Есенин в Петербурге

Этот маршрут расскажет вам о местах Санкт-Петербурга, связанных с жизнью Сергея Есенина

В Санкт-Петербурге много мест, напоминающих о литературной деятельности С.А. Есенина. С нашим городом связаны первые творческие шаги поэта, здесь им созданы произведения, отразившие события революции; в Петербурге трагически оборвалась жизнь Есенина.Именно в Санкт-Петербурге  начался расцвет поэтического гения Сергея Есенина и его стремительный путь к ошеломляющей славе. Здесь вышел его первый сборник стихов под названием «Радуница». 

  • интересные места 7 ,
  • гостиницы 1 ,
  • площади 1 ,
  • театры 1
9 км, 215 м
Особняк Кушелева-Безбородко

Особняк Кушелева-Безбородко

Санкт-Петербург, Гагаринская ул., д. 1

Любивший город и ненавидевший деревню, самый народный из городских поэтов - Сергей Есенин,  здесь бывал и читал свои произведения.

Дом 1 построен в 1774-75 (арх. неизв.) для ген. И. И. Меллер-Закомельского, в 1830-х гг. куплен графом А. Г. Кушелевым-Безбородко, надстроен 3-м этажом, интерьеры изменены (1835, арх. И. П. Скотти). В 1846 дом расширен (арх. Л. В. Глама). В 1857-58 арх. Р. Р. Генрихсен изменил внутр. и внеш. отделку, придав фасадам неоренессансный вид. Ниж. этаж обработан рустом, верх. этажи - пилястрами. Бельэтаж выделен большими окнами и украшен барельефами. В 1872-74 перестроены парадная лестница и вестибюль (арх. Н. Л. Бенуа); в 1893-94 частично изменены др. интерьеры (арх. А. К. Гаммерштедт). После смерти графа (1855) дом наследовал ст. сын Григорий (1832-1870), к-рого посещали мн. известные писатели. Здесь помещались "Кушелевская" картинная галерея (ныне в ГЭ и др. музеях) и концертный зал. Последним владельцем дома был А. Г. Елисеев. Ныне дом занят квартирами. Дом 3 построен в 1857-62 (арх. Э. Я. Шмидт) в створе Шпалерной ул. для мл. сына графа А. Г. Кушелева-Безбородко - Николая (1834-1862). Фасад облицован рускольским мрамором. Ниж. этаж обработан гранеными рустами, верх. этажи украшены венецианскими окнами разл. формы и пилястрами. По краям 3-го этажа устроены открытые террасы, к-рые подчеркивают центр. объем здания с его строгой симметрией. Капители пилястр, львиные маскароны и навесы отлиты из чугуна. Интерьеры парадных залов богато отделаны в "стиле Людовика XIV" и рококо. В 1882-1913 дом принадлежал княгине Е. М. Юрьевской, морганатич. супруге имп. Александра II. Ныне в нем - Европейский университет.

1
Дом Мурузи

Дом Мурузи

Санкт-Петербург, Литейный пр., 24

Дом был построен в 1874-1877 гг. по проекту архитектора А. К. Серебрякова для «миллионера и византийского князя» А. Д. Мурузи (1807-1880) в мавританском стиле. Восточные мотивы в это время были модны в живописи, музыке, литературе и архитектуре. Дом сразу привлек к себе внимание, о нем говорили и писали.

  Князь Александр Мурузи-внук правителя Молдавии и сын турецкого дипломата. Отец Александра Дмитриевича был посажен в Стамбуле на кол, и вдова с семейством переехала в Петербург. До строительства этого дома здесь располагалось просторное деревянное строение, принадлежавшее сенатору Николаю Резанову, который, овдовев, отправился в кругосветное путешествие (описанное в известном произведении "Юнона и Авось"). В 1848-50 годах домом Резанова владел князь Кочубей. Князь Мурузи владел домом очень недолго: строительство было разорительным, князь умер в 1780-м, а его вдова продала дом.

Пятиэтажное здание украшено колонками из обожженной глины по фасадам. Два подъезда чугунного литья украшены фризами с орнаментом из арабской вязи. На углах дома — башни с куполами, на балконах — изящные перила из листового цинка.

