Памятники барокко в Петербурге

Маршрут не только познакомит с сохранившимися памятниками этого стиля, но и раскроет секрет, почему в архитектуре Санкт-Петербурга появилось так много отличий от европейских традиций.

Чрезмерная пышность и помпезность при строительстве зданий в новой российской столице была бы неуместна: шла Северная война, а город возводился рекордными темпами – не до излишеств. Кроме того, своеобразие «петровского манира» олицетворяло собой национальную самостоятельность, величие империи.

  • храмы и соборы 4,
  • интересные места 1,
  • дворцы 6
13 км, 189 м
Андреевский собор

Андреевский собор

Санкт-Петербург, 6-я линия В. О., 11

В начале XVIII века Васильевский остров задумывался как центр Санкт-Петербурга. Пётр I желал построить церковь Святого Андрея Первозванного на площади перед зданием Двенадцати коллегий. Это не было реализовано. Начиная с 1725 года жители Васильевского острова неоднократно выражали желание о начале строительства этого храма. В итоге был выделен участок для строительства - на пересечении Большого проспекта и 6-й линии. По плану архитектора Д. А. Трезини рядом должна была появиться площадь.

В 1728 году здесь начали рубить лес, а в 1729-1732 годах была построена деревянная церковь. Её проект, преположительно, составилКарло Джузеппе Трезини. Деньги на её постройку завещал один из первых кавалеров Андреевского ордена - генерал-адмирал граф Ф. М. Апраксин.В новый храм был перенесён иконостас из дворца князя А. Д. Меншикова, в домовой церкви которого до сооружения Андреевской церкви проходили богослужения для жителей этой части Васильевского острова. В 1744 году церковь получила статус собора. Рядом появилось кладбище, где по преданию похоронили известного государственного деятеля князя Я. Ф. Долгорукого.Во время грозы 4 июля 1761 года в собор попала молния, деревянное здание быстро сгорело. Иконостас удалось спасти, долгое время он хранился в соседней церкви Трёх Святителей.Сбор средств на строительство нового здания начался в октябре 1763 года.

Крупные суммы пожертвовали Екатерина II и великий князь Павел Петрович. Архитектору А. Ф. Висту было поручено построить каменный храм. Церемония его закладки состоялась 18 июля 1764 года. Спустя два года, когда здание храма было почти завершено, обрушился купол. Архитектора арестовали, однако с него были сняты все обвинения, когда стало доказано, что в обрушении виновато плохое качество кирпича. Постройкой храма продолжил заниматься архитектор Алексей Иванов. Открытие Андреевского собора долгое время откладывали из-за технических неполадок. Это событие состоялось только 21 марта 1780 года. В 1786 году была построена колокольня.В 1797 году по повелению императора Павла I собор стал орденским храмом святого Андрея Первозванного. Над входом был укреплён знак ордена. В соборе было устроено царское место, купол и алтарь были украшены лепниной. В 1790-х годах была построена часовня.

В 1834 году в соборе было проведено отопление. В 1848-1850 годах по проекту Н. П. Гребёнки к основному зданию были пристроены дополнительные приделы - Успенский и Никольский. На пожертвования купцов В. А. Фролова и А. И. Тименкова иконостас расширили и надстроили одним ярусом. Иконы для иконостаса были написаны художником Н. Г. Шишкиным.В 1878-1879 годах по проекту А. И. Кракау была перестроена часовня, сооружена ограда, объединившая Андреевский собор с церковью Трёх Святителей.Андреевский собор был посещаем членами царской семьи. Здесь молились Иоанн Кронштадтский, Ксения Петербургская.После 1917 года здание было заброшено. В 1920-х годах разобрали южную часть ограды и часовню. В 1938 году церковь закрыли. Здание использовали как склад треста художественно-промышленного производства. При этом нижнюю часть иконостаса закрыли фанерными листами. В 1947-1948 годах здание арендовала Библиотека академии наук, с 1949 года - ЦКТБ-4 Министерства Военно-морского флота. С 1970-х годов здесь размещались фонды Института и музея этнографии АН СССР.Возвращение прихожанам храма состоялось в 1992 году. 27 мая 2001 года около собора был открыт обелиск в честь кавалеров ордена Андрея Первозванного. В 2003 году по проекту А. А. Казанкова была восстановлена часовня. 10 июля 2007 года в сквере у собора был открыт бюст Ф. А. Головина.

