“School of Football” Bus Route

This bus route is dedicated to the modern training system for the Russian football players, which is focused on nurturing the football elite from the training ball up to the trophies of Super Cup and other championships. Suitable for adults and children (accompanied by adults).

  • parks 1 ,
  • squares 1
21 km, 621 m
Palace Square

Palace Square

St. Petersburg, Dvortsovaya ploshchad

Palace Square is the main square of St. Petersburg

Palace Square in St. Petersburg is a place beloved both by guests and residents of the city; it is the heart of the Northern capital. Palace Square is one of the most magnificent architectural ensembles in the world. The best Russian architects worked on its creation. The square got its name from the Winter Palace, designed by architect F.B. Rastrelli in the mid-18th century.

In 1819, by order of the emperor, architect K.I.Rossi developed a project of a uniform architectural ensemble glorifying the victory of Russian arms in the war of 1812. The idea of ​​the architect was to integrate the existing original interiors with the new buildings.

A semicircular facade of the General Staff building frames the southern border of the square. Its length of 580 m makes it the longest building facade in the world. In the middle of the building, there is a grandiose Arch with images of the flying geniuses of Glory, as well as the Chariot of Glory decorated with the sculptural composition of warrior figures and the winged Victory goddess Nike’s chariot (sculptors N. Pimenov and V. Demut-Malinovsky). The height of the sculptural group is 10 meters, the height of the arch is 28 meters, and its width is 17 meters.

In 1834, according to the project of architect Auguste Montferrand, the Alexander Column was opened in memory of the victory of Russian troops over Napoleon's army. It was named in honour of Emperor Alexander I. The column weighs 600 tons and is 47.5 meters high. It is topped with the figure of an angel trampling a snake by a cross, symbolizing the victory of good over evil. The angel’s head is inclined to the ground so that its face is visible from below (architect B. Orlovsky). The bas-reliefs on the pedestal of the column glorify the victories of Russian arms (sculptors I. Liptse, P. Svintsov). The connecting link of all the buildings was the construction of the Headquarters of the Guards Corps building (architect A.P. Bryullov), completed in 1843. The facade of the building is decorated with a portico of twenty ionic columns. The most beautiful building on Palace Square is the Winter Palace.

This majestic building occupies 9 hectares of land and has about one and a half thousand rooms. Back at the time, it was the tallest building in St. Petersburg. It was not allowed to build houses taller than the Winter Palace in the central part of the city.

1

Fans of the local football team argue that "you can’t live in St. Petersburg and be free from Zenit". Zenit has long been perceived as yet another recognizable symbol of the city, along with the Admiralty sailboat and drawbridges. This expresses the specific nature of football in St. Petersburg - it is a city of one team, despite the fact that there are still two other local teams – “Dinamo” and “Zvezda”.

Guests of the Northern capital often want to buy some items with the symbols of the club as a souvenir (mugs being the most common souvenir). Such products are sold in many places, from underpasses to bookstores. But if you want to find something more interesting and of a higher quality - a branded soccer ball, football wear or scarf, then you should shop at the official store of the Zenit Football Club on Nevsky avenue. There are salesrooms with sportswear, items of professional football uniforms, there are shop windows with expensive premium souvenirs (you can still find magnets, keyrings and postcards by the cash register) and jewellery with team symbols. There are women's and children's clothes sections, as well as fan merchandise. The store also keeps copies of all the cups won by the team.

348 m
2

The Zenit Academy for Children and Youth was founded in the summer of 1968 - this decision was made by the sports committee executives after the main team of Leningrad failed the season of 1967. The school called "Smena" was founded by Dmitry Nikolayevich Besov, who became its first principal.

The early years were difficult for the school. The coaching at the school was done by the recent players who had no experience in teaching. The newly formed Smena did not have a sports base - no playing field, no showers, no viewing rooms. The school existed in such conditions (moving from one school field to another, only occasionally using the reserve fields of the largest Leningrad stadiums) for almost seven years. According to the coaches of that time, it was the vigorous coaching team, who dreamed of nurturing the best football players of the country and the world in Leningrad, that helped the school to survive.

