Дворянские династии Петербурга

Данный маршрут позволит Вам познакомиться с историей знаменитых дворянских родов и увидеть некогда принадлежавшие им дворцы

Российское дворянство — одно из сословий феодального общества, обладавшее различными привилегиями и правами, равно как и обязанностями, и отменённое в России в 1917 году.

За всё время существования Киевской Руси, затем удельных княжеств, а после — Российского царства и Российской империи, история дворянства неотделима от истории российского государства и от истории России вообще. В силу своего социального положения, а также благодаря полученному образованию, дворяне играли первые роли в государстве, а также в искусстве, литературе, науке. Кроме того, по разным историческим причинам, российское дворянство довольно отлично от своих западных аналогов, что делает его изучение особенно интересным.

Почти столетний период, прошедший с отмены дворянства, а также 70 лет советского режима, при котором дворяне подверглись гонениям, а сама тема дворянства стала нежелательной для изучения, привели к появлению ряда мифов и ошибочных представлений о дворянстве. 

  • дворцы 7
10 км, 309 м
Шереметевский дворец

Шереметевский дворец

Санкт-Петербург, набережная реки Фонтанки, 34

Уникальный историко–культурный памятник и редкий для Петербурга образец застройки усадебного типа

Участок земли по реке Фонтанке (Безымянный Ерик) был пожалован Петром I фельдмаршалу, графу Б. П. Шереметеву в 1712 г. Двухэтажный каменный дворец, существующий ныне, был построен в 1750 г. Архитектор постройки — С. Чевакинский. Есть основания полагать, что в проекте были использованы чертежи Ф.–Б. Растрелли.

Освоение усадьбы продолжалось на протяжении двух веков. В создании интерьеров дворца и усадебных построек в разное время участвовали архитекторы Ф. С. Аргунов, И. Д. Старов, А. Н. Воронихин, Д. Кваренги, Х. Мейер, Д. Квадри, И. Д. Корсини, Н. Л. Бенуа, А. К. Серебряков и др.

До 1917 г. Шереметевский дворец и усадьба принадлежали пяти поколениям старшей (графской) ветви известного русского рода Шереметевых.

После революции Шереметевский дворец был музеефицирован и как Музей дворянского быта просуществовал до 1931 г. В основу его фондов было положено формировавшееся в течение 200 лет частное собрание Шереметевых, представлявшее собой сложный комплекс разнообразных наслоений. Собрание, универсальное по характеру и разнообразное по предметам, включало в себя живописную картинную галерею, собрание скульптуры, оружия, нумизматику, предметы декоративно–прикладного искусства (в т. ч. собрания бронзы, фарфора, серебра, мебели), библиотеку (нотное и книжное собрание, рукописные материалы, открытки), собрание церковной утвари и икон (из домовой церкви Фонтанного дома) и т. д.

Позже и вплоть до 1984 г. Шереметевский дворец был приспособлен под нужды научно–исследовательского учреждения. Его интерьеры погибли, а коллекции были переданы ведущим музеям Ленинграда и Москвы, за исключением отдельных предметов оформления интерьеров, оставшихся в здании.

В 1990 г. Шереметевский дворец был передан Музею театрального и музыкального искусства для создания Музея музыки Петербурга и размещения государственной коллекции музыкальных инструментов. С конца 1980–х годов в Шереметевском дворце начались реставрационные работы, связанные с воссозданием парадных и мемориальных интерьеров XIX столетия.
В настоящее время отреставрирована большая часть залов Шереметевского дворца, переданного музею в плачевном состоянии. Экспозиция дворца организована по трем направлениям: а) история рода Шереметевых и дворянский быт XVIII–XX вв. б) открытые фонды уникальной коллекции музыкальных инструментов; в) выставка частных коллекций.
В музее функционирует постоянная выставка «Шереметевы и музыкальная жизнь Петербурга XVIII - начала XX веков», открывшаяся в 1995 г. и осуществленная совместно с Государственным Эрмитажем, Государственным Русским музеем, Российской национальной библиотекой, Пушкинским Домом, Государственной Третьяковской галереей, Останкинским дворцом–музеем, Музеем русского фарфора Кусково, владельцами частных коллекций.