1
Меншиковский дворец

Меншиковский дворец

Санкт-Петербург, Университетская наб., 15

Дворец Меньшикова Дворец принадлежал Александру Даниловичу Меншикову (1673-1729), ближайшему сподвижнику Петра I, первому генерал-губернатору Санкт-Петербурга, президенту военной коллегии. Полный перечень титулов и званий Меншикова такой: Светлейший князь Российской империи, Священной римской империи и герцог Ижорский, первый член Верховного Тайного Совета Российской империи, президент Военной коллегии, первый генерал-губернатор Санкт-Петербурга, первый российский сенатор, полный адмирал, генерал-фельдмаршал, генералиссимус морских и сухопутных войск.

Во дворце Светлейшего князя устраивались ассамблеи, приемы, проводились торжества в честь окончания Северной войны. Иностранцы называли дворец «великолепнейшим во всем Петербурге», помещения расположены «великолепно, все здесь просторно, пропорционально, обстановка исключительно изысканная». Здесь также решались государственные вопросы строительства Санкт-Петербурга, организации армии и создания флота. Меншиков был одним из тех, кто провозглашал европейские ценности, вводил в России новый уклад жизни и этикет. Поэтому во дворце появились такие помещения, как зал для приемов и ассамблей, парадные приемные и спальни, кабинеты, кухни, токарни, комнаты для секретарей и др. Интерьеры дворца были отделаны в соответствии с модой того времени: использовалось наборное и резное дерево, расписная голландская плитка и изразцы, кожа и ткани. Царь Пётр Первый называл этот дворец Посольским домом и проводил там почти все праздничные пиры и торжественные обеды.

В Меншиковском дворце свадьбу сыграли царевич Алексей и немецкая принцесса Шарлотта София (в православии Наталия Алексеевна) и племянница Петра Первого, будущая российская императрица Анна Иоанновна с герцогом Курляндским. В 1727 году князь Меншиков был обвинен в государственной измене и казнокрадстве и сослан в Берёзов. Его дворец поступил в казну.В 1731 году архитектор Доменико Трезини перестроил здание для Сухопутного Шляхетского корпуса (с 1800 года Кадетский), и уже в 1731 году здание и весь огромный земельный участок были переданы в пользование Кадетскому корпусу. Вскоре на территории был выстроен комплекс новых зданий (дома 1,3,5 по Кадетской линии).Позже главный, невский фасад дворца был изменен и получил более упрощенный облик. Вместо мансардной кровли появилась двускатная, вместо центральногоаттика со скульптурами — лучковый фронтон. В работах по перестройке дворца под нужды Кадетского корпуса во второй половине XVIII века участвовали Иван Старов, Василий Баженов, Юрий Фельтен. Первая научная реставрация здания прошла еще в конце XIX века. Но подлинное возрождение дворца началось в 1966 году под руководством А. Э. Гессена. Реставрация была завершена в 1981 году. Меншиковскийдворец стал филиалом Эрмитажа. С этого времени там находится экспозиция истории и культуры России петровского времени. 

1 км, 27 м
2
Дворец Петра II

Дворец Петра II

Санкт-Петербург, Университетская наб., 11

Между 1710 и 1714 годами в восточной части участка дома №11 по Университетской набережной был построен дом Фёдора Соловьёва - дворецкого князя Меншикова. В 1716 году Фёдора, как и его двух братьев, обвинили в неуплате торговых пошлин и заточили в тюрьму. В 1719 году их имущество было конфисковано.

Спустя два года Пётр I приказал освободить Соловьёвых, но отобранное имущество им возвращено не было. С 1721 года дом принадлежал начальнику Петровских заводов В. де Геннину, а затем перешёл Канцелярии от строений. В 1725 году он ремонтировался к приезду герцогини Курдляндской Анны Иоанновны.

С июня 1725 по март 1727 года находящиеся здесь мазанки принадлежали Канцелярии городовых дел. Отсюда Канцелярия переехала в помещения на Городовом острове, где ранее Государственные коллегии.Существующее сейчас здание построено по приказу Александра Даниловича Меншикова для своего воспитанника будущего императора Петра Алексеевича (Петра II). Меншиков желал приобрести родство с царской семьёй, потому состоялось обручение его дочери с ещё молодым Петром Алексеевичем. По этому случаю 11 июня 1727 года на берегу Невы был заложен дворец для будущего царя Петра II. Дом Соловьёва был включён в пространство нового дворца. Его можно увидеть и сейчас, это первые девять окон в правой части здания. На месте пятого окна от края когда-то находился вход в дом с высоким крыльцом.

