Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона

Знаменитый цикл телефильмов «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона» снимался на киностудии «Ленфильм» в течение 7 лет: с 1979 по 1986 год. Он до сих пор завораживает нас уютом викторианской Англии. Гений режиссера Игоря Масленникова заставляет нас забыть, что квартира на Бейкер-стрит снималась в павильоне, интерьеры дорогих лондонских домов — в петербургских особняках, а улицы британской столицы — в Риге. 

Петербург в роли Лондона снят в каждой из 11 серий «Шерлокианы». И если в «Собаке Баскервилей» он мелькает в одном кадре, то поздние серии буквально пропитаны Северной столицей. Стоит заметить, что и богатый особняк, и простой фрагмент мостовой — все виды  Петербурга безупречно исполняют роль, отведенную режиссером.

Для нас, зрителей и верных почитателей этого кинопроизведения, конечно, интересно пройтись по тем местам, которые навсегда запечатлены в любимом фильме, а также заметить, насколько они изменились всего за 30 лет. Большая часть городских объектов, которые можно видеть в сериале, находится на Петроградской стороне Санкт-Петербурга, что неудивительно, ведь студия «Ленфильм» располагается именно в этом районе города. Мы предлагаем Вам пройти по следам Шерлока Холмса и доктора Ватсона, чтобы найти места, где были сняты эпизоды цикла телефильмов, ведь это тоже своеобразный детектив. И раскрыв его тайны, Вы, несомненно, получите удовольствие.

  • свадебный петербург 2 ,
  • рынки 1 ,
  • интересные места 9 ,
  • дворцы 1 ,
  • музеи 1 ,
  • парки 1 ,
  • мосты 1
36 км, 697 м
Дача княгини Е.П. Салтыковой

Дача княгини Е.П. Салтыковой

Санкт-Петербург, ул. Академика Крылова, 4

В основе серии «Кровавая надпись» — драма, произошедшая в заброшенном лондонском доме. Его роль сыграла дача княгини Е. П. Салтыковой. Это единственная сцена первого фильма о Шерлоке Холмсе, снятая в Петербурге, т.к. работа над всеми остальными эпизодами проходила в Латвии.

Сейчас этот особняк, являющийся объектом исторического и культурного наследия федерального значения, выглядит респектабельно. Но во время создания фильма он  находился в удручающем состоянии. Сцены снимались как снаружи, так и внутри дачи, интерьер которой декораторы превратили в настоящий съёмочный павильон.

Дача княгини Елизаветы Павловны Салтыковой построена в 1837–1843 годах архитектором П. Садовниковым в стиле неоготики, но позже интерьеры были переделаны архитектором Г. Боссе «в стиле Людовика XV». В Великобритании, где происходят события фильма, неоготика, имитирующая средневековые строения, была «национальным» стилем, сложившимся еще в середине XVIII века и активно использовавшемся вплоть до времени создания произведений Конан Дойля.

Увы, эта постройка — единственное, что осталось от бывшего знаменитого Строгановского сада. Он принадлежал Павлу Александровичу Строганову, для жены и дочерей которого были возведены три дачи. В 1827 г. из-за строительства Строгановского моста и дороги, ведущей от него, парк разделился на две части. Западная часть сада, бывшая «Мандорова мыза», стала собственностью дочерей Елизаветы и Аглаиды, в замужестве Салтыковой и Голицыной. Аглаида Павловна вышла замуж за князя Василия Голицына в феврале 1821 г, а после его смерти в 1836 г. посвятила свою жизнь семье и благотворительности, став членом Императорского женского патриотического общества. Елизавета Павловна  вышла замуж в 1827 г. за ротмистра лейб-гвардии гусарского полка светлейшего князя Ивана Дмитриевича Салтыкова. К сожалению, счастье ее было недолгим, так как через 5 лет муж умер от холеры.

После Революции дома графини Строгановой и княгини Аглаиды Павловны Голицыной (старшей из двух дочерей) были снесены. А дача  княгини Салтыковой уцелела, т.к. использовалась в советское время в качестве больницы, школы и профилактория.

Во время съемок фильма рядом со зданием возводилась станция метро «Черная речка». Внимательные зрители могут увидеть строительный забор  в одном из эпизодов сериала. В то время дача Салтыковой использовалась в качестве подсобного помещения для метростроевцев.

В 1990-е годы фирма «Бурда Моден» выкупила и полностью реставрировала особняк, в котором сейчас находится торговый центр.

1
Дача Е.К. Гаусвальд

Дача Е.К. Гаусвальд

Санкт-Петербург, Большая аллея, 12-14/32

Признаем, Ирэн Адлер — единственная женщина, которая сумела растопить холодное сердце гениального сыщика, имела безупречный вкус. В качестве своего дома она «выбрала» бывшую дачу Евгении Гаусвальд. Этот особняк на Каменном острове был построен в 1898 году архитекторами В. Чагиным и В. Шёне для жены известного петербургского булочника.

Дача Гаусвальд на Каменном острове общепризнанно считается первым произведением «нового стиля» в Петербурге. Этот памятник архитектуры представляет собой один из редчайших примеров модерна в деревянном зодчестве и считается первым в России деревянным зданием в стиле модерн. Архитектура дома воплотила многие характерные черты стиля - подчеркнутую асимметрию, изломанные линии портала и крыши. Прототипом для него послужили типичные английские коттеджи.

После революции в здании разместилась 3-я детская колония имени Луначарского, а позднее здесь много лет располагался санаторий-профилакторий Ленинградского Металлического завода. Затем особняк опустел, хотя и оставался под государственной охраной. Интересная деталь, что в этом здании также снимались сцены кинофильмов «Дон Сезар де Базан» и «Летучая мышь».

