие плоскости стен прорезаны высокими окнами и завершены антаблементом строгого рисунка с фризом из триглифов. Главный корпус объединён одноэтажными галереями с боковыми двухэтажными корпусами, ограничивающими широкий парадный двор.

Первоначально Таврический дворец был открыт к Неве, от которой шел канал, завершавшийся гаванью-ковшом. Эта архитектурная перспектива, входившая в панораму невских берегов, существовала до постройки в 1858-1863 годах напротив дворца водонапорной башни и других сооружений Центральной городской водопроводной станции (архитекторы И. А. Мерц, Э. Г. Шуберский).

В архитектурный комплекс Таврического дворца входит также так называемый дом садового мастера, построенный в 1793-1794 (архитектор Ф. И. Волков) для В. Гульда. Главный фасад двухэтажного центрального корпуса отмечен дорическим портиком, садовый фасад — полуротондой с круглым в плане балконом; два небольших флигеля увенчаны купольными башнями.

В 1783-1800 годах позади дворца садовым мастером В. Гульдом был разбит Таврический сад.

При императоре Павле I здесь разместился Конногвардейский полк. Зимний сад стал конюшней, а залы дворца переоборудовали под манеж и казармы. Разумеется, при таком использовании дворец быстро начал разрушаться. Император Александр I отреставрировал Таврический дворец. В начале 19 века здесь жил и умер историк Карамзин. Также в усадьбе долгое время гостили персидский принц Хосров Мирза и шведский и норвежский принц Франс Иосиф.

В начале XX века Таврический дворец стал местом проведения заседаний Государственной думы. Для этой цели внутренние интерьеры пришлось вновь перестроить, а Зимний сад превратить в Зал заседаний.

В феврале 1917 года здесь размещался Временный комитет Государственной думы, затем Временное правительство, далее возник Петроградский совет рабочих депутатов, до переезда в Смольный заседал ВЦИК Советов.

В 1918 году в Таврическом дворце собиралось Всероссийское учредительное собрание, проходил Третий Всероссийский съезд Советов, Седьмой съезд РКП(б). В 1930-х годах здесь помещался Всесоюзный сельскохозяйственный коммунистический университет.

Дворец был отреставрирован после Великой Отечественной войны, сюда переехала Ленинградская высшая партийная школа (проект приспособления здания — архитектор И.Г. Капцюг, школа занимала помещения дворца до 1990 года).

В XXI веке дворец является штаб-квартирой Межпарламентской ассамблеи государств — участников Содружества Независимых Государств. В нём также базируется петербургский филиал телерадиокомпании «Мир».

 

2 км, 167 м
6
Таврический сад

Таврический сад

Шпалерная улица, 47

Таврический сад был разбит вокруг Таврического дворца, возведенного по указу Екатерины II.

Дворец был задуман в духе усадеб в стиле старого классицизма. Усадьба включает в себя обширный сад с оранжереями, искусственными водоемами и парковыми павильонами. В середине XIX века сад открыли для горожан. В зимнее время па прудах устраивались катки и катания с гор.

Сегодня на территории сада находится оранжерея с удивительными редкими растениями. В настоящее время в здании дворца работает Межпарламентская ассамблея. В саду есть спортивные площадки для различных видов спорта. Также Таврический Сад - один из немногих городских парков в центре города, где всегда можно встретить бегунов. Полный круг составляет около 2.5 км, что вполне удобно для пробежек. Также летом посетители сада устраивают пикники и загорают.

None
7
Концертно-выставочный зал «Смольный собор»

Концертно-выставочный зал «Смольный собор»

Санкт-Петербург, площадь Растрелли, 1

Часть архитектурного ансамбля Смольного монастыря

В 1730-е годы наследница царского престола Елизавета Петровна решила провести последние годы своей жизни в тишине и покое монастыря в окружении ста двадцати благородных девиц. Уже будучи императрицей, она указала построить монастырь на месте «Смольного дома» — дворца, в котором она прожила своё юношество. В монастырский комплекс должны были войти храм с домовыми церквями и колокольней и институт для девушек из дворянских семей.