На церемонии закладки присутствовал автор проекта здания архитектор Доменико Трезини и сам Пётр II. Однако Пётр здесь никогда не жил, так как в 1728 году с правительством переехал в Москву.После смерти Петра II 19 января 1730 года строительство дворца было остановлено. Позже участок отошёл члену Военной коллегии генерал-лейтенанту А. Я. Волкову, наследники которого в 1735 году продали его Коллегии иностранных дел. При Коллегии в недостроенном дворце находился дом для "азиатцев" (представителей восточных диаспор). Цокольный этаж использовался как склад. В бывшем доме Соловьёва размещались Канцелярия от строений, Сенат.

С 1745 года здесь жила грузинская царица Анна. Для неё одно из помещений было переоборудовано под церковь святого Николая Чудотворца.После передачи бывшего дворца Петра II Кадетскому корпусу здание достраивалось под руководством И. Г. Борхарда (1759-1761 годы). При этом, вероятно, пользовались моделью дворца Петра II, которая хранилась в Канцелярии от строений. Флигель на набережной отдали под квартиры учителей. Дворовые корпуса заняли конюшни. В доме Соловьёва в середине XVIII века размещался Дворянский банк. С 1794 года Кадетский корпус сдавал в аренду свой Конюшенный дом купцу Джону Грею, который открыл здесь Английский кофейный дом.Архитекторами А. Ф. Щедриным и В. И. Кокоревым в 1840-1849 годах перестраивались лицевой корпус и конюшни. Западный дворовый флигель был надстроен третьим этажом.В 1867 году здесь открылся Императорский историко-филологический институт, готовивший учителей для гимназий и реальных училищ. Для новых целей здание переоборудовали архитекторы В. И. Собольщиков и Р. Б. Бернгард. Во дворце Петра II находились квартиры преподавателей и комнаты студентов. В 1870 году в восточном флигеле открылась филологическая гимназия.В 1918 году институт был преобразован в Педагогический. При нём продолжала работать школа для студенческой практики.

В 1921 году институт закрыли. Во дворце работало Научное общество марксистов. Затем здесь размещался Географо-экономический исследовательский институт, а в 1930-1937 годах - Ленинградский институт литературы и истории. Его выпускницей была поэтесса Ольга Фёдоровна Берггольц.На основе института был организован филологический факультет Ленинградского государственного университета. С 1944 года здесь также размещается его восточный факультет. Одним из выпускников восточного факультета был Б. Б. Пиотровский - многолетний директор Государственного Эрмитажа.Первоначально лестницы во дворце Петра II были оборудованы из дерева, но позже все они были заменены каменными. В 1986 году во время строительных работ была найдена замурованной одна из деревянных лестниц.Достопримечательностью двора филологического факультета Петербургского университета является "парк современной скульптуры", созданный здесь по инициативе декана факультета С. И. Богданова. В 2000-2002 годах в парке были установлены скульптуры "Размышление о Маленьком принце", стелла с изображающим Ксению Петербургскую барельефом. Позже здесь появились памятники архитектору Д. А. Трезини, поэтессе А. Ахматовой, писателю Антиоху Кантемиру. На дворовом фасаде здания укреплена металлическая плита "Спираль развития", на стене у ворот - солнечные часы. В мае 2003 года к 300-летнему юбилею Петербурга во дворе здания филологического факультета был открыт памятник "Лабиринт".

221 м
3
Ботный дом

Ботный дом

Санкт-Петербург, Заячий остров

Перед западным фасадом Петропавловского собора расположен небольшой изящный павильон, построенный в стиле раннего классицизма, предназначенный для хранения ботика Петра I. 10 мая 1761 года Сенат поручил архитектору А. Ф. Висту разработать проект и составить смету каменного покоя с окнами «к поставке находящегося в Петропавловской крепости... Петра Великого бота...», а коменданту крепости И.И. Костюрину предлагалось отвести место для строения. Строительство началось в 1762 году, отделка павильона закончилась в 1766 году.

В архитектуре Ботного домика проявились черты и стиля барокко, и стиля классицизма. Декоративные волютообразные украшения над окнами, расчлененного фриза и карниза пилястрами, сложная по форме кровля с переломами скатов, фигурный (позднее упрощенный) постамент под статуей на коньке крыши и форма площадок у входов говорят о еще заметном влиянии стиля барокко, господствовавшего в России до 1760-х годов.

Однако удивительно строгие портики и композиционная простота фасадов - явные признаки зарождающегося в те годы классицизма. Именно эта своеобразная стилевая двойственность здания отразила важный период в развитии русской архитектуры середины XVIII века, и поэтому павильон вошел в историю русской и мировой архитектуры как выдающееся произведение. В нем ботик хранился с 1767 по 1931 годы, а затем его перенесли в здание Биржи, в разместившийся там Военно-Морской музей, где он прибывает до настоящего времени.