В 1990-е  годы дача перешла в частные руки. В 2008 году выяснилось, что конструкции на 85% поражены белым домовым грибом, бороться с которым уже невозможно. Было принято решение снести и сжечь все деревянные части строения, а потом восстановить их из новых материалов, однако работы так и не начались.

None
2
Особняк М.Э. Клейнмихель

Особняк М.Э. Клейнмихель

Санкт-Петербург, набережная реки Крестовки, 12

Бывший офицер колониальных войск Британской империи майор Шолто в серии «Сокровища Агры» живет уединенно в хорошо охраняемом особняке. Ему есть, чего боятся: за незаконным обладателем огромного богатства охотится «человек на деревяшке».

Что ж, бывший особняк Марии Эдуардовны Клейнмихель, ставший домом Шолто, вполне подошел на роль убежища, ведь это самый настоящий замок в миниатюре.

Великолепный памятник эпохи романтизма на Каменном острове был возведен в 1834–35 годах архитектором А. И. Штакеншнейдером.  1904 г. архитектор К. Прейс перестроил дом, выделив парадный вход с обширным вестибюлем. Три года спустя часть участка взяла в аренду Л. Чинизелли, дочь владельца цирка, для которой Ф. фон Постельс в 1909 г. выстроил из дерева двухэтажный особняк в стиле модерн с высокой мансардой, увенчанной башенкой. Вход в него вёл через парадный вестибюль дачи Клейнмихель. Стилистическая разноголосица стоящих рядом домов Клейнмихель и Чинизелли стала причиной ещё одной перестройки дачи графини, на этот раз в неоготическом стиле. Работы проводились в 1911–1912 гг. по проекту К. Мейбома.

Последняя перед революцией владелица особняка графиня Мария Клейнмихель создала в нем салон, который стал одним из центров светской жизни Петербурга. На кованой ограде до сих пор можно увидеть вензель хозяйки: «М. К.».

Урожденная графиня Келлер, Мария Эдуардовна удачно вышла замуж за сына Петра Андреевича Клейнмихеля. Того самого, который, как мы помним из стихотворения Некрасова, «строил» железную дорогу между Москвой и Петербургом. Эмигрировав после революции, она оставила особняк и благополучно прожила остаток своих дней в Париже.

После войны в особняке находилось общежитие, а затем база отдыха Балтийского морского пароходства. Сейчас дача в идеальном состоянии, поскольку служит домом приемов управления делами Президента.

None
3
Ботанический сад

Ботанический сад

Санкт-Петербург, ул. Профессора Попова, 2

Какой же злодей без богатого особняка с великолепным зимним садом? Милвертон из серии «Король шантажа» — не исключение. Причем его имение особо великолепно. Домом Короля шантажа послужил знаменитый петергофский дворец «Коттедж», а  садом, через который в логово негодяя, вынужденно нарушая закон, проникают Холмс и Ватсон, стал петербургский Ботанический сад.

Ботанический сад вырос из Аптекарского огорода, основанного ещё Петром Великим. В то время здесь, под непосредственным руководством Императора, выращивались лекарственные травы.

Первые оранжереи для содержания медицинских растений строились еще в середине XVIII столетия, но теплолюбивых тропических экспонатов там не было, поскольку поддерживать устойчивые температуры в тех строениях было невозможно. В 1749 году, когда была проведена первая инвентаризация «африканских и экзотических растений», по описи в трех деревянных оранжереях содержалось 921 единица.

С 1823 года Аптекарский огород превратился в Императорский Ботанический сад с прекрасными оранжереями и замечательными редкими деревьями. В то же время началось его переустройство. С 1823 по 1826 год было построено каре оранжерей на северном дворе (27 оранжерей) и два ряда на южном — всего 34 оранжереи. Особенно великолепна показанная в сериале оранжерея водных растений, возведенная в 1853 году, в которой цветет Виктория амазонская — гигантская кувшинка, выдерживающая вес взрослого человека. Для нее был построен самый крупный в Европе бассейн — 13 м в диаметре, зеркало воды 113 кв. м. Этот бассейн остается уникальным и до сегодняшнего времени.  

К началу XX столетия коллекции оранжерей насчитывали 26 000 видов. 1903–1913 гг. — пик развития коллекций Сада, затем идет период упадка: революции, войны. Во время войны и блокады Ленинграда оранжереи и оранжерейные коллекции растений очень пострадали. Было спасено только около 200 видов кактусов, несколько экземпляров саговников и несколько сеянцев пальм.

Восстановление оранжерейной коллекции началось уже весной 1943 года, из Батумского сада получили семена субтропических культур, посеяли споры папоротников, взятых с растений, замерзших в зиму 1941–42 гг., были собраны растения из других оранжерей города и от частных лиц.

Современная оранжерейная коллекция насчитывает более 9500 таксонов. Большая часть коллекции выращена из семян, полученных из других ботанических садов, примерно треть коллекции составляют виды, привезенные из мест естественного произрастания.

Ботанический сад снимался еще в нескольких кинофильмах. Это, например, милая новогодняя комедия «Чародеи» и «Приключения Принца Флоризеля», снятый в то же время, что и первые фильмы о Шерлоке Холмсе.

 

None
4
Особняк Кшесинской

Особняк Кшесинской

Санкт-Петербург, улица Куйбышева, 2-4

Для аристократических лондонских клубов режиссер Игорь Масленников выбирал самые изысканные здания в Петербурге. В роли карточного клуба «Багатель» «снялся» один из известнейших домов города — особняк М. Кшесинской. Выдающийся памятник архитектуры в стиле модерн построен по проекту Александра Ивановича фон Гогена в 1904–1906 годах. Дом считается эталонной постройкой петербургского модерна.

