Александр II и его эпоха

Познакомьтесь с эпохой в истории Санкт-Петербурга, связанной с правлением императора Александра II Освободителя

Александр II, сын Николая I, вошел в историю как царь-реформатор. Именно в годы его правления были проведены важнейшие реформы XIX века — отмена крепостного права, военная, судебная. Но с этим периодом связано и создание в России первых террористических организаций, одна из которых и стала причиной гибели Александра II.

  • интересные места 2 ,
  • парки 1 ,
  • храмы и соборы 1 ,
  • выставочные залы 1 ,
  • дворцы 2
11 км, 174 м
Малый Мраморный Дворец

Малый Мраморный Дворец

Санкт-Петербург, Гагаринская улица, 3

В свое время принадлежал жене Александра II - княгине Долгоруковой

В середине XVIII века участок, на котором находится Малый Мраморный дворец, был занят прачечными императорского двора и домами дворцовых служителей. В 1770-х годах территория принадлежала князю С. Трубецкому. В конце XVIII века купцом Д. Образцовым здесь был построен двухэтажный каменный дом. В 1830-1840-х годах участок с домом перешёл к графу Александру Григорьевичу Кушелеву-Безбородко.

В 1857-1862 годах по заказу Н. А. Кушелева-Безбородко архитектором Э. А. Шмидтом дом был перестроен. Об этом событии гласит сохранившаяся высеченная на цоколе здания надпись. Общая стоимость особняка составила 556 194 рубля. Малый Мраморный дворец стал вторым в Санкт-Петербурге после Мраморного дворца особняком, чей фасад был облицован мрамором. Поэтому особняк и получил такое название.

18 октября 1873 года дом был куплен для великого князя Николая Константиновича (старшего сына великого князя Константина Николаевича). С той поры особняк и стали называть Малым Мраморным дворцом.

После гибели Александра II Малый Мраморный дворец было решено передать морганатической супруге погибшего императора княгине Екатерине Михайловне Долгорукой (Юрьевской). Александр III, исполняя волю отца, купил для неё этот особняк за 600 000 рублей. Ранее эту же сумму за Малый Мраморный дворец предлагало французское посольство. Княгиня Юрьевская вместе с детьми переехала в Малый Мраморный дворец летом 1881 года. Перестроек она не устраивала, но изменила назначение некоторых помещений, поменяла предметы обстановки. На третьем этаже появились детские комнаты и служебные помещения для воспитателей. В Пименовской галерее разместилась церковь с иконостасом, воспроизводящим походный иконостас Александра II. На втором этаже Мраморного дворца княгиня устроила открытый для широкой публики музей памяти Александра II. В двух комнатах (Опочивальне и Кабинете) хранились личные вещи погибшего императора, связанные с его жизнью картины, фотографии, иконы. На Парадной лестнице стояло чучело медведя с надписью: "Лисино. Убит Его Императорским Величеством близ Лисинского учебного лесничества 22 января 1875 года".

В 1913 году княгиня Юрьевская навсегда уехала из России. Уже находясь за границей она продала Малый Мраморный дворец дочери камерюнкера Высочайшего двора Е. П. Леонард "за 1 200 000 рублей наличными со всей обстановкой, кроме предметов, связанных с памятью императора Александра II". Эти предметы были вывезены в Париж, а затем в Ниццу. Для новой владелицы Малый Мраморный дворец перестраивал гражданский инженер Н. Н. Игнатьев. На месте Театра, Оранжереи и Сада появился шестиэтажный дом с тремя флигелями.

В 1930-х годах Малый Мраморный дворец был занят научно-исследовательским институтом охраны труда. В это время пристройки, где размещались Зимний сад и Пименовская галерея, были надстроены до трёх этажей. В 1970 году Малый Мраморный дворец был взят под охрану как памятник архитектуры. В настоящее время в Малом Мраморном дворце располагается Европейский университет.

1
Летний сад

Летний сад

Санкт-Петербург, наб. Кутузова, 2

Летний сад — парковый ансамбль, памятник садово-паркового искусства первой трети XVIII века в центре Санкт-Петербурга. Сад был заложен по повелению Петра I в 1704 году и первоначально был регулярным. Уже через несколько лет своего существования Летний сад стал центром политической и официальной жизни, придворных церемониалов и торжеств. 

4 апреля 1866 года во время утренней прогулки по Летнему саду на императора Александра II было совершено покушение. Террорист Дмитрий Каракозов стрелял почти в упор, однако оказавшийся рядом костромской мещанин Осип Комиссаров вовремя оттолкнул руку стрелявшего. В память о спасении Александра II на месте происшествия в 1866-1868 годах в ограду Летнего сада была встроена часовня по проекту Р. А. Кузьмина. Сначала она была деревянной, через год стала мраморной. На её стене висела мраморная доска с надписью: "Не прикасайся к помазаннику моему".