In 1975, Smena got its own base. Even some of the best teams of the Soviet Union did not have such a large sports complex with its own stadium at their disposal. Gradually updating the coaching staff, Smena brought up some really great players for both Zenit and the country's national team. This is proved by each of the trophies won by the youth teams, which are now stored in the Academy.

In 2007, the complete reconstruction of the Smena Sports School began: a new arena was built, then the construction of an English-style stadium for a thousand spectators began, and afterwards the reconstruction of old buildings took place. In 2009, the school was officially included in the structure of FC Zenit, becoming the basis for the Academy.

Today, the Zenit Academy has a large football field and state-of-the-art equipment for the education and training of young athletes. But its main feature is a wonderful team of professionals devoted to football, their hometown and the club.

10 km, 221 m
3
Udelny park

Udelny park

St. Petersburg, Fermerskoe shosse, 21

Udelny Park is one of the largest parks in St. Petersburg, located in the northern part of the city.

The park is located on two terraces, separated by a ledge 5-6 meters high, which used to be the shore of an ancient sea. The ledge is cut by ravines along which the streams flow; under the ledge, there are vast meadows. The park is a popular leisure area. The upper, drier part of the park is especially suitable for hiking and sports. In winter, the terrace passing through the park is used for skiing and sleighing. In the park, there is a small section of forest near the central aisle, fenced with an iron gate. The nearby area is abundantly lined with bird feeders. Here you can hand-feed birds and squirrels.

An amusement park is open on the eastern grounds in summer. In 1999, Udelny Park was assigned to the identified cultural heritage sites as an object of landscape architecture, and in 2013 it was recognized as an object of the cultural heritage of regional significance. The training base of FC Zenit is located in Udelny Park.

7 km, 531 m
4

Zenit’s training ground was open in 1963, and ownership of the training ground was transferred to the club in 1994. The ground was almost completely reconstructed in 2002.

Nowadays, the training ground contains five training pitches with underground heating, irrigation and artificial lighting, a sports building with locker rooms and a gym, a medical rehabilitation centre, a press centre, the main building with administrative facilities and its own food complex.

Zenit’s first team holds up to 200 training sessions a year at the training ground in Udelny Park. Regardless of the weather, 4 pitches with natural lawns are always available for athletes.

The youth team and Zenit-2 are also based in Udelny Park. At their disposal is a football field with the high-quality artificial lawn that matches the level of "FIFA 2 stars", as well as a complex of locker rooms and utility spaces.

Since 2008, reconstruction and development of new buildings of the training centre have been carried out at the sports base. The development strategy involves the implementation of the following projects:

- reconstruction of the utility unit for the installation of a boiler room with administerial premises;

- reconstruction of the checkpoint with the front office of the training centre and the press zone;

- construction of a centre for restorative medicine, rehabilitation and diagnostics, including the “Footbonaut” simulator;

- reconstruction of the main building.

At the base in the Udelny Park, Zenit team regularly holds training sessions open to the press.

429 m
5

Useful information

The route starts from the fan zone on Palace Square and passes through the famous places of St. Petersburg related to the history of modern football education aimed at nurturing young athletes into future champions. The tour gives you a unique opportunity to see the sports facilities of the citizens’ most beloved football club Zenit.

Автобусный маршрут «Школа футбола»

Автобусный маршрут посвящен современной системе подготовки российских футболистов. Воспитание футбольной элиты от детского мяча до золота суперкубков и чемпионатов. Для взрослых и детей (в сопровождении взрослых).

  • парки 1 ,
  • площади 1
21 км, 621 м
Дворцовая площадь

Дворцовая площадь

Санкт-Петербург, Дворцовая площадь

Дворцовая площадь - главная площадь Санкт-Петербурга

Дворцовая площадь в Санкт-Петербурге – место, любимое гостями и жителями города, сердце Северной столицы. Это один из самых красивых архитектурных ансамблей мира. Над его созданием трудились лучшие русские зодчие. Свое имя она получила по названию Зимнего Дворца, построенного по проекту архитектора Ф.Б. Растрелли в середине 18 века.