Музыкальная коллекция Шереметевского дворца насчитывает более трех тысяч инструментов и является одной из пяти крупнейших в мире и лучшей в России. В ее составе инструменты, созданные знаменитыми западноевропейскими и русскими мастерами XVI–XX вв.; мемориальные инструменты композиторов русской школы XIX–XX столетий; коллекции, принадлежавшие императорской семье Романовых; уникальный русский роговой оркестр; музыкальные инструменты всех континентов мира.
Среди экспонатов: скрипка, принадлежавшая М. И. Глинке, коллекция флейт Александра I, виолончель Николая II работы мастера А. Жако, квартет корнетов, принадлежавших Императору Александру III, скрипка работы итальянского мастера Франческо Страдивари, олифанты, подаренные Императрицей Александрой Федоровной Императору Николаю I, Русский роговой оркестр.

1
Дворец Разумовского

Дворец Разумовского

Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, 48

К немногим сохранившимся в Санкт-Петербурге образцам городских усадеб первой половины XVIII века с регулярными садами и дворцами относится и участок дворца Разумовского. Сейчас это часть территории, занимаемой Педагогическим университетом им. А. И. Герцена.

В 1730-х гг. архитектор В. Растрелли построил здесь для приближенного Анны Иоанновны, графа Левенвольде, большой деревянный дворец.

Позднее усадьба перешла в собственность гетмана Украины и президента Академии наук К. Г. Разумовского - брата фаворита императрицы Елизаветы Петровны. В 1760 году дворец был разобран, и на его месте с 1762 года началась постройка нового каменного здания по проекту архитектора А. Ф. Кокоринова, постройка была закончена в 1766 году Ж.-Б. Валлен-Деламотом.

Дворец К. Г. Разумовского - одно из лучших достижений русского зодчества 1760-х гг. По плановой и объемной композиции, частично искаженной в результате перестроек, произведенных в XIX столетии, он близок к подобным сооружениям в загородных царских резиденциях.

После передачи дворца Разумовского в 1798 г. Воспитательному дому, а затем Николаевскому женскому сиротскому институту здание неоднократно перестраивалось внутри. Наиболее значительные работы были произведены в 1798 г.

В 1829-1834 гг. к зданию пристроены домовая церковь и двухэтажный лазаретный корпус, надстроенный в 1842-1844 гг. третьим этажом. Симметричные флигеля по сторонам парадного двора и на набережной Мойки, сооруженные одновременно с главным зданием, также неоднократно перестраивались. Современный внешний облик они получили при перестройке в 1831-1834 г.

На территории бывшей усадьбы сохранились остатки сада, созданного в первой половине XVIII века. Со стороны Казанской улицы он огражден решеткой, исполненной по проекту А. Н. Воронихина.

3 км, 240 м
2
Строгановский дворец

Строгановский дворец

Санкт-Петербург, Невский пр., 17

Один из образцов русского барокко. Ныне — филиал Русского музея

Один из лучших образцов русского барокко, единственное жилое здание XVIII в. на Невском проспекте, Строгановский дворец принадлежал вплоть до 1917 г. древнейшему роду промышленников Строгановых. Построенный в кратчайшие строки по проекту одного из самых востребованных архитекторов эпохи, Ф.Б.Растрелли, он поражал современников роскошью убранства, великолепием великосветских балов и обедов.

