Французский Петербург

Маршрут посвящен жизни и творчеству талантливого архитектора Огюста Монферрана. Увлекательная пешая экскурсия по историческому центру города.

Настоящая фамилия его была Рикар. Родился в 1786 году, в Шайо, учился в Париже под руководством Ш. Персье, П. Фонтена и Антуана Коммарье, участвовал в постройке церкви Марии Магдалины.

Апрель 1814 года коренным образом изменил его судьбу. Монферрану удалось привлечь к себе внимание Александра I, преподнеся ему «Альбом разных архитекторских проектов, посвященных Его Величеству Императору Всероссийскому Александру I», выполненный собственноручно.

Показав себя не только как прекрасного рисовальщика, эксперта и любителя классического искусства, но и как технически подкованного специалиста, Монферран добился своего — он получил официальное, но при этом любезное приглашение приехать в Санкт-Петербург. В 1816 году он приехал в Северную столицу.

В декабре 1816 года Август был назначен придворным архитектором, и весь следующий год он усиленно работал над Исаакиевским собором, стараясь учесть пожелания императора о сохранении большей части здания.

Во время строительства собора, Монферран проявил себя и как архитектор других зданий и построек. Так с 1817 по 1820 годы проводилась стройка дома Лобанова-Ростовского, который через 30 лет стал зданием военного министерства.
В 1823 году принимал участие к постройке увеселительного сада в Екатерингофе.

В Санкт-Петербурге архитектор трудился и жил на протяжении 40 лет. Скончался Огюст Монферран в 1858 году в Санкт-Петербурге. Примечательно, что зодчий высказывал пожелания о своем захоронении в одном из сводов Исаакиевского собора, строительство которого было завершено всего за месяц до кончины архитектора. Однако император Александр II не дал на это разрешения, поскольку Монферран являлся католиком.

 

  • религиозные места 1 ,
  • памятники 2
1 км, 682 м
Александровская колонна

Александровская колонна

Санкт-Петербург, Дворцовая площадь

В 1829 году Монферран победил в конкурсе на строительство Александровской колонны (1829 -1832), не с первого раза, но победил. В источниках сообщается, что Монферран представил императору рисунки в красиво оформленном альбоме. Александровская колонна (Александрийский столп) возведена 30 августа 1834 года в центре Дворцовой площади архитектором Огюстом Монферраном по заказу Императора Николая I в память о победе его старшего брата (Императора Александра I) над Наполеоном. Колонна должна была соперничать с Вандомской Колонной, установленной в Париже в честь побед Наполеона (снесена в 1871 году). Гранитный монумент весит более 600 тонн. На постаменте колонна удерживается силой собственной тяжести, без всяких креплений. Венчает колонну скульптура работы Б.Орловского - позолоченный ангел с чертами лица Императора Александра I. С ангелом, венчающим вершину колоны, связана легенда, якобы, если присмотреться, то фигура ангела больше напоминает женщину, чем мужчину. В левой руке ангел держит крест, а правую – воздевает к небу. Высота колонны вместе со статуей составляет 47.5 м. Она является самым высоким монолитом в мире. В своем стихотворении «Памятник» поэт А.С. Пушкин ставит своё творчество выше монумента «Вознесся выше он главою непокорной Александрийского столпа...».
 

1
Дом Лобанова-Ростовского

Дом Лобанова-Ростовского

Санкт-Петербург, Адмиралтейский проспект 12

Первым большим законченным проектом Монферрана в Санкт-Петербурге стало строительство дома Лобанова-Ростовского (1817—1820). Это внушительное строение расположено по одну из сторон Исаакиевской площади. Памятник архитектуры, бывшая дворянская резиденция, возведённая в 1817—1820 годах для князя Александра Яковлевича Лобанова-Ростовского в стиле «Высокий классицизм». Князь Александр Яковлевич Лобанов-Ростовский был так впечатлён работой французского архитектора, что решился на строительство собственного дома на соседнем участке. И проект своей будущей резиденции он заказал у того же архитектора.

Расположен дом Лобанова-Ростовского в Санкт-Петербурге по адресу Адмиралтейский проспект, 12, Вознесенский проспект, д. 1 или Исаакиевская площадь, д. 2. Скульптуры на фасаде (в том числе легендарные львы у парадного входа) выполнены Паоло Трискорни. Дом был построен всего за три года и вошел в петербургский фольклор. Именно со львов, украшающих подъезд дома Лобанова-Ростовского, были срисованы иллюстрации к пушкинскому «Медному всаднику».

Со львами связывают следующую легенду:

«Один лев сейчас держит лапу на шаре, а другой как бы уже роняет лапу. Говорят, что дрессированные львы охраняли сон иранского шаха, а поскольку кошачьи любят поспать, льву надлежало держать лапу на шаре, если животное начинало дремать, и лапа с шара падала, дрессировщик его тяжко наказывал».

