Петербург Гоголя

Значительную часть своей жизни Гоголь провел в Петербурге. Это не могло не отразиться на его произведениях. В очень многих из них присутствует образ Петербурга

Есть в в произведениях Гоголя одна интересная особенность. Писатель любит отправлять героев своих рассказов в те же места, где он и сам не раз бывал. Например, это относится к дому Зверкова. Автор привел туда главное действующее лицо повести «Записки сумасшедшего» – Аксентия Ивановича Поприщина. Причем выбрал тот путь, которым и сам пользовался, идя со службы: через Гороховую, Мещанскую и Столярную улицы.И  Вы сами сможете убедиться в подлинности адресов своими глазами.

  • храмы и соборы 1,
  • интересные места 5,
  • театры 1
6 км, 636 м
Лютеранская церковь Петра и Павла

Лютеранская церковь Петра и Павла

Санкт-Петербург, Невский проспект, 22-24

Участок между Большой и Малой Конюшенными улицами по Невскому проспекту был передан немецкой протестантской общине по указу Петра II в декабре 1727 года. Дом №24/9 заняли квартиры пастора, кантора и других служителей, №22/14 - церковная школа. Часть помещений сдавалась внаём.

В доме № 22 в пушкинское время размещалась книжная лавка известного издателя и книгопродавца Смирдина. Страстно любивший книги Александр Смирдин, начавший службу приказчиком в книжной лавке, сумел стать одним из крупных книгоиздателей. Впервые в России он начал платить высокие гонорары авторам и там самым немало способствовал развитию русской литературы. Его книжную лавку часто посещали Пушкин, Крылов, Жуковский, Гоголь и другие поэты и писатели той поры.

Книжная лавка и библиотека Смирдина стали настоящим литературным клубом. Здесь собирались писатели и любители литературы, обсуждались литературные новости, велись жаркие споры.
 

1
Александринский театр

Александринский театр

Санкт-Петербург, площадь Островского, 6

Почитателями искусства Александринского театра были многие деятели русской культуры: Н.В. Гоголь, В.Г.Белинский, И.С. Тургенев, А.П. Чехов, А.А. Блок и др. В конце ХVIII в. на сцене «Александринки» играл«отец русского театра», великий актер Ф.Г. Волков; выдающаяся драматическая актриса Е.С. Семенова; вначале ХIХ в. - знаменитые водевильные актеры В.Н. Асенкова и Н.О. Дюр — первый исполнитель ролигоголевского Хлестакова; выдающийся трагик русской сцены В.А. Каратыгин.

В ХIХ в. в Александринском театре состоялись премьеры многих классических произведений русскойдраматургии —  «Горя от ума» А.С. Грибоедова (1831 г.), «Ревизора» Н.В. Гоголя (1836 г.), «БорисаГодунова» А.С. Пушкина (1870 г.), пьес А.Н. Островского, «Чайки»* А.П. Чехова (1896 г.).

1 км, 117 м
2
Дом Зверкова

Дом Зверкова

Санкт-Петербург, набережная канала Грибоедова, 69

Николай Васильевич Гоголь жил здесь с конца 1829 года по май 1831 года

Этот дом, построенный в 1827 году, стоит на углу канала и Столярного переулка (дом № 18 по Столярному). Очень высокий по тем временам дом (5 этажей) стал одним из самых огромных доходных домов в Петербурге того времени, ранее разрешалось строить только 4-этажные дома. Гоголь жил именно на пятом этаже.

После Зверкова владельцами дома были И.А. Жадимировский и И.С. Никитин. В 1910-1911 годах дом был перестроен архитектором Алексеем Ивановичем Зазерским.Особенно знаменитым этот дом стал после того, как сам Гоголь увековечил его в "Записках сумасшедшего":

«Я развернул свой  зонтик  и  отправился  за  двумя  дамами.  Перешли  в Гороховую, поворотили в Мещанскую, оттуда в Столярную, наконец  к  Кокушкину мосту и остановились перед большим домом. "Этот дом я знаю, - сказал  я  сам себе. - Это дом Зверкова". Эка машина! Какого в нем народа не живет: сколько кухарок, сколько приезжих! а нашей братьи чиновников - как  собак,  один  на другом сидит. Там есть и у меня один  приятель,  который  хорошо  играет  на трубе. Дамы взошли в пятый этаж. "Хорошо, - подумал я, - теперь не пойду,  а замечу место и при первом случае не премину воспользоваться".»