Еще в первой половине 19 в. Строгановы начали собирать обширные научные и художественные коллекции. Позже здесь разместились богатейшие собрания книг, коллекции западноевропейской и российской живописи, нумизматики и минералов, для чего были созданы специальные «интеллектуальные залы» – Минеральный и Физический кабинеты, Библиотека и Картинная галерея, в которой граф А.С.Строганов, будучи президентом Академии художеств, предоставлял возможность студентам (будущим прославленным русским живописцам) копировать работы из своего собрания.

Сегодня, посетив дворец, Вы сможете совершить увлекательное путешествие по страницам его архитектурной истории – от барочного Большого зала Растрелли к великолепным образцам классицизма в интерьерах Садовникова и Воронихина. Обновленный, возродивший свое архитектурное убранство, Строгановский дворец наполнен произведениями живописи, скульптуры и декоративно-прикладного искусства из фондов Русского музея.

В экскурсионном бюро Русского Музея возможен заказ экскурсий:
— до 5 человек - 3000 рублей;
— до 10 человек - 4500 рублей;
— до 25 человек - 7500 рублей;
— для школьников (до 30 человек) - 3000 рублей;
— для студентов и пенсионеров (до 25 человек) - 3500 рублей;
Заявки принимаются по телефону: +7 (812)314-34-48 (при наличии свободного экскурсовода Вы можете оформить заказ в день обращения).
 

74 м
3
Меншиковский дворец

Меншиковский дворец

Санкт-Петербург, Университетская наб., 15

Меншиковский дворец построен для приближенного императора Петра I, первого губернатора Санкт-Петербурга Александра Даниловича Меншикова

Дворец построен в стиле петровского барокко, он является первым каменным зданием Санкт-Петербурга. Авторы проекта — приглашённые зодчие Д. М. Фонтана и Г. И. Шедель.

Строительство дворца началось в мае 1710 года по проекту Джованни Мария Фонтаны и Готфрида Иоганна Шеделя. K 1714 году большинство строительных работ было завершено, однако отделка интерьеров велась до 1727 года.

Усадьба светлейшего князя с цветником и садом протянулась через весь Васильевский остров от Большой до Малой Невы. На её территории располагались бани, медоварня, хлебопекарня, кузница. Царь Пётр Первый называл этот дворец Посольским домом и проводил там почти все праздничные пиры и торжественные обеды. В Меншиковском дворце свадьбу сыграли царевич Алексей и немецкая принцесса Шарлотта София (в православии Наталия Алексеевна) и племянница Петра Первого, будущая российская императрица Анна Иоанновна с герцогом Курляндским.

В 1727 году князь Меншиков был обвинен в государственной измене и казнокрадстве и сослан в Берёзов. Его дворец поступил в казну.

В 1731 году архитектор Доменико Трезини перестроил здание для Сухопутного Шляхетского корпуса (с 1800 года Кадетский), и уже в 1731 году здание и весь огромный земельный участок были переданы в пользование Кадетскому корпусу. Вскоре на территории был выстроен комплекс новых зданий (дома 1,3,5 по Кадетской линии).

Позже главный, невский фасад дворца был изменен и получил более упрощенный облик. Вместо мансардной кровли появилась двускатная, вместо центрального аттика со скульптурами — лучковый фронтон. В работах по перестройке дворца под нужды Кадетского корпуса во второй половине XVIII века участвовали Иван Старов, Василий Баженов, Юрий Фельтен.

Первая научная реставрация здания прошла еще в конце XIX века. Но подлинное возрождение дворца началось в 1966 году под руководством А. Э. Гессена. Тем не менее, реставрационные работы в Меншиковском дворце еще продолжаются, хотя сделано уже очень много. Особое внимание в интерьерах дворца обращают на себя: Ореховая — кабинет с облицовкой стен из ореха, великолепная анфилада парадных комнат, Большая палата со шпалерами XVII века и предметами декоративно-прикладного искусства.

