Огонь Балтийской эскадры. Январь 44-го

Новый водный экскурсионный маршрут по местам, связанным с героической обороной Ленинграда в годы Великой Отечественной войны

Маршрут появился, благодаря общению с ветераном войны, капитаном I ранга в отставке, Александром Степановичем Маслаковым.

Александр Степанович – выпускник первого набора легендарной школы юнг на Соловецких островах. По окончании школы он защищал Ленинград, неся службу на эсминце «Стройный» и обеспечивая артиллерийский огонь главного корабельного калибра.

Корабли Балтийской эскадры, не имея возможности маневра в открытых водах, стояли на огневых рубежах в Ленинграде, Кронштадте и на рейде в Финском заливе.

Орудия кораблей наносили сокрушительные удары по фашистским войскам, подавляли батареи врага и не допускали в город вражескую авиацию.

Решительный момент наступил в январские дни 1944 года, когда балтийцы поддерживали огнём военные действия на суше по снятию блокады.

Самоотверженность и героизм моряков-балтийцев, их слаженность и воинское мастерство позволили нанести противнику окончательное поражение под Ленинградом, но самое главное – сохранить тысячи жизней защитников и жителей города.

Туристический водный маршрут начинается  от Адмиралтейства и ведёт по Малой Неве к Финскому заливу и далее до Кронштадта. Делая разворот на линии Ораниенбаум, маршрут возвращает в Петербург по Большой Неве мимо Морского порта и заканчивается у Адмиралтейства.

Содержание делает акцент на человеческие судьбы и характеры моряков-балтийцев, морские традиции, продолжающиеся в современности Петербурга.

Он служит не только  историко-познавательным целям, но и воспитанию патриотизма у молодого поколения, интересен многообразием экскурсионного материала и открывает малоизвестные факты из «первых рук». Это настоящий подарок всем любителям военно-исторического туризма в преддверии празднования 75-летия Великой Победы.

  • причалы 1 ,
  • порты морские и речные вокзалы 1
67 км, 3 м
Причал «Адмиралтейство»

Причал «Адмиралтейство»

Санкт-Петербург, Адмиралтейская набережная, 2

Петр I лично искал место для новой верфи-крепости. Вместе с А.Д.Меншиковым они неделю провели в шлюпках, объезжая все бухты, и заливы невской дельты. Место выбрали наискосок от Заячьего острова и напротив Васильевского. Новую крепость-верфь  расположили там, где Нева имеет наименьшую ширину – это позволило бы вести обстрел неприятеля прямой наводкой.

1
Выход в Финский залив

Выход в Финский залив

Санкт-Петербург, Финский залив

Здесь находились в январе 1944 года линкор «Октябрьская Революция» и крейсер «Киров». Они вели огонь по немецким позициям в направлении Ропша - Красное Село, обеспечивая наступление 42-й армии.

None
2
Кронштадтский рейд

Кронштадтский рейд

Кронштадт

Кронштадт поистине уникальный город-порт, который сыграл немаловажную роль в судьбе России. Город был заложен Петром I на острове Котлин практически одновременно с основанием Санкт-Петербурга. С этих пор Кронштадт стал участником множества важных для страны событий. В годы Великой Отечественной войны здесь базировались корабли Балтийского флота, оборонявшие Ленинград.

None
3
Ораниенбаум (рейд)

Ораниенбаум (рейд)

Ориенбаум

Если смотреть любую карту, на которой показана блокада Ленинграда, то сразу бросается в глаза, что блокадных кольца было два. В одном, большом, был сам город и часть области. А западнее города, на берегу Финского залива находился ещё один участок, занимаемый советскими войсками. Называли его «Ораниенбаумский плацдарм» или «Ораниенбаумский пятачок», по названию города Ораниенбаум.

Линию обороны держали форт «Серая лошадь», форты Кронштадта, береговые батареи Ижорского сектора, да и корабли на рейде в Финском заливе. Все они отстаивали Ленинград, и немцы даже не решались атаковать там, где вступала в дело грозная артиллерия Балтийского флота.

None
4
Морской порт Санкт-Петербург

Морской порт Санкт-Петербург

Санкт-Петербург, Межевой канал, 5

Здесь стояли на позициях и били из главного калибра по фашистам крейсера «Максим Горький» и «Петропавловск», а также эсминцы, среди которых выделялся эсминец «Стройный», на котором юнгой служил вдохновитель и соавтор маршрута. Эсминец всю войну прошёл без потерь среди личного состава, что свидетельствует о высочайшей боевой выучке и талантливому командованию.

16 км, 784 м
5

полезная информация

Маршрут разработан для прогулочных теплоходов, катеров и яхт, соответственно старт может быть произведен как от городского причала, так и из Петербургской марины.