Императорский маршрут в Санкт-Петербурге

Маршрут по достопримечательностям, тесно связанным с жизнью и деятельностью императорской семьи Романовых.

«Императорский маршрут в Санкт-Петербурге» - это первая часть двухдневного тура по памятным местам Дома Романовых в Санкт-Петербурге и пригородах.

История Санкт-Петербурга с момента основания тесно связана с Императорским Домом Романовых. Сегодня, в начале XXI века, пришло время по-новому взглянуть на события прошлого, имевшие ключевое значение для истории Государства Российского. «Императорский Маршрут в Санкт-Петербурге» позволит гостям и жителям нашего города познакомиться с традициями Дома Романовых и увидеть изнутри, как жила семья последнего императора. Культурные объекты маршрута, позволят экскурсантам самим стать свидетелями драматических коллизий и судьбоносных поворотов.

Знакомство начнется с посещения Зимнего дворца – главной резиденция Дома Романовых, сердца Российской государственности и средоточия культурных богатств Империи. В ходе экскурсии гости, и жители Санкт-Петербурга посетят Аничков дворец, Дворец Белосельских-Белозерских, Храм святого царственного мученика Николая, Особняк Матильды Кшесинской. Экскурсия закончится в Петропавловской крепости – усыпальницей Российских императоров, местом упокоения Николая II и его семьи.

Порядок объектов показа по маршруту может меняться.

  • религиозные места 2 ,
  • дворцы 4
10 км, 683 м
Зимний дворец

Зимний дворец

Санкт-Петербург, Дворцовая Площадь, 2

Зимний дворец - бывший императорский дворец, в настоящее время входит в состав главного музейного комплекса Эрмитаж

Монументальный и нарядный Зимний дворец, возведенный по заказу императрицы Елизаветы Петровны архитектором Франческо Бартоломео Растрелли в 1754-1762 гг., - яркий памятник стиля барокко. Здание представляет собой блестящий пример синтеза архитектуры и декоративной пластики. Все его фасады украшены двухъярусной колоннадой. Образуя сложный ритм вертикалей, колонны устремляются вверх, и это движение подхватывается многочисленными статуями и вазами на крыше. Обилие лепных украшений - причудливых карнизов и наличников окон, маскаронов, картушей и рокайлей, разорванных фронтонов - создает богатейшую игру света и тени, придает облику здания особое великолепие.

Развивая один и тот же архитектурный мотив, Растрелли создал все четыре фасада дворца различными по ритму построения. Торжественен южный фасад, обращенный к площади. Здесь архитектор, прорезав фасад тремя арками, устроил парадный проезд во двор и акцентировал его вертикалями парных колонн. Величавый северный фасад, создающий впечатление бесконечной колоннады, обращен к широкой глади Невы. Западный фасад, смотрящий на Адмиралтейство, напоминает композицию загородного дворца с небольшим парадным двором. Монументальный восточный фасад с массивными боковыми корпусами, образующими большой парадный двор, обращен в сторону Миллионной улицы, где находились особняки знати.

На протяжении 150 лет дворец являлся парадной императорской резиденцией. В ноябре 1917 года он был объявлен музеем. Экспозиции, расположенные во дворце, представляют парадные залы и апартаменты, коллекции древностей Евразии и Востока, а также собрания живописи, скульптуры и декоративно-прикладного искусства Европы и Востока.
 

Стоимость билетов — 600 рублей

Граждане Российской Федерации и Республики Беларусь – 400 рублей

Дети, студенты, пенсионеры РФ – бесплатно

1
Аничков Дворец

Аничков Дворец

Санкт-Петербург, Невский проспект, 39 A

Аничков дворец - один из императорских дворцов города у Аничкова моста на набережной реки Фонтанки

Своё название дворец получил от Аничкова моста. Это старейшее из сохранившихся зданий на Невском проспекте. 

Начал строиться в 1741 году по указу императрицы Елизаветы, только что восшедшей на престол в результате очередного переворота. Проект разноэтажного здания в виде растянутой буквы «Н» был создан одним из первых архитекторов новой столицы Михаилом Земцовым. Завершал строительство в стиле высокого барокко уже Б.Растрелли.

В это время Фонтанка служила окраиной города, а Невский проспект был ещё просекой. Таким образом, дворец должен был украсить въезд в столицу. От Фонтанки к дворцу был прорыт специальный канал, завершавшийся у входа небольшой гаванью. Отсюда и необычное положение дворца, стоящего к Невскому проспекту боком. Построенный дворец, напоминавший с устроенным рядом садом, фонтанами, цветниками Петергоф, Елизавета подарила своему фавориту Алексею Разумовскому. Впоследствии дворец неоднократно выступал в качестве подарка, обычно на свадьбу. После восшествия на престол Екатерина II, выкупив его у брата Разумовского — Кирилла, сочла более всего уместным подарить его также своему фавориту графу Григорию Потемкину. К подарку были присовокуплены 100 тыс. рублей на обустройство дворца «по вкусу». В итоге дворец был переделан в 1776—1778 годах архитектором И. Е. Старовым в стиле классицизма, поэтому характерная для барокко разноэтажность постройки была уничтожена, лепнина исчезла, гавань засыпана. В результате дворец стал более строгим, но и монотонным.