В советское время во дворце располагалось Военно-политическое училище им. Энгельса. В 1966 году было принято решение придать зданию первоначальный облик. Реставрация была завершена в 1981 году. Меншиковский дворец стал филиаломЭрмитажа. С этого времени там находится экспозиция истории и культуры России петровского времени. До нашего времени от Меншиковской усадьбы сохранился только дворец.

2 км, 769 м
4
Дворец Румянцевых

Дворец Румянцевых

Санкт-Петербург, Английская наб., 44

Реставрация 2003 года вернула парадным залам особняка облик, который они имели в 1880-х годах

Появление первого каменного строения на этом участке относится к 40-м годам XVIII века. В этот период участком владели князья Голицыны — представители одного из самых знатных и самых разветвлённых российских княжеских родов.

В 1770-х годах особняк был перестроен по проекту архитектора Ж. -Б. Вален Деламота. В период этой перестройки дом со стороны Английской набережной получил внешние архитектурные пропорции, которые сохранил до сегодняшнего дня: трёхэтажный особняк на одиннадцать осей. Вскоре после перестройки А. М. Голицын дом продал, поскольку окончательно перебрался в Москву.

В 1802 году дом на Английской набережной приобретает граф Николай Петрович Румянцев (1754—1826). Н. П. Румянцев принадлежал к древнему российскому дворянскому роду. Его дед, Александр Иванович Румянцев (1680—1749), принимал активное участие в политической жизни России первых десятилетий XVIII века. Затем фамилия Румянцевых была прославлена победами полководца Петра Александровича Румянцева-Задунайского (1725—1796).

Традиции подвигов во славу родного Отечества продолжили сыновья великого полководца екатерининских времён Николай и Сергей Румянцевы.

В 1824 году Н. П. Румянцев приглашает для работы над проектом перестройки особняка молодого, только что вернувшегося из поездки по Западной Европе архитектора В. А. Глинку. Перед архитектором стояла довольно сложная задача — практически без изменений пропорций архитектурного объёма создать новый фасад, который бы сразу привлекал внимание. В. А. Глинка прекрасно справился с задачей, закрыв здание мощным, сильно выдвинутым двенадцатиколонным портиком.

В 1826 году Н. П. Румянцев скончался, оставив устное поручение младшему брату, Сергею Петровичу, предоставить дом на Английской набережной со всеми находящимися в нём коллекциями под музей.

28 мая 1831 года музей был открыт, о чём возвестили газеты. Бесспорно, это стало важнейшим событием в научной и культурной жизни Петербурга.

В 1861 году, после заключения комиссии специалистов и архитекторов о крайне неудовлетворительном состоянии «домов Музеума», Румянцевский музей был переведён в Москву, в Пашков дом. Многие экспонаты музея дополнили коллекцию Российской национальной библиотеки. Далее особняк Румянцева менял своих владельцев.

В 1938 году особняк Румянцева был передан Музею истории и развития Ленинграда. Для него здание было в значительной степени реконструировано. Музей в этом особняке был открыт только после Великой Отечественной войны в 1955 году. В 1953 году он стал называться Государственным музеем истории Ленинграда. Отделение этого музея работает здесь и сейчас. 

1 км, 26 м
5
Дворец Великого князя Алексея

Дворец Великого князя Алексея

Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, 122

С февраля 2006 года во дворце располагается Санкт-Петербургский Дом музыки

Дворец великого князя Алексея Александровича («Дом музыки», «Алексеевский дворец») — один из великокняжеских дворцов Санкт-Петербурга. Построен М. Е. Месмахером для великого князя Алексея Александровича в 1882-85 гг.

С февраля 2006 года в здании располагается Санкт-Петербургский Дом музыки — учреждение, основная цель которого состоит в сохранении и развитии традиций классического музыкального искусства, а также подготовка студентов и  выпускников консерваторий к международным конкурсам и фестивалям.