Хозяйка особняка была известная всему Петербургу знаменитая балерина, прима Мариинского театра, Матильда Кшесинская. В гостях у нее часто бывали Ф. Шаляпин, А. Павлова и С. Дягилев. Заглядывали сюда и великие князья Романовы, некоторые из которых имели с балериной больше, чем дружеские, отношения. По легенде, из особняка Кшесинской идет подземный ход под Невой в Зимний дворец, по которому в гости к балерине ходил наследник цесаревич, будущий Император Николай II.

Внутренняя планировка здания особняка и его внешний облик отражали личные предпочтения  прима-балерины. Она писала в дневнике: «Место мне понравилось. Оно находилось в лучшей части города, далеко от всяких фабрик. По своему размеру позволяло построить большой светлый дом и иметь при нем хороший сад». Особняк представляет собой здание необыкновенной красоты, объединяющее в общий ансамбль две анфилады залов, шикарный зимний сад и большое количество самых разнообразных хозяйственных построек. В здании даже располагались коровник и гараж. По воспоминаниям очевидцев того времени, очень часто во дворе особняка прогуливались свинья и козочка.

Дом имеет и богатую революционную историю. Здесь с апреля по июль 1917 года размещался Петроградский комитет партии большевиков. В комнатах особняка работали Г. Зиновьев и И. Сталин. С балкона особняка, выходя прямо из своего кабинета, произносил речи В. И. Ленин.

После революции в особняке одно время был музей С. М. Кирова, в 1957 году открылся музей Революции. Сейчас здесь находится интереснейший Музей политической истории России.

Есть и еще одна легенда: если в полночь прийти к этому дому и встать на углу с улицей Куйбышева, в одном из окон можно увидеть стройный силуэт самой великой балерины. Говорят, что она до сих пор навещает свой любимый особняк.           

None
5
Особняк Бранта

Особняк Бранта

Санкт-Петербург, улица Куйбышева, 2-4

В фильме «XX век начинается» закоренелый холостяк Ватсон начинает семейную жизнь. Режиссер фильма «поселяет его» в особняк Бранта, который примыкает к Особняку Кшесинской. Особенность судьбы этого здания в том, что о его существовании не знают даже многие из тех, кто видит его собственными глазами. Дело в том, что в 1956–57 годах особняк был соединен специально построенным корпусом с находящимся рядом особняком Кшесинской в единое здание. Поэтому многие воспринимают особняк Бранта как часть особняка Кшесинской. 

Дом построили в 1909 году для крупного лесопромышленника барона Василия Эммануиловича Бранта. В отделке смешались стили неоклассицизма, модерна и символизма. Особняк Бранта представляет собой один из самых изысканных архитектурных проектов того времени. Он был построен по эскизам и под руководством архитектора Романа Федоровича Мельцера, чье бюро входило в число крупнейших в Петербурге. Брант торопил архитектора, поэтому особняк строился быстро. Сооружение представляет собой исключительно целостный ансамбль, невзирая на то, что в нем переплелись несколько архитектурных стилей. Очень богато декоративное оформление фасадов особняка: здесь и кованые решетки, и проросшие невероятными цветами водостоки, и змеи, обвившие каменные шары, и барельефы, на одном из которых, предположительно, изображены родители В. Э. Бранта.

После революции здание сильно пострадало. Оно подверглось разграблению, внутри несколько раз перестраивалось. До нашего времени хорошо сохранился парадный вход, основная лестница из мрамора, очень красивая дубовая лестница и окна с витражами. В советское время дом принадлежал детскому интернату, комиссариату городского хозяйства, возглавляемому Калининым, городскому комитету ВЛКСМ. В середине 1950-х годов особняки Кшесинской и Бранта объединили в единый комплекс Музея революции.

Возможно, этот дом «приглянулся» Ватсону еще в серии «Охота на тигра». В кадре мы видим, что доктор проходил мимо него, возвращаясь из клуба «Багатель».

None
6
Дом учёных им. М. Горького РАН (Дворец великого князя Владимира Александровича)

Дом учёных им. М. Горького РАН (Дворец великого князя Владимира Александровича)

Санкт-Петербург, Дворцовая набережная, 26

Аристократический клуб «Диоген», где Холмс встречается со своим братом Майкрофтом, отличался, как мы помним, одной особенностью — в нем запрещено разговаривать. Местом съемок стал особняк в самом центре Петербурга, где действительно встречаются люди немногословные — это Дом учёных Российской академии наук.  

До революции здание служило дворцом великого князя Владимира Александровича, брата Александра III. Сооружено архитектором А. И. Резановым в 1867–1874 годах. Здание было построено в стиле эклектики, и его внутренние помещения оформлены под разные эпохи — здесь есть и готическая по стилю библиотека, и мавританский будуар, и гостиная в стиле Людовика XVI.

Дворец Великого князя Владимира Александровича был оборудован всеми передовыми удобствами того времени: лифтом, водяным отоплением, вентиляцией с подогревом и увлажнением воздуха. В 1884 году во дворце появился телефон. Между уборной Марии Павловны и детскими комнатами была проложена слуховая труба, через которую можно было вести переговоры. В 1888 году здесь было проведено электричество.

Осматривая здание снаружи, стоит обратить внимание на необычные чугунные детали на фонарных столбах у входа — это небольшие дракончики, стерегущие сокровища, скрываемые за дверями. 