Архитектор собора — Ф. Б. Растрелли. Собор был заложен в октябре 1748 года, возведение начато в мае 1751, но вскоре началась война с Пруссией, после которой финансирования для строительства стало недостаточно и строительство пошло медленно. Открытие Смольного института состоялось 28 июня 1764 года, собор же был достроен архитектором В. П. Стасовым только в 1835 году. В настоящее время в соборе проходят выставки и концерты классической музыки. По изначальному проекту также должна была быть построена высокая 140-метровая пятиярусная колокольня. Таким образом высота этой колокольни на 18 метров превзошла бы высоту шпиля колокольни Петропавловского собора, но впоследствии её пришлось не возводить в связи с недостатком финансирования. В настоящий момент модель Смольного монастыря с колокольней можно увидеть в музее Академии художеств.

1 км, 238 м
8
Спасо-Преображенский Собор

Спасо-Преображенский Собор

Санкт-Петербург, Преображенская площадь, 1

Собор первого русского гвардейского полка

Спасо-Преображенский собор был собором лейб-гвардии Преображенского полка — первого русского гвардейского полка. Он расположен рядом с Литейным проспектом — местом, где издавна располагались казармы преображенцев. В 30-е годы XVIII в. на этом месте был полковой двор гренадерской роты этого полка. Именно там дочь Петра I цасаревна Елизавета молилась об обретении престола, «беззаконно похищенного» у нее правительницей Анной Леопольдовной.

Через несколько дней после вступления на престол Елизавета решила построить на этом месте храм в знак благодарности Богу за оказанную ей великую милость. В 1743 г. был заложен каменный храм во имя Преображения Господня.
Повелением императора Павла I с 1796 г. Спасо-Преображенский собор стал именоваться собором всей гвардии. В 1825 году собор сгорел, и был восстановлен к зиме 1828 года. Величественный пятиглавый собор, построенный в стиле позднего классицизма, в своем изначальном виде дошел до наших дней.

Вокруг собора разбит сквер, окруженный оградой. Она состоит из 34 гранитных оснований, на которых помещены 102 бронзовых орудийных ствола. Орудия эти были взяты в русско-турецкую войну 1828-1829 гг. со стен турецких крепостей. Все средние стволы украшены золотыми двуглавыми орлами с коронами. Внутри собора как главного храма всей гвардии, находились многочисленные полковые знамена и другие трофеи, отвоеванные у турок. За стеклом в особых шкафах хранились преображенские мундиры Александра I, Николая I и Александра II.

В 1918 г. собор стал приходским храмом. Знамена, орудия и военные трофеи были изъяты и переданы в Артиллерийский музей. С 1950 г. они находятся в Эрмитаже.

Возле северной стены собора, в приделе святых Климента и Петра, находится складень с образами Преображения Господня, великомученика Пантелеимона и святого царя Константина. Этот складень в 1900 г. подарил полковому лазарету тогдашний командир полка, генерал-майор Великий князь Константин Константинович (известный поэт «К.Р.»).
 

2 км, 948 м
9
Невский проспект

Невский проспект

Санкт-Петербург, Невский проспект

Главная улица Санкт-Петербурга

Необходимость в прокладке Невского проспекта возникла вскоре после основания Санкт-Петербурга. Единственный сухопутный путь, который связывал Адмиралтейство (промышленный центр нового города) с центральной Россией — Новгородская дорога, от которой по берегу Невы  шла тропа. Новгородская дорога проходила примерно по линии современного Лиговского проспекта до Таврического сада. Тропа пересекала Фонтанку по плотине, построенной мастером И. Матвеевым к 1705 году по прямому указанию Петра I: «Перебить тое речку».