До передачи участка земли под строительство дворца на территории между рекой Мойкой, Английским проспектом и улицей Писарева располагались строения бывших владельцев — церемониймейстера Сабурова, генерал-майора Альбрехта и других. В 1872—1882 годах особняком владел хозяин машиностроительных заводов Исаак Миронович Малкиель (1844—1881).

В 1882 году участок приобрело Дворцовое ведомство для назначенного главным начальником флота и морского ведомства сына Александра Второго — великого князя Алексея Александровича.

Уже в 1883 году архитектором М. Е. Месмахером начинается проектирование нового дворца. Для экономии и ускорения хода строительства в новое здание были встроены сохранившиеся на участке постройки. По пожеланию Великого князя был выбран стиль, слегка напоминающий французские шато.

После смерти князя Алексеевский дворец унаследовали его братья — Владимир и Павел, а также племянник Михаил Александрович. Новые владельцы сдавали в аренду пустующий дворец и прилегающие к нему сад и оранжерею. Например, в продолжение 18 месяцев его занимало германское посольство.

Довольно непростые времена современный Дом Музыки переживал в послереволюционные времена, был он и Домом пионеров, и автошколой, во времена блокады успел побывать складом и к 2005 году находился в плачевном состоянии.

Новый этап в истории здания начинается с октября 2005 года, когда по инициативе Министерства Культуры России было принято решение о создании Дома Музыки в Санкт-Петербурге. Реставрация и реконструкция здания по проекту института велась с 2006 по 2009 годы.

863 м
6
Юсуповский дворец

Юсуповский дворец

Санкт-Петербург, набережная реки Мойки, 94

Фамильная княжеская резиденция, музей дворянского быта, историко-культурный дворцовый ансамбль федерального значения и европейской известности

Здесь, в одном из самых величественных парадных зданий Северной столицы, проходят правительственные и дипломатические встречи, международные конференции и симпозиумы. В книгу почетных гостей Юсуповского дворца вписаны имена государственных деятелей России, руководителей Петербурга, глав зарубежных держав.

Неоднократно посещал дворец президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин. Губернаторы города принимали здесь российские и иностранные делегации самого высокого ранга и проводили переговоры по вопросам, связанным с развитием Санкт-Петербурга и укреплением его международных связей.

В Юсуповском дворце бывали королева Великобритании Елизавета II с супругом герцогом Эдинбургским и наследным принцем Чарльзом, королева Норвегии София, король Греции Константин II с супругой королевой Анной-Марией, королева Швеции Сильвия, король Малайзии Ту-анку Саид Сираджуддин, королева Тайланда Сирикит.

Выдающиеся представители отечественной и зарубежной науки, культуры, искусства, банковской сферы, образования, журналистики посещали Юсуповский дворец, в том числе и как участники значимых международных конференций. Среди них были президент Римского клуба принц Иордании Эль Хасан бин Талал, директор Института всеобщей истории РАН академик А.О. Чубарьян, лауреат Нобелевской премии академик Ж.И. Алферов, почетный вице-президент РАЕН академик С.П. Капица, президент банка «Интеза Санпаоло» (Италия) профессор Джованни Бадзоли, президент Генеральной конференции ЮНЕСКО Мусса бин Джафар бин Хасан, писатель Ч.Т. Айтматов, художественный руководитель театра на Таганке Ю.П. Любимов, кинорежиссер А.С. Кончаловский, поэтесса Б.А. Ахмадулина, художник Б.А. Мессерер, главный редактор газеты «Московские новости» В.Т. Третьяков.

Гостями дворца в разные годы являлись такие мировые знаменитости, как кинозвезда Лайза Минелли, супер-модель Наоми Кэмпбел, певцы Стинг и Клиф Ричардс, рок-группа «Роллинг Стоунс» и ее солист Мик Джаггер.

Репутация одного из наиболее интересных, притягательных и популярных туристических объектов Петербурга привлекает в Юсуповский дворец ежегодно десятки тысяч посетителей из различных уголков России и мира. 

2 км, 120 м
7