Петербург – морская столица

Санкт-Петербург известен как город морской славы. Вы сможете посетить места, которые связаны с историей Российского флота

Санкт-Петербург возник во время Северной войны между Россией и Швецией за выход к Балтийскому морю. Пётр I уделял очень большое внимание развитию морского флота. 

Маршрут прогулки начинается от Петровской набережной, названной в честь основателя города, приложившего немало сил для того, чтобы Санкт-Петербург стал оплотом морской славы России. На набережной можно увидеть деревянный домик Петра, построенный в 1703 году. За время прогулки можно узнать об истории Нахимовского училища, Адмиралтейства и просто полюбоваться видом петербургских набережных – Адмиралтейской набережной и набережной лейтенанта Шмидта.

Вы убедитесь в том, что Санкт-Петербург – это не только один из самых красивых городов мира, но и один из крупнейших портов страны, и его по праву можно назвать "Морские ворота Российской империи"!

  • интересные места 3,
  • музеи 3,
  • улицы 4
10 км, 81 м
Нахимовское Училище

Нахимовское Училище

Санкт-Петербург, Петроградская набережная, 2

Подготовка специалистов для флота всегда имела большое значение в Санкт-Петербурге. Нахимовское военно-морское училище – одно из самых известных учебных заведений города. Училище основано в 1944 году – году полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады для устройства, обучения и воспитания сыновей защитников Родины, погибших на фронтах Великой отечественной войны. 8 сентября 1944 года состоялось первое зачисление. 

Училище ориентировано на подготовку воспитанников к поступлению в военные ВУЗы. Помимо обычной школьной программы в обучение входит и специальная военно-морская подготовка.

Сегодня воспитанники училища проходят службу почти на каждом боевом корабле Военно-Морского Флота Российской Федерации. Интересно, что с недавнего времени, а именно с 2009 года, стать воспитанниками училища могут и девушки.

1
Музей "Домик Петра I"

Музей "Домик Петра I"

Санкт-Петербург, Петровская наб., д.6

Немного поодаль от набережной, в небольшом сквере, расположилась постройка из красного кирпича. Это своеобразный футляр, за стенами которого бережно хранится единственная деревянная постройка времен основания города, дошедшая до наших дней - Домик Петра I. 

Домик, ставший первой петербургской резиденцией Петра I, был срублен всего за несколько дней 24-26 мая 1703 года из тесаных сосновых бревен. С 1930 года здесь разместился историко-мемориальный музей. Из музейной экспозиции можно узнать о событиях Северной войны со шведами, начальных этапах строительства Санкт-Петербурга, а также истории Домика Петра I и устройства защитных сооружений над ним. Среди интереснейших экспонатов - лодка-верейка, построенная самим царём и служившая ему для переправы через Неву. 

 

547 м
2
Петровская набережная

Петровская набережная

Санкт-Петербург, Петровская набережная

Первая набережная Санкт-Петербурга

Именно здесь в 1703 году был построен небольшой деревянный дворец, предназначенный для Петра I. Это сооружение, сохранившееся до сегодняшнего дня, называют домиком Петра I. Рядом с первым царским дворцом Петербурга располагались дома сподвижников Петра - Я. Брюса, М. Гагарина и других, однако до наших дней эти постройки не сохранились. Возле домика Петра I находился и первый петербургский порт, который впоследствии был переведен на стрелку Васильевского острова, а затем - на Гутуевский остров.

На месте первой петербургской пристани в 1907 году были установлены скульптуры мифологических китайских львов-собак, известные как "китайские лягушки". Их привезли в Петербург из города Гирина в Маньчжурии. Эти статуи, которые в Китае называют ши-цза, были доставлены в город и установлены на Петровской набережной. 

Примечательным зданием Петровской набережной является дворец великого князя Николая Николаевича, возведенный в 1910 году по проекту архитектора А. Хренова. С 1985 года здесь находился дворец бракосочетания, известный своими праздничными и изящными интерьерами.

Крейсер "Аврора" находится у пересечения Петровской и Петроградской набережных. "Аврора" была пришвартована в этом месте, известном как "малая Стрелка", 17 ноября 1948 года. Символ революции 1917 года превратился в филиал военно-морского музея, экспозиция которого знакомит со столетней историей самого легендарного крейсера и российской корабельной техникой начала 20 века. В сентябре 2014 крейсер был отбуксирован в доки Кронштадта для ремонта, который продилиться до 2016 года. 

195 м
3
Здание Академии Наук

Здание Академии Наук

Санкт-Петербург, Университетская набережная, 5

Остановившись у здания Академии Наук и взглянув на другой берег Невы, вы увидите Адмиралтейство.

