По следам Комиссаржевской

Экскурсия будет интересна любителям театра и поклонникам великой русской актрисы В. Ф. Комиссаржевской

Драматическая и трагедийная актриса, режиссер театра. Дочь известного певца Мариинского театра Федора Петровича Комиссаржевского, она пела и впоследствии играла в любительских спектаклях К.С. Станиславского. Выступала в Александровском театре. В 1904 г. открыла в Петербурге свой театр, на сцене которого шли пьесы А.А. Блока, Ф.К. Сологуба, Л.Н. Андреева, М. Метерлинка. Сыграла около тысячи ролей в классических и современных пьесах, в т.ч. роль Нины в первой постановке «Чайки» А.П.Чехова.

  • интересные места 1 ,
  • площади 1 ,
  • улицы 2 ,
  • театры 2
7 км, 986 м
Некрополь мастеров искусств

Некрополь мастеров искусств

Санкт-Петербург, Площадь Александра Невского

Бронзовая фигура актрисы, стоящей на фоне стелы черного полированного камня с рельефным крестом имеет поразительное сходство с Верой Комиссаржевской. Перед стелой скошенный подиум с двумя вазами по сторонам. На верхней грани вырублена надпись: Въра Федоровна / Коммиссаржевская / Скон. 1910 г. 10 Февр.

Посетить могилу актрисы можно в Некрополе мастеров искусств. (3-я Поперечная дорожка. Скульптурное надгробие. Скульптор М.Л. Диллон)

В.Ф. Комиссаржевская скончалась во время гастролей в Ташкенте и была похоронена в Петербурге на Никольском кладбище Александро-Невской лавры. Перезахоронена в 1936 г., тогда же перенесено и надгробие.

В марте 1914 г. скульптура, вылепленная из глины в натуральную величину, была показана в мастерской Диллон, ставшей местом паломничества петербургской интеллигенции.

Памятник был открыт 17 сентября 1915 г., о чем писали все петроградские газеты. Инициатива сооружения надгробия Комиссаржевской принадлежала Московскому литературно-художественному кружку, который «взял на себя открытие подписки, сбор средств и заботы о постановке памятника». 

1
Пушкинская улица

Пушкинская улица

Санкт-Петербург, Пушкинская улица

Желая найти себе хоть какое-то занятие, Комиссаржевская обращается к известному актёру Давыдову с просьбой заняться с нею актёрским мастерством. В 1887 Владимир Николаевич дает несколько уроков Комиссаржевской, поражавшая своей самобытностью, заложенной в самой природе ее дарования. Позднее именно Давыдов посоветовал Комиссаржевской поступить в театральное училище.

Настоящие имя и фамилия Владимира Николаевича — Иван Николаевич Горелов; российский и советский актёр, театральный режиссёр, педагог, Заслуженный артист Императорских театров. Пушкинская улица, 11 (здесь жил В.И. Давыдов, у которого Комиссаржевская брала уроки актерского мастерства).

2 км, 459 м
2
Улица Маяковского

Улица Маяковского

Санкт-Петербург, улица Маяковского

В октябре 1864 года в семье певца Федора Комиссаржевского и полковничьей дочери Марии Шульгиной появилась на свет маленькая Вера, которая доставляла массу хлопот гувернанткам и учителям. Девочка с детства мечтала быть мужчиной: доктором или извозчиком, а еще больше – артистом. Она любила слушать, как отец разучивает очередную роль, готовясь к спектаклю. В операх Верочку больше всего привлекали мужские партии, властные и сильные характеры.

В доме Комиссаржевских, расположенном на улице Надеждинской, 37, часто бывали известные актеры, певцы и композиторы, из которых Федор Петрович особенно подружился с композитором Модестом Мусоргским. Вместе с гостями Вера часто играла и пела в домашних спектаклях, устраиваемых ее родителями. У нее с детства проявились способности к актерскому мастерству — она обладала прекрасной памятью и заучивала стихи с первого чтения.

