Площадь Искусств

Площадь искусств – одна из самых красивых площадей в городе, здесь сосредоточено большое количество архитектурных шедевров, здесь стоит побывать любителям истории, искусства и всем неравнодушным к прекрасному

Ансамбль этой площади создал знаменитый зодчий К. Росси при возведении Михайловского дворца. По его проекту были переделаны фасады выходящих на площадь зданий. Новая площадь в центре российской столицы получила название Михайловской.

На площади находится Государственный музей этнографии народов России. Здание было возведено по проекту архитектора В. Ф. Свиньина в 1900-1911 годах. По проекту К. И. Росси было возведено здание, где сейчас размещается Академический Малый театр оперы и балета, и здание, в котором находится мемориальный Музей-квартира художника И. И. Бродского. Примечателен и дом № 13 по Итальянской улице, который также обращен к площади. В 1929 году там разместился Мюзик-холл, позже превратившийся в Театр музыкальной комедии. История этого театра во многом связана с замечательным композитором и всенародно любимым артистом И. О. Дунаевским.

Многое на площади Искусств напоминает о русской культуре 20 столетия. В 1912 году в доме № 5 состоялось знаменательное открытие кабаре "Бродячая собака". Известные поэты, художники, артисты и музыканты собирались здесь на концерты, спектакли, поэтические чтения. В этом кафе часто бывали А. А. Ахматова, Н. Гумилев, В. Э. Мейерхольд, О. Мандельштам, читали стихи В. Хлебников, В. В. Маяковский, С. Л. Есенин.

В 1940 году площади дали современное название. Оно связано с тем, что на ней располагаются различные учреждения культуры: Художественный музей, Театр оперы и балета, Театр музыкальной комедии, Большой зал филармонии.

  • музеи 1,
  • кафе 1,
  • памятники 1,
  • театры 3,
  • дворцы 1
1 км, 436 м
Памятник Пушкину

Памятник Пушкину

Санкт-Петербург, площадь Искусств

Открытие памятника было приурочено к празднованию 250-летия Ленинграда

Памятник отлит из бронзы на ленинградском заводе «Монументскульптура». Высота свыше 4 м, вместе с пьедесталом 7 м 90 см. Пьедестал вырублен из красноватого гранита, добытого в Кар-Лахти под Ленинградом, основание — из кованого гранита. На лицевой стороне пьедестала высечена золотом надпись: «Александру Сергеевичу Пушкину».

После войны в 1947 году был объявлен новый Всесоюзный конкурс на лучший проект памятника Александру Сергеевичу Пушкину в Ленинграде. Первые три тура не выявили победителя. Скульптор Л. Д. Муравин и арх. И. Каракис получили вторую премию. В 1949 году на IV открытый тур конкурса свой эскиз представил молодой тридцатидвухлетний скульптор Михаил Аникушин, недавний выпускник Академии художеств. В результате его эскиз был утвержден комиссией. Торжественная закладка памятника состоялась в 1949 году, в 150-ю годовщину со дня рождения поэта.

1
Подвал бродячей собаки

Подвал бродячей собаки

Санкт-Петербург, Итальянская улица, 4

История литературного кафе берет свое начало с 1911 года

Литературно-артистическое кабаре«Бродячая собака»— один из центров культурной жизни Серебряного века. Артистическое кафе или арт-подвал «Бродячая собака» действовало с 31 декабря 1911-го по 3 марта 1915 года. В названии обыгран образ художника как бесприютного пса.

Кабаре было открыто антрепренёром Борисом Прониным в подвале дома Жакоба и закрыто вскоре после антивоенного выступления В. Маяковского. Стены кафе были расписаны художником Судейкиным.

Здесь устраивались театральные представления, лекции, поэтические и музыкальные вечера, пьесы. Славу арт-подвала составили его посетители: Анна Ахматова, Осип Мандельштам, Николай Гумилёв, Игорь Северянин, Надежда Тэффи, Владимир Маяковский, Велимир Хлебников, Всеволод Мейерхольд, Михаил Кузмин,Артур Лурье, Константин Бальмонт, Тамара Карсавина, Алексей Толстой, Аркадий Аверченко, Сергей Судейкин, Николай Сапунов, Николай Кульбин, Николай Евреинов, Рюрик Ивнев, Паллада Богданова-Бельская, Дмитрий Тёмкин, Алексей Лозина-Лозинский и другие.

