Эпоха Николая I

Узнать о жизни и царствовании императора Николая I помогут памятники архитектуры, украшающие Санкт-Петербург

Отправная точка маршрута это памятник самому Николаю 1. Памятник российскому императору был установлен в 1859 году по проекту О. Монферрана. Монумент великолепно вписался в пространство Исаакиевской площади. Внушительные горельефы показывают значительные события в эпоху правления Николая I. Но не будем забывать, что первый дворцово-парковый ансамбль, соответствовавший вкусам будущей императорской четы это Аничков дворец - первый дворец на Невском проспекте. Название он получил от Аничкова моста, находящегося рядом. В отличие от других зданий на проспекте, главный фасад обращён не в его сторону. Такое расположение здания наглядно показывает, что в начале 1740-х годов Невский проспект ещё не воспринимался как главная улица города. Невский проспект появился на карте Санкт-Петербурга всего через несколько лет после основания города. Он складывался как главная въездная дорога в Санкт-Петербург с юга - из Москвы и Великого Новгорода.

Далее по маршруту мы сможем наблюдать прекрасную Дворцовую площадь, Зимний дворец и выйти на Дворцовую набережную. В исторически сложившемся облике центральных районов Санкт-Петербурга важнейшую роль играют панорамы набережных Невы и её протоков — Мойки, канала Грибоедова и Фонтанки. Первая по времени постройки

набережная Петербурга —Дворцовая — была застроена на всем её протяжении от Царицына луга до Адмиралтейства уже к концу 1730-х годов. 

  • площади 1 ,
  • памятники 1 ,
  • дворцы 2
4 км, 999 м
Памятник Николаю I

Памятник Николаю I

Санкт-Петербург, Исаакиевская площадь

7 июля 1859 года был открыт памятник Николаю I на Исаакиевской площади в Петербурге. Авторами памятника были скульптор Петр Карлович Клодт (1805-1867) и архитектор Огюст Монферран (1786-1858). Это последняя работа скульптора П.Клодта.

Бросается глаза контраст тяжелого и помпезного постамента - и легкой, изящной статуи, созданной Клодтом. Скульптор изобразил императора в мундире конногвардейского полка и в каске. Статуя Николая I работы Клодта - редчайший образец конной статуи, имеющей всего две точки опоры. Нижний ярус постамента украшают барельефы (ск. Р.Залеман, Н.Рамазанов), посвященные событиям правления Николая I. Во втором ярусе - аллегорические статуи Правосудия (с весами), Силы (с мечом), Мудрости (с зеркалом), Веры (с крестом и библией). Инженерная особенность памятника помогла ему «выстоять» после Октябрьской революции. С ловкой подачи искусствоведов монумент был признан шедевром русской инженерной мысли и был «помилован». В 1930-х годах была демонтирована лишь ограда памятника, восстановили ее только в 1992 году. 

1
Аничков Дворец

Аничков Дворец

Санкт-Петербург, Невский проспект, 39 A

Расположение Аничкова дворца может показаться довольно странным: на Невский проспект он выходит не фасадом, как большинство зданий, а боковой стеной. Это связано с тем, что в 18 веке Невская "першпектива" еще не была главной улицей города: более важную роль в то время играли реки, к набережным которых старались обращать фасады домов. По такому принципу возводился и Аничков дворец, чей центральный вход расположен напротив реки Фонтанки. Начинали строительство дворца архитектор М. Г. Земцов и его ученик Г. Д. Дмитриев, а закончил работы знаменитый Б.-Ф. Растрелли. Аничков дворец стал одним из первых в Петербурге зданий в стиле барокко. Дворец был трехэтажным и имел два флигеля, увенчанных куполами в форме луковиц. В одной из пристроек находилась домовая церковь. Перед обращенным к Фонтанке главным фасадом был прорыт небольшой канал, а напротив второго фасада разбит большой парк. Дворец перестраивали не только внешне, но и внутренне. Под руководством архитектора Л. Руска интерьеры дворца оформили в стиле классицизма, в больших помещениях установили ионические колонны.

В 1817 году во дворец въехал Николай Павлович, будущий Николай I. При нём зодчий К. И. Росси перепланировал некоторые интерьеры дворца, а также включил дворец с прилегающим садом в ансамбль площади Александринского театра (ныне площадь Островского). После восшествия на престол и переезда в Зимний дворец, Николай переезжал сюда на время поста, здесь же проводились придворные балы. Когда в 1837 году Зимний дворец реконструировался после страшного пожара, августейшая семья переехала в Аничков и проживала в нем некоторое время. После смерти императора в 1855 году дворец был переименован в «Николаевский», однако название не прижилось.