Во время Великой Отечественной войны Ботный домик пострадал от пожара, возникшего в результате попадания зажигательной бомбы, и от сотрясений во время бомбардировок и артобстрелов. В 1950-х годах он был реставрирован. Сохранившиеся проектные чертежи дали возможность восстановить фигурный пьедестал под статуей таким, каким его запроектировал автор.В 1997 году к 300-летию Российского флота в Ботном домике поместили точную копию ботика Петра Великого.Некогда на пьедестале стояла деревянная статуя. В 1826 году, за ветхостью, ее заменили каменной фигурой Наяды, изваянной Н. А. Токаревым. В свою очередь в 1891 году ее сменила терракотовая статуя женщины с веслом работы Д. И. Иенсена - аллегория навигации. Видимо, скульптор Иенсен воспроизвел обветшавшую скульптуру Наяды.

2 км, 33 м
4
Летний дворец Петра I

Летний дворец Петра I

Санкт-Петербург, наб. Кутузова, 2 А

IЛетний дворец был построен в стиле Петровского барокко по проекту Доменико Трезини в 1710—1714 годах. Это одно из старейших зданий города.

Двухэтажный дворец достаточно скромен и состоит всего из четырнадцати комнат и двух кухонь.Резиденция предназначалась для использования только в тёплое время года — с мая по октябрь, поэтому стены в ней достаточно тонкие, а в окнах — одинарные рамы.

Отделка помещений была создана художниками А.Захаровым, И.Заварзиным, Ф.Матвеевым.Фасад дворца украшен 29-ю барельефами, на которых в аллегорической форме изображены события Северной войны. Барельефы выполнены немецким архитектором и скульптором Андреасом Шлютером.

1 км, 808 м
5
Церковь во имя Святого Великомученика Пантелеймона

Церковь во имя Святого Великомученика Пантелеймона

Санкт-Петербург, ул. Пестеля, д. 2-а

Церковь святого Пантелеймона ведёт свою историю от часовни при Партикулярной верфи на Фонтанке. В 1722 году вместо часовни был построен деревянный храм. Его освящение состоялось 2 сентября 1722 года. Приказ об освящении храма во имя святого великомученика и целителя Пантелеймона прислал лично Пётр I.

Эту церковь император задумал как храм-памятник русскому флоту, в знак благодарности за две морские победы при Гангуте 27 июля 1714 года и при Гренгаме 27 июля 1720. Обе победы были одержаны в день Святого Пантелеймона, потому церковь так и назвали. Так же назвали и начинающуюся у церкви улицу - Пантелеймоновская (ныне улица Пестеля).

В 1734 году рядом сдеревянным был заложен новый каменный храм. Строился он до 1739 года по проекту Н. Шумахера. В проект Шумахера внёс достаточно много поправок архитектор И. К. Коробов, поэтому авторство приписывается и ему. Новый храм освятили 27 июля 1739 года. Пантелеймоновская церковь - одна из немногих сохранившихся построек в стиле аннинского барокко. Церковь святого Пантелеймона посещал Александр Сергеевич Пушкин, живший некоторое время на Пантелеймоновской улице.В 1834-1835 годах церковь частично перестроил архитектор В. И. Беретти. Были внесены изменения во внутреннее убранство, появились новые пристройки к основному зданию. На фасаде скульптор А. В. Логановский выполнил мраморные барельефы.

В 1910-1912 годах во дворе был построен церковный флигель. В начале ХХ века на фасаде церкви появились две мемориальные доски со списком воинских частей участвовавших в сражении при Гангуте. Позже появилась и надпись на фасаде соседнего здания, рассказывающая об обороне полуострова Ханко (бывший Гангут) во время Великой Отечественной войны.15 июня 1935 года Пантелеймоновская церковь была закрыта. Появилась идея о её сносе, но это осуществлено не было. Здание стали использовать под склад зерна, позже - как текстильный цех. В 1954 году мемориальные доски отреставрированы. В 1981 году в здании разместился филиал музея истории Ленинграда "Гангутская слава".Церковь передана Санкт-Петербургской епархии в 1994 году, проводится реставрация здания.

857 м
6
Церковь Симеона И Анны

Церковь Симеона И Анны

Санкт-Петербург, Моховая ул., 48

Земляна которой стоит Симеоновская церковь, была подарена Петром I своей трёхлетней дочери Анне в честь именования её царевной. В 1712-1714 годах по приказу Петра здесь была построена деревянная церковь во имя св. Симеона и Анны. Со временем деревянная церковь обветшала. В 1728 году Синод решил за ветхостью старого деревянной церкви её перестроить и воздвигнуть новую ближе к Фонтанке. В июле царским указом было велено начать строить фундамент, а Канцелярия от строений указала архитектору М. Г. Земцову составить проект здания.  Фундамент вывели только к октябрю 1729 года, а стены начали возводить уже в анненское время, то есть в 1731-1734 годах.Первоначально фасады здания и её интерьер были обильно украшены деревянными скульптурами.