До 1936 года,  улица несколько раз переименовалась и, в конце концов, обрела современное название – улица Маяковского. Кстати, упоминание об этой улице можно встретить в литературе, ведь именно там Федор Достоевский «поселил» героя своей повести «Двойник» – титулярного советника Голядкина

1 км, 152 м
3
Александринский театр

Александринский театр

Санкт-Петербург, площадь Островского, 6

В Санкт-Петербурге путь к славе Веры Федоровны начался в Александринском театре, куда она была приглашена после ошеломительного успеха в театре города Вильно.

Российский государственный академический театр драмы им. А.С. Пушкина – легендарный Александринский театр – является старейшим национальным театром России. Он был учрежден Сенатским Указом, подписанным дочерью Петра Великого императрицей Елизаветой 30 августа 1756 года в день Святого Александра Невского. Именно этот театр является прародителем всех Российских театров, а дата его основания – Днем рождения Русского профессионального театра. Учреждение театра послужило началом государственной политики Российского государства в области театрального искусства.

Репертуар  Веры Федоровны в «Александринке» был не многообразен, и  сильная натура актрисы недолго смогла мириться с положением исполнительницы второго плана. Комиссаржевская выдвинула ультиматум: либо ей дают роль Ларисы в «Бесприданнице» Островского, либо она покидает театр.

17 сентября 1896 года театр был полон. Почтенная публика пришла посмотреть строптивую Комиссаржевскую в знаменитой пьесе. В интерпретации Комиссаржевской Лариса звучала трагически. И это было новым рождением пьесы. «Бесприданница» на много дней заняла воображение театрального Петербурга. В 1902 году Комиссаржевская покидает «Александринку», недовольная репертуаром театра, тяжело переживая ненависть Марии Гавриловны Савиной, ведущей актрисы Александринского театра 

2 км, 600 м
4
Театр имени В.Ф. Комиссаржевской

Театр имени В.Ф. Комиссаржевской

Санкт-Петербург, Итальянская улица, 19

История театрального зала освящена именем великой драматической актрисы Веры Федоровны Комиссаржевской. Покинув казенную императорскую сцену Александринского театра, она открыла собственный Драматический театр, на сцене которого сыграла современных героинь из пьес Г. Ибсена, М. Горького, «знаньевцев» Е. Чирикова и С. Найденова, Г. Гауптмана, А. Чехова. В состав дирекции вошли режиссеры школы МХТ Н. Попов, И. Тихомиров, позже Н. Арбатов, актер К. Бравич, Н. Красов.
15 сентября 1904 года театр открылся спектаклем «Уриэль Акоста» К. Гуцкова с Павлом Самойловым в главной роли. Опаленная бурной эпохой великая актриса строила «театр свободного актера, театр духа», который современники называли питерским МХТ. На премьере (10 ноября 1904 года) горьковских «Дачников», казалось, что стерлись границы между жизнью и искусством. Бунтарские идеи утверждали право молодости на риск и подвиг. Для самой Комиссаржевской первые два сезона существования ее театра были временем редкой цельности устремлений и их воплощения на большой, влюбленной в нее, аудитории и точной исторической перспективой.

Два сезона Театра Комиссаржевской оказались столь значимы, что рожденный уже в новое время Драматический театр стал носить имя великой актрисы (с 1959г.).

612 м
5
Конюшенная площадь

Конюшенная площадь

Санкт-Петербург, Конюшенная площадь

В начале XX века Вера Федоровна часто приезжала погостить у Прибытковых в связи с организацией своего театра. В то время Аркадий Прибытков  служил в Придворном конюшенном ведомстве и занимал со своей семьей служебную квартиру на Конюшенной площади, дом 2. В гостях у Прибытковых бывали многие выдающиеся деятели искусства, друзья семьи и родственники: артисты Александрийского театра В. Н. Давыдов, Н. Н. Ходотов, Е. П. Карпов, П. В. Самойлов и многие другие.

В этом же здании был расположен Музей придворного экипажа, построенный в 1858-1860гг. архитектором П. С. Садовниковым. Он предназначался для хранения экипажей императорской семьи и свиты. В музее хранились такие раритеты, как 2-х местный возок Петра I, сделанного собственноручно, карета Александра II, взорванная при покушении 1 марта 1881г., чучела лошадей придворной конюшни. После революции 1917 года Конюшенный музей закрыли, а экспонаты отсюда распределили между Царскосельским музеем и Эрмитажем. 

1 км, 12 м
6