 «Прибыв в клуб», Холмс и Ватсон поднимаются по мраморной лестнице, созданной Максимилианом Месмахером. Дворец считается одним из самых сохранившихся в Петербурге. Этим мы во многом обязаны Максиму Горькому, который добился передачи здания в 1920 году ленинградским ученым. Здесь устроили общежитие на 20 человек. При нём работали библиотека, амбулатория, баня, прачечная, парикмахерская и клуб. В этом общежитии по ходатайству Горького некоторое время жил Осип Мандельштам. В 1920–1930-х годах в Доме учёных еженедельно по субботам читали научные доклады, по четвергам — общедоступные лекции, проводили диспуты, концерты. В октябре 1920 года Дом учёных посетил Герберт Уэллс (и затем отметил это в книге «Россия во мгле»). В начале 1930-х годов избран первый общественный совет Дома учёных (председатель — Н. И. Вавилов), организованы первые научные секции. В 1932 году Дому учёных было присвоено имя М. Горького.

Снаружи дворец напоминает палаццо времён Ренессанса, он сохранил великолепные интерьеры, часто вдохновлявшие кинематографистов. Даже в фильме о Шерлоке Холмсе он снят еще раз: как дом леди Хаксли. Той самой хрупкой, но отважной женщины, которая решилась положить конец подлой жизни короля шантажа Милвертона.

None
7
Особняк С.С. Абамелек-Лазарева

Особняк С.С. Абамелек-Лазарева

Санкт-Петербург, набережная реки Мойки, 21

Старый охотник, «коллега» профессора Мориарти полковник Себастьян Моран решает расправиться с Шерлоком Холмсом, воспользовавшись заброшенным домом напротив Бейкер-стрит, 221-Б. Дом великого сыщика обычно снимался в Риге, на улице Яуниела. Но ради такого удачного расположения режиссер временно «перенес» квартиру двух знаменитых холостяков в Петербург.

Два лондонских дома — это два дома петербургского особняка Семена Семеновича Абамелек-Лазарева, разделенные узким двором. Один дом выходит на Мойку, другой — на Миллионную улицу.

Хозяевами этого особняка в разное время были Апраксины, жена герцога Бирона Евдокия Борисовна, фаворит императрицы Елизаветы Платон Зубов, министр внутренних дел В. П. Кочубей, князья Долгорукий, Куракин и Потёмкин.

История этого старого дома, носящего по Миллионной номер 22, такова. Он построен в тридцатых годах восемнадцатого столетия и принадлежал генералу Бирону, брату известного временщика Анны Иоанновны, затем перешел в руки графа Апраксина, который им владел до 1794 г. Следующие владельцы были последовательно  граф Кочубей и князь Куракин. С 1822 по 1874 г. домом владел Потемкин, бывший в то время петербургским губернатором, предводителем дворянства и мужем гораздо более известной, чем он сам, своим влиянием при дворе Татьяны Борисовны Потемкиной, рожденной княжны Голицыной. С 1874 по 1903 г. домом владел известный государственный деятель граф Николай Павлович Игнатьев и, наконец, в 1903 г. его приобрел князь Семён Семёнович Амабелек-Лазарев. Он выкупил это здание после того, как был вынужден покинуть дом на Невском проспекте, 40. Тот по завещанию отца Амабелек-Лазарева переходил во владение Армянской церкви. Часть здания, выходящая на реку Мойку, построенная в 1907–1909 годах по проекту Е. С. Воротилова, в 1912 г. была основательно перестроена архитектором Иваном Фоминым.

Князь Абамелек-Лазарев являлся одним из крупнейших помещиков России. Он много работал в интересующих его областях горного дела и археологии. Написал книгу «Вопрос о недрах и развитие горной промышленности в России с 1808 по 1908 г.» Им издано несколько книг по политико-экономическим вопросам. Занимаясь археологией, князь открыл в 1882 г. в Пальмире известную надпись на греческом и арамейском  языках.  

В 1920–1925 годах эти здания арендовал Пушкинский дом для размещения части фондов и организации выставок. С 1933 года особняк Абамелек-Лазарева занимает Городской комитет по физической культуре и спорту. Вся мебель и скульптура, которая попала в кадр — подлинная и взята из разных помещений особняка. Во время съемок в комнате, откуда вознамерился стрелять полковник, находилась библиотека. Сейчас здесь офисное помещение.

None
8
Музей прикладного искусства академии Штиглица

Музей прикладного искусства академии Штиглица

Санкт-Петербург, Соляной пер., 13-15

В фильме «Сокровища Агры» майор Шолто назначает встречу дочери друга своего отца у театра «Лицеум». В Петербурге достаточно театров, но режиссер Игорь Масленников на роль «Лицеума» выбрал здание знаменитого Мухинского художественного училища.

До революции здесь располагалось Центральное училище технического рисования. Оно было основано в 1876 году по указу Александра II на средства, пожертвованные банкиром и промышленником бароном Александром Людвиговичем Штиглицем, чье имя и носило. Здание выстроено в последней четверти XIX века первым директором этого учебного заведения М. Е. Месмахером, русским архитектором времён эклектики, профессором Академии Художеств, академиком архитектуры, автором многочисленных зданий в Москве и Санкт-Петербурге. Его шедевры часто встречаются в фильмах о Шерлоке Холмсе. Так как здание предназначалось для студентов — будущих художников и копиистов — внутри оно оформлено в разных стилях, так что представляет собой музей архитектуры.

После октября 1917 года училище несколько раз преобразовывалось. В 1922 г. оно вошло в Петроградский Высший художественно-технический институт. После войны воссоздано как Ленинградское высшее художественно-промышленное училище им. В. И. Мухиной. Гениальный советский скульптор осталась в истории как автор монумента «Рабочий и колхозница», а также как дизайнер знаменитого граненого стакана, вошедшего во все учебники по рисованию и графике. В 1994 году училище преобразовано в Санкт-Петербургскую государственную художественно-промышленную академию.

