Конфессии в Петербурге

Маршрут предполагает проведение комбинированной автобусно-пешеходной светской экскурсии по религиозным объектам. Основной теоретический материал раскрывается на экспозиции Музея истории религии с использованием Русского жестового языка (далее - РЖЯ). Пешеходная часть нити маршрута проходит по Невскому проспекту с посещением храмов, расположенных в центральной части города. Экскурсия проводится на русском жестовом языке.

Санкт-Петербург известен своей мультикультурностью. Уже на самом раннем этапе существования города сюда приезжало большое количество иностранцев: архитекторы и аптекари, производители музыкальных инструментов и художники, каретники, кондитеры, столяры, портные, парикмахеры, дворники, учителя и гувернантки – были представлены самые разнообразные специальности. В числе первых появляется Татарская слобода, постепенно формируются Немецкая слобода, Греческая, Французская, Финская слобода с интересным названием «Финские шхеры». Постепенно иностранцы стали переселяться ближе к Невскому проспекту, при этом каждая диаспора желала иметь свой храм на главной улице города. Сегодня инославные и иноверческие храмы в историческом центре Петербурга свидетельствуют о его давнем многонациональном составе.

Автобусно-пешеходная экскурсия, которая получила название «Конфессии в Петербурге» призвана раскрыть уникальный мультикультурный характер бывшей столицы.

Экскурсия проводится для глухих и слабослышащих туристов на РЖЯ. Существует распространенное заблуждение о том, что глухим и слабослышащим посетителям достаточно дать печатный текст, который содержит комментарий к экспонату, и проблема адаптации маршрута решена. Однако это не так. Русский язык воспринимается глухим человеком как иностранный язык – его приходится учить, как слышащие россияне учат английский или немецкий. Глухой ребенок не слышит речи и, соответственно, не может ей подражать. Как следствие - он не может этой речью сам овладеть. Родным языком глухого человека является русский жестовый язык.

Ядром экскурсионного маршрута является посещение Государственного музея истории религии. Это единственный в России музей, экспозиции которого рассказывают об истории возникновения и развития религиозных верований от архаики до настоящего времени, а также роли и месте религии в истории и культуре разных народов.

В настоящее время фонды Музея насчитывают около 200 000 экспонатов: коллекции предметов по истории и вероучению христианства, буддизма, ислама, а также коллекции, рассказывающие о религиях Китая и Японии, верованиях народов Сибири и Поволжья.

Экскурсия рассказывает об истории библейского монотеизма, о священных книгах, пророках и культовых сооружениях авраамических религий. Использование в повествовании метода сравнительного анализа позволяет выделить то общее, что есть в каждой из представленных религий, и то особенное в вероучении и культовой практике, без чего невозможно представить религиозные системы иудаизма, христианства, ислама. Экскурсия длится 1 час и проходит в выборочных залах музея.

Уникальность тура состоит в том, что и на экспозиции музея, и далее в пешеходной части маршрута работают неслышащие гиды, для которых русский жестовый язык является родным. Это крайне важно, так как использование в работе привычного тандема гида и сурдопереводчика существенно снижает эффективность и привлекательность тура: экскурсия растягивается, возникают паузы, внимание слушателей рассеивается. Кроме того, у переводчика гораздо меньше времени на то, чтобы найти для того или иного слова корректный жест, поэтому неизбежно возникают ошибки и неточности в переводе.

После изучения истоков и путей развития различных вероисповеданий в Музее истории религии, туристы отправляются на пешеходную прогулку по Невскому проспекту. Перед пешеходной частью маршрута можно запланировать кофейную паузу или обед: тур очень насыщенный в информационном плане, и небольшой отдых будет очень полезен группе. Выбор места для перерыва очень широк: группа никак не стеснена условиями доступности, поэтому заведение общественного питания назначается в зависимости от пожеланий, финансовых рамок и логистики.

Во второй части экскурсии участников ждет знакомство с несколькими храмами. Экскурсионные материалы для пешеходного маршрута были подготовлены специально Городским туристско-информационным бюро. Нить маршрута на Невском проспекте тянется от Казанского собора. На этой точке экскурсовод дает вводную информацию на улице, а затем группа заходит внутрь, чтобы осмотреть убранство собора. В процессе рассказа активно используется различный иллюстративный материал – фотографии, планы, репродукции картин и т.д.

Следующая точка – лютеранская церковь Петра и Павла (Петрикирхе). К ней группа следует через пешеходный переход, располагающийся по левую сторону от Казанского собора. По дороге можно на несколько минут остановиться, чтобы рассмотреть полный фасад церкви с противоположной стороны Невского проспекта.

