Матильда Кшесинская в Петербурге

Матильда Кшесинская – яркая личность своего времени, женщина, жизнь которой оказывалась тесно связанной с самыми влиятельными людьми империи. Маршрут, проходящий по местам, связанными с жизнью и творчеством Кшесинской,  поможет Вам познакомиться с этой колоритной исторической  фигурой поближе.

Матильда Кшесинская – прима-балерина Императорских театров – была хозяйкой особняка на Кронверкском проспекте, оказавшемся в гуще революционных событий 1917 года. Революция вынудила Кшесинскую покинуть не только свой дом, но и страну. Как сложилась судьба особняка? Как сложилась судьба его владелицы? Об этом рассказывают вещи, архивные документы, фотографии, среди которых – материалы, впервые показываемые публике. Маршрут проходит по местам, которые помнят юную Малечку, вскружившую голову будущему императору Николаю II, "маленькую К", легко делавшую 32 фуэте, страстную Матильду, "Мадам 17", увлекавшуюся игрой в рулетку, и, наконец, княгиню Романовскую-Красинскую, верную супругу и заботливую мать, известную также своими интимными отношениями с августейшими особами Российской империи.

  • музеи 1 ,
  • театры 1 ,
  • дворцы 2
4 км, 892 м
Александринский театр

Александринский театр

Санкт-Петербург, площадь Островского, 6

После победоносного завершения наполеоновских войн, статус России как великой державы был наконец-то признан ведущими европейскими странами. Облик Петербурга должен был соответствовать величию империи и в последующие десятилетия улицы Северной столицы украсились помпезными зданиями в стиле ампир. Александринский театр открытый в 1832 году, к 20-летию победы над Наполеоном, был одним из детищ этого строительного бума.  Здание театра, напоминающее античный храм было построено по проекту Карла Росси. В оформление фасада здания были использованы как атрибуты искусства, так и символы воинской славы, напоминающие о славном юбилее, к которому было приурочено строительство Александринского театра.  Отдельного замечания заслуживает крыша и фундамент этого помпезного сооружения. Для потолочных перекрытий Росси использовал цельные металлические конструкции.  По тому времени это была передовая технология, вызывавшая много вопросов. Согласно легенде, уверенный в своих выкладках Росси заявил, что если металлические перекрытия рухнут, он готов быть повешенным на их обломках. Произнося эти громкие слова,  Росси ничем не рисковал, в блаженную эпоху Николая Павловича, смертная казнь в России, слава богу, была отменена.  А под фундамент Александринского театра по венецианским технологиям было забито более 3000 дубовых свай, обеспечивших устойчивость здания на болотистой почве. Некоторые подземные реки были заключены в трубы и каналы. 
Имя для театра было выбрано в честь императрицы Александры Федоровны, жены Николая I.
Сегодня мы знаем Александринский театр как «Дом русской драмы», но изначально на его сцене выступали немецкая и французская труппа, балет, давались оперные спектакли. Только с 1836 года на сцене Александринки стали ставить преимущественно драматические постановки. Постепенно Александринский театр завоевал репутацию самой известной сценической площадки России. В его стенах Николай I смеялся над гоголевским «Ревизором». Из зала Александринского театра бежал Чехов после провала премьеры «Чайки». Именно представленный на Александринской сцене 25 февраля 1917 года «Маскарад» Всеволда Мейрхольда стал последним спектаклем Российской империи. Роскошный зрительный зал Александринского театра с великолепной акустикой собирал самую изысканную публику. Немногие знают, что в нем стоят те же самые кресла, что и в XIX веке. Театроведам  известно, на каком месте партера сидели Достоевский, Островский, Чехов и другие наши замечательные классики.  Высокая репутация Александринки была обусловлена высочайшим мастерством актеров выходивших в его стенах под свет рампы. Это и легендарные театральные семейства Каратыгиных, Самойловых, Брянских; В. Аксенов, А. Мартынов, В. Комиссаржевская и многие другие. Именно они сформировали особый «Александринский» стиль игры, где роль четко «рисовалась» при помощи пластики и интонации. Путь на сцену в известной мере был облегчен — еще в балетной школе при Александринском театре все Кшесинские находились на привилегированном положении: остальные воспитанники 10 лет жили там, как в интернате, лишь Малечка с братом и сестрой приезжала на занятия из дома. Но для той головокружительной карьеры, которую сделала Матильда Кшесинская, ей потребовались и подлинный талант, и непомерное тщеславие, и мастерство плести интриги в жесткой конкурентной борьбе. И еще — участие в ее судьбе царского двора, для которого, перефразируя одно известное изречение, из всех искусств важнейшим являлся балет…