Одна из традиций студентов Академии, куда очень сложно поступить, связана с фонарями, стоящими в Соляном переулке перед входом в музей. Перед экзаменом им принято принести цветы фигурами ангелочков, изображенных на них, чтобы задобрить профессорскую стихию.

None
9
Выставочный зал «Цветы»

Выставочный зал «Цветы»

Санкт-Петербург, Потёмкинская улица, 2Д

В серии «Смертельная схватка» Холмс дает Ватсону четкую инструкцию: перед тем как сесть в поезд, уходящий с вокзала «Виктория», он должен затеряться в Лоуссерском пассаже.  

Пассаж — изящное и практичное изобретение французов. Это крытая улица из магазинов, связывающая две других параллельных улицы. В Петербурге есть Пассаж на Невском проспекте, но режиссеру Игорю Масленникову приглянулась Оранжерея Таврического дворца.

Строительство Оранжереи дворца началось в 1782 году по указу Екатерины II. По плану архитектора и Императрицы ко дворцу прилегала «Пальмовая» оранжерея. Однако воплотить замысел в его изначальном варианте не удалось. В течение полутора столетий Оранжерею многократно перестраивали. В конце XVIII века арх. Ф. И. Волков построил двухэтажный «Дом садового мастера» с портиками, вокруг которого стали возводить теплицы. Однако только в 1889 г. здесь была устроена полноценная оранжерея для пальм, олеандров и лавров.

В 1928–1930 гг. оранжерея пришла в аварийное состояние, была разобрана и переведена в Ботанический сад, где и находится в настоящее время. На её месте в 1935 г. была установлена пальмовая оранжерея, перевезённая из бывшего царского садоводства в Царском Селе

В годы войны здание сильно пострадало. Только в 1977 году в реконструированной оранжерее был открыт Выставочный зал «Цветы». Здесь даже в зимние морозы зеленели тропические растения. И всегда можно было купить экзотическую рассаду.

None
10
НИИ фтизиопульмонологии

НИИ фтизиопульмонологии

Санкт-Петербург, Лиговский проспект, 2/4

В серии «Смертельная схватка» Холмс уходит от преследователей по крышам лондонских домов. Режиссер Игорь Масленников на эту роль выбрал здание в стиле «немецкой кирпичной готики», возведённое в 70-х годах XIX века в самом начале Лиговского проспекта. Оно словно создано для съёмок фильмов в жанре детектив и триллер.  

В 1870–71 гг. архитекторами Р. Б. Бернгардом и О. Г. фон Гиппиусом на Лиговском проспекте, 2/4, была построена Евангелическая женская больница. Здание выдержано в стиле ложной готики: стрельчатые арки, высокие окна, щипцовый фронтон. В центре него, на втором этаже находилась Лютеранская церковь Христа Спасителя. Ранее, с 1859 г., Евангелическая больница для женщин с хирургическими внутренними незаразными болезнями, организованная по инициативе врача К. К. Мейера, находилась в деревянном доме в начале Кирочной улицы. Мейер же составил и план нового каменного здания больницы на Лиговском проспекте.

Открытие больницы на Лиговке состоялось 4 февраля 1873 г. в присутствии великой княгини Екатерины Михайловны и ее супруга герцога Георга Мекленбург Стрелицкого.  

Первоначально в больнице было 96 коек, из них 26 — в отдельных палатах с оплатой по 30–40 руб. в неделю. В общих палатах плата составляла 10 руб. в неделю. Бедные больные всех сословий и вероисповеданий принимались бесплатно. Постепенно больница расширялась.

После революции Евангелическая женская больница была переименована в Больницу для легочных больных им. Воскова, а 1 мая 1922 г. переоборудована в Специализированную больницу для больных легочным туберкулезом. В больнице выделено детское отделение, специальное обсервационное отделение (для больных, прошедших отборочную санаторную комиссию и ожидающих отправки в санатории), а также родильное отделение для больных туберкулезом рожениц.

На базе больницы в феврале 1923 года был открыт Научно-практический туберкулезный институт (позднее Ленинградский НИИ туберкулеза) для больных легочным туберкулезом. Первым директором института стал проф. А. Я. Штернберг. Он положил начало научной работы института и создал в лице ближайших сотрудников школу, давшую ряд ценных работ в области клиники и экспериментальной патологии туберкулёза.

Необходимость организации института как научного и методического центра борьбы с туберкулезом  была вызвана тяжелой эпидемической обстановкой: смертность от туберкулеза в Петербурге до и в первые годы после революции составляла от 300 до 500 человек на 100 тыс. населения.

Справиться с этой проблемой удалось только к середине века при помощи всеобщей вакцинации и противомикробных препаратов.

Надо сказать, что в течение недолгой прогулки Холмса по крышам, этот архитектурный комплекс на углу Лиговского проспекта и улицы Некрасова был показан во всех мыслимых и немыслимых ракурсах. Пожалуй, за весь сериал ни один другой городской объект не был использован столь всесторонне.

 

None
11
Толстовский дом

Толстовский дом

Санкт-Петербург, набережная реки Фонтанки, 54

Чтобы изобразить лабиринт лондонских улиц в фильме «Охота на тигра», гению Игоря Масленникова понадобилось всего одно здание.  