Затем туристы направляются к Базилике Святой Екатерины Александрийской, которая является одним из старейших католических храмов России. Группа осматривает фасад и внутреннее убранство.

Последняя точка – Армянская апостольская церковь Святой Екатерины. В этом месте экскурсионный маршрут завершается.

 

Фотографии предоставлены автором маршрута.
  • музеи 2 ,
  • рестораны 1 ,
  • религиозные места 3
Государственный музей истории религии

Государственный музей истории религии

Санкт-Петербург, Почтамтская улица, 14

Режим работы: с 10.00 до 18.00, вторник - с 13.00 до 21.00, выходной день - среда

Стоимость льготных билетов: для инвалидов I и II группы – бесплатно, для иностранных граждан – 400 руб.

1
Ресторан «Stroganoff Steak House»

Ресторан «Stroganoff Steak House»

Санкт-Петербург, Конногвардейский бульвар, д.4

Первый русско-американский ресторан

Stroganoff Steak House открылся  10 мая 2007 года в самом центре Санкт-Петербурга в историческом здании, где до Революции располагались Казармы и Конюшни Конногвардейского Полка.
Место одновременно элегантно и демократично. Использование в оформлении интерьеров натуральных материалов – дерева, кожи – придают стейк хаусу атмосферу теплоты и гостеприимства. Стены украшают фотографии, на которых изображены сцены повседневной жизни в дореволюционной России.
Для самых маленьких гостей в ресторане оборудована детская комната со всевозможными игрушками, книгами, раскрасками и настольными играми. По выходным здесь проходят развлекательные программы от профессиональных аниматоров и нянь, которые с радостью присмотрят за детьми в возрасте от 1,5 лет. С пятницы по воскресенье действует детское меню.

2
Казанский Кафедральный Собор

Казанский Кафедральный Собор

Санкт-Петербург, Казанская площадь, 2

Один из крупнейших храмов Санкт-Петербурга, выполненный в стиле ампир

Казанский кафедральный собор - один из крупнейших храмов Санкт-Петербурга, построенный в 1801-1811 гг. архитектором А. Н. Воронихиным по приказу Павла I. Образцом для проекта послужил собор св. Петра в Ватикане. Собор является памятником русской воинской славы. Здесь хранятся военные трофеи, здесь же находится могила М. И. Кутузова. В период с 1932-1991 гг. собор был превращён в музей религии и атеизма. В 2000 г. имеет статус кафедрального. Главной святыней  храма является список, т.е. копия, с Казанской иконы Божией Матери. 

Планировка собора во многом очень примечательна.  Полукруглая колоннада, выходящая на Невский проспект, оформляет лишь боковой его фасад, тогда как вход в здание, как и полагается в православной традиции,  находится с западной стороны, со стороны Казанской улицы. Алтарь, в свою очередь, располагается в восточной части. 

3
Лютеранская церковь Петра и Павла (Петрикирхе)

Лютеранская церковь Петра и Павла (Петрикирхе)

Санкт-Петербург, Невский проспект, 22-24

На сегодняшний день это одна из старейших и крупнейших лютеранских церквей в России

Сохранившаяся до наших дней церковь была построена в 1833—1838 гг. по проекту А.Брюллова. Интерьер церкви был значительно перестроен, однако, ее внешний облик остался практически неизмененным. Перед церковью на высоких постаментах расположены фигуры апостолов Петра и Павла. На сегодняшний день это одна из старейших и крупнейших лютеранских церквей в России. В 1938 г., после национализации, в здании церкви был устроен склад театральных декораций, а также плавательный бассейн. В 1994 году церковь была возвращена верующим.

В Петершуле (школе при церкви) получили образование К. И. Росси, М. П. Мусоргский, один из крупнейших геологов России Г. П. Гельмерсен, географ В. В. Юнкер, архитекторы К. А. Тон, Л. Н. Бенуа, М. Е. Месмахер, А. X. Пель, педагог П. Ф. Лесгафт, основоположник педиатрии К. А. Раухфус, историки Г. В. Форстер, А. И. Михайловский-Данилевский и многие другие. 

