Немцы в Петербурге

Маршрут расскажет захватывающую историю в камне, о судьбах людей, сменивших родину и служивших новой Отчизне.

Реформатор и поклонник европейских научных достижений Петр I с удовольствием звал в Россию специалистов из Германии, старался предоставить им наиболее комфортные условия. Со временем в Петербурге сформировалась колония немцев. Результаты работы иностранцев впечатляют. Плоды их труда, научные достижения, искусство, секреты мастерства во многом сформировали наше настоящее.

  • интересные места 4 ,
  • храмы и соборы 2 ,
  • музеи 1 ,
  • дворцы 2
11 км, 287 м
Дом Книги (Дом Зингера)

Дом Книги (Дом Зингера)

Санкт-Петербург, Невский проспект, 28

Шестиэтажное с мансардой здание в стиле модерн, площадью около 7000 м² было построено в 1902—1904по проекту архитектора Павла Сюзора для «Акционерной компании Зингер в России». Проект был новаторским и по техническому исполнению, и по стилю, и по назначению. Первоначально руководство компании «Зингер», производящей швейные машины, хотело построить небоскрёб, подобный тому, что в это время строился компанией в Нью-Йорке: многоэтажное здание с множеством офисов. Однако здания в центре Санкт-Петербурга не могли превышать 23,5 метров до карниза. Архитектор блестяще разрешил это противоречие: над шестью этажами с мансардой он возвёл изящную башню, увенчанную стеклянным глобусом, диаметр которого 2,8 м. Именно эта, устремлённая ввысь башня, и создаёт впечатление высотности, но при этом, благодаря своей лёгкости, не затмевает куполов Казанского Собора и Спаса на крови, возвышающихся над Невским проспектом. При строительстве здания был введён ряд технических новшеств: впервые в России был применён металлический каркас. Новыми в архитектуре Санкт-Петербурга были также атриумы: крытые стеклянной крышей внутренние дворы. Здание было оснащено самыми передовыми технологиями того времени, начиная от лифтов и заканчивая автоматической очисткой крыш от снега. Здание было оформлено в стиле модерн. В отделке используются текучие, «органические» линии, интерьер украшен растительным орнаментом из кованой бронзы. На фасаде установлены скульптуры А. Г. Адамсона, символизирующие прогресс и швейную индустрию, основной профиль компании «Зингер». Здание стало ярким образцом модерна. До 1917 года здание принадлежало компании «Зингер». В годы Первой мировой войны на первом этаже здания находилось посольство США. С декабря1919 года в здании располагался «Петрогосиздат» (с 1938 «Лениздат»), а в 1920-е—30-е годы — и другие издательства, также велась книжная торговля, а с 1938 года располагается «Дом книги». С 2004 по сентябрь 2006 года здание находилось на реконструкции, которую по согласованию с Росохранкультурой и КГИОП осуществляло ЗАО «Петербургское агентство недвижимости (ПАН)», заключившее с КУГИ договор на долгосрочную аренду этого здания. С ноября 2006 года в нём вновь функционирует «Дом книги», занимающий часть здания, в то время как другую часть помещений ЗАО «ПАН» сдаёт в аренду.

1
Лютеранская церковь Петра и Павла (Петрикирхе)

Лютеранская церковь Петра и Павла (Петрикирхе)