В 1819 году по заданию императора архитектор К.И.Росси разработал проект единого архитектурного ансамбля, прославляющего победу русского оружия в войне 1812 года. Замысел архитектора состоял в том, чтобы объединить существующие оригинальные интерьеры и новые постройки в единое целое.

По южной границе площади был построен полукруглый протяженный фасад здания Главного штаба, длина которого 580 м (самый длинный фасад здания в мире). Посередине здания – грандиозная Арка с изображениями летящих гениев Славы, и украшенная скульптурной композицией Колесница Славы с фигурами воинов и колесницей крылатой богини Победы – Ники. (скульпторы Н.Пименов и В. Демут-Малиновский). Высота скульптурной группы составляет 10 метров, высота арки – 28 метров, ширина – 17 метров.

В 1834 году по проекту архитектора Огюста Монферрана в память о победе русских войск над армией Наполеона была открыта Александровская колонна. Названа в честь императора Александра I. Колонна весом 600 тонн, высотой 47,5 м увенчана фигурой ангела с крестом, попирающего крестом змею – символ победы добра над злом. Голова ангела склонена к земле, так, что снизу видно его лицо (архитектор Б. Орловский). Барельефы на постаменте колонны прославляют победы русского оружия (скульпторы И. Липце, П. Свинцов). Связующим звеном всех построек стало  завершение в 1843 году строительство с восточной стороны здания Штаба гвардейского корпуса (архитектор А.П. Брюллов). Фасад здания украшает портик из двадцати ионических колонн. Самое красивое здание Дворцовой площади - Зимний Дворец.

Это грандиозное здание занимает 9 гектаров земли, имеет около полутора тысяч помещений. В те времена это было самое высокое здание в Петербурге. И выше его в центральной части города не разрешалось строить дома.

1
Магазин ФК «Зенит»

Магазин ФК «Зенит»

Санкт-Петербург, Невский пр. 20

Болельщики петербургской команды утверждают, что «жить в Петербурге, и быть свободным от «Зенита» нельзя». «Зенит» давно воспринимается как ещё один  узнаваемый символ города наряду с адмиралтейским корабликом и разводными мостами. В этом выражена футбольная специфика Петербурга – это город одной команды, несмотря на то, что есть ещё местное «Динамо» и «Звезда»

Гости Северной столицы в качестве сувенира часто хотят приобрести что-то из клубной символики (чаще всего это бывают кружки). Такие товары продаются в самых разных местах, от  подземных переходов до книжных супермаркетов. Но если есть желание увезти на память из Петербурга нечто более качественное и интересное – футбольный мяч чемпионата, форму или шарф, и всё, конечно,  «фирменное», то за этим отправляются в официальный магазин Футбольного клуба «Зенит» на Невском проспекте. Здесь расположены залы со спортивной одеждой, предметами профессионального футбольного обмундирования, есть витрины с дорогими солидными сувенирами (у кассы всё равно имеются обычные магниты, брелоки, открытки) и ювелирными изделиями с символикой команды. Есть и женская, и детская одежда, можно купить атрибутику болельщиков. Также в магазине выставлены копии всех завоёванных командой кубков.

348 м
2
Академия ФК «Зенит»

Академия ФК «Зенит»

Санкт-Петербург, ул. Верности, 21

Детско-юношеская Академия «Зенита» была основана летом 1968 года - такое решение руководители городского спорта приняли после неудачного для главной команды Ленинграда сезона 1967 года. Школа, названная «Сменой», была организована Дмитрием Николаевичем Бесовым, который стал её первым директором.

Трудностей в первые годы было много. Тренерами в школе стали недавние игроки, не имевшие опыта подобной работы. Спортивной базы - собственного поля, душевых, просмотровых залов - у новообразованной «Смены» не было. В таких условиях, перебираясь с одного школьного поля на другое, лишь изредка приезжая на запасные поля крупнейших ленинградских стадионов, школа просуществовала почти семь лет. Как рассказывают тренеры тех лет, помог выжить школе именно дружный тренерский коллектив, мечтавший выращивать в Ленинграде лучших футболистов страны и мира.