Интерьеры дома выполнены под стиль рококо, лепка с позолотой, скульптура, живописные плафоны, штоф на стенах. В доме был зимний сад, фонтан, водяное отопление, электричество, водопровод.

Парадные лестницы украшали ковры, зеркала, стенные часы. Внизу, у подъезда, дежурил швейцар. В доме было 57 квартир и 7 магазинов. Весь второй этаж занимала квартира хозяина дома, состоявшая из 26 комнат.

В этом доме в разное время и в разных квартирах жили  квартиры крупные чиновники, адвокаты, купцы, военные и медики, философы и литераторы.  В частности, в этом здании жил писатель Н.С. Лесков, поэты Д.С. Мережковский и З.Н. Гиппиус, здесь жил И.А. Бродский. В гостях у них бывали А.А. Блок, Вячеслав Иванов, Андрей Белый и другие. 21 октября 1920 года Мандельштам впервые выступал в Клубе поэтов. 

Дмитрий Сергеевич Мережковский и его жена Зинаида Николаевна Гиппиус жили в этом доме с 1890 по 1912 года.

Их первая квартира в доме Мурузи находилась на пятом этаже, но вскоре они переехали в более просторную квартиру в этом же доме, окна их квартиры выходили на площадь и Спасо-Преображенский собор. Литературный салон Мержковских, известный на весь Петербург, впервые принял гостей здесь, в доме Мурузи. Среди известных литераторов Серебряного века были Блок, Белый, Есенин. Наряду с башней Вячеслава Иванова это был самый популярный литературный салон того времени. Здесь у Мережковских бывали: Александр Блок, Андрей Белый, Вячеслав Иванов, Леон Бакст, Николай Бердяев, Фёдор Сологуб, Сергей Городецкий, Алексей Ремизов, Лев Шестов, Сергий Булгаков, Валерий Брюсов, Георгий Чулков, Михаил Кузьмин и другие.

1 км, 45 м
2
Мемориальная доска Есенину С.А.

Мемориальная доска Есенину С.А.

Санкт-Петербург, Литейный пр., д. 33

В этом доме в 1917–1918 годах жил поэт Сергей Есенин

В этот период им созданы поэмы «Преображение», «Инония», «Небесный барабанщик» (Осень 1917-1918гг.). В этом доме жил К. А. Федин.

Здесь создавался его первый роман «Города и годы», ставший заметным явлением молодой советской литературы. В доме на Литейном Федин готовил к печати свой первый сборник повестей и рассказов «Пустырь», работал над романом «Братья».

201 м
3
Доходный дом Степанова

Доходный дом Степанова

Санкт-Петербург, Фонтанки наб., д.38

Наиболее часто это издательство упоминается в связи с первым сборником Сергея Есенина «Радуница». В выходных данных указано: Пг., издание М.В. Аверьянова, 1916., но следует учесть, что книга поступила в Петроградский комитет по делам печати 28 января, одобрена цензурой 30 января и выдана обратно (возвращена) 1 февраля 1916 года. В 1915 году Издательство М.В.Аверьянова присоединилось к издательству Огни. Михаил Васильевич Аверьянов был одним из организаторов Издательского Товарищества писателей. В 30-е годы в Ленинграде руководил работой букинистических магазинов в инвалидной артели Книготоргин, в дальнейшем переименованной в Смолторгин. Любопытно случайное совпадение: Аверьянов работал в доме № 34 по Литейному проспекту — рядом с домом, где жил Некрасов и напротив дома, где находится знаменитый «парадный подъезд». И именно у Аверьянова хранилась подлинная рукопись стихотворения Н.А.Некрасова «Размышления у парадного подъезда». После смерти Аверьянова у его вдовы Валентины Ивановны один делец выманил во время войны эту рукопись за банку консервов и бутылку подсолнечного масла. Знакомые, узнав об обмене, стали говорить Валентине Ивановне, что она совершила большую ошибку. Они пошли к этому человеку и потребовали, чтобы он вернул рукопись владелице, причем предлагали ему взамен много больше продуктов, чем он сам ей дал. Но он ответил, что рукопись уже отправлена в какой-то музей в Сибири. Дальнейшая судьба рукописи неизвестна.