1 км, 10 м
2
Собор Воскресения Христова (Спас-на-крови)

Собор Воскресения Христова (Спас-на-крови)

Санкт-Петербург, набережная канала Грибоедова, 2б

Одна из самых красивых, праздничных и ярких церковей в псевдорусском стиле.

Церковь была основана в 1883 году на месте трагических событий - 1 марта 1881 года здесь был смертельно ранен император Александр II, направлявшийся в тот день к месту парада войск на Марсовом поле.

Его сын, Александр III, приказал построить на этом месте церковь для регулярных служб по убиенному. Именно поэтому за храмом закрепилось название Спас-на-Крови, хотя официально он называется Храм Воскресения Христова. 

На строительство храма пожертвовали деньги не только россияне, но и  жители славянских  стран. На стенах колокольни помещены более сотни мозаичных гербов больших и малых городов, губерний и уездов, участвовавших в сборе средств. Здесь же и герб Дома Романовых. Крест колокольни венчает вызолоченная царская корона - знак того, что наибольший вклад был сделан членами августейшего семейства. Всего на строительство было израсходовано 4,6  миллионов рублей.

Для отделки глав использовали медные детали, покрытые цветной прочной морозостойкой эмалью (площадью 1000 квадратных метров). Высота самого высокого купола - 81 м. По всему периметру здания установлены 20 гранитных досок, на которых золочеными буквами описываются деяния Александра II.

Со стороны Михайловского сада храм окружен кружевной чугунной оградой с растительным узором, выполненной по рисунку Парланда.

После революции собор Спас-на-Крови был закрыт и не реставрировался на протяжении долгого времени. Возникали слухи, что его даже собираются разобрать. В 1970 году он был передан под патронаж Исаакиевского собора, который и выделил 80% средств на реставрацию.

В 1997 году Спас-на-Крови распахнул свои двери посетителям в качестве музея, в котором содержится огромная коллекция мозаичных икон (более 7 тысяч квадратных метров). Над мозаичным ансамблем внутренней отделки работали художники В.М. Васнецов, М.В. Нестеров, А.П. Рябушкин.

889 м
3
Зимний Стадион (Михайловский Манеж)

Зимний Стадион (Михайловский Манеж)

Санкт-Петербург, Манежная площадь, д. 2

В Михайловском Манеже произошло знаковое событие в истории правления Александра II. Крепостное право, как известно, тормозило развитие России. Но его отмена и вовсе привела к непредсказуемым последствиям. Произошло это 19 февраля 1861 года в Петербурге, где император Александр II подписал Манифест «О Всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей» и «Положение о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости».

Манифест был торжественно обнародован 5 марта 1861 года, в Прощеное воскресенье в церквях после обедни, в Петербурге, Москве и прочих городах Российской империи. В Михайловском манеже указ перед народом зачитал лично государь-император. Манифест об отмене крепостного права предоставлял крестьянам личную свободу.

None
4
Аничков Дворец

Аничков Дворец

Санкт-Петербург, Невский проспект, 39 A

Своё название дворец получил от Аничкова моста. Это старейшее из сохранившихся зданий на Невском проспекте. Начал строиться в 1741 году по указу императрицы Елизаветы, только что восшедшей на престол в результате очередного переворота. Проект разноэтажного здания в виде растянутой буквы «Н» был создан одним из первых архитекторов новой столицы Михаилом Земцовым. Завершал строительство в стиле высокого барокко уже Б.Растрелли. В это время Фонтанка служила окраиной города, а Невский проспект был ещё просекой. Таким образом, дворец должен был украсить въезд в столицу. От Фонтанки к дворцу был прорыт специальный канал, завершавшийся у входа небольшой гаванью. Отсюда и необычное положение дворца, стоящего к Невскому проспекту боком.

Построенный дворец, напоминавший с устроенным рядом садом, фонтанами, цветниками Петергоф, Елизавета подарила своему фавориту Алексею Разумовскому. Впоследствии дворец неоднократно выступал в качестве подарка, обычно на свадьбу. После восшествия на престол Екатерина II, выкупив его у брата Разумовского — Кирилла, сочла более всего уместным подарить его также своему фавориту графу Григорию Потемкину. К подарку были присовокуплены 100 тыс. рублей на обустройство дворца «по вкусу». В итоге дворец был переделан в 1776—1778 годах архитектором И. Е. Старовым в стиле классицизма, поэтому характерная для барокко разноэтажность постройки была уничтожена, лепнина исчезла, гавань засыпана. В результате дворец стал более строгим, но и монотонным.

В конце XVIII века дворец был откуплен в казну, некоторое время в нём находился Кабинет Его Императорского Величества, для которого впоследствии на набережной Фонтанки перед дворцом архитектором Кваренги было построено отдельное здание, которое закрыло обзор дворца с Аничкова моста. Александр I подарил своей любимой сестре великой княгине Екатерине Павловне как приданое на свадьбу с принцем Георгом Ольденбургским. В 1817 году в дворец въехал Николай Павлович, будущий Николай I. При нём зодчий Росси перепланировал некоторые интерьеры дворца, а также включил дворец с прилегающим садом в ансамбль площади Александринского театра (ныне площадь Островского). После восшествия на престол и переезда в Зимний дворец, Николай переезжал сюда на время поста, здесь же проводились придворные балы. Когда в 1837 году Зимний дворец реконструировался после страшного пожара, августейшая семья переехала в Аничков и проживала в нем некоторое время.