Вместо мемориальной доски в одном из окон дома на первом этаже по Столярному переулку висит просто бумажный плакат, напоминающий всем нам, что в этом доме жил Николай Васильевич Гоголь, а также приведена цитата из его «Записок сумасшедшего».

2 км, 16 м
3
Дом Иохима

Дом Иохима

Санкт-Петербург, Казанская улица, 39

Здесь в разное время жили Адам Мицевич и Николай Васильевич Гоголь

Собственный дом известного на весь Петербург немецкого каретного мастера Иохима, построенный им для себя, в который он перебрался в 1813 г., переехав из своей мастерской на Литейном.

 Позднее в этом доме жил Николай Васильевич Гоголь  с апреля по июль 1829 года. Позднее в комедии «Ревизор» Гоголь упомянет это имя. Здесь он снимал тесную квартирка под самой крышей на четвертом этаже, вход был со двора по крутой лестнице.

Примечательно, что самого мастера, знаменитого владельца дома, Николай Васильевич увековечил в повести «Ревизор»: Хлестаков сожалеет, что каретный мастер Иохим не дал ему кареты.

Кроме Н.В. Гоголя в этом доме более года в период с 1828 по 1929 года проживал польский поэт Адам Мицкевич, о чем гласит табличка на доме. С 2001 года дом входит в список сооружений, относящихся к культурном и историческому наследию.

362 м
4
Дом Якунчиковой

Дом Якунчиковой

Санкт-Петербург, набережная реки Мойки, 66

Проект дома был составлен французским архитектором Адрианом Робеном и, как полагается, утвержден Николаем I 

Однако проект Робена сумели воплотить в жизнь с отступлением от утвержденного плана: как показало обследование построенного здания, уровень карниза оказался поднят «на 12 вершков выше, а самая крыша на два аршина 12 вершков», - соответственно, приподнятыми оказались все окна и подоконники. Император был возмущен (новый дом стоял рядом с дворцом его дочери Марии Николаевны, вышедшей замуж за герцога Максимилиана Лейхтенбергского) и потребовал наказать виновных.

По распоряжению императора главноуправляющий путями сообщения и публичными зданиями граф П. А. Клейнмихель, ответственный за строительство в Петербурге, издал грозный приказ. Начальник округа инженер-полковник-генерал-майор Романов и его помощник инженер-полковник Энгельгардт получили по строгому выговору, а отвечавших за строительство в 1-м отделении Первого округа (инженер-майора Палибина и титулярного советника архитектора Федотова) было предписано «арестовать и отправить немедленно к С.-Петербургскому коменданту, для содержания их на гауптвахте в течение двух недель». Главного виновника произошедшего - арх. Робена, «который этот дом строил, за то, что осмелился возвести оный не по плану, Высочайше утвержденному, Высочайше повелено арестовать на гауптвахте на две недели и потом выслать за границу»; «почетную гражданку Якунчикову, дозволившую построить сей дом, ей принадлежащий, не по выданному ей Высочайше утвержденному в 10 день ноября 1849 года фасаду, Высочайше повелено обязать привести этот дом непременно в вид Высочайше утвержденного фасада» (Приказ по Министерству путей сообщения №191 от 3 ноября 1850 года).

Для переделки злополучного дома арх. Н. Е. Ефимов разработал новый проект, снова высочайше утвержденный императором 15 марта 1851 года. Ефимов снизил высоту здания и сделал фасад более дробным, введя графичный руст: в таком виде дом купчихи Якунчиковой стал более тактично сочетаться с главной архитектурной доминантой площади - Мариинским дворцом.

Первый адрес в Петербурге, где Гоголь снимал квартиру – это набережная реки Мойки, д. 66, где  располагался департамент государственного хозяйства и публичных зданий министерства внутренних дел, в котором служил Гоголь.