1 км, 126 м
4
Здание городской Думы

Здание городской Думы

Санкт-Петербург, Невский проспект, 33

На месте Гильдейского дома архитектор Д. Феррари возвел трехэтажное здание Городской думы (ратуши), повторявшее по композиции Серебряные ряды, а на углу — многоярусную башню. Подобные башни были характерной приметой европейских ратуш. Своеобразие петербургского сооружения состояло в том, что башня возвышалась не над самим зданием, а сбоку, на углу квартала. Она связывала воедино два разных здания с аналогичными фасадами — думу и Серебряные ряды. Благодаря постановке на красной линии башня стала самым активным вертикальным акцентом в перспективе средней части проспекта. Сооружение имеет необычную пятигранную форму. Каждый ярус обработан на углах пилястрами. Мотив движения ввысь подчеркнут увеличением высоты верхнего яруса, на котором установлены часы. Оригинальна открытая гранитная лестница с расходящимися маршами. На углу, разобрав часть здания, возвели пятиярусную, как предписывал император, «приличную на сём здании» башню. Павел I сам утверждал её проект. Заканчивалось строительство уже при Александре I. В 1835 году была смонтирована конструкция для подъема сигнальных шаров на башню, служившую и пожарной каланчой. В 1839 году думская башня стала одним из звеньев самой длинной в мире (1200 км) линии оптического телеграфа Петербург — Варшава. Всего на линии стояло 149 станций. Сообщения для передачи здесь получали с «домика» на крыше Зимнего дворца и передавали с помощью зеркал на крышу Технологического института. Если погода благоприятствовала, от Петербурга до Варшавы сообщение доходило за 15 минут. В 1854 году такую связь признали неудобной и заменили электрическим телеграфом. Новые часы с курантами фирмы «Фридрих Винтер» были установлены на башне в 1884 году. Предполагают, что возведенная Д. Феррари башня уже изначально имела часы, но какие — неизвестно. Прослужили они около 80 лет. О них в 1870 году завязалась переписка между градоначальником генералом Ф. Треповым и городским самоуправлением. Суровый генерал предложил организовать ночное освещение часов на башне. До тех пор в Петербурге подобного не было. Перед башней был установлен гипсовый бюст Фердинанда Лассаля (1825-1864), немецкого философа, юриста, экономиста и политического деятеля. В зале общих собраний думы (Александровском) в 1862 году проводились публичные лекции «Вольного университета» с участием И. М. Сеченова, Д. И. Менделеева, А. Н. Бекетова, Н. И. Костомарова. Здесь проходили концерты Русского музыкального общества, созданного по инициативе А. Г. Рубинштейна, и бесплатной музыкальной школы, основанной М. А. Балакиревым и Г. Я. Ломакиным; впервые исполнялись произведения композиторов М. А. Балакирева, М. П. Мусоргского, Н. А. Римского-Корсакова. На литературных вечерах выступали Ф. М. Достоевский, А. А. Блок, С. А. Есенин. В 1923г. гипсовый бюст Ф. Лассаля был заменен гранитным. 

988 м
5
Санкт-Петербургская Филармония (Малый Зал)

Санкт-Петербургская Филармония (Малый Зал)

Санкт-Петербург, Невский пр., 30

Малый зал Санкт-Петербургской филармонии - один из лучших камерных залов в мире

История прекрасного особняка на Невском проспекте 30, возведенного по проекту архитектора Б. Растрелли, восходит в середине XVIII века. Здесь устраивались балы и маскарады, с 1802 года проводились концерты первого в России Филармонического общества. В этих стенах состоялись мировые премьеры оратории Гайдна «Сотворение мира» (1802) и «Торжественной мессы» Бетховена(1824).

В истории Малого зала много ярких событий. Здесь выступали такие звезды мирового музыкального искусства как Святослав Рихтер, Эмиль Гилельс, Глен Гульд, Владимир Ашкенази, Станислав и Генрих Нейгаузы, Григорий Соколов, Элисо Вирсаладзе, Мстислав Ростропович, Давид Ойстрах, Юрий Башмет, Виктор Третьяков, Наталия Гутман, Катя Ричарелли, Елена Образцова, Ольга Бородина, Любовь Казарновская, Сергей Лейферкус, Евгений Нестеренко, Дмитрий Хворостовский, Владимир Чернов, Густав Леонхардт, Вадим Репин, замечательные камерные коллективы.