Штукатурные работы внутри и снаружи велись с мая 1732 года. В октябре уже требовалось 2 000 листов белого железа для кровли крыши. В июле 1733 года было приказано устанавливать шпиль и изготовить четыре часовых круга диаметром около полутора метров. Шпиль собирался из единых элементов на земле, а затем с помощью канатов, системы блоков и противовесов был поднят на колокольню. 27 января 1734 года церковь была освящена в присутствии императрицы. Главный алтарь освятили во имя Святых Праведных БогоприимцаСимеона и Анны Пророчицы.

Храм был объявлен придворным, и до постройки предшественника Казанского собора здесь проходили особо торжественные богослужения. В 1779 году церковь обнесли оградой.Симеоновскую церковь посещали высокопоставленные чины и члены царской семьи. Павел I присвоил церкви орден Святой Анны, изображение которого укрепили на фасаде здания.

В 1802 году храм перешёл из придворного в епархиальное ведомство, вследствие чего церковь перестала быть орденской.По храму были названы площадь, пролегающая рядом улица и мост через Фонтанку - Симеоновские. В ХХ веке они были переименованы в память о революционере Виссарионе Белинском.В 1938 году храм был закрыт. Некоторые его помещения были использованы как склады и сильно повреждены. В 1951-1954 годах прошла реставрация здания, оно было передано Музею метеорологии. В 1991 году здание возвращено Санкт-Петербургской епархии. 1 января 1995 года церковь была вновь освящена. В 2003-2005 годах здание вновь отреставрировали.

768 м
7
Шереметевский дворец

Шереметевский дворец

Санкт-Петербург, набережная реки Фонтанки, 34

В 1712 году Санкт-Петербург приобретает статус столицы России. По указу Петра I, город заселяется знатными людьми с целью благоустройства отдельных районов. Среди переселенцев оказался генерал-фельдмаршал граф Борис Петрович Шереметьев, которого государь женил на своей родственнице А.П. Нарышкиной. Специально для них император выделил участок дома № 34 на набережной реки Фонтанки.

Граница владения Шереметьева начиналась от берега Фонтанки и заканчивалась трассой будущего Литейного проспекта. При графе построили деревянный дом и служебные флигели, семья жила в усадьбе на Миллионной улице. Со временем сын Бориса Петровича Петр Борисович Шереметьев продал собственность.

В 1730-х годах на берегу Фонтанки возвели одноэтажный дворец. Спустя двадцать лет по проекту С.И. Чевакинского и Ф.С. Аргунова надстроили второй этаж. Существует версия, что при проектировании использовались чертежи Ф.-Б.Растрелли.В 1768 году, после смерти жены и дочери, П.Б. Шереметьев переехал в Москву. В отсутствие хозяев усадьба продолжала перестраиваться.

В течение 1788-1792 годов ее сдавали в аренду португальскому посланнику, впоследствии князю В.Б. Голицыну.В дальнейшем дворец унаследовал сын П.Б. Шереметьева Николай. Поначалу новый хозяин редко бывал в усадьбе (предпочитал проводить время в Москве), но в 1796 году он обстоятельно поселился в Северной столице. Архитектор И.Е. Старов занялся обновлением интерьеров Фонтанного дома. Николай Петрович организовал во дворце театр с труппой крепостных актеров и оркестр. В 1801 году он дал вольную Прасковье Ивановне Ковалёвой и женился на девушке. Вслед за И.Е. Старовым, помещения во дворце принялись перестраивать Д. Кваренги и А.Н. Воронихин. На территории усадьбы появились Летний дом, Каретные сараи, Садовый павильон.

В 1809 году Фонтанный дом перешел шестилетнему сыну Н.П. Шереметьева Дмитрию, в связи с чем был создан Опекунский совет над имуществом. Во дворце поселился главный попечитель М.И. Донауров с семьей. В 1810-20-х годах по проектам Х. Мейера и Д. Кварди построены Канцелярский, Больничный, Фонтанный и Певческий флигели. В последнем из них поселились хористы Шереметьевской капеллы. Дмитрий Николаевич служил в Кавалергардском полку, поэтому частыми гостями дворца становились сослуживцы графа, возникло выражение «жить на шереметьевский счёт». Помимо офицеров, в Фонтанном доме часто бывали художник О.А. Кипренский и А.С. Пушкин. В 1837 году граф женился на фрейлине императрицы Александры Фёдоровны Анне Сергеевне. В 1844 году у них родился сын Сергей.В мае 1838 года состоялось торжественное открытие чугунной ограды с воротами, украшенными гербом графов Шереметьевых. За двадцать лет работы архитектор И.Д. Корсини совершенно изменил дворцовые помещения, в середине 1840-х годов построил Садовый флигель. На музыкальных вечерах в Фонтанном доме выступали Глинка, Берлиоз, Лист, Вильегорский, Шуберт.