После смерти императора в 1855 году дворец был переименован в «Николаевский», однако название не прижилось. Во дворце воспитывался и его сын Александр, будущий Александр II, одним из его учителей был друг Пушкина поэт Василий Жуковский, который имел во дворце собственную квартиру. Он же обучал русскому языку императрицу Александру Федоровну. 23 ноября 1836 года на аудиенцию к императору был приглашён Александр Пушкин, от которого Николай потребовал воздержаться от дуэли.В 1841 Николай подарил дворец, опять же на свадьбу, сыну Александру, будущему Александру II, а тот через четверть века также на свадьбу сыну тоже Александру, будущему Александру III. Опасаясь террористов, Александр III выбрал дворец в качестве резиденции. В это время была построена глухая стена со стороны площади. После революции недолго здесь просуществовал музей города, в 1925 году он был закрыт, и только 12 февраля 1937 года во дворце открылся Ленинградский Дворец пионеров, ныне Дворец творчества юных и Аничков лицей.

Во время Великой Отечественной войны, 1 октября 1941 года во Дворце пионеров был открыт хирургический стационар. Он проработал всю первую блокадную зиму, приняв значительное количество раненых людей. Весной 1942 года госпиталь был переведён из Дворца, и в мае Дворец пионеров был вновь открыт для блокадных детей.

None
5
Зимний дворец

Зимний дворец

Санкт-Петербург, Дворцовая Площадь, 2

Зимний дворец - бывший императорский дворец, в настоящее время входит в состав главного музейного комплекса Эрмитаж. Отсюда шло управление огромной державой, здесь происходили важнейшие события в её законодательной истории, вершились судьбы государств и народов.

Своё имя «Царь-Освободитель» Александр II заслужил как освободитель крестьян и главный защитник балканских христианских народов. Акт реформы и манифест об отмене крепостного права был подписан Александром II в Зимнем дворце 19 февраля 1861 года.

Однако Россия оставалась единственной в Европе страной с неограниченной самодержавной властью. Протестное движение в обществе вылилось в настоящий террор. На царя было совершено шесть покушений. Предпоследнее организовал Степан Халтурин в Зимнем дворце 5 февраля 1880 года. Он взорвал динамитный снаряд под спальней императора, но Александр II находился в это время в Фельдмаршальском зале, далеко от места взрыва.

Первого марта 1881 года группа террористов «Народной воли» достигла цели – Александр II был смертельно ранен, и вскоре скончался в Зимний дворец, в окружении родных и близких. Сейчас в этой комнате установлены памятная доска и мраморный бюст Александра II, исполненный сразу после его кончины скульптором М. А. Чижовым.

None
6
Академия Художеств

Академия Художеств

Санкт-Петербург, Университетская наб., 17

Академия художеств, или "Академия трех знатнейших художеств" (то есть - живописи, скульптуры и архитектуры), как она изначально называлась, была учреждена по указу Елизаветы Петровны в 1757 году. В 1764 году, уже при Екатерине II, Академии был присвоен статус Императорской. Вплоть до того времени Академия размещалась в доме И. И. Шувалова на Садовой улице, но Екатерина II посчитала, что Академии нужно новое, более подходящее для ее нужд здание, для чего и был выделен участок на набережной реки Невы на Васильевском острове.

В начале 60-х годов XIX века Российская империя вступила в эпоху Великих реформ Александра II. Крестьянской реформой было отменено крепостное право, проведены Земская и Судебная реформы, Реформа городского самоуправления, Военная реформа. Осуществлялась модернизация всех сфер жизни государства и общества.

Составной частью реформ в области образования было и реформирование Императорской Академии художеств. В 1859 г. был принят новый устав Академии, которым вводился целый ряд прогрессивных изменений в её работу. Тем не менее, консервативные подходы в формах проведения конкурса на большую золотую медаль привели к конфликту: 9 ноября 1863 года 14 самых выдающихся учеников императорской Академии художеств, допущенных до соревнования за первую золотую медаль, обратились в Совет Академии с просьбой заменить конкурсное задание (написание картины по заданному сюжету из скандинавской мифологии «Пир бога Одина в Валгалле») на свободное задание — написание картины на избранную самим художником тему. На отказ Совета все 14 человек покинули Академию. Это событие вошло в историю как «Бунт четырнадцати». Именно они организовали «Санкт-Петербургскую артель художников» позже, в 1870 году она была преобразована в «Товарищество передвижных художественных выставок».
Артель была первой попыткой образования в России независимого творческого объединения художников. Опыт Артели учитывался при создании Товарищества.

None
7