В Малом зале состоялись и продолжают проходить премьеры выдающихся произведений музыки XX и XXI века, а именно сочинений Д. Шостаковича, Г. Свиридова, Р. Щедрина, А. Петрова, Б. Тищенко, С. Слонимского. Здесь проводятся многие международные музыкальные фестивали и конкурсы. Малый зал филармонии любим исполнителями и слушателями разных поколений.

 

124 м
6
Театральная площадь

Театральная площадь

Санкт-Петербург, Адмиралтейский район, Театральная площадь

Театральная площадь, 2.  В 1760—1770-х гг. на площади находились «карусели» — амфитеатр для конных игр (отсюда прежнее название). В 1783 году построен Большой Каменный театр, неоднократно перестраивался, ныне на этом месте в перестроенном и расширенном здании театра располагается Консерватория (дом 3).В 1845 году сооружён деревянный цирк, а в 1847—1849 гг. — каменный театр-цирк (архитектор А. К. Кавос), который в 1859 году был перестроен для Императорского Мариинского театра (впоследствии в советское время Театр оперы и балета имени С. М. Кирова, ныне государственный академический Мариинский театр оперы и балета; дом 1).В 1906 году перед консерваторией установлен памятник М. И. Глинке (скульптор Р. Р. Бах, архитекторА.Р. Бах), в 1925 году перенесён в сквер справа от консерватории. В 1952 году сооружёнпамятникН. А. Римскому  -Корсакову. Здесь собиралось литературно-художественное общество "Страда"), членом которого был и с. Есенин.

2 км, 270 м
7
Музей-квартира А.А. Блока

Музей-квартира А.А. Блока

Санкт-Петербург, ул. Декабристов, 57

Этот окраинный район Петербурга любил А. А. Блок.

В августе 1912 года он поселился в этом доме. Сначала Блок занимал квартиру на четвертом этаже, из окон которой открывалась панорама приморской промышленной окраины Петербурга. А. А. Блок переехал в квартиру второго этажа. В этом доме Блок работал над поэмой «Возмездие», здесь были написаны поэмы «Двенадцать», «Скифы» и многие другие произведения.Весной 1915 года к А. А. Блоку принес свои стихи 19-летний Сергей Есенин.

К 100-летию со дня рождения А. А. Блока торжественно открыт мемориальный музей поэта - филиал Государственного музея истории Ленинграда.

В квартире на четвертом этаже воссозданы мемориальные комнаты и частично размещена литературная экспозиция, основная часть которой находится в последней квартире Блока, на втором этаже. Она рассказывает о жизненном и творческом пути мастера. 