4
Базилика Святой Екатерины Александрийской

Базилика Святой Екатерины Александрийской

Санкт-Петербург, Невский проспект, 32-34

Единственная в России малая базилика

Католический приход святой Екатерины Александрийской был основан в 1716 году; в 1738 году императрица Анна Иоанновна подписала разрешение на возведение католической церкви на Невской перспективе (Невском проспекте), однако строительство шло с большими проблемами. Первоначальный проект был разработан Пьетро Антонио Трезини, начавшиеся под его руководством работы были прекращены в 1751 году после отъезда зодчего на родину. Попытка закончить строительство в 60-х годах XVIII века, предпринятая архитектором Ж. Б. Валлен-Деламотом, также была неудачной. Всё это время община служила во временном храме, зал для которого был оборудован в соседнем доме (на месте современного дома 34 на Невском проспекте). Лишь в 1782 году строительство храма было закончено под руководством итальянских архитекторов Минчиани и А. Ринальди, последний был старостой общины. 7 октября 1783 года храм, получивший статус собора, был освящён в честь святой Екатерины Александрийской, покровительницы императрицы Екатерины II.

Храм св. Екатерины связан с именами многих выдающихся личностей. В 1798 году здесь был похоронен последний польский король Станислав Август Понятовский (впоследствии перезахоронен в Польше), а в 1813 году французский полководец Жан Виктор Моро. Прихожанином храма был знаменитый архитектор Монферран, строитель Исаакиевского собора. Здесь он венчался и крестил сына. Здесь же было отпето его тело после смерти, после чего его вдова увезла гроб с телом мужа во Францию.

Прихожанами храма был ряд российских дворян, перешедших в католицизм: княгиня З. А. Волконская, декабрист М. С. Лунин, князь И. С. Гагарин и другие.

В феврале 1984 года, в результате поджога, в здании вспыхнул сильнейший пожар, который свёл на нет работу реставраторов и окончательно уничтожил внутреннее убранство. В огне погибла вся скульптура, остатки росписей, мраморные алтари и 12-метровый корпус органа конца XVIII века. После этого сгоревший храм стоял закрытым, а окна были заколочены. В здании монастыря были устроены кабинеты Музея атеизма и частные квартиры.

Восстановление нормальной деятельности Католической церкви в России началось в начале 90-х годов XX века. В 1991 году был зарегистрирован вновь образованный приход святой Екатерины, в феврале 1992 года городские власти приняли решение о возвращении храма Церкви. Приход насчитывает около тысячи прихожан

В 2013 году церкви был дарован статус малой базилики. Она стала единственной базиликой в России

5
Армянская церковь Святой Екатерины

Армянская церковь Святой Екатерины

Санкт-Петербург, Невский проспект, 40-42

Сегодня церковь стала центром армянской культуры в Петербурге: при ней открыта типография и национальная школа

Первые армяне появились в Санкт-Петербурге почти сразу после основания города. В 1710 году они создали свою общину. В это время они собирались в частных домах. Первое прошение о постройке армянской церкви от архимандрита Минаса было подано в 1714 году, но было отклонено властями. Только 25 сентября 1725 года столичная община, насчитывавшая 30 дворов, получила согласие Синода на открытие молитвенного дома в деревянном здании на 3-й линии Васильевского острова. В январе 1740 года Лука Ширванов (ГукасШирванян) получил разрешение построить «церковь армянскую небольшую каменную своим иждивением». Но после смерти Анны Иоанновны строительство прекратилось. В соответствии с манифестом, изданным в июле 1763 года, о свободном отправлении церковных обрядов всеми народами, поселившимися в России, в обеих столицах были отведены места под строение иноверческих церквей и причастных к ним зданий.

22 мая 1770 года по челобитной главы армянской общины И. Л. Лазарева (ОванесЛазарян) «с прочими армянами» последовало устное повеление Екатерины II «дозволить им построить в Петербурге церковь»

Работы велись по проекту Ю. М. Фельтена достаточно быстро и уже в 1772 году церковь была освящена. Её строительство обошлось в 33 тыс. рублей. На сооружение храма И. Л. Лазарев лично пожертвовал 30 тыс. рублей, на которые и была сооружена церковь в соответствии с парадным великолепием центра столицы. За такую услугу общиной было позволено ему возвести на церковной земле свой собственный дом с южной стороны в линию с застройкой проспекта (Невском пр., 42). Выстроенное по проекту Фельтена жилое здание обошлось Лазареву в 50 000 рублей. Строительство северного флигеля производилось на десятилетие позднее. Построив здания целиком на свои деньги, Лазарев тем самым упрочил авторитет наиболее влиятельного лица в армянской общине

18 февраля 1780 года армянский архиепископ Иосиф (Аргутинский) при участии восьми священников и в присутствии князя Г. А. Потемкина-Таврического совершил освящение храма во имя великомученицы Екатерины, небесной покровительницы Императрицы. Церковь стала центром армянской культуры в Петербурге: при ней была открыта типография и национальная школа, действующая и по сей день.

6

полезная информация

Маршрут предоставлен ООО «Либерти».
Официальный сайт: www.libertytour.ru