«Толстовский дом» — памятник архитектуры позднего модерна, шестиэтажный доходный дом. До сих пор он неофициально носит имя своего первого владельца графа Михаила Павловича Толстого. Это был один из прекрасных представителей могучего рода Толстых, пятиюродный брат как Льва Николаевича, так и Алексея Константиновича, знаменитых русских писателей. После смерти М. П. Толстого и вплоть до революции дом принадлежал его вдове, Ольге Александровне Толстой (урожденной Васильчиковой), чей отец был секундантом М. Ю. Лермонтова в роковой дуэли с Мартыновым. Выполнил проект архитектор Федор Лидваль, автор знаменитой гостиницы «Астория».

В отделке дома видны элементы, характерные именно для творчества Ф. И. Лидваля: высокие «ренессансные» арки-проезды, лоджии на верхних этажах, сдержанность и изысканность декоративного оформления, удобство и освещённость жилых помещений.

При постройке сразу была предусмотрена прачечная, водопровод, лифты. Этот дом задумывался как дом для всех сословий: в нём были квартиры для людей разного достатка, от скромных до роскошных.

Три парадных двора Толстовского дома декорированы так же тщательно, как и фасады (по сторонам от дома имеются менее декорированные дворы, куда выходят «чёрные ходы» из квартир Толстовского дома). Парадные дворы образуют сложную конфигурацию — Лидваль задумал там своего рода «улицу». Но в советское время облик дворов был значительно изменён: посередине, в проездах, были разбиты газоны, на которых были высажены тополя, а вместо восьмиугольной клумбы был установлен фонтан с бетонным вазоном посередине. Впрочем, получившееся пространство все равно очень живописно и киногенично.  

Здание приобрёло характер «культового». В советское время здесь жили писатели Аркадий Аверченко и Александр Куприн, поэт Евгений Рейн и художник Михаил Шемякин, маэстро Марис Янсонс и певец Эдуард Хиль, балерина Ирина Колпакова и руководитель Михайловского театра Владимир Кехман, экономист Михаил Маневич и художественная гимнастка Татьяна Сац. Сейчас в доме соседствуют квартиры небогатых и весьма состоятельных горожан. Если вы в темное и холодное время суток пройдете по лабиринтам его дворов, то почувствуете то, что чувствовал Ватсон, возвращаясь домой поздним вечером из клуба «Багатель».

Универсализм этого дома-города давно оценили петербургские режиссеры. Его можно увидеть, например, в фильмах «Вам и не снилось», «Приключения принца Флоризеля», «Женщина в белом». В этом же доме со своими подругами, к слову «живет» и героиня фильма «Зимняя вишня», снятого также режиссером «Шерлока Холмса» — Игорем Масленниковым.

None
12
Витебский вокзал

Витебский вокзал

Санкт-Петербург, Загородный проспект, 52

В рассказах о знаменитом сыщике фигурируют несколько железнодорожных вокзалов. Ближайший к «Бейкер-стрит» — вокзал «Виктория», чуть дальше расположен знаменитый «Паддингтон». С вокзала «Виктория» переодетые сыщики отправляются в путешествие на континент, чтобы скрыться от злого гения Мориарти в серии «Смертельная схватка». На вокзал «Паддингтон» в фильме «ХХ век начинается» приезжает истекающий кровью инженер-гидравлик Виктор Хедерли. Роль обоих вокзалов  в фильме Игоря Масленникова великолепно «сыграл» Витебский вокзал. Он любим кинематографистами за богатые интерьеры, сложность конфигурации и разнообразие планов.

Вокзал ранее назывался Царскосельским. Это самая первая железнодорожная станция России, открытая в 1837 году вместе с дорогой, соединившей Санкт-Петербург и Царское Село. Тогда здание было деревянным, затем перестроено в камне архитектором Константином Тоном. К началу XX века вокзал уже не справлялся со своими функциями, его снесли, на этом же месте построили новый в стиле модерн по проекту академика архитектуры Станислава Бржозовского в 1904 году.

В проекте здания была заложена непривычная для того времени архитектура, включающая обилие металла. Это — одна из первых общественных построек в стиле модерн. Здесь ярко выражена непривычная для начала XX века планировка здания, когда крупные объёмы группируются асимметрично, с учётом их функционального назначения. В этой постройке чётко прослеживается основной принцип построения зданий модерна «изнутри  наружу». Внешний облик отражает его внутреннюю конструкцию, которая в свою очередь создана, исходя из рациональных соображений.

При открытии вокзал получил восторженную оценку современников. Здание имеет оригинальное купольное завершение, часовую башню. Дебаркадер вокзала имеет арочное перекрытие (автор — инженер В. С. Герсон).

На вокзале очень широко использовались различные сложные технические новинки, многие решения были новаторскими для того времени: лифты для багажа и пассажиров, транспортёры, рельсовое полотно, расположенное на втором этаже, широко использовалось электричество.

Вокзал изначально был богато и художественно оформлен: практически все части (балконы, лестничные спуски и пролёты, витражи, фонари) украшены художественной ковкой, на башне с часами изображены рельефы сов, в одном из залов повешены картины, посвящённые истории Царскосельской железной дороги, а парадный вход отделан гербами Петербурга и Витебска — конечных пунктов Витебской линии на момент постройки вокзала.

Здание работало в течение всего столетия. После недавней реставрации Витебский вокзал и сегодня завораживает пассажиров своими роскошными интерьерами.

 

None
13
Михайловский дворец

Михайловский дворец

г.Санкт-Петербург, Инженерная улица, дом 4/1, литера А

Оказывается, роль в фильме может сыграть не только здание, но и просто мостовая. Так, в качестве Бейкер-стрит снималась улица Яуниела в Риге. Она же, кстати, сыграла роль Цветочной улицы в сериале «Семнадцать мгновений весны».