Санкт-Петербург, Невский проспект, 22-24

С момента основания Санкт-Петербурга в городе активно строились храмы различных религий, идея веротерпимости нашла яркое воплощение в новой столице. Это было связано с большим количеством  подданных других государств. Многие из них строили дома, покупали землю, основывали торговые и промышленные предприятия в Петербурге.Много храмов разных вероисповеданий было построено и  на главной улице Петербурга – Невском проспекте. А.Дюма, посетивший Петербург в середине XIX века, назвал Невский «Улицей веротерпимости». Лютеранская церковь (кирха) Святого Петра была построена  в 1833-1838 годах по проекту А.Брюллова по заказу петербургской лютеранской общины. Новая церковь заменила обветшавшую  «кирху на першпективе», стоявшую ранее на том же месте – между домами 22-24./Невской першпективой называли Невский проспект до 1783 года/. Тему иноверческого лютеранского храма Брюллов решил раскрыть при помощи форм, заимствованных из средневекового зодчества Западной Европы, где лютеранство широко распространилось еще с XVI века. Главный фасад церкви, обращенный к Невскому проспекту, оформлен двумя призматическими башнями, между которыми разместился портал главного входа. Портал выполнен как перспективный, т.е. составленный из арок постепенно уменьшающихся в размерах. Подобная схема активно использовалась при строительстве храмов во Франции и других странах Зап. Европы в X-XI веках (романский стиль).Однако новое здание должно было занять место на Невском проспекте, среди построек XVIII–н.XIX века, необходимо было придать фасадам строгость, характерную для архитектуры классицизма. Симметрия, гладкость стен, светло-желтый цвет и детали здания все это  связало здание со временем, в которое оно было построено. Духом романской архитектуры был пронизан и огромный зал церкви. Его высокие своды опирались на гранитные столбы и колонны, поражали великолепием. Особенной выразительностью отличалось «Распятие», созданное братом архитектора К.П.Брюлловым. Церковь стала первым в России зданием общественного назначения, в котором были применены внутренние чугунные несущие колонны, образующие подобие ярусного каркаса. В 1880-е годы проводились мероприятия по укреплению здания. Реконструкция проводилась архитектором Р.Б.Бернгардом. Еще одна реконструкция интерьера проводилась архитектором М.Е.Месмахером в 90-е годы XIX века. При этом уникальные конструкции, созданные А.Брюлловым, сохранялись. В 1930-е годы церковь была передана под овощехранилище и лишилась почти всего своего внутреннего убранства. Бесследно исчез крупнейший в России орган фирмы «Валькер». В 1960-е годы внутреннее пространство церкви было переделано под нужды плавательного бассейна, прежняя архитектура интерьера была разрушена. В 1993 году здание было возвращено Русской лютеранской церкви, но воссоздать прежний брюлловский интерьер оказалось невозможным. Лютеранская церковь Святого Петра по традиции, как каждый лютеранский храм была  и центром культуры. Позади храма-здание немецкого училища Святого Петра-Петершуле, основанного в 1710 году. Нынешнее здание, построенное в 1760-1762 годах архитектором М.-Л.Гофманом, позднее перестраивалось. Сейчас оно принадлежит городской школе, старейшей в Петербурге. Среди воспитанников этого учебного заведения архитектор К.И.Росси, композитор М.П.Мусоргский, скульптор Р.Р.Бах и многие другие. В лютеранской Петропавловской церкви обучался игре на органе молодой П.И.Чайковский.
Жилые дома, которые фланкируют церковь с обеих сторон по линии Невского проспекта, были построены по проекту архитектора Г.-Р.Цолликофера в 1830-1831 годы. Ранее трехэтажные они были надстроены еще на два этажа в 1910-1911 годы, но сохранили прежний характер отделки фасадов.

170 м
2
Зимний дворец

Зимний дворец

Санкт-Петербург, Дворцовая Площадь, 2

Нынешнее здание дворца (пятое) построено в 1754—1762 годах итальянским архитектором Б. Ф. Растрелли в стиле пышного елизаветинского барокко с элементами французского рококо в интерьерах. Является объектом культурного наследия федерального значения и объектом всемирного наследия ЮНЕСКО в  составе исторического центра Санкт-Петербурга. С момента окончания строительства в 1762 году по 1904 год использовался в качестве официальной зимней резиденции российских императоров. В 1904 году Николай II перенёс постоянную резиденцию в Александровский дворец в Царском Селе. С октября 1915 года до ноября 1917 года во дворце работал госпиталь имени царевича Алексея Николаевича. С июля по ноябрь 1917 года во дворце размещалось Временное правительство. В январе 1920 года во дворце открыт Государственный музей революции, разделявший здание с Государственным Эрмитажем вплоть до 1941 года.

