Квартал Великолепных театров – в ритме Петипа

Экскурсия посвящена самому центру петербургских оперы и балета – Театральной площади.  Здесь с 1783 года находились крупнейшие театры столицы – сначала Большой, а затем – Мариинский.

Маршрут:
Театральная площадь – улица Глинки – Санкт-Петербургская Консерватория им. Н. А. Римского-Корсакова – Мариинский театр – Театр «Мариинский-2»

Продолжительность: 2 часа.

  • развлечения 1 ,
  • площади 1 ,
  • театры 2
0 км, 926 м
Памятник М. И. Глинке

Памятник М. И. Глинке

Санкт-Петербург, Театральный сквер, Памятник Михаилу Ивановичу Глинке
1
Театральная площадь

Театральная площадь

Санкт-Петербург, Адмиралтейский район, Театральная площадь

Театральная площадь появилась всего спустя три десятилетия после основания города, в 1730-х годах. В начале XVIII века ее обычно называли Брумбергская, или Брумбергова, по фамилии владельца находившихся поблизости пильных мельниц Брумберга.

Эта
 площадь образовалась в екатерининское время в связи со строительством Большого (или Каменного) театра. Театр, одновременно вмещавший до 3000 человек, был самым значительным театральным сооружением Петербурга того времени.
 Вечерами в Коломну съезжался весь петербургский бомонд.

В 1860-х годах для опер и балетов строится новое здание Мариинского театра, где и по сей день сияют на сцене звезды Перебургского балета. На месте Большого театра возводится здание консерватории, при которой был свой собственный театр оперы и балета.

None
2
Санкт-Петербургская консерватория им. Н. А. Римского-Корсакова

Санкт-Петербургская консерватория им. Н. А. Римского-Корсакова

Санкт-Петербург, Театральная площадь д.3

Большой Каменный театр. Первый городской каменный театр открылся в Петербурге в 1783 г. Театр стал называться Большой или Каменный.

В 1775 г. началось строительство театра, автором проекта был А. Ринальди. В 1799 году он упал с лесов и строительство завершил Ф. В. Баур. В 1783 г. открылся первый сезон театра оперой "На луне" композитора Д. Паизиелло.

В начале XIX в. в труппе театра появился французский хореограф К. Дидло, петербургскому балету начали подражать европейские труппы. Большое место занимали и драматические спектакли.

Возглавивший балетную труппу театра в 1869 году Мариус Петипа продолжил традиции своих предшественников Жюля Перро и Артюра Сен-Леона. Петипа ревностно сохранял такие классические спектакли, как «Жизель», «Эсмеральда», «Корсар», подвергая их лишь бережной редакции. Поставленная им «Баядерка» впервые принесла на балетную сцену дыхание крупной хореографической композиции, в которой «танец уподобился музыке». Счастливая встреча Петипа с Чайковским, утверждавшим, что «балет – та же симфония», привела к рождению «Спящей красавицы» – подлинной музыкально-хореографической поэмы. В содружестве Петипа и Льва Иванова возникла хореография «Щелкунчика». Уже после смерти Чайковского «Лебединое озеро» обрело вторую жизнь на сцене Мариинского театра – и вновь в совместной хореографии Петипа и Иванова. Свою репутацию хореографа-симфониста Петипа упрочил постановкой балета Глазунова «Раймонда». Его новаторские идеи были подхвачены молодым Михаилом Фокиным, поставившим в Мариинском театре «Павильон Армиды» Черепнина, «Лебедя» Сен-Санса, «Шопениану» на музыку Шопена, а также балеты, созданные в Париже – «Шехеразаду» на музыку Римского-Корсакова, «Жар-птицу» и «Петрушку» Стравинского.

281 м
3
Памятник Н.А. Римскому-Корсакову

Памятник Н.А. Римскому-Корсакову

Санкт-Петербург, Театральная площадь
102 м
4
Мариинский театр

Мариинский театр

Санкт-Петербург, Театральная площадь, 1

Мариинский театр был наследником Большого каменного. Здание было перестроено А. К. Кавосом из здания сгоревшего цирка в 1860 году.

Сначала в новом здании жила только оперная труппа.

В 1886 году балетные спектакли, до этого времени продолжавшие идти на сцене Большого Каменного театра, были перенесены в Мариинский театр. А на месте Большого Каменного возвели здание Санкт-Петербургской консерватории.

Правительственным декретом 9 ноября 1917 года Мариинский театр был объявлен Государственным и передан в ведение Наркомпроса. В 1920 году его стали именовать Государственным академическим театром оперы и балета (ГАТОБ), а с 1935 года ему было присвоено имя С. М. Кирова. Наряду с классикой прошлого века на сцене театра в 20-е – начале 30-х годов рождаются балеты, утверждающие популярное в течение десятилетий новое хореографическое направление, так называемый драмбалет – «Красный мак» Рейнгольда Глиэра, «Пламя Парижа» и «Бахчисарайский фонтан» Бориса Асафьева, «Лауренсия» Александра Крейна, «Ромео и Джульетта» Сергея Прокофьева и др.

Последней предвоенной оперной премьерой Кировского театра был вагнеровский «Лоэнгрин», второй спектакль которого закончился поздним вечером 21 июня 1941 года, но назначенные на 24 и 27 июня спектакли заменили на «Ивана Сусанина». Во время Великой Отечественной войны театр был эвакуирован в Пермь, где состоялись премьеры нескольких спектаклей, в том числе премьера балета Арама Хачатуряна «Гаянэ». По возвращении в Ленинград театр открыл сезон 1 сентября 1944 года оперой Глинки «Иван Сусанин».

В 50-70-е гг. в театре были поставлены такие знаменитые балеты, как «Шурале» Фарида Яруллина, «Спартак» Арама Хачатуряна и «Двенадцать» Бориса Тищенко в хореографии Леонида Якобсона, «Каменный цветок» Сергея Прокофьева и «Легенда о любви» Арифа Меликова в хореографии Юрия Григоровича, «Ленинградская симфония» Дмитрия Шостаковича в хореографии Игоря Бельского, одновременно с постановкой новых балетов в репертуаре театра бережно сохранялась балетная классика.

122 м
5
Театр «Мариинский-2»

Театр «Мариинский-2»

Санкт-Петербург, улица Декабристов, 34

Новая сцена Мариинского театра. Мариинский-2 наряду с историческим зданием Мариинского театра, построенным в 1860 году, и Концертным залом, открытым в 2006 году, стал частью уникального по своим творческим и просветительским возможностям театрально-концертного комплекса. Хотя это современный зрительный зал, в его основе лежат те же принципы, что и в знаменитых оперных театрах XVIII и XIX века – изогнутая форма в виде подковы и три яруса балконов. Именно такая конфигурация обеспечивает уютную атмосферу, наилучшую акустику и прекрасный обзор, а значит, комфорт и удобство зрителей.

 

193 м
6