В 1849 году умерла первая жена Дмитрия Николаевича, и в 1859 году он женился во второй раз. В новом браке родился сын Александр. В течение 1867 года по проекту Н.Л. Бенуа к Шереметьевскому дворцу пристроили Северный флигель.  Смерть графа Дмитрия Николаевича в 1871 году повлекла за собой раздел имущества между его сыновьями, в процессе которого Фонтанный дом унаследовал Сергей Дмитриевич.

В 1874 году архитектор А.К. Серебряков построил на территории усадьбы новые пятиэтажные корпуса. Парадная часть осталась неизменной (набережная реки Фонтанки, дом № 34), со стороны Литейного проспекта возвели доходные дома (дом № 51). В начале XX века уничтожены Садовые ворота, Грот, Эрмитаж, Оранжерея, Китайская беседка. Позднее Манеж и Конюшни преобразовали в Театральный зал (ныне Драматический театр на Литейном). В 1914 году по проекту М.В. Красовского здесь построили двухэтажные торговые павильоны.После революции С.Д. Шереметьев передал Фонтанный дом советской власти.

С середины 1924 до 1952 года в одном из флигелей дворца проживала А.А. Ахматова. В дальнейшем в нем располагались всевозможные государственные учреждения, Музей дворянского быта (просуществовал до 1931 года), Научно-Исследовательский институт Арктики и Антарктики (вплоть до 1984 года). Вскоре великолепные интерьеры залов утратили былую красоту, а построенный Бенуа флигель использовался в качестве жилых квартир. 

В конце XX века Шереметевский дворец постепенно начали реставрировать, возрождая атмосферу XVIII столетия. В здании расположился Музей музыкального и театрального искусства. Экспозиция включает в себя историю семьи Шереметьевых, коллекции картин и предметов декоративно-прикладного искусства, огромное собрание музыкальных инструментов. Нередко в Фонтанном доме проводятся художественные выставки, концерты и лекции.Наряду с Музеем музыкального и театрального искусства, с 1989 года здесь работает Литературно-мемориальный музей А.А. Ахматовой. В нем воссоздана комната, в которой поэтесса писала свои нетленные произведения, оформлены экспозиции из ее книг, фотографий и личных вещей.С 2006 года площадку у Шереметьевского дворца украшает памятник А.А. Ахматовой, открытый в сороковую годовщину смерти Анны Андреевны.

306 м
8
Дворец Нарышкиных-Шуваловых

Дворец Нарышкиных-Шуваловых

Санкт-Петербург, Фонтанки наб., д. 21

В конце XVIII века здесь, на берегу реки Фонтанки, располагался двухэтажный дом с восьмиколонным портиком, которым владела семья Воронцовых. В 1799 году его выкупила Мария Антоновна, жена гофмейстера Дмитрий Львовича Нарышкина. Новые хозяева расширили здание, создали несколько новых парадных помещений.

Бальный зал (он же Танцевальный, Александровский, Белоколонный) был одним из самых популярных мест в Санкт-Петербурге в 1820-1830-е годы. Здесь проводились балы и концерты, которые посещали не только Державин, Крылов, Вяземский, Пушкин, но и сам император. Причём, Александр I был не только посетителем этих мероприятий, а и личным гостем хозяйки Марии Антоновны.

В 1846 году дворец оказался во владении Петра Павловича Шувалова в качестве приданного Софьи Львовны Нарышкиной. С тех пор дворец именуется Шуваловским.Ещё в 1844 году перед свадьбой была начата перестройка здания по проекту Бернара де Симона. В 1844-1846 годах Н. Е. Ефимов объединил отдельные корпуса в единый объём, переделал фасады в стиле итальянского ренессанса. На первом этаже расположилась контора Шуваловых, заведующая их поместьями и предприятиями. Вместо сквозного проезда с Фонтанки был создан Парадный вестибюль с мраморной лестницей, а также Голубая, Белая, Красная, Золотая и Синяя гостиные, Рыцарский зал, Большой и Готический кабинеты.До 1917 года дворец принадлежал семье Шуваловых. 1 августа 1918 года он был национализирован.