916 м
3
Кунсткамера

Кунсткамера

Санкт-Петербург, Университетская набережная, 3

Расположенное на набережной Невы в историческом центре Санкт-Петербурга здание Кунсткамеры с начала XVIII в. является символом Российской академии наук. Музей,  (нем. Kunstkammer — кабинет редкостей,) основанный по указу Петра I, открыл свои двери для посетителей в 1714 г. Он был создан с целью собирания и исследования раритетов, созданных природой и руками человека. В настоящее время собрание Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) Российской академии наук является одним из наиболее полных и интересных в мире. Оно насчитывает более миллиона экспонатов и отражает все многообразие культур народов Старого и Нового Света. Одновременно Музей всегда был и продолжает оставаться одним из крупнейших исследовательских центров по изучению культурного наследия человека, продолжая традиции великих русских этнографов и антропологов XVIII-XX.  Построенное в стиле петровского барокко, это первое музейное строение в России и, видимо, старейшее здание в мире, возведенное специально для музея. Здание венчает башня с армиллярной сферой, символизирующей модель Солнечной системы. По преданию, место для строительства музея выбрал Петр I. Он обратил внимание на необычную сосну, диковинная часть которой представлена в музее. Первоначальный проект здания был, по всей вероятности, составлен архитектором Андреасом Шлютером, а затем разработан на основе его чертежей Г. Маттарнови при личном участии Петра. Позднее работами руководили архитекторы Н. Гербель и Г. Киавери. Весь комплекс работ был завершен в 1734 г. архитектором М. Земцовым. После пожара в здании Кунсткамеры в 1747 г. была выполнена декоративная отделка некоторых залов. Так, на потолке зала второго этажа восточного флигеля Кунсткамеры (зал библиотеки; ныне Зал барокко, где расположена экспозиция "Естественно-научные коллекции Кунсткамеры") художник Д. Джанни в 1757 г. создал лепной узор, а скульптор М. Павлов в 70-х гг. XVIII в. - два горельефа - "Празднующая Европа" и "Триумф России". Плафон и горельефы сохранились до наших дней. Сгоревшая во время пожара 1747 г. деревянная башня была восстановлена только через 200 лет. Тогда же башню увенчала знаменитая армиллярная сфера (проект Р.И. Каплан-Ингеля).

826 м
4
Здание Академии Наук

Здание Академии Наук

Санкт-Петербург, Университетская набережная, 5

Участок к западу от Кунсткамеры был передан Академии наук в 1783 году. Тогда же архитектор Д. Кваренги создал соответствующий проект, дом был построен к 1787 году. Здание Академии наук стало символом классического стиля в архитектуре Санкт-Петербурга. Внутреннее обустройство здания Академии наук завершилось лишь к столетнему юбилею этого научного учреждения, то есть к 1824 году. К этому времени здесь разместились конференц-зал, комнаты комитета правления, физический кабинет, квартиры академиков и служащих академии, газетная экспедиция и другие службы.

Долгое время в здании Академии наук находилось Административно-хозяйственное управление ленинградских учреждений АН СССР. В Музейном флигеле в 1950-1960-х годах работал Институт теоретической астрономии АН СССР. В настоящее время здесь работает издательство "Наука", НИИ истории естествознания и техники, поликлиника. На цоколе здания укреплена мраморная доска, показывающая подъём уровня воды в Неве во время наводнения 1924 года. 

165 м
5
Меншиковский дворец

Меншиковский дворец

Санкт-Петербург, Университетская наб., 15

В мае 1710 года, после пятилетнего отсутствия, Александр Данилович Меншиков, первый губернатор Санкт-Петербурга, вернулся в город на Неве и занялся строительством своей официальной резиденции на Васильевском острове, который был пожалован ему Петром I. Меншиков выбрал великолепное место для своего дворца: в центре города, неподалеку от будущего торгового центра и главной пристани Петербурга - стрелки Васильевского острова. Строительство дворца было начато в том же, 1710, году. Руководил им архитектор Джованни Марио Фонтана, в котором Меншиков, правда, вскоре разочаровался. И строительство заканчивал уже другой талантливый архитектор - Иоганн Готфрид Шедель. Хотя к 1714 году большинство строительных работ было завершено, еще почти на протяжении десятилетия дворец достраивался и перестраивался. Дворец представляет собой яркий пример так называемого раннего петровского барокко с присущими этому стилю четкостью и парадностью. Обращенный к Неве, центральной водной магистрали того времени, главный фасад здания украшали три яруса пилястр и резные каменные капители. Центральная часть дворца завершалась аттиком со скульптурой, боковые ризалиты - изогнутыми фронтонами, увенчанными княжескими коронами. Интерьеры дворца поражали современников своим великолепием. Для их отделки использовались самые дорогие материалы. Одни из них изготавливались русскими мастерами, а другие ввозились из-за границы. Кроме того, Меншиков коллекционировал картины, скульптуры, предметы прикладного искусства, так что в его дворце хранились лучшие собрания произведений искусства того времени. В глубине усадьбы был устроен регулярный сад со скульптурой, фонтанами, гротами, оранжереей и цветниками, который, к сожалению, до нашего времени не сохранился. В начале 1730 годов дворец был передан Кадетскому корпусу, а потом неоднократно менял хозяев, которые перестраивали и переделывали здание для своих нужд. В 1950 годах наконец-то заметили, что великолепный дворец в центре Петербурга практически разрушен и нуждается в масштабных реставрационных работах, которые начались в 1956 году и затянулись почти на 30 лет. В 1981 году Меншиковский дворец был передан Государственному Эрмитажу. Сейчас во дворце размещается постоянная экспозиция "Культура России первой трети 18 века". 