В конце XVIII века дворец был откуплен в казну, некоторое время в нём находился Кабинет Его Императорского Величества, для которого впоследствии на набережной Фонтанки перед дворцом архитектором Кваренги было построено отдельное здание, которое закрыло обзор дворца с Аничкова моста. Александр I подарил своей любимой сестре великой княгине Екатерине Павловне как приданое на свадьбу с принцем Георгом Ольденбургским. В 1817 году в дворец въехал Николай Павлович, будущий Николай I. При нём зодчий Росси перепланировал некоторые интерьеры дворца, а также включил дворец с прилегающим садом в ансамбль площади Александринского театра (ныне площадь Островского). После восшествия на престол и переезда в Зимний дворец, Николай переезжал сюда на время поста, здесь же проводились придворные балы. Когда в 1837 году Зимний дворец реконструировался после страшного пожара, августейшая семья переехала в Аничков и проживала в нем некоторое время. После смерти императора в 1855 году дворец был переименован в «Николаевский», однако название не прижилось. Во дворце воспитывался и его сын Александр, будущий Александр II, одним из его учителей был друг Пушкина поэт Василий Жуковский, который имел во дворце собственную квартиру. Он же обучал русскому языку императрицу Александру Федоровну. 23 ноября 1836 года на аудиенцию к императору был приглашён Александр Пушкин, от которого Николай потребовал воздержаться от дуэли.

В 1841 Николай подарил дворец, опять же на свадьбу, сыну Александру, будущему Александру II, а тот через четверть века также на свадьбу сыну тоже Александру, будущему Александру III. Опасаясь террористов, Александр III выбрал дворец в качестве резиденции. В это время была построена глухая стена со стороны площади.

После революции недолго здесь просуществовал музей города, в 1925 году он был закрыт, и только 12 февраля 1937 года во дворце открылся Ленинградский Дворец пионеров, ныне Дворец творчества юных и Аничков лицей. Во время Великой Отечественной войны, 1 октября 1941 года во Дворце пионеров был открыт хирургический стационар. Он проработал всю первую блокадную зиму, приняв значительное количество раненых людей. Весной 1942 года госпиталь был переведён из Дворца, и в мае Дворец пионеров был вновь открыт для блокадных детей.

1 км, 840 м
2
Дворец Белосельских-Белозерских

Дворец Белосельских-Белозерских

Санкт-Петербург, Невский пр., 41

Дворец Белосельских-Белозерских – роскошный и хорошо узнаваемый дворец, расположенный на Невском проспекте в месте его пересечения с рекой Фонтанкой

Среди многочисленных памятников архитектуры, которые находятся на Невском проспекте, один из самых заметных — дворец князей Белосельских-Белозерских. Он был построен в 1848 г. известным архитектором эпохи Николая I А.И. Штакеншнейдером. Проект здания был представлен императору, и он одобрил его. Построенный дворец восхитил современников. О нем писали, что это «величественное палаццо», «совершенство в своем роде», а Штакеншнейдер «совершил настоящий художественный подвиг». Дворец князей Белосельских-Белозерских стал последним частным дворцом, выстроенным на Невском проспекте в XIX веке.

Первые владельцы дворца — представители древнейшего княжеского рода, ведущие начало от Владимира Мономаха,- Белосельские-Белозерские. Многие из них были военными, дипломатами, занимали важные посты при царском дворе. Приемы, устраивавшиеся князьями в собственном дворце на Невском, славились размахом и роскошью. По великолепию их сравнивали с императорскими приемами в Зимнем дворце. Князья Белосельские-Белозерские увлекались музыкой, театром, литературой, собирали художественные коллекции (живопись, фарфор, серебро), которые украшали залы дворца.

В конце XIX века дворец был приобретен сыном императора Александра II — великим князем Сергеем Александровичем по случаю женитьбы на принцессе Элле Гессенской (великая княгиня Елизавета Федоровна). В 1911 г. владелица дворца Елизавета Федоровна передала дворец своему племяннику — великому князю Дмитрию Павловичу (впоследствии известному, как участник убийства Григория Распутина).