1
Зимний дворец

Зимний дворец

Санкт-Петербург, Дворцовая Площадь, 2

Нынешнее здание дворца (пятое) построено в 1754—1762 годах итальянским архитектором Б. Ф. Растрелли в стиле пышного елизаветинского барокко с элементами французского рококо в интерьерах. Является объектом культурного наследия федерального значения и объектом всемирного наследия ЮНЕСКО в составе исторического центра Санкт-Петербурга. С момента окончания строительства в 1762 году по 1904 год использовался в качестве официальной зимней резиденции российских императоров. В 1904 году Николай II перенёс постоянную резиденцию в Александровский дворец в Царском Селе. С октября 1915 года до ноября 1917 года во дворце работал госпиталь имени царевича Алексея Николаевича. С июля по ноябрь 1917 года во дворце размещалось Временное правительство. В январе 1920 года во дворце открыт Государственный музей революции, разделявший здание с Государственным Эрмитажем вплоть до 1941 года. Зимний дворец и Дворцовая площадь образуют красивейший архитектурный ансамбль современного города. Сцена Эрмитажного театра, который является частью Эрмитажного комплекса, помнит выступления знаменитой балерины Матильды Ксешинской.

2 км, 113 м
2
Дворец великого князя Николая Николаевича-младшего

Дворец великого князя Николая Николаевича-младшего

Санкт-Петербург, Петровская наб., 2

Дворец великого князя Николая Николаевича-младшего на Петровской набережной (дом №2) является последним из особняков, построенных в Санкт-Петербурге для члена семьи Романовых

Его строительство было задумано Николаем Николаевичем, внуком Николая I, после женитьбы на герцогине Анастасии Николаевне Лейхтенбергской, урождённой княжне Черногорской, в семье называемой Станой. Место для особняка было выбрано крайне удачно. Совсем недавно открылся постоянный Троицкий мост, который соединил Петербургский остров с Дворцовой набережной. При этом южный берег острова был благоустроен, превращён в гранитную Петровскую набережную. Именно здесь, на участке с видом на Летний сад и старинные дома на другом берегу Невы, было решено построит новый дворец. Очевидно, что этот участок был приобретён великим князем ещё до начала работ по устройству Петровский набережной. Он был единственным, кто не согласился предоставить свою территорию для склада строительных материалов. Николаю Николаевичу предлагали взамен соседний, более крупный надел, но договориться не удалось. Строителям набережной пришлось возводить её прямо с воды, обходя великокняжеское владение. Автором проекта дворца великого князя Николая Николаевича-младшего стал архитектор А. С. Хренов, который в 1909 году построил соседний шестиэтажный доходный дом (Петровская ул., 3). Строительство дворца великого князя Николая Николаевича-младшего велось с 1910 по 1913 год. Главные фасады со стороны Невы и Троицкой площади были оформлены в неоклассическом стиле, а дворовой фасад и главный вход в стиле модерн. При отделке интерьеров использовались мрамор, карельская берёза, золочёная бронза и лепнина. Ведущая на второй этаж Парадная лестница позволяла пройти в Столовую, Гостиные и Кабинет. Третий этаж вместил оформленные в стиле ампир жилые покои. Большая часть мебели для дворца была выполнена на фабрике Ф. Мельцера. Николай Николаевич был одним из первых, предоставивших свой дом Григорию Распутину и способствовавших его продвижению при дворе. Долго прожить в своей резиденции великокняжеской чете не пришлось. В 1914 году с началом Первой мировой войны Николай Николаевич отправился на фронт в качестве главнокомандующего русской армии. После февральской революции 1917 года великий князь уехал из Санкт-Петербурга в своё крымское имение Чаир. В 1919 году он с семьёй покинул Россию. С февраля 1917 по май 1918 года в особняке размещалась Следственно-юридическая комиссия ВЦИК, затем - Следственная комиссия ВРК. Здесь заседал один из первых революционных трибуналов. Первое заседание трибунала состоялось 28 ноября 1917 года. Судили одного из лидеров партии кадетов графиню С.В. Панину и бывшего лидера крайне правых монархистов В. М. Пуришкевича. Первая отделалась общественным порицанием, а второй - небольшим сроком тюремного заключения.В июне 1918 года дворец великого князя Николая Николаевича-младшего был передан Государственному институту по изучению мозга и психических явлений. Его руководителем был В. М. Бехтерев, работавший здесь до 1927 года. В 1954 году здесь начал работу Институт полупроводников, а немного позже - Институт озероведения Академии Наук СССР. После реставрации в 1985 году у дворца появился новый вход со стороны набережной. Здание стало Дворцом бракосочетания. В 2000 году здесь разместилось резиденция полномочного представителя Президента Российской Федерации в Северо-Западном федеральном округе.