465 м
6
Лютеранская церковь Святой Екатерины

Лютеранская церковь Святой Екатерины

Санкт-Петербург, Большой проспект В.О., 1

Церковь евангелическо-лютеранского вероисповедания, немецкого прихода

Современное здание заложено 22 июня 1768 года. Архитектором церкви был Ю. М. Фельтен. Здание церкви характерно для творчества Ю. М. Фельтена, создавшего в Петербурге ряд аналогичных сооружений. Прямоугольная в плане, двухъярусная церковь включает круглый в плане вестибюль, служебные помещения и большой зал, разделенный на три части колоннами коринфского ордера.

Южную часть здания венчает небольшой купол на высоком барабане, удачно включенный в композицию главного фасада. Главный фасад с его четырехколонным дорическим портиком типичен для архитектуры раннего классицизма. В 1902–1903 годах по сторонам портика были сооружены помещения для лестниц, что превратило его в лоджию. Тогда же статуи апостолов Петра и Павла перенесены из ниш по сторонам входа в ниши наружных стен лестничных пристроек по сторонам лоджии.

 В 1902—1903 годах церковь перестроена  годах под руководством архитектора Л. Х. Маршнера. 

 В 1930-х приход расформирован властями. В 1990 году церковь возвращена верующим, в 1995 над куполом установлен крест, а в 1999 — орган.

1 км, 166 м
7
Смоленское лютеранское кладбище

Смоленское лютеранское кладбище

Санкт-Петербург, набережная р. Смоленки, 9

В 1747 году Синод предписал Главной полицмейстерской канцелярии отыскать в городе места для кладбищ «чужестранных иноверных иноземцев». 30 января 1748 года полицмейстерская контора определила городскому архитектору П. А. Трезини отвести под кладбище место вблизи Васильевского острова. Выбор места для лютеранского кладбища обусловлен тем, что на соседнем Васильевском острове селились многие иностранцы (учёные, военные, ремесленники и др.) Границы Смоленского лютеранского кладбища окончательно установились к 1836 году, когда совет церкви святой Екатерины купил за сорок пять тысяч рублей большой смежный участок, принадлежавший статскому советнику Кирееву. Общая площадь кладбища составила после этого примерно пятнадцать гектаров. До1917 года размер и конфигурация территории кладбища оставались неизменными. Судя по сохранившейся Книге записи погребенных за 1912—1919 годы, в это время хоронили до трехсот пятидесяти человек в год. Ориентировочно можно считать, что за время существования Смоленского лютеранского кладбища как кладбища для иноверцев на нём похоронено 25—30 тысяч человек. Совет церкви святой Екатерины всегда выступал за поддержание должного порядка на кладбище. Например, в 1882 году он выпустил отдельным изданием перечень полностью разрушенных или представляющих опасность разрушения надгробий, назначенных к снятию. В брошюре перечислено свыше полутора тысяч захоронений, описаны снятые и сохраняемые на кладбищенском дворе памятники, надписи на которых невозможно прочитать. Совет располагал точными сведениями обо всех памятниках. В 1860 году на запрос Комиссии об устройстве кладбищ о том, сохранились ли на Смоленском лютеранском кладбище надгробия XVIII века, был дан ответ, что сохранились пять архитектурных памятников и восемьдесят три надгробные каменные плиты. На плане Петербурга 1753 года отведённый участок обозначен прямоугольником на правом берегу Чёрной речки, с названием Немецкое кладбище. Оно относилось к приходу Лютеранской церкви святой Екатерины и своей церкви или часовни не имело. Поскольку среди столичных иноверцев преобладали немцы-лютеране, иностранные кладбища XVIII века чаще всего называли лютеранскими или немецкими, хотя хоронили на них и католиков, англикан, реформаторов и т. д. Называться «Смоленским» оно стало после сооружения в 1760 году на соседнем православном кладбище церкви Смоленской иконы Божьей Матери. Территория некрополя постепенно расширялась в северном направлении. По сведениям И. Г. Георги, автора «Описания столичного города Санкт-Петербурга», с 1764 по 1789 год здесь хоронили примерно по сорок восемь человек в год. Памятник детям погибшим 9 мая1942 года, арх. Л.Линдрот, Н.Эйсмонт, скульптор В.Гордон. Установлен в 1966 году. В ведении лютеранской церкви святой Екатерины кладбище находилось до 1 февраля 1919 года. С этого числа, согласно декрету от 26 января, кладбище было национализировано и перешло в ведение Комиссариата по внутренним делам. Смоленское лютеранское кладбище закрыли в 1939 году, хотя отдельные захоронения производились здесь вплоть до 1950-х годов. В 1930—1980-х годах исторически важные захоронения и надгробия были перенесены в Некрополь Александро-Невской лавры XVIII века (выдающийся математик Л. Эйлер, А. Бетанкур, знаменитый архитектор Тома де Томон и его жена Клэр), после чего кладбище пришло в запустение. Начиная с 1980-х годов многие надгробия были разрушены, в 1985 году значительный участок в северо-восточной части кладбища выделен под строительство пожарной части, а в конце 1990-х годов на участке кладбища около входа была построена АЗС. В годы Великой Отечественной войны на Смоленском лютеранском кладбище в братских могилах были похоронены воины Ленинградского фронта, а также дети, погибшие при артобстреле 9 мая 1942 года(памятник — 1966, скульптор В. И. Гордон). Кладбище является памятником ландшафтной архитектуры, его надгробные памятники находятся под охраной КГИОП. Многие из них, помимо исторической, представляют собой огромную культурную и художественную ценность.