2 км, 490 м
2
Дворцовая площадь

Дворцовая площадь

Санкт-Петербург, Дворцовая площадь

В 1819 году архитектор К.И.Росси разработал проект единого архитектурного ансамбля, прославляющего победу русского оружия в войне 1812 года. Замысел архитектора состоял в том, чтобы объединить существующие оригинальные интерьеры и новые постройки в единое целое.

По южной границе площади был построен полукруглый протяженный фасад здания Главного штаба, длина которого 580 м (самый длинный фасад здания в мире). По середине здания – грандиозная Арка с изображениями летящих гениев Славы, и украшенная скульптурной композицией Колесница Славы с фигурами воинов и колесницей крылатой богини Победы – Ники (скульпторы Н.Пименов и В. Демут-Малиновский). Высота скульптурной группы составляет 10 метров, высота арки – 28 метров, ширина – 17 метров.

В 1834 году по проекту архитектора Огюста Монферрана в память о победе русских войск над армией Наполеона была открыта Александровская колонна. Названа в честь императора Александра I. Колонна весом 600 тонн, высотой 47,5 м увенчана фигурой ангела с крестом, попирающего крестом змею – символ победы добра над злом. Голова ангела склонена к земле, так, что снизу видно его лицо.
(архитектор Б. Орловский). Барельефы на постаменте колонны прославляют победы русского оружия (скульпторы И. Липце, П. Свинцов).

Связующим звеном всех построек стало  завершение в 1843 году строительство с восточной стороны здания Штаба гвардейского корпуса (архитектор А.П. Брюллов). Фасад здания украшает портик из двадцати ионических колонн.

Самое красивое здание Дворцовой площади - Зимний Дворец. Это грандиозное здание занимает 9 гектаров земли, имеет около полутора тысяч помещений. Бледно-зеленый и белый цвета фасада Зимнего Дворца придают воздушность и грациозность.

1 км, 826 м
3
Зимний дворец

Зимний дворец

Санкт-Петербург, Дворцовая Площадь, 2

Зимний дворец был построен  для Елизаветы Петровны по проекту Ф. Б. Растрелли в 1754-1762 годы и до 1917 года оставался главной императорской резиденцией.

Нынешний Зимний дворец – четвертый. Первые два были построены для Петра Великого на месте нынешнего Эрмитажного театра и отражали увлечение монарха голландской архитектурой. В 1730 году императрица Анна Иоанновна заказала Б. Растрелли третий дворец вблизи Адмиралтейства. Однако ее преемнице Елизавете здание не понравилось и она приказала его перестроить. Новый Зимний дворец должен был явиться воплощением мощи русской монархии.

Император Николай I поселился в Зимнем дворце со своей семьей сразу после получения известия о смерти своего старшего брата. Он переехал сюда из Аничкова дворца. Восстание 14 декабря 1825 года царская семья пережила в Зимнем дворце.

Николай I своими апартаментами выбрал комнаты третьего этажа северо-западного ризалита. Жилые покои новых императора и императрицы отделывал архитектор В. П. Стасов. Он сохранил планировку, но изменил предназначение некоторых комнат.

 Став хозяином Зимнего дворца, Николай для поднятия престижа главной императорской резиденции отдает распоряжения по расширению парадной части дворца. Прежде всего, он осуществляет задуманную еще Александром I идею создания во дворце портретной галереи в память о победе над Наполеоном.

Со стороны Невы к Зимнему дворцу примкнули здания, входящие в ансамбль Эрмитажных зданий: Малый Эрмитаж, Большой (Старый Эрмитаж), Эрмитажный театр, а со стороны Миллионной улицы здание Нового Эрмитажа. Сегодня все эти шедевры мировой архитектуры вместе с Зимним дворцом входят в состав всемирно известного музея - Государственный Эрмитаж. Эрмитаж является одним из крупнейших музеев мира, здесь хранится около 3 млн. памятников культуры и искусства с глубокой древности до наших дней. Среди сокровищ Эрмитажа работы Леонардо да Винчи, Рафаэля, Микеланджело, Тициана, Рембрандта, Рубенса, Матисса, Пикассо и многих других. 

525 м
4