The Maritime Glory of St.Petersburg

A route for those who are in love with the sea. A visit to Peterhof, a fortified town of Kronshtadt, cruiser Aurora and icebreaker Krassin, and the Arctic and Antarctic Museum

The route will let you get in touch with the history of Russia — a great maritime power — from the first Russian fleet, constructed under the order of tsar Peter the Great, to modern nuclear powered ships. For more than three centuries ships were created at shipyards of St. Petersburg. Our city is one of the largest Russian ports and an active participant of marine scientific researches.

Strolling around St. Petersburg and its suburban areas, you will travel not only in space, but also in time: the "Meteor" hydrofoil  will take you to Peterhof and the courtly XVIII century. Then you may go to Kronstadt and its man-made forts — the heart of the Russian navy and the vanguard in the construction of sea fortifications in Imperial Russia. On the cruiser Aurora you will find yourself in the beginning of the XX century in the times of the World War I and the socialist revolution. The icebreaker Krasin will immerse you in the heroic atmosphere of exploration of the North, and then study its history in the museum of Arctic and Antarctic.

And, finally, you find yourself in the modern magnificent and peaceful St. Petersburg, and its power and glory impress you even more by its beauty.

  • museums 5 ,
  • points of interest 1
94 km, 379 m
State Museum Complex "Peterhof"

State Museum Complex "Peterhof"

St. Petersburg, Peterhof, Razvodnaya street, 2

Russian tsars' summer residence of 18th-19th centuries

Peterhof founded in the very beginning of the XVIII century by the emperor Peter I near the new capital - St. Petersburg, became one of the most magnificent summer imperial residences and a peculiar triumphal monument of a successful conclusion of fight of Russia for an exit to the Baltic Sea. Regular Upper garden and Lower park were laid out, the Grand palace and some "small" palaces and pavilions were built, the world's largest system of fountains and water cascades was created, the most part of sculptural furniture was created to the middle of the 20th years of the XVIII century.

Visit the only museum in Russia, devoted to history of playing cards in Peterhof. It is located in the building of the former Palace board constructed in the end of the XVIII century. More than 8 thousand exhibits are presented in six halls of the museum. There are items of visual art and of arts and crafts representing the game and its attributes or related to it directly, and also unique in its content library except playing cards. 

1
Fort Konstatin

Fort Konstatin

Saint Petersburg, Kronstadt

It is one of the forts that made up the fortification system of Kronstadt.

Fort Konstatin is one of the largest of the former artillery forts of Kronstadt with preserved batteries, barracks, distance measuring pavilion and other fortifications.

There are many events held on the territory of the fort: the festival of retro technology "FORTUNA", an annual rally-sprint "Cup of Fort Konstatin", moto festivals, historic reenactments, festivals of electronic music.

In summer, one can enjoy the rope park and cable wakeboard with springboard complex, sauna and warm-up trampolines. Moreover, you can go on a boat ride around the forts of Kronstadt on board of the legendary "Reeperbahn" ferry.

23 km, 731 m
2
The History Kronshtadt Museum

The History Kronshtadt Museum

St. Petersburg, Kronshtadt, Yakornaya square, 2a

The history museum with its new exhibits and interactive blockade room is close to Naval Cathedral

The museum offers a time travel to find out about more than 300 years history of Kronshtadt, about glorious traditions of the town - fortress and port - and to learn its place in the Russian history.

Nowadays the museum funds counts about 8 thousand items belonging to 18-20 centuries. They comprise a lot of interesting exhibits: the fort "Kronshlot" model, a piece of the first in Russia and in Kronshtadt water-pipe system and numerous photos, documents and antique household objects. An interactive Blockade Room is presented in the museum, too. A special attention is devoted to the events of the 20th century - Revolution 1905-1907, Civil War and Intervention, Kronshtadt Rebellion.

9 km, 933 m
3
The Central Naval Museum, Cruiser "Aurora"

The Central Naval Museum, Cruiser "Aurora"

St. Petersburg, Petrogradskaya embankment

21.09.2014 the ship was transferred to the Kronstadt shipyard`s dockage facility till 2016

The ship is a 1900 Russian protected cruiser, currently preserved as a museum ship. In the same time Aurora stands today as the oldest commissioned ship of the Russian Navy. The Cruiser  Aurora is a legendary 1st rank Cruiser. The Aurora's keel was laid down at the "New Admiralty" shipyard in St.Petersburg on 23 May 1897. The cruiser was launched on 11 May 1900 and joined the Navy of Russia in July1903.
During the Russian-Japanese War the cruiser, being included in the second Pacific Ocean squadron, sailed to the Far East (October 1904 - May 1905). The cruiser Aurora had her baptism of fire in the Tsushima battle on 14-15 May 1905. When she returned to the Baltic sea, the Aurora for a long time was used as a ship for training naval cadets of the Naval College. In 1917 the Aurora's crew took an active part in the February and October revolutionary activities and the Civil War repulsing international intervention. On 25 October 1917 a blank shot from her forecastle gun signaled the start of the assault on the Winter Palace, which was to be the beginning of the October Revolution. For the whole period of the Leningrad siege from 1941 to 1944 the Aurora was moored at a pier in the Oranienbaum port (the town of Lomonosov) and was constantly shelled and bombed. The hull was holed, got many leakages and sank aground, but the small crew courageously fought for the life of their ship. In July 1944 the ship was raised and taken into a dock for repair.
In 1948 the cruiser Aurora was moored at the Petrogradskaya embankment of Leningrad and till 1956 was used as a naval training ship by the Leningrad Nakhimov College. In 1956 the cruiser Aurora was made a museum (a branch of the Central Naval Museum). 
The Cruiser Aurora is often mentioned in various art works - songs, poems and movies. So in 1945 was made a film about the legendary cruiser Varyag. The role of the Variag fell to Aurora's lot. 
44 km, 503 m
4
The Icebreaker "Krasin" Museum

The Icebreaker "Krasin" Museum

St. Petersburg, Leitenanta Shmidta embankment, 23 line V.O.

Built in Great Britain in 1917, the icebreaker Krasin has had an eventful, but difficult career.

The Icebreaker "Krasin" is the only  museum-icebreaker in Russia. It was built in 1916-1917 after the drawings of Vice Admiral S.O.Makarov in Great Britain. Originally the icebreaker was named by ancient epic hero "Svjatogor".  

In 1927 after the death of the Soviet diplomat the icebreaker was renamed  "Krasin". The icebreaker "