1 км, 42 м
8
Особняк Петра Демидова

Особняк Петра Демидова

Санкт-Петербург, Большая Морская улица, 43

Первое каменное строение на участке дома №43 по Большой Морской улице появилось в 1740-х годах, оно принадлежало купцу Михаила Панкову (возможно Панову). Купец продал его вдове статского советника Петрищева Матроне. Она в 1781 году сдавала на пять лет особняк портному Иоганну Сиверсу, а в 1785-м продала его ювелиру Крестьяну Ивановичу Гебельту (владельцу соседнего дома №41). Первоначально дом был одноэтажным на высоких подвалах в 11 окон, во второй половине XVIII века его надстроили третьим этажом. В начале XIX века особняком распоряжалась баронесса София Ивановна Вельо (Феллио), в 1820-х гг. - жена, а затем вдова придворного банкира и купца Петра Северина - Анна Вильгельмина. В 1824 году здесь жил барон Людвиг Вильгельм Петрович Теппер де Фергюссон, известный как учитель музыки и пения в Царскосельском лицее, а также музыкант и композитор. В 1827 году в доме Севериной обитал прокурор Сената Пётр Сергеевич Кайсаров, позже ставший сенатором. Следующей владелицей дома №43 в 1829 году стала жена генерала Петра Кирилловича Эссена - Софья Александровна. Её супруг только что был назначен петербургским военным генерал-губернатором, затем членом Государственного совета. В 1830-м году он председательствовал в Особом комитете по борьбе с холерой, спустя три года получил графское достоинство. 14 февраля 1836 года участок был продан семьёй Эссенов за 240 000 рублей статскому советнику, владельцу уральских заводов Павлу Николаевичу Демидову. Эссены переехали в казённую квартиру в доме №38 по Большой Морской. Демидов 25 февраля этого же года выкупил у архитектора О. Монферрана и соседний дом №45. Эти приобретения были сделаны Павлом Николаевичем перед его женитьбе на фрейлине Авроре Шернваль, считавшейся одной из самых красивых женщин Санкт-Петербурга. Для новых владельцев особняк перестраивал О. Монферран. Павел Николаевич Демидов умер в 1840 году, далее домом владела его вдова. Спустя несколько лет после смерти Демидова она вышла замуж за Андрея Николаевича Карамзина - сына знаменитого историка и писателя. Андрей Николаевич поселился в этом доме. В 1848-1850-х годах отделочные работы и небольшие перестройки в особняке выполнял Г. Э. Боссе. После Карамзиных домом владел сын Авроры Павловны и Павла Николаевича - Павел Павлович Демидов. Он был женат на фрейлине Марии Элимовне Мещерской, а после её смерти - на Елене Петровне Трубецкой. Несколько лет он исполнял обязанности городского головы. В 1874 году дом №43 был продан светлейшей княгине Наталье Фёдоровне Ливен, внучке Санкт-Петербургского военного губернатора П. А. фон дер Палена, причастного к убийству Павла I. В доме на Большой Морской Н. Ф. Ливен устроила моленьню протестантской конфессии - баптистов. В 1910 году особняк был выкуплен послом короля Италии, здесь снова разместилось итальянское посольство. На картуше герб Демидовых сменился итальянским гербом. В 1925 году итальянцы вывезли из особняка всё малахитовое убранство. В настоящее время здание арендует Балтийский банк. 

1 км, 784 м
9
Отель Англетер

Отель Англетер

Санкт-Петербург, Малая Морская улица, 24

Гостиница «Англетер» (Малая Морская, 24). В середине XVIII века нынешняя Большая Морская называлась Большой Гостиной улицей, а современная Малая Морская носила имя Большая Луговая. В 1739 году здесь начали раздавать участки частным лицам под застройку. Уже к 1743 году на участке по Большой Луговой улице рыбопромышленник, купец и поставщик Императорского двора Терентий Резвой соорудил кирпичный дом. Позднее дом был продан с торгов, и его владельцем стал адъютант Поггенполь. В 40-х годах XIX века, его перестроили под гостиницу "Наполеон", здесь в 1849 году жил Лев Толстой. До 1849  дом номер 24, теперь уже по Малой Морской, был во владении наследников Поггенполя. А в 1854 перешел в собственность княгини Зинаиды Ивановны Юсуповой,  урожденной Нарышкиной, вдовы Бориса Николаевича Юсупова, владельца небезызвестного  особняка на набережной Мойки, 94. Гостиницу на Малой Морской многократно переименовывали: сначала - Шмидт-Англия, по фамилии следующей владелицы Терезы Шмидт, затем — просто «Англия», с 1911 по 1919 — «Англетер», после Октябрьской революции и до  1925 — «Интернационал», с 1925 по 1948 - «Англетер», с 1948 — «Ленинградская». В 1924 год здесь временно размещалась английская миссия. Ее современное название гостиницы в переводе с французского «Angleterre» как раз и означает «Англия».  «Англетер», пожалуй, самая любимая и известная гостиница Петербурга. Когда стало известно, что здание гостиницы решено снести, в защиту памятника истории выступила городская общественность. Громкие акции были организованы группой спасения памятников истории и культуры Ленинграда. Несколько дней возле гостиницы проходил   пикет, который поддержали многие известные деятели культуры. Через месяц после сноса здания митинг «Месяц памяти гостиницы «Англетер», собрал около двух тысяч человек. Таким образом, в 1987 гостиница была полностью разобрана, а к 1991 году отстроена вновь с сохранением внешнего облика. Гостиница «Англетер» фигурирует во многих поэтических произведениях. Большинству из нас она знакома по стихотвореньям Самуила Маршака «Мистер Твистер» и Владимира Маяковского «Сергей Есенин». В «Англетере» в декабре 1925 года расстался с жизнью великий русский поэт Сергей Есенин. 

296 м
10