The path of Alexander Nevsky

The beginning of the excursion route is in the center of St. Petersburg, where tourists will get acquainted with the history of the square, as well as visit the Holy Trinity Alexander Nevsky Lavra.  The route will end with a visit to the Church of Alexander Nevsky in Ust-Izhora.

The commander talent happily combined in Alexander Nevsky with political talent and outstanding diplomatic ability.  A wise and subtle combination of military and political efforts, multiplied by the art of diplomacy, saved Russia in a critical situation.  Alexander caught the deep current of history and, comprehending it, lived and acted as the fate of the Fatherland demanded.  But his first feat was the Battle of the Neva.

On July 15 (July 22, new style), 1240, the fearless young prince of Novgorod in a fierce battle on the Neva reversed the Swedish army that had moved into Russia.  This victory brought Alexander Yaroslavich the honorary nickname - Nevsky.

  • temples and cathedrals 1 ,
  • points of interest 1
19 km, 322 m
Saint Alexander Nevsky Lavra

Saint Alexander Nevsky Lavra

St. Petersburg, Monastyrka river embankment, 1

Alexander Nevsky Lavra is a male Orthodox monastery at the eastern end of Nevsky Prospekt.  The first and largest monastery in the city.  The site for the construction of the Alexander Nevsky Monastery was personally chosen by Emperor Peter I in 1710; it was previously assumed that it was here in 1240 that Alexander Nevsky defeated the Swedes in the Battle of the Neva.  And already in 1713, according to the project of D. Trezzini, the first wooden Annunciation Church of the future monastery was laid.  There are several famous cemeteries on the territory of the Alexander Nevsky Lavra, where members of the imperial family, state and public figures, representatives of culture and art are buried.

 In 1723, Peter I ordered to transfer the relics of Prince Alexander Nevsky from the city of Vladimir to a new monastery, they arrived in St. Petersburg in 1724, and a new holiday of the Bringing of the relics of the blessed Prince Alexander appeared in the calendar of the Russian Church.  Saint Alexander Nevsky is one of the patrons of St. Petersburg, along with Peter I.

1

The route "The Path of Alexander Nevsky" is not only dedicated to the memorable places of those events, but also shows continuity in the sacred cause of defending the Motherland.  Obukhovsky factory, which produced guns for the Russian army and navy, serves as a reminder of the strategic importance of the Neva lands for the state.

8 km, 2 m
2

Alexander acted not so much by force as by conviction.  With righteousness and wisdom, he attracted the Finno-Ugric tribes living on the Neva banks to his side.

Pelgusiy (baptized Philip) is an elder of the small Finnish Izhora tribe, known from the Novgorod and Sophia annals.  Izhors participated in the defense of the Novgorod region as a "coast guard".  One day at dawn on a July day, while on patrol, he saw Swedish warships marching on the Neva to the mouth of Izhora.  There the Swedes apparently decided to make a stop.  Pelgusiy, "having seen the strength of the warriors," hastily arrived in Novgorod and informed the prince of the impending danger.  His compatriots at this time continued to conduct active reconnaissance, and then, under the leadership of their elder, participated in the defeat of the 5-thousandth detachment of the Swedes in the Battle of the Neva.

Pelgusiy is a Russified Finno-Ugric name.  In the Izhorian language, "Pelgo" (Finnish pronunciation of "Pelkko") means "God-fearing."  The Life of Saint Alexander Nevsky describes the "Vision of Pelgusiy".

The oldest and most reliable story about this event was preserved in the first edition of the Life of Alexander Nevsky, written in the 80s of the XIII century by a monk of the Vladimir monastery of the Nativity of the Virgin.  Its possible source is the oral stories of eyewitnesses to the life and exploits of Prince Alexander Yaroslavich and his warriors.

Carrying out patrol on the coast of the Neva, that is, on the site of the future St. Petersburg, Pelgusiy experienced a miraculous revelation.  Saints Boris and Gleb appeared to him in a boat, announcing that they were going to help "their relative Alexander."

5 km, 814 m
3

The Church of St. Alexander Nevsky in Ust-Izhora is located on the old Shlisselburg tract near the confluence of the Izhora river into the Neva.  According to the life of Alexander Nevsky, in 1240 many enemies died  during the Battle of the Neva at about this place.  It is interesting that this happened behind Izhora, away from the main place of hostilities, where the “Alexander's regiments” could not pass.

Nowadays, scientists have different assessments of the scope and significance of the Russian Neva victory in 1240.  It is possible that there were not many Swedes, and this particular departure was of a reconnaissance nature and did not set itself the goal of a quick and complete conquest of the "river and the entire Novgorod region."  But the fact that the Swedes took bishops with them (that were, at least two, while there were six of them in the whole of Sweden) suggests that they were planning some large-scale action, an important link of which was the landing in the area of ​​present-day Ust-Izhora.  At the same time, Alexander Nevsky, of course, showed himself to be a talented commander.