После Октябрьской революции 1917 г. здание было национализировано. В советский период здесь размещались разные общественные организации, а главным арендатором был РК КПСС Куйбышевского района. Во время блокады здание пострадало от бомбежек и артобстрелов, и после войны во дворце велись реставрационные работы.

В 1992 г. во дворце расположился Петербургский культурный центр. А с января 2003 г. здание передано по юрисдикцию Управления делами президента РФ. Большое внимание уделяется его техническому состоянию, проводятся обследования и реставрационные работы.

Во дворце сохранились подлинные интерьеры, среди которых выделяются парадные залы на 2-ом этаже: Дубовый зал (бывшая библиотека), использовавшийся как малый концертный зал, Картинная галерея, Парадная столовая, Бежевая гостиная, Зеркальный (бальный) зал с прекрасной акустикой, так как изначально предназначался для проведения концертов и до сих пор используется в этом качестве, Золотая Малиновая гостиная. Во всех этих и других залах сохранилась художественная отделка середины- конца XIX века: камины, светильники, лепнина, картины, зеркала, мебель и многое другое.

270 м
3
Храм Св. Страстотерпца Царя Николая

Храм Св. Страстотерпца Царя Николая

Санкт-Петербург, Суворовский проспект, 61

Церковь при Окружном военном госпитале на Смольном проспекте.

По скудным сведениям, которые мне удалось разыскать, церковь находится в помещении бывшей часовни. Дата постройки неизвестна. Она является первым городским храмом в Санкт-Петербурге во имя Святого страстотерпца царя Николая II. Освящена в Рождественский сочельник 6 января 2003 года. Имеет два престола: во имя св. Владимира равноапостольного и во имя св. Николая, царя-мученика.

Данная церковь - вторая при Окружном военном госпитале, первая, во имя св. князя Владимира, находится внутри госпитального комплекса.

Настоятель: священник Игорь Лобанов.

2 км, 501 м
4
Особняк Кшесинской

Особняк Кшесинской

Санкт-Петербург, улица Куйбышева, 2-4

Выдающийся памятник архитектуры в стиле модерн, построенный по проекту А.И. фон Гогена в 1904-1906 годах

Дом считается эталонной постройкой петербургского модерна.

Хозяйка особняка была известна всему Петербургу — это знаменитая балерина, прима Мариинского театра Матильда Кшесинская. В гостях у неё часто бывали Ф. Шаляпин, А. Павлова и С. Дягилев. Заглядывали сюда и великие князья Романовы, некоторые из которых имели с балериной больше, чем дружеские отношения. По легенде, из особняка Кшесинской идет подземный ход под Невой в Зимний дворец, по которому в гости к балерине ходил наследник цесаревич, будущий Император Николай II.

Внутренняя планировка здания особняка и его внешний облик отражали личные предпочтения  примы-балерины. Она писала в дневнике: «Место мне понравилось. Оно находилось в лучшей части города, далеко от всяких фабрик. По своему размеру позволяло построить большой светлый дом и иметь при нем хороший сад». Особняк представляет собой здание необыкновенной красоты, объединяющее в общий ансамбль две анфилады залов, шикарный зимний сад и большое количество самых разнообразных хозяйственных построек. В здании даже располагались коровник и гараж. По воспоминаниям очевидцев того времени, очень часто во дворе особняка прогуливались свинья и козочка.

Дом имеет богатую революционную историю. Здесь с апреля по июль 1917 года размещался Петроградский комитет партии большевиков. В комнатах особняка работали Г. Зиновьев и И. Сталин. С балкона особняка, выходя прямо из своего кабинета, произносил речи В. И. Ленин.

После революции в особняке одно время был музей С. М. Кирова, в 1957 году открылся музей Революции. Сейчас здесь находится интереснейший Музей политической истории России.

Есть легенда: если в полночь прийти к этому дому и встать на углу с улицей Куйбышева, в одном из окон можно увидеть стройный силуэт самой великой балерины. Она до сих пор любит навещать свой любимый особняк.   

4 км, 730 м
5
Петропавловский собор

Петропавловский собор

Санкт-Петербург, Заячий остров

Петропавловский собор является самым старым петербургским храмом

Памятник архитектуры петровского барокко. Петропавловский собор является самым старым петербургским храмом. Его начали строить 12 июля 1703 года в день святых апостолов Петра и Павла на территории только что заложенной крепости. Сооружение собора по проекту и под руководством архитектора Д. Трезини заняло 20 лет — с 1712 по 1732 год. До 2012 года собор высотой 122,5 м. был самым высоким из зданий Санкт-Петербурга.

С самого начала строительства храма Петр решил  превратить его в усыпальницу российских правителей. С лета 1708 года, еще в недостроенной церкви, начались захоронения. Здесь были погребены все русские цари династии Романовых, за исключением Петра II и Ивана VI. 

454 м
6