336 м
2
Исаакиевский собор

Исаакиевский собор

Санкт-Петербург, Исаакиевская площадь, 4

Исаакиевский собор — выдающийся образец позднего классицизма, в котором уже проявляются новые направления (неоренессанс, византийский стиль, эклектика), а также уникальное архитектурное сооружение и высотная доминанта центральной части города.

Своим появлением Исаакиевский собор обязан Петру I. Пётр родился 30 мая, в день Исаакия Далматского, византийского монаха, некогда причисленного к лику святых. Храм в честь этого святого было решено строить при Адмиралтействе. Для новой церкви было решено переоборудовать бывшую адмиралтейскую чертёжную. Летом 1707 года к югу от верфи появилось небольшое деревянное здание крытое тёсом с десятью слюдяными окошками. Именно здесь 19 февраля 1712 года Пётр I венчался со своей женой Екатериной.

Высота собора 101,5 м, длина и ширина — около 100 метров. Наружный диаметр купола — 25,8 м. Здание украшает 112 монолитных гранитных колонн разных размеров. Стены облицованы светло-серым рускеальским мрамором. При установке колонн были использованы деревянные конструкции инженера А. Бетанкура. На фризе одного из портиков можно разглядеть скульптурное изображение самого архитектора Монферрана.

Огюст Монферран одержал победу в конкурсе по перестройке собора преподобного Исаакия Долматского — самого большого кафедрального храма в Петербурге. Хотя ни в одном из двух конкурсов он не учувствовал — просто проекты других архитекторов не выполняли главного требования императора – сохранить значительную часть текущей версии сооружения. Он представил на суд Александра I свой альбом, где было 24 варианта будущего собора. Российский император сделал выбор в пользу проекта с одним большим и четырьмя меньшими куполами. Это был уже четвертый вариант Исаакиевского собора. Зодчий, по сути, создал его заново в стиле позднего классицизма.

237 м
3
Памятник Николаю I

Памятник Николаю I

Санкт-Петербург, Исаакиевская площадь

Только проект памятника принадлежит Огюсту Монферрану, а вся композиция была результатом творчества нескольких мастеров: сама конная скульптура была создана Петром Карловичем Клодтом, который, как известно, «делал лошадей лучше, чем сами жеребцы»; пьедестал выполнен архитекторами Н. Ефимовым и А. Пуаро, скульпторами Р. Залеманом и Н. Рамазановым.  Уникальность памятника Николаю I состоит в том, что тяжёлый всадник имеет всего две точки опоры (задние копыта коня). Устойчивость монументу придают пуды дроби, засыпанные в круп коня, а так же металлические столбы под копытами задних ног коня, идущие сквозь пьедестал до его основания. Николай I изображён в парадном мундире, на его голове – каска с орлом. Пьедестал монумента украшают аллегорические фигуры Веры, Мудрости, Правосудия, Силы. Лица фигур имеют сходство с чертами жены и дочерей императора. Высота конной статуи 6 м, общая высота памятника 16,3 м. Открыт 25 июня 1859 г.

Горельефы на пьедестале изображают важнейшие события времени царствования Николая I: восстание декабристов (1825), усмирение холерного бунта на Сенной площади (1831), награждение Сперанского по поводу составления первого свода законов (1832) и открытие Веребьинского моста на железной дороге Санкт-Петербург - Москва (1851).

Памятник Николаю I установлен на одной оси со знаменитым Медным всадником, обращён в ту же сторону – их разделяет только Исаакиевский собор. В петербургском фольклоре по этому поводу возникли соответствующие поговорки, например: «Дурак умного догоняет, да Исаакий мешает».

172 м
4
Дом О. Монферрана (Я. В. Ратькова-Рожнова)

Дом О. Монферрана (Я. В. Ратькова-Рожнова)

Санкт-Петербург, набережная реки Мойки, 86—88, лит. А

5 февраля 1836 г. Монферран купил  дом на Мойке, д. 86 на деньги, вырученные за постройку Александровской колонны. В доме было три зала и 15 комнат с плафонами, резной мебелью и каминами. На одном из каминов имелась надпись: «Хоть дом невелик, друзьям его двери открыты днем и ночью».

К капитально переделанному дворовому корпусу, где разместились «музейные» покои, столовая и кабинет, Монферран в 1830-х гг. пристроил двухэтажные поперечный флигель в два этажа с круглой «готической» башней. Флигель отделил первый (парадный) двор от небольшого пейзажного садика. Внутреннюю отделку дома выполнил в 1845-1846 гг. архитектор В. А. Шрейбер. На втором этаже флигеля устроили «часовню», куда вела винтовая лестница. Часовню украшали витражи и деревянное Распятие «португальской работы, на котором раны Спасителя обозначены маленькими рубинами», стоявшее на камине, а не на алтарном столике. На аттике  флигеля  находился «герб» Монферрана – золотая Александрийская колонна на голубом фоне.

Дом является объектом культурного наследия, включённым в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

342 м
5

полезная информация

Данный маршрут позволит ознакомиться с жизнью и творчеством выдающегося архитектора.

Маршрут является пешим. Его протяженность составляет около 2 километров.