Novgorodians also appreciated the significance of this battle.  The capacious message of the Novgorod chronicle contains the exact date of the battle (July 15), an indication of the number of victims, the names of some of them and the names of the main Novgorod heroes.  This is how very important battles were described in the Novgorod chronicle.  At the same time, the Novgorod scribe linked the victory with the help of Boris and Gleb themselves, the first Russian saints, very revered in Russia, who were mentioned only in exceptional cases.

In 1711-12 in Ust-Izhora, on the site of the present church of Alexander Nevsky, Peter I erected a memorial wooden chapel of the same name.  In 1726 the chapel burned down, in 1730 it was rebuilt, but in 1797 it burned down again, this time from a lightning strike.  In 1798-1799, the temple was rebuilt, this time in stone, at the expense of local residents.

In 1835-1836, the temple was rebuilt according to the project of the architect Gromov;  a new bell tower was erected.  In 1842, a stone chapel and a stone fence appeared next to the temple.  However, the population in the village increased, and soon the temple could no longer accommodate it.  Therefore, in the years 1874-1875, according to the project of the architect Shurupov, two side chapels were added - St. Nicholas the Wonderworker and John the Baptist, and the dome was enlarged.  At the same time, the main chapel was also expanded.

In 1934 the church was closed;  it housed warehouses.  During the war, the bell tower was destroyed by a shell.  In 1887-1990, the church was rebuilt in its former form and transferred to the church.  However, the paintings of the 19th century that did not survive the war were irretrievably lost.  Now, if you're lucky, you can ask the rector's blessing and climb the bell tower to admire the picturesque views of the Neva and the surrounding greenery.

The temple, as in previous times, is the architectural and high-rise accent of the Shlisselburg highway at the mouth of the Izhora river.  In the 2000s, two monuments to Alexander Nevsky appeared next to it - a memorial sign-chapel with a bronze bust of the prince (2002) and a separate monument to the commander on the coastal slope (2003).

 

4 km, 308 m
4

Путь Александра Невского

Начало экскурсионного маршрута в центре города Санкт-Петербурга, где туристы познакомятся с историей площади, а также посетят Свято-Троицкую Александро-Невскую Лавру. Завершится маршрут посещением Церкви Александра Невского в Усть-Ижоре.

Дар полководца счастливо соединился в Александре Невском с политическим талантом и выдающимися дипломатическими способностями. Мудрое и тонкое сочетание боевых и политических усилий, помноженное на искусство дипломатии, спасли Русь в критической ситуации. Александр уловил глубинный ток истории и, постигнув его, жил и действовал так, как требовала судьба Отечества. Но первым его подвигом стала Невская битва.

15 июля (22 июля по новому стилю) 1240 года бесстрашный молодой князь новгородский в ожесточённом сражении на Неве обратил вспять двинувшееся в пределы Руси шведское воинство. Эта победа принесла Александру Ярославичу почётное прозвище – Невский.

  • религиозные места 1
19 км, 322 м
Свято-Троицкая Александро-Невская лавра

Свято-Троицкая Александро-Невская лавра

Санкт-Петербург, набережная реки Монастырки, 1

Первый и наиболее крупный монастырь Санкт-Петербурга

Александро-Невская лавра — мужской православный монастырь на восточной оконечности Невского проспекта. Первый и наиболее крупный монастырь города. Место для строительства Александро-Невского монастыря лично в 1710 году выбрал император Петр I, ранее предполагалось, что именно здесь в 1240 году Александр Невский одержал победу над шведами в Невской битве. И уже в 1713 году по проекту Д. Трезини была заложена первая деревянная Благовещенская церковь будущего монастыря. На территории Александро-Невской лавры расположено несколько известных кладбищ, где похоронены члены императорской семьи, государственные и общественные деятели, представители культуры и искусства.

В 1723 году Петр I повелел перенести в новый монастырь мощи князя Александра Невского из города Владимира, они прибыли в Санкт-Петербург в 1724 году, а в календаре Русской Церкви появился новый праздник Пренесения мощей благоверного князя Александра. Святой Александр Невский является, наряду с Петром I, одним из покровителей Санкт-Петербурга.

1
Обуховский завод

Обуховский завод

Санкт-Петербург, просп. Обуховской Обороны, 120

Маршрут «Путь Александра Невского» не только посвящён памятным местам тех событий, но и показывает преемственность в священном деле защиты Родины. Обуховский завод, производивший пушки для русской армии и флота, служит напоминанием о стратегической важности невских земель для государства.

8 км, 2 м
2
Место встречи Александра Невского и Пелгусия Ижорянина

Место встречи Александра Невского и Пелгусия Ижорянина

Санкт-Петербург, территория Усть-Славянка, Советский проспект

Александр действовал не столько силой, сколько убеждением. Праведностью и мудростью он привлекал на свою сторону жившие на Невских берегах финно-угорские племена.