Адмиралтейство – один из самых известных и красивых памятников архитектуры Северной столицы. Строительство было начато в 1704 году по чертежам Петра I. Адмиралтейство задумывалось как главная судостроительная верфь России на Балтийском море и было центром постройки кораблей. Первый корабль с Адмиралтейской верфи был спущен на воду в 1706 году.

Верфь была построена буквой «П» и выполняла также оборонительную функцию: это была крепость, огражденная земляным валом с 5-ю земляными бастионами и глубоким рвом.  

В 1711 году в центре главного фасада построена башня со шпилем с корабликом. Под корабликом находился позолоченный шар, внутри которого – золотая кубышка с образцами монет, отчеканенных В Петербурге. Сейчас Кораблик, Медный всадник и разведенный Дворцовый мост на фоне Петропавловской крепости являются символами Санкт-Петербурга. В1732-1738 гг. под руководством архитектора И.К.Коробова построено каменное здание Адмиралтейства. Кораблик-флюгер поднят на шпиль на 72-метровую высоту.

Вначале 19 века перестройка здания велась под руководством знаменитого архитектора А.Д. Захарова. Комплекс был полностью перестроен. Здание стало трехэтажным, украшенное 56 статуями, 11 барельефами и 350 лепными украшениями. Идея архитектора состояла в прославлении могущества Русского флота, укреплении образа России как морской державы.

2 км, 798 м
4
Набережная лейтенанта Шмидта

Набережная лейтенанта Шмидта

Санкт-Петербург, набережная лейтенанта Шмидта

Первые сооружения на этой набережной возникли в начале 18 века

Долгое время Университетская набережная и набережная Лейтенанта Шмидта именовались набережной Большой Невы и имели единую нумерацию домов. Лишь в 1887 году отрезок от 7 до 23 линии Васильевского острова получил статус самостоятельной набережной, которая была названа Николаевской в честь моста, у которого она начиналась. Около 30 лет набережная и мост носили имя российского императора Николая I, а в 1918 году они были переименованы в память одного из руководителей Севастопольского восстания 1905 года П. Шмидта.

Центральную часть панорамы набережной Лейтенанта Шмидта занимает пятиглавая церковь Успения Пресвятой Богородицы, возведенная по проекту инженера В. Косякова в конце 19 века. Раньше на этом месте располагалось подворье Псково-Печерского Успенского монастыря.

Архитектурный ансамбль набережной завершает двенадцатиколонныйпортик Горного института, украшенный скульптурами, выполненными С. Пименовым и В. Демут-Малиновским. Фасад Горного института, спроектированного архитектором А. Воронихиным, напоминает античный храм. Это впечатление усиливается благодаря тому, что при оформлении здания были использованы мотивы древнегреческой мифологии. Скульптуры, украшающие здание, называются "Похищение Прозерпины" и "Геркулес, удушающий Антея". Они аллегорически указывают на назначение здания: использование подземных богатств для укрепления экономической и военной мощи государства.

1 км, 725 м
5
Ледокол "Красин"

Ледокол "Красин"

Санкт-Петербург, набережная Лейтенанта Шмидта

"Красин" - ледокол, символизирующий собой целую эпоху в истории нашей страны

Ледокол "Красин" - единственный в России ледокол-музей. Был построен в 1916-1917 гг. по усовершенствованным чертежам вице-адмирала С.О. Макарова в Англии. Изначально ледокол получил имя старинного былинного богатыря "Святогор", но в 1927 году после смерти советского дипломата, много сделавшего для возвращения судна в Россию, ледокол переименовали в «Красин». Ледокол "Красин" участвовал в спасении итальянской полярной экспедиции Умберто Нобиле в 1928 г., во время Великой Отечественной войны 1941 - 1945 гг. проводил арктические конвои союзников. До 1972 г. осуществлял проводку судов по Северному Морскому пути, служил плавучей электростанцией на острове Шпицберген. В 1990 г. совершил последнее плавание по портам Европы. В 1992 г. ледокол стал памятником истории государственного значения и был поставлен на вечную стоянку у наб. Лейтенанта Шмидта. В 1995 году в нём открылась первая экспозиция, а с 2004 года ледокол «Красин» стал филиалом Музея мирового океана.

Ледокол «Красин» остаётся действующим судном, и все приборы, которые вы здесь увидите, могут работать в нормальном режиме.

29 м
6
Большой проспект Васильевского острова

Большой проспект Васильевского острова

Санкт-Петербург, Большой проспект В.О.