В 1975 году у «Смены» появилась своя база. Большой спортивный комплекс с собственным стадионом — подобных условий не было даже у некоторых лучших команд Советского Союза. Постепенно обновляя тренерский состав, «Смена» воспитывала по-настоящему классных игроков как для «Зенита», так и для национальной сборной страны. Об этом свидетельствует каждый из завоеванных юношескими командами трофеев, хранящихся в Академии.

В 2007 году началась полная реконструкция СДЮШОР «Смена»: появился новый манеж, затем началось строительство стадиона в английском стиле на тысячу зрителей, а потом - реконструкция старых корпусов.  С 2009 года школа официально вошла в структуру ФК «Зенит», став основой для Академии.

Сегодня Академия «Зенита» располагает большим футбольным полем и ультрасовременным оборудованием для обучения и тренировки юных спортсменов. Но главное – замечательный коллектив профессионалов, преданных футболу, родному городу и клубу.

10 км, 221 м
3
Удельный парк

Удельный парк

Санкт-Петербург, Фермское шоссе, 21

Удельный парк – один из самых крупных парков Петербурга, расположенный на севере города

Парк расположен на двух террасах, разделённых уступом высотой 5-6 метров, представляющем собой берег древнего моря. Уступ прорезают овраги, по которым текут ручьи, под уступом находятся обширные поляны. Парк является посещаемым местом отдыха. Особенно удобна для пеших прогулок и занятий спортом верхняя, более сухая часть парка. Зимой проходящая по парку терраса используется для катания с гор на лыжах исанках. В парке находится так называемый «бельчатник» – небольшой участок леса неподалёку от центральной аллеи, огороженный железной решёткой. Близлежащая территория обильно увешена птичьими кормушками. Здесь можно покормить «с руки» птиц и белок.

В восточной части парка летом работают аттракционы. В 1999 году Удельный парк отнесён к выявленным памятникам культурного наследия как объект ландшафтной архитектуры, а в 2013 году был признан объектом культурного наследия регионального значения. В Удельном парке находится тренировочная база ФК «Зенит».

7 км, 531 м
4
«Газпром» - тренировочный центр «Зенит» (Удельный парк)

«Газпром» - тренировочный центр «Зенит» (Удельный парк)

Санкт-Петербург, ул. Аккуратова, 7б

Тренировочный центр был открыт в 1963 году, в 1994-м перешел во владение «Зенита», а в 2002-м впервые реконструирован.

Сегодня «Газпром»-тренировочный центр располагает пятью футбольными полями с подогревом, поливом и искусственным освещением, спортивным корпусом с раздевалками и тренажёрным залом, медико-реабилитационным центром, пресс-центром, главным корпусом с административными помещениями и собственным комбинатом питания.

Основной состав сине-бело-голубых проводит в Удельном парке до 200 тренировочных занятий в год. Вне зависимости от погоды для работы всегда доступны 4 поля с натуральным газоном.

Молодежный состав и «Зенит-2» также базируются в Удельном парке. В их распоряжении находится футбольное поле с высококачественным искусственным спортивным газоном последнего поколения, соответствующем уровню «FIFA 2 звезды», а также комплекс раздевалок и вспомогательных помещений.

С 2008 года на базе ведутся работы по реконструкции, а также возведению новых зданий и сооружений тренировочного центра. Стратегия до 2020-го года предполагает реализацию следующих проектов:

— реконструкция хозяйственного блока под устройство котельной с административно-хозяйственными помещениями;
— реконструкция контрольно-пропускного пункта с размещением в нем фронт-офиса тренировочного центра и пресс-зоны;
— возведение центра восстановительной медицины, реабилитации и диагностики, в том числе — тренажера «Footbonaut»;
— реконструкция главного корпуса.

На базе в Удельном парке регулярно проводятся открытые тренировки, доступ на которые имеют представители средств массовой информации.

429 м
5

полезная информация

Маршрут начинается от фан-зоны на Дворцовой площади и проходит по известным местам Петербурга, связанным с историей становления современного футбольного образования и воспитания из юных спортсменов будущих чемпионов. В ходе экскурсии есть уникальная возможность увидеть спортивные базы самого любимого горожанами футбольного клуба – «Зенит».