2 км, 42 м
3
Музей политической истории России

Музей политической истории России

Санкт-Петербург, ул. Куйбышева, д. 2-4

Здание — классический пример северного модерна — отличается асимметричным планом и композицией разновысоких объёмов. Свободная ритмика разных по размерам окон отвечает расположению помещений. Использовано контрастное сочетание отделочных материалов: красного и серого гранита, облицовочного кирпича и майоликовой плитки, декоративного металла. Внутреннее пространство организовано в виде анфилады с остеклённым зимним садом. Интерьеры были оформлены в стиле модерн.

Построен в 1904—1906 годах в стиле «северный модерн» архитектором А. И. фон Гогеном для балерины Матильды Кшесинской. До Февральской революции дом прима-балерины Мариинского театра Матильды Феликсовны Кшесинской являлся популярным салоном. Здесь проходили балы и торжественные приемы, на которых присутствовали представители императорской фамилии и артистической элиты Петербурга, устраивались домашние спектакли и концерты. 22 февраля 1917 г. Кшесинская дала последний званый обед в своем доме. Пять дней спустя, приказав накрыть стол для вечернего чая, она, не сказав ни слова даже прислуге, ушла из дома вместе с сыном: как явствуют ее мемуары, написанные в эмиграции, - после получения анонимных писем с угрозами.

Угрозы реализовались день спустя. В особняк ворвалась группа неизвестных, "реквизировавших автомобили Кшесинской и продукты питания". А уже с 1 марта в доме поселяются большевики.  С 3 (16) апреля 1917 по 4 (17) июля 1917 здесь работал и произносил речи с балкона особняка В. И. Ленин. Так дом превратился, как писали петроградские газеты, в «главный штаб ленинцев». Кшесинская предприняла попытки вернуть свою собственность. В письме на имя прокурора Петроградской судебной палаты она просила: «1) Принять меры к освобождению моего дома от посторонних лиц и дать мне возможность спокойно вернуться в него. 2) Начать расследование по делу о разграблении моего имущества в том же доме». Но прокурор лишь запросил управление запасного автобронедивизиона о «возможности освободить от постоя дом Кшесинской ввиду её ходатайства» и затребовал от комиссариата милиции Петроградского района «дознание о расхищенном имуществе». Тогда по поручению Кшесинской её адвокат присяжный поверенный Владимир Хесин возбудил в суде гражданский иск о выселении. В качестве одного из ответчиков истицей был указан «кандидат прав В. И. Ульянов (лит. псевдоним — Ленин)». Интересы ответчиков взялся представлять адвокат М. Ю. Козловский. 5 мая 1917 года мировой судья 58-го участка Чистосердов постановил: «Выселить из дома N 2-1 по Б. Дворянской ул. в течение 20 дней» все революционные организации «со всеми проживающими лицами и очистить помещение от их имущества». Иск в отношении В. Ульянова был оставлен без рассмотрения в связи с «непроживанием» его в особняке. После этого Центральный и Петербургский комитеты РСДРП(б) вынуждены были официально заявить о выезде из особняка Кшесинской, но военная организация партии наотрез отказалась выполнить судебное решение, а Петербургский комитет также вскоре фактически вернулся обратно.Утром 6 июля 1917 года во время вооружённого конфликта с большевиками правительственные войска заняли здание. После этого особняк был занят самокатным батальоном, прибывшим в Петроград. Солдаты хозяйничали в особняке, разрушая и растаскивая все, что ещё осталось. Адвокат Хесин продолжал подавать новые иски, теперь добиваясь не только возвращения здания прежней владелице, но и возмещения нанесённого ущерба, который он оценил в треть миллиона рублей. Но сама Кшесинская 13 июля 1917 года навсегда покинула Петроград, отправившись в Кисловодск, где у неё была дача и где ждал её будущий муж великий князь Андрей Владимирович.

Сейчас в этом здании расположен Музей Политической Истории

437 м
4