Главная улица Васильевского острова появилась в начале 18 века, когда этот остров еще назвался Преображенским

Эта улица возникла вскоре после строительства на одном из его берегов Меншиковского дворца: поселившись в своем новом особняке, князь А. Д. Меншиков приказал прорубить просеку, по которой он мог бы проехать на западный край Преображенского острова, выходивший к Балтийскому морю. Эту просеку, перерезавшую весь Преображенский остров, стали называть "Большой першпективой", а в 19 веке переименовали в Большой проспект.

Среди строений наибольшую историческую и культурную ценность представляют здание первого в Санкт-Петербурге Гостиного двора, построенное на углу Большого проспекта и 6-й линии, в котором теперь работает Андреевский рынок и три храма - лютеранская церковь Святой Екатерины, Андреевский собор и церковь Трех Святителей. 

Главной достопримечательностью, оставшейся на Большом проспекте от советской эпохи, является Дворец Культуры имени Кирова, построенный архитектором Н. Троцким после смерти известного политического деятеля С. М. Кирова. Рядом с ним находится один из самых крупных в городе вещевых рынков и здание валютной биржи. В бывшем здании пожарной части, действовавшей на Большом проспекте в конце 19-начале 20 веков, работает пожарно-техническая выставка, посетители которой могут познакомиться с подробнейшей историей борьбы с пожарами в Санкт-Петербурге. Рядом с этим музеем установлена скульптурная группа - памятник подвигу пожарных Ленинграда, выполненный скульптором Л. К. Лазаревым

949 м
7
Наличная улица

Наличная улица

Санкт-Петербург, Наличная улица

Улица стала называться Наличной потому, что находится "лицом к морю"

Наличная улица появилась в Санкт-Петербурге в первой трети XVIII века. С момента своего рождения она обозначала западную границу беднейшего района города - Гавани. Первоначально дорога походила вдоль двух кварталов, от Среднегаванского проспекта до Шкиперского протока. Застраивалась она только с восточной стороны, с запада практически вплотную подходила к морю. Оттого улица и стала называться Наличной, то есть улицей "лицом к морю". В домах на Наличной улице жили в основном служители Галерной гавани.

Для жителей Гавани здесь строились храмы. В 1733 году на участке дома №8 была построена церковь во имя Святой Живоначальной Троицы, а в 1932 году ее снесли.

 В 1792 году обветшавший деревянный храм по указу Екатерины II был капитально перестроен по проекту архитектора Якова Перрена.

В середине XIX века улице вернули первоначальное название - Наличная. В 1886-1887 годах по проекту А. К Павловского и А. И. Поликарпова здесь был построен дом церковного приюта для бедных (дом №9). К 1890м годам Наличная улица была продлена до Большого проспекта.

1 км, 768 м
8
Мемориал Подводная лодка «Народоволец»

Мемориал Подводная лодка «Народоволец»

Санкт-Петербург, Шкиперский проток, 10

Подводная лодка «Народоволец» - легенда морского флота

Подводная лодка была построена в 1931 г. на Балтийском заводе, в годы войны защищала страну, прошла немало боев, сражений, уничтожала вражеские корабли и даже после войны до 1975 г. продолжала нести боевое дежурство в составе Балтийского флота.

В 1994 г. на лодке был открыт музей.Все отсеки подводной лодки, ее внешний облик воссозданы такими, какими они были в годы Великой Отечественной войны. Экспозиция посвящена истории подводной лодки Д-2 и действиям советских моряков-подводников в годы Великой Отечественной войны.

981 м
9
Галерная Гавань

Галерная Гавань

Санкт-Петербург, Галерный пр., 92

Памятник инженерного искусства первой четверти XVIII века

Прямоугольный бассейн в западной части Васильевского острова, в XVIII — начале XIX вв. база военных гребных судов (галер — отсюда название). Вырыт в 1721—22 (руководитель работ — архитектор Д. Трезини), соединён каналом с Финским заливом. Для защиты Галерной Гавани от наводнений по берегу залива был насыпан земляной вал, укреплённый сваями и обложенный камнем Галерная верфь и Гребной (Галерный) порт, одновременно осуществлена реконструкция гавани и канала, стенки которого выложены камнем (руководитель работ — архитектор С. И. Чевакинский).

В начале XIX в. верфь упразднена. Со второй половины XIX в. акватории Галерной Гавани и Гребного порта использовались для испытаний новой техники для флота. В 1911 близ здесь размещено радиотелеграфическое депо Морского министерства (создано на базе кронштадтских радиомастерских А. С Попова). В 1910—30 х гг. в Галерной Гавани и порту проводились испытания отечественных гидросамолётов. Ныне она сохраняется как памятник русской морской Славы. 

889 м
10
#}