В 1919 году здесь открыли Музей быта, который через четыре года закрыли, а экспонаты передали в Эрмитаж. В Шуваловском дворце разместился Дом печати, затем Дом инженерно-технических работников имени В. М. Молотова. Перед Великой Отечественной войной здесь начала работу проектная организация. Во время войны здание сильно пострадало от попадания немецких авиабомб. После реставрации, в 1965 году в Шуваловском дворце открылся Дом дружбы и мира с народами зарубежных стран.

614 м
9
Воронцовский дворец

Воронцовский дворец

Санкт-Петербург, Садовая ул., 26

Первыми владельцами этого участка между рекой Фонтанкой и Садовой улицей были кабинет-секретарь Петра I Алексей Макаров и секретарь князя Меншикова Алексей Волков. Для них здесь были построены типовые усадьбы, проект которых разрабатывал архитектор Доменико Трезини. В 1744 году вице-канцлером Российской империи был назначен Михаил Илларионович Воронцов. Он участвовал в дворцовом перевороте, в результате которого к власти пришла дочь Петра I Елизавета. Воронцов был в родственных связях с Романовыми: жена канцлера Анна Скавронская приходилась двоюродной сестрой императрице. Для столь значимого человека потребовалось соответствующее представительство. Воронцову были переданы участки Макарова и Волкова. Весной 1749 года придворный зодчий ФранческоБартоломео Растрелли начал составлять проект нового дворца.Растрелли создал типичный для себя дворец в стиле барокко, фасад которого украшен пучками колонн и богатой лепниной. Архитектор впервые в своей практике здесь ввёл барельефы мужских голов в узоры наличников окон. Позже этот приём он использовал при оформлении стен Зимнего дворца.Воронцовский дворец расположился главным фасадом к Садовой улице. Чугунная ограда перед усадьбой была выполнена по рисункам Растрелли. Со стороны Фонтанки был создан большой регулярный парк. Первоначально в центре главного корпуса располагалась арка для въезда во внутренний двор. Позже её заложили и организовали на её месте Главный вестибюль. Кроме дворца зодчим здесь был построен целый комплекс зданий. Со стороны Фонтанки находился одноэтажный корпус с террасой с видом на реку. Растрелли так описал это своё творение:

"Это здание возведено вблизи большой Перспективы, фасад со стороны большого двора длиной 55 туазов [109 метров], посредине этого фасада - большой въезд для карет, где с каждой стороны имеется большой портик с колоннами дорического ордера; в одном из этих портиков имеется большая парадная лестница с двойным маршем, внутренние стены расписаны фресками весьма искусным живописцем из Болоньи; большой зал также расписан фресками того же мастера. Апартаменты состоят из более чем 50 покоев, включая галерею, библиотеку и часовню. Снаружи - большой сад и средний двор, окружённый очень хорошо расположенными апартаментами. По сторонам большого двора построены двухэтажные флигели для служб, кухонь и для квартир прислуги; кроме того отдельное здание для конюшен и каретных сараев; целиком каменное"

Под мастером из Болоньи Растрелли понимал живописца Анджело Карбони.В Воронцовском дворце всё обустраивалось по наивысшему разряду. Внимание архитектора уделялось всему, даже самым мелким деталям. Плафоны для парадного зала были привезены из Италии от Тьеполо.Осенью 1758 года были завершены работы по отделке помещений. Долгий срок строительства объясняется финансовыми трудностями Воронцова. В прошении на имя императрицы он писал: "Истинно вам доношу, что я через строение совсем банкротом стал". А ведь кроме трат на строительство, канцлер имел расходы и на многочисленные балы и маскарады. Несмотря на все трудности, строение было завершено. В "Санкт-Петербургских ведомостях" сообщалось: Воронцовский дворец получил второе название - Канцлерский дом. Воронцов прожил здесь всего пять лет. После прихода к власти Екатерины II Воронцов не мог рассчитывать на денежные поступления из казны. Содержать дворец он уже не был в состоянии. Екатериной II он был "по нездоровью" сослан в Европу. Перед отъездом за границу в 1763 году, граф продал дворец в казну за 217 600 рублей. Воронцовский дворец стал использоваться как гостевой дом. Здесь останавливались брат короля Фридриха II Генрих Прусский, принц-адмирал Нассау-Зиген, граф Иван Андреевич Остерман. Во время отсутствия гостей дворец не пустовал. "Санкт-Петербургские ведомости" в январе 1770 года писали:

"Через сие объявляется, что в доме покойного графа М. Л. Воронцова против Гостиного двора будут по воскресеньям и четвергам продолжаться маскарады до великого поста, и каждая персона имеет за вход платить по рублю".