А вот брусчатка Бейкер-стрит снималась в Петербурге вблизи Михайловского замка. По этой брусчатке в одной серии идет мисс Морстен, а в другой — отталкивающего вида маклер.

На этой улице есть только один дом — Инженерный (он же Михайловский) замок. Деревья, росшие на газоне между дорогой и замком, ветви которых видны в фильме, были спилены к 300-летию Петербурга, в начале XXI века.

Немного расскажем и о самом Инженерном замке: в XVIII веке на месте замка располагался Летний дворец Елизаветы Петровны, построенный Ф. Растрелли. В этом дворце родился будущий император Павел I. В первый же месяц его царствования, в 1796 г., вышел указ о немедленном строительстве нового неприступного дворца-замка. Император опасался новых дворцовых переворотов, потому не желал жить в Зимнем дворце. Он предпочёл жить на том месте, где родился.

План будущего строения нарисовал сам Павел. Проект замка был разработан великим русским архитектором В. Баженовым. Строительством руководил архитектор В. Бренна. 1 февраля 1801 г. царская семья переехала в Михайловский замок. Всего через 40 дней (в ночь с 11 на 12 марта 1801 г.) император был убит именно здесь.

В 1819 г. Михайловский замок был передан Главному инженерному училищу — с февраля 1823 г. замок официально носит название «Инженерный». В 1820 г. Карл Росси перепланировал территорию вокруг замка, каналы были засыпаны.

В советское время в замке располагались различные учреждения. В 1995 году замок получил Русский музей, в настоящее время в залах открыты постоянные экспозиции. К 300-летнему юбилею Санкт-Петербурга вокруг замка были реконструированы и открыты Воскресенский канал и Трёхпролётный мост.

None
14
Пушкинский сквер

Пушкинский сквер

Россия, Санкт-Петербург, Пушкинский сквер

В серии «Охота на тигра» Ватсон встречается с Холмсом в Кавендиш-сквере. Эта роль «была предложена» Пушкинскому скверу в Санкт-Петербурге. Он находится рядом с Московским вокзалом и Невским проспектом. В сквере всегда тихо и ничто не тревожит задумчиво смотрящего в одно из окон великого поэта. Говорят, что там жила одна из многочисленных возлюбленных Александра Сергеевича. Но это лишь городская легенда, ведь дома на Пушкинской улице появились лишь  через полвека после смерти «солнца русской поэзии». Впрочем, на роль лондонских домов времен Шерлока Холмса они подходят в самый раз.

Этот сквер был задуман еще при прокладке улицы в 1874 году, при строительстве домов был разрушен, но с обещанием домовладельцев восстановить потом уголок зелени за свой счет, что и было сделано в 1881 году. В торжественном открытии сквера принимал участие главный петербургский садовник И. П. Визе, назначенный ответственным за его дальнейшее существование. Визе не понравились плохо утрамбованные дорожки и помятые куртины, и он предложил поправить все за свой счет. Щедрое предложение было городом с благодарностью принято. После реконструкции, проведенной Визе, сквер получил привычное нам оформление с коваными решетками. Тогда же там появился и первый гипсовый бюст великого поэта. Статуя работы А. М. Опекушина была возведена в 1884 году.

Здесь же была снята еще одна сцена из фильма «Сокровища Агры» — эпизод встречи сыщиков с мисс Морстен, которая в их сопровождении планирует отправиться в гости к майору Шолто.  

None
15
Апраксин Двор

Апраксин Двор

Санкт-Петербург, Садовая улица, 28

Воскресший Холмс в серии «Охота на тигра» везет Ватсона городскими закоулками. Петербург в этом плане ничем не уступает Лондону. Закоулков в нем всегда было достаточно. Те, что сохранились, не скрылись от взора режиссера Игоря Масленникова, выбравшего для фильма лабиринты Апраксина двора.

Апраксин двор или, как его называют петербуржцы, «Апрашка», ограничен улицами Садовой, Ломоносова, набережной Фонтанки и Апраксиным переулком. Он занимает 14 гектара и включает 57 корпусов. Исторически его территория делилась на Щукин и Апраксин дворы.

Купец Иван Щукин выкупил свой участок в середине XVIII в. у графа Чернышёва. В 1744 г. императрица Елизавета пожаловала Фёдору Апраксину огромную территорию между Фонтанкой и Садовой улицей, когда она ещё была загородной зоной, и лес подступал к самому берегу Фонтанки. Учитывая выгодное в торговом отношении местоположение этих усадеб, в 1766 г. было решено создать на этих территориях торговые ряды.

Роль Щукина и Апраксина дворов в торговой жизни города постоянно росла, и в 1833 г. по указу Николая I их объединили в один обширный рынок. До революции это был один из крупнейших в Европе рынков по оптовому товарообороту.

В 1960-е годы на месте церкви и четырех торговых корпусов был возведен корпус Лениздата, а также застроена Большая линия напротив БДТ. В годы съёмок сериала о Шерлоке Холмсе это было безлюдное место в самом центре большого города.

None
16
Русское Географическое общество

Русское Географическое общество

Санкт-Петербрг. пер. Гривцова, д. 10

Фильм «Собака Баскервилей» — самый яркий из всего цикла шерлокианы Игоря Масленникова. Но в двух сериях этого фильма есть всего один питерский кадр — на 15 секунд в камеру оператора попадает дом в переулке Гривцова, где работает смышленый курьер Картрайт.

Здание в неоклассическом стиле с элементами модерна было построено в 1907–1909 гг. по проекту архитектора Г. В. Барановского специально для Русского географического общества и с тех пор ни разу не меняло своих хозяев. Само Русское географическое общество было основано в Санкт-Петербурге в 1845 г. высочайшим повелением Императора Николая I для «изучения родной земли и  людей её обитающих». Спустя 4 года оно стало именоваться Императорским, что подразумевало материальную поддержку из личных средств императорской фамилии.