3 км, 161 м
8
Петропавловская крепость

Петропавловская крепость

Санкт-Петербург, Заячий остров

Основанная Петром I в 1703 году, - памятник фортификационного искусства XVIII-XX веков. Доминанта архитектурного ансамбля - Петропавловский собор, в котором находятся мемориальные гробницы всех российских императоров. Петропавловская крепость заложена 27 мая 1703 года. По преданию, Петр I сам выбрал место для новой крепости – небольшой Заячий остров (по-фински – Енисаари), расположенный в устье реки Невы. Цитадель в форме шестиконечной звезды сооружалась по проекту, составленному французским инженером Ж.Г. Ламбером при участии царя. Шесть куртин соединяют шесть мощных бастионов, названных именами сподвижников Петра I. Оборонительную систему с запада и востока замыкают Иоанновский и Алексеевский равелины. Два моста — Иоанновский и Кронверкский - соединяют Заячий остров с Петроградским. 1 октября 1703 года крепость освятили. На Государевом бастионе был поднят Андреевский флаг, на крепостных валах установлены триста орудий. 29 июня 1703 года в центре Петропавловской крепости заложили небольшую деревянную церковь во имя апостолов Петра и Павла, на месте которой в 1712–1732 годах возвели каменный собор. С 1731 по 1858 год Петропавловский собор имел статус кафедрального храма столицы, затем был причислен к придворному ведомству. Собор служил усыпальницей царствующего Дома Романовых. Здесь похоронены русские императоры и императрицы от Петра I до Николая II, за исключением Петра II и Иоанна VI. С собором крытой галереей соединена Великокняжеская усыпальница. В течение XVIII–XIX веков на территории крепости были построены здания и сооружения разного назначения: Ботный дом, Артиллерийский цейхгауз, Монетный двор, Комендантский и Инженерный дом, a также гауптвахта и другие. Уже в XVIII веке крепость стала местом заключения государственных преступников, в XIX — главной политической тюрьмой России. При императоре Александре I в начале XIX века крепость впервые была открыта для посетителей. В 1900-е годы в Петропавловском соборе проводились экскурсии по императорскому некрополю. В 1924 году тюрьма Трубецкого бастиона превратилась в музей. В 1954 году комплекс зданий Петропавловской крепости был передан Государственному музею истории Ленинграда (Санкт-Петербурга). На территории крепости в Комендантском доме расположен музей повседневной жизни города в XVIII-XIX, а также тюрьма Трубецкого бастиона, где содержались политические заключенные. Среди узников - народовольцы, министры царского правительства, Л.Д.Троцкий, Ф.М.Достоевский и Н.Г.Чернышевский. В Ботном доме находится первый корабль, давший начало русскому флоту. Территория крепости и пляж открыты для свободного посещения. В крепости существовала система подземных ходов. Часть из них открыта для посещения: ищите вход в потерну в Государеве бастионе.

3 км, 706 м
9