209 м
2
 Михайловский театр

Михайловский театр

Санкт-Петербург, площадь Искусств, 1

Классические традиции сочетаются здесь со смелыми творческими поисками и новаторскими экспериментами

Михайловский театр – знаменитый музыкальный театр, жемчужина Санкт-Петербурга.  Открылся в 1833 году по указу императора Николая I. Своим названием театр обязан великому князю Михаилу, младшему сыну Павла I: Михайловский дворец, расположенный на площади Искусств, служил великому князю резиденцией, а театр стал камерной сценой, принимавшей высокопоставленных гостей из числа императорской семьи и приближённых. Здание театра возведено по проекту А. П. Брюллова при участии А. М. Горностаева. 

После 1917 г. театр становится некой «лабораторией по созданию советской оперы». На его сцене впервые были поставлены оперы «Нос» и «Леди Макбет Мценского уезда» Дмитрия Шостаковича, и новаторская «Пиковая дама» Всеволода Мейерхольда. После войны театр продолжил сотрудничество с современными композиторами, впервые в мире поставив «Войну и мир» Сергея Прокофьева. 

 

133 м
3
Михайловский Дворец

Михайловский Дворец

Санкт-Петербург, Инженерная ул, 4

Основные коллекции Русского музея разместились в стенах Михайловского дворца. Он был построен для одного из сыновей императора Павла I, великого князя Михаила Павловича, по проекту архитектора К.Росси. Дворец был сразу признан архитектурным шедевром не только в России, но и во всей Европе. Здесь проводились торжественные приемы, которые посещали Жуковский и Вяземский,  Пушкин и В.Одоевский. Большой известностью пользовался музыкальный салон, куда она приглашала из Европы лучших певиц, музыкантов-исполнителей, композиторов. Здесь блистали такие знаменитости как Лист, Берлиоз, Шуман, Вагнер и многие другие.

В конце 19 в., дворец, частично перестроенный за три года под музей, принял коллекции Зимнего, Гатчинского и Александровского дворцов, Эрмитажа и Академии художеств, а также коллекции частных собирателей, переданные  музею в дар. В настоящее время коллекция Русского музея насчитывает более 400 000 экспонатов и охватывает все исторические периоды и тенденции тысячелетнего развития русского искусства (более чем за 1000 лет: XI – XXI век), все его основные виды и жанры, направления и школы. Здесь находятся работы В.Боровиковского, О.Кипренского,  И.Вишнякова, И.Айвазовского, К.Брюллова, И.Репина, И.Шишкина, В.Сурикова, Л.Бакста, К.Коровина, И.Машкова, П.Кончаловского,  В. Кандинского, К. Малевича, П. Филонова и других живописцев.

Кроме того, в музее можно увидеть произведения декоративно–прикладного и народного искусства, в том числе изделия народных промыслов, вышивку, ткани, фрагменты русских изб, женские костюмы разных сословий и губерний.

Начало его истории связано с рождением великого князя Михаила. Тогда, в 1798 году, император Павел I повелел откладывать ежегодно несколько сотен тысяч рублей на постройку в будущем для своего младшего сына дворца, который роскошью и комфортом соответствовал бы величию и вкусам императорской фамилии.

Автором проекта и строителем дворца был архитектор Карл Иванович Росси (1775-1849) — гениальный зодчий, создатель крупнейших архитектурных ансамблей в стиле ампир, завершивших застройку центральной части Петербурга во втором — третьем десятилетии XIX века. Именно они задают архитектурный масштаб и ритмы, соразмерные и созвучные широкому равнинному пространству, «Невы державному теченью», протяженным грядам невысоких облаков над северной столицей.

Подлинной жемчужиной среди творений великого Росси является градостроительный комплекс, центром которого стал Михайловский дворец. Архитектору удалось достичь здесь высшей степени гармоничности сочетания дворцового здания с ландшафтным и архитектурным окружением. Коренная перепланировка обширной территории, до того лишь частично застроенной деревянными оранжереями Третьего Летнего сада, примыкавшего к Михайловскому замку Павла I, позволила К.Росси связать Михайловской улицей площадь перед зданием Михайловского дворца с центральной магистралью города — Невским проспектом. Тем самым открылся удивительно эффектный вид на главный дворцовый фасад со стройным и изящным восьмиколонным портиком коринфского ордера.

Ничуть не менее красив, хотя, может быть, и менее известен противоположный фасад, выходящий в Михайловский сад. Замечательным образом сочетается в нем парадная торжественность дворца и камерность парковой постройки, гармоничная соразмерность всех частей и великолепная, чуть тяжеловатая монументальность, заставляющая вспомнить, может быть, о влиянии воспитателя и учителя К. Росси — архитектора В. Бренна, строившего для Павла I Михайловский замок.

Внешний вид главного здания и западного флигеля дворца сохранился до наших дней практически без изменений. Из интерьеров в настоящее время лишь два могут дать полное представление о таланте архитектора и его первоначальном замысле, о былом великолепии великокняжеских покоев — это главный вестибюль и Белый зал. Оба они — подлинные шедевры искусства классического интерьера.