Невский проспект — главная улица Санкт-Петербурга, протянувшаяся на 4,5 км от Адмиралтейства до Александро-Невской лавры. Пересекает реки Мойку (Зелёный мост), канал Грибоедова (Казанский мост), Фонтанку (Аничков мост). Наибольшая ширина составляет 60 м (у Гостиного двора), наименьшая — 25 м (у Мойки).

Невский проспект всего на 10 лет моложе Санкт-Петербурга. По замыслу Петра I эта перспектива должна была соединить Адмиралтейство с Александро-Невским монастырем. Императрица Анна Иоанновна называла дорогу Невской перспективой, Екатерина  II –Невским проспектом.

На Невский проспект выходят фасады 240 зданий. Правая сторона (нечётная) неофициально называется «теневой», чётная — «солнечной» (популярное место для прогулок). Участок от площади Восстания до Александро-Невской лавры также неофициально называют Старо-Невским (отчасти из-за того, что в 1730-е годы предпринималась попытка спрямить магистраль по нынешним Гончарной и Тележной улицам).

2 км, 218 м
10
Екатерининский сад

Екатерининский сад

Санкт-Петербург, пл. Островского

Екатерининский сад - часть ансамбля площади Островского, на территории усадьбы Аничкова дворца

Екатерининский сад - неофициальное название сквера перед Александринским театром. Он был разбит в 1820-х годах по проекту архитектора К. Росси. Екатерининский сад - часть ансамбля площади Островского, на территории усадьбы Аничкова дворца. В панораме площади Островского доминирует здание Александринского театра. Центральное место в планировки Екатерининского сада занимает памятник Екатерине II, установленный в 1873 году. Именно он дал название скверу, который известен также как "Катькин садик" или "Монмартр": вокруг сада петербургские художники выставляют и продают свои работы.

2 км, 220 м
11
Зимний дворец

Зимний дворец

Санкт-Петербург, Дворцовая Площадь, 2

Зимний дворец - бывший императорский дворец, в настоящее время входит в состав главного музейного комплекса Эрмитаж

Монументальный и нарядный Зимний дворец, возведенный по заказу императрицы Елизаветы Петровны архитектором Франческо Бартоломео Растрелли в 1754-1762 гг., - яркий памятник стиля барокко. Здание представляет собой блестящий пример синтеза архитектуры и декоративной пластики. Все его фасады украшены двухъярусной колоннадой. Образуя сложный ритм вертикалей, колонны устремляются вверх, и это движение подхватывается многочисленными статуями и вазами на крыше. Обилие лепных украшений - причудливых карнизов и наличников окон, маскаронов, картушей и рокайлей, разорванных фронтонов - создает богатейшую игру света и тени, придает облику здания особое великолепие.

Развивая один и тот же архитектурный мотив, Растрелли создал все четыре фасада дворца различными по ритму построения. Торжественен южный фасад, обращенный к площади. Здесь архитектор, прорезав фасад тремя арками, устроил парадный проезд во двор и акцентировал его вертикалями парных колонн. Величавый северный фасад, создающий впечатление бесконечной колоннады, обращен к широкой глади Невы. Западный фасад, смотрящий на Адмиралтейство, напоминает композицию загородного дворца с небольшим парадным двором. Монументальный восточный фасад с массивными боковыми корпусами, образующими большой парадный двор, обращен в сторону Миллионной улицы, где находились особняки знати.

На протяжении 150 лет дворец являлся парадной императорской резиденцией. В ноябре 1917 года он был объявлен музеем. Экспозиции, расположенные во дворце, представляют парадные залы и апартаменты, коллекции древностей Евразии и Востока, а также собрания живописи, скульптуры и декоративно-прикладного искусства Европы и Востока.
 

Стоимость билетов — 600 рублей

Граждане Российской Федерации и Республики Беларусь – 400 рублей

Дети, студенты, пенсионеры РФ – бесплатно

1 км, 665 м
12