Учредителями общества были мореплаватели Ф. Врангель и Ф. Литке, астроном В. Струве, адмирал И. Крузенштерн, лексикограф В. Даль, историк К. Арсеньев. Первым Председателем общества стал Великий князь Константин, сын Николая I. Под эгидой РГО совершали свои путешествия и открытия Н. М. Пржевальский, Г. Е. Грум-Гржимайло, Н. Н. Миклухо-Маклай.

В здании работали выдающиеся российские географы, в том числе П. П. Семёнов-Тян-Шанский, Ю. М. Шокальский, Н. И. Вавилов, Л. С. Берг.

В настоящее время, помимо Санкт-Петербургского городского отделения РГО, в здании располагаются научный архив, музей, самая большая географическая библиотека в Европе, Центральный лекторий им. Ю. М. Шокальского. Регулярно проводятся бесплатные выставки. В 2009 г. президентом общества был избран глава МЧС России С. Шойгу, а Попечительский совет общества возглавил В. Путин. В 2010–2011 гг. была выполнена комплексная реставрация здания: фасадов, интерьеров, мебели и осветительных приборов, а также окон и дверей.

Так что смышленость подростка Картрайта здесь оказалась вполне «к месту».

 

None
17
Большеохтинский мост

Большеохтинский мост

Санкт-Петербург, Большеохтинский мост

Ну чем Нева не Темза? — подумал режиссер Игорь Масленников. В финале фильма «Сокровища Агры» именно на Неве разворачивается захватывающая погоня сыщиков за катером «Диана», на котором скрывается одноногий преступник.

Причал, где сыщики садятся в катер, находится прямо у Большеохтинского моста, который хоть и отдаленно, но напоминает Тауэрский. Тем более что наш мост построен всего на 15 лет позже — его возвели в 1911 году по проекту инженера Г. Кривошеина и архитектора В. Апышкова. Кстати, существует легенда, что одна из многочисленных заклёпок моста — из чистого золота.   

Лестница, по которой спускаются к полицейскому катеру Шерлок Холмс и его верный друг, находится со стороны Смольного. Она практически не изменилась со времени съемок фильма. А вот набережная за это время оделась в гранит и стала оживленной магистралью.

Сцены погони за «Дианой» смонтированы очень интересно. Здесь есть и реальные панорамы набережной Темзы, снятые советским корреспондентом в Лондоне на любительскую камеру, и Синопская набережная с мрачноватыми промышленными зданиями. Одно из них — Прядильно-ниточный комбинат им. С. М. Кирова, ведущий свою историю от Невской бумагопрядильной фабрики, основанной в 1833 г. Людвигом Ивановичем Штиглицем. У фабрики было три трубы, которые называли «Вера», «Надежда» и «Любовь». Во время съемки фильма они все на месте, но в 2008 году не стало «Веры», год спустя снесли «Надежду», а в настоящее время планируется убрать и «Любовь».

В сцене погони также снята и Большая Невка под Сампсониевским мостом. Он находится ближе всех к Ленфильму. Нельзя не отметить иронии судьбы: катер Смолла у Конан Дойля назывался «Аврора». Но так как для советского человека название «Аврора» навсегда было закреплено за легендарным крейсером, маленький катер переименовали в «Диану». И в фильме сыщики гонятся за суденышком Смолла, проходя мимо покоящегося на вечной стоянке крейсера, забравшего у катера «родное» имя.

None
18
Особняк Фолленвейдера

Особняк Фолленвейдера

Санкт-Петербург, Большая аллея, д. 13

В ожидании некой тайны Шерлок Холмс и доктор Ватсон направляются к майору Шолто. По дороге в окне экипажа мелькает дом, заслуживающий внимания. Необычный особняк построен архитектором Р. Ф. Мельцером для швейцарского портного Эдуарда Фолленвейдера в 1904–1905 годах. Здание принадлежит к ранним и самым ярким образцам «северного модерна» в Петербурге. Этот вариант нового стиля сложился во многом под воздействием национального романтизма Финляндии и Скандинавии. О влиянии молодого, но уже знаменитого в те годы финского трио архитекторов Э. Сааринена, Г. Гезеллиуса и А. Линдгрена свидетельствуют монументальные лаконичные объёмы, массивная башня с выгнутым шатром, белая гладь стен, оттенённая серым гранитом цоколя и красной черепицей кровли. В городской топонимике дом известен как «Сахарная голова» — по цвету штукатурки —и как «Теремок».

Силуэты этого здания часто манили кинематографистов. В фильме «Приключения принца Флоризеля» здесь находился Клуб самоубийц (на площадке перед домом проходит знаменитая дуэль Принца и председателя), а в «Господине оформителе» — дом Грильо. В советское время здесь располагался санаторий, позже — Датское консульство. А с 2009 года особняк перешел в частные руки, в нем планируется открыть VIP-отель.   

 

None
19
Александровский парк

Александровский парк

Санкт-Петербург, Александровский парк, 4

Одна из сцен последнего фильма о Шерлоке Холмсе происходит в лондонском Арсенале. Удивительно, но его роль сыграл … опять же Арсенал, только Петербургский.

Легко узнаваемое даже по интерьеру здание находится на Кронверке Петропавловской крепости. Это дополнительное фортификационное сооружение, прикрывавшее Петропавловскую крепость с суши. Печальную известность оно приобрело после казни здесь летом 1826 года пятерых декабристов.  

None
20