В 1798 году Павел I принял титул великого магистра Мальтийского ордена и сделал усадьбу Воронцова его главной резиденцией. Воронцовский дворец стал именоваться Замком мальтийских рыцарей. Над воротами со стороны Садовой улицы был помещён белый мальтийский крест. В 1798-1800 годах в комплексе дворца по проекту Д. Кваренги была построена Мальтийская капелла. Здесь хранились орденские драгоценности и кресло великого магистра. При жизни Павла I здесь регулярно проходили собрания ордена. В левом крыле дворца проект Кваренги предусмотрел православную церковь во имя святого Иоанна Иерусалимского.При Александре I деятельность Мальтийского ордена в России была прекращена, усадьба снова перешла государству. Флигели дворца были отданы купцам для устройства торговых лавок в аренду сроком на 25 лет. Одна из них, лавка И. П. Лисенкова, была известна среди любителей книг, в ней часто бывал А. С. Пушкин. В этом же флигеле в 1832-1833 годах жил архитектор А. К. Кавос.В 1810 году в Воронцовский дворец из дома №20 по Миллионной улице переехал Пажеский корпус. Второй этаж здания заняли спальни воспитанников. В 1827 году архитектором А. Е. Штаубертом здание было приспособлено для нужд учебного заведения. Оказались утраченными богатые дворцовые интерьеры.В 1817 году императором Александром I было решено обустроить бывший дворец Воронцова для своего младшего брата великого князя Михаила Павловича. Проект реконструкции усадьбы составлял Карл Росси. Новый фасад здания архитектор решил в стиле строгого классицизма. Кроме реконструкции дворца, Росси распланировал всю прилегающую к нему территорию. В его проекте сад за дворцом был укорочен, на его месте зодчий задумал две площади, соединённые между собой прямой улицей. Этот проект не был реализован. Позже дворец Михаила Павловича был построен в другом месте.После революции Пажеский корпус был закрыт, во дворце стал заседать клуб левых эсеров. 7 июля 1918 года здесь проходил бой между эсерами и большевиками, решившими ликвидировать центр эсеровской партии. По зданию вели открытый огонь из орудий, стоявших на галерее Гостиного двора, на Невском проспекте и Садовой улице.Осенью 1918 года Воронцовский дворец отдали для нужд Красной Армии. Здесь постоянно размещались военные учебные заведения. Во время гражданской войны во дворце были организованы курсы командного состава Красной Армии, а в 1920-1930-х годах - пехотное училище имени Кирова. С 1955 года в здании Воронцовского дворца располагается Суворовское военное училище.В 1998 году проводилась реставрация здания Мальтийской капеллы.

1 км, 221 м
10
Смольный Воскресения Христова собор

Смольный Воскресения Христова собор

Санкт-Петербург, площадь Растрелли, 1

Будучи императрицей, Елизавета указала построить монастырь на месте «Смольного дома»—дворца, в котором она жила в юности. В монастырский комплекс должны были войти храм с домовыми церквями и колокольней и институт для девушек из дворянских семей. Архитектор собора — Ф.-Б. Растрелли. Собор был заложен в 1748 г., но закончен был лишь в 1835 г. архитектором В. Стасовым.

В плане весь монастырь представляет собой греческий крест с центральным собором внутри и четырьмя церквями по углам. Высота собора — 93,7 м. Построен он в стиле пышного елизаветинского барокко. Пятиглавие собора выполнено достаточно необычным образом.

По изначальному проекту Растрелли планировал построить однокупольный собор по образцу европейских храмов, но императрица Елизавета упорно настояла на православном пятиглавии. Зодчий исполнил указание императрицы – возвести собор в традициях русского пятиглавия. Но вместо строгого и правильного объема древнерусского храма выросло строение, поражающее своим логичным сочетанием разнообразных геометрических объемов, вогнутых и выпуклых плоскостей.Четыре одинаковых колокольни имеют вогнутую форму и состоят из двух ярусов, во 2-м ярусе располагается звонница, каждую из колоколен венчает маленький луковичный купол.

Вливаясь в хор корпусов Смольного института, фасад нижней части собора по стилю архитектуры гораздо больше напоминает дворец, нежели храм. Вторая часть собора с 5-главием по сравнению с ним выглядит легкой и устремленной ввысь. Домовые церкви располагаются по четырем углам монастыря и как бы встроены в его стену. Архитектурное решение собора создает необычную иллюзию его размеров. По мере приближения собор визуально уменьшается, при этом, не теряя своей величественности.

None
11