В 2009 г. к 200-летию установления дипломатических отношений России и США на здании на набережной реки Мойки, выходящем и на Исаакиевскую площадь, была установлена мемориальная доска с надписью: «Здесь в 1810-1811 годах жил первый посланник США в России Джон Квинси Адамс, шестой президент Соединённых Штатов Америки».

В 2014 году были начаты работы по реставрации и реконструкции здания.

442 м
5
Дом Кюзеля

Дом Кюзеля

Санкт-Петербург, Малая Морская улица, 17

В этом доме жил Николай Васильевич Гоголь с 1833 по 1836 год

Купец Конрад Кизель построил его на отведенном в феврале 1766 года участке. Фасад украшали четыре пилястры, окна второго этажа имели фигурные наличники - отзвук отходившего в прошлое барокко. Но в целом дом был выдержан уже в стиле раннего классицизма. Владелец участка принадлежал к учредителям и старшинам первого петербургского клуба - Английского, учрежденного 1 марта 1770 года. Поскольку на первом этаже дома Кизеля имелся вместительный зал, его сочли удобным для размещения нового заведения.

Здесь, в современном доме № 17, Николай Васильевич Гоголь жил во время пребывания в Петербурге в 1833–1836 годах, здесь написал почти все свои лучшие вещи, в том числе и «Петербургские повести» – «Шинель», «Нос», «Портрет», «Записки сумасшедшего». Отсюда в 1836-м Гоголь уехал в Италию. 10 июля 1902 года, по случаю 50-летия со дня смерти русского писателя, Малая Морская была переименована в улицу Гоголя, историческое название улица вернула в 1993 году.

На доме №17 установлена мемориальная доска с надписью: В этом доме  1833 г. по 1836 г. жил Николай Васильевич Гоголь.

676 м
6
Здание 12 коллегий

Здание 12 коллегий

Санкт-Петербург, Университетская наб., 7/9

По данному адресу находится мемориальная доска  Памяти Николая Васильевича Гоголя 

1 км, 822 м
7

полезная информация

Великий Петербург стал важным мотивом в творчестве Гоголя. Упоминания о нем есть почти в каждом произведении писателя: в «Вечерах на хуторе близ Диканьки», в комедии «Ревизор», в «Повести о капитане Копейкине» из «Мертвых душ», в цикле петербургских повестей. Ярко и красочно выглядит Петербург в повести «Ночь перед Рождеством»: «…вдруг заблестел перед Вакулой Петербург… Боже мой! Стук, гром, блеск; по обеим сторонам громоздятся четырехэтажные стены. Ему казалось, что все домы устремили на него свои бесчисленные огненные очи и глядели». Это описание Петербурга передает мечты юного Гоголя о городе-сказке с невиданными чудесами, с роскошными дворцами и садами, где живет сама царица, исполняющая желания. Петербург представляется нам чем-то невероятным.

Совсем другим выглядит Петербург в комедии “Ревизор”. Здесь он уже гораздо более реален. В нем нет той сказочности, которая присутствует в “Ночи перед Рождеством”, это уже практически настоящий город, в котором чины и деньги решают все. В “Ревизоре” мы встречаем два рассказа о Петербурге — Осипа и Хлестакова.

Несколько другим изображен Петербург в повести “Шинель”. Это город, в котором “маленькие люди” пропадают бесследно. В нем одновременно существуют улицы, где и ночью светло, как днем, с живущими на них генералами, и улицы, где помои выливают прямо из окон, тут обитают башмачкины. Переход от одних улиц к другим Гоголь изобразил через их освещение и шинели чиновников: если на бедняцких улицах освещение “тощее” и воротник на шинели из куницы редкость, то чем ближе к богатым районам, тем ярче становится свет фонарей и тем чаще попадаются бобровые воротники. В “Шинели” описывается свободное времяпрепровождение мелких чиновников и других бедных людей.

Внутренний мир Петербурга может видеть не каждый, а только немногие, особенные люди. Одним из таких людей и был Гоголь. Он увидел в этом городе то, что веками не замечали живущие здесь люди. Набоков писал: “Петербург обнаружил всю свою причудливость, когда по его улицам стал гулять самый причудливый человек во всей России”.