Великолепен главный вестибюль с широкой парадной лестницей, разветвляющейся на два марша, которые ведут на галерею второго этажа, украшенную 18 грандиозными колоннами коринфского ордера.

180 м
4
Российский этнографический музей

Российский этнографический музей

Санкт-Петербург, Инженерная улица, 4/1

Обширная коллекция музея включает в себя тысячи произведений ручного труда

Российский Этнографический музей расположен в здании, построенном в стиле русского неоклассицизма в начале века. Это одно из немногих сооружений в Санкт-Петербурге, специально возведенное для музея. Строительство началось в 1903 г. и длилось вплоть до 1916 г. по проекту В.Ф.Свиньина. Систематическое формирование музейного фонда ведет отсчет с 1902 г., экспозиции были открыты для посетителей в 1923 г. Сегодня обширная коллекция музея включает в себя тысячи произведений ручного труда, таких как ювелирные украшения, костюмы, оружие и орудия труда, использовавшиеся различными народностями России и Центральной Азии.

Архитектурной доминантой здания музея является Мраморный зал. Мраморный зал был задуман как памятный, в честь императора Александра III. Зал выстроен в традициях греко-римского перистиля (внутреннего двора, окруженного крытой коллонадой), с плафоном, набранным хрустальными плитами на которых изображены двуглавый орел и дубовые листья. Для отделки зала был использован только отечественный розовый мрамор из Олонецкой губернии.

169 м
5
Театр музыкальной комедии

Театр музыкальной комедии

Санкт-Петербург, Итальянская улица, 13

Единственный театр, проработавший в осажденном Ленинграде все 900 дней блокады

Вся история театра Музыкальной комедии неразрывно связана с Петербургом. Да и расположен он в одном из самых красивых и старых мест города, созданных гением Карло Росси. Неподалеку от Невского проспекта находится площадь Искусств, а к ней примыкают Гранд-отель «Европа», музей художника И. Бродского, Артистическое кафе «Бродячая собака», Театр оперы и балета им. М.П. Мусоргского, Русский музей, музей Этнографии, театр Музыкальной комедии и, наконец, Филармония им. Д. Шостаковича.

День рождения театра - 17 сентября 1929 года, когда впервые два объединенных опереточных коллектива – Ленинградской и Харьковской Музкомедии показали на его сцене одну из первых советских оперетт. Это была «Холопка» Н. Стрельникова. В то время театр работал в Александровском саду в здании государственного Народного дома. В особняк на Итальянской коллектив переехал в 1938 году, сменив «Мюзик-Холл», который как это ни забавно, отправился в Александровский сад и работает в бывшем здании Народного дома.

В годы Великой Отечественной войны театр и его коллектив проявили невиданные героизм и мужество, работая все 900 дней Ленинградской блокады в осажденном городе. Легкий и жизнерадостный жанр оперетты дарил жителям города и фронтовикам минуты отдыха и забвения и веру в грядущую победу.

Совсем недавно театр вернулся в свое здание после капитального ремонта. У коллектива большие и разнообразные планы, а также желание сохранить любовь и интерес петербургского зрителя.

 

333 м
6
Санкт-Петербургская Филармония (Большой Зал)

Санкт-Петербургская Филармония (Большой Зал)

Санкт-Петербург, Михайловская ул., 2

Санкт-Петербургская академическая филармония им. Д.Д. Шостаковича одна из старейших филармоний России. Ей уже более 200 лет. 

Большой зал - зал, где ныне располагается Филармония, был построен в 1839 году архитектором П.Жако (фасад спроектировал К.Росси) для Дворянского собрания Петербурга.

Первоклассный по акустике зал, вмещающий более 1500 человек, с конца 1840-х годов стал центром музыкальной жизни Петербурга. Здесь выступали известные музыканты ХIX века: Ф.Лист, Г.Берлиоз, Р.Вагнер, Г.Малер, А. Рубинштейн, К.Шуман, П.Виардо, П.Сарасате и многие другие. Здесь же впервые прозвучали многие сочинения классиков русской музыки Бородина, Мусоргского, Чайковского, Римского-Корсакова, Глазунова...

Сейчас Большой зал Петербургской филармонии - один из лучших концертных залов Европы. Выступать в нем считается почетным и престижным. Многое изменилось в концертной жизни зала, иные имена украшают его афиши, но, как и прежде, он является, по словам знаменитого литературоведа и артиста Ираклия Андроникова, "одним из лучших мест на земле."

Общая вместимость зала - 1500 человек.

98 м
7