Пелгусий (в крещении Филипп) – старейшина небольшого финского племени ижора, известный по Новгородской и Софийской летописям. Ижорцы участвовали в обороне Новгородского края как «береговая стража». Однажды на рассвете июльского дня, находясь в дозоре, он увидел шведские военные корабли,  шедшие Невой к устью Ижоры. Там шведы, видимо, решили сделать остановку. Пелгусий, «уведав силу ратных», спешно прибыл в Новгород и сообщил князю о грозящей опасности. Его соплеменники в это время продолжали вести активную разведку, а затем под руководством своего старейшины участвовали в разгроме 5-тысячного отряда шведов в Невской битве.

Пелгусий – это русифицированное финно-угорское имя. На языке ижорцев «Пелго» (финское произношение «Пелкко») означает «богобоязненный». В Житии святого Александра Невского описано «Видение Пелгусия».

Старший и наиболее достоверный рассказ об этом событии сохранила первая редакция Жития Александра Невского, написанная в 80-е годы XIII века иноком Владимирского монастыря Рождества Богородицы. Его возможный источник — устные рассказы очевидцев жизни и подвигов князя Александра Ярославича и его дружинников.

Неся дозор на побережье Невы, то есть на месте будущего Санкт-Петербурга, Пелгусий испытал чудесное откровение. Ему явились святые Борис и Глеб в ладье, возвестившие, что идут на помощь «сроднику своему Александру».

5 км, 814 м
3
Церковь Александра Невского (Усть-Ижора)

Церковь Александра Невского (Усть-Ижора)

Санкт-Петербург, Колпинский район, пос. Усть-Ижора, Шлиссельбургское шоссе, д. 217

Церковь Св. Александра Невского в Усть-Ижоре расположена на старинном Шлиссельбургском тракте возле впадения реки Ижоры в Неву. Если верить житию Александра Невского, в 1240 году, в ходе Невской битвы примерно на этом месте пало множество врагов. Интересно, что это произошло за Ижорой, в стороне от основного места боевых действий, куда не могли пройти «полки Александровы».

Ныне ученые по-разному оценивают размах и значение русской невской победы 1240 года. Не исключено, что шведов было немного, и их этот конкретный выезд носил разведывательной характер и не ставил перед собой цели быстрого и полного покорение «реки и всей области Новгородской». Но тот факт, что шведы взяли с собой епископов (то есть не менее двух, в то время как во всей Швеции их было шесть) говорит о том, что ими замышлялась некая крупномасштабная акция, важным звеном которой и являлась высадка в районе нынешней Усть-Ижоры. При этом Александр Невский, безусловно, проявил себя талантливым полководцем.

Новгородцы тоже оценили значение этой битвы. Емкое сообщение новгородской летописи содержит точную дату битвы (15 июля), указание на число жертв, имена некоторых из них и имена главных новгородских героев. Так описывались в новгородском летописании очень важные битвы. При этом победу новгородский книжник связывал с помощью самих Бориса и Глеба, первых русских святых, очень почитаемых на Руси, которых упоминали лишь в исключительных случаях.

 

В 1711-12 годах в Усть-Ижоре на месте нынешней церкви Александра Невского Петром I была воздвигнута одноименная памятная деревянная часовня. В 1726 году часовня сгорела, в 1730-ом году была возобновлена, но в 1797 году вновь сгорела, на этот раз от удара молнии. В 1798-1799 году храм был построен заново, на этот раз в камне, на средства местных жителей.

В 1835-1836 годах храм перестроили по проекту архитектора Громова; была возведена новая колокольня. В 1842 году рядом с храмом появились каменная часовня и каменная ограда. Однако население в поселке увеличивалось, и вскоре храм его уже не вмещал. Поэтому в1874-1875 гг. по проекту архитектора Шурупова были пристроены два боковых придела — Святителя Николая Чудотворца и Иоанна Предтечи, и увеличен купол. В это же время так же был расширен главный придел.

В 1934 году церковь была закрыта; в ней помещались склады. Во время войны снарядом была разрушена колокольня. В 1887-1990-м годах церковь была воссоздана в прежнем виде и передана церкви. Однако, не уцелевшие в войну росписи XIX веке утрачены безвозвратно. Ныне, если повезет, можно спросить благословения у настоятеля храма и подняться на колокольню полюбоваться живописными видами на Неву и окрестную зелень.

Храм, как и в прежние времена, является архитектурным и высотным акцентом Шлиссельбургского шоссе у устья реки Ижоры. В 2000-х гг. подле него появились два памятника Александру Невскому — памятный знак-часовня с бронзовым бюстом князя (2002 г.) и отдельный монумент полководцу на береговом склоне (2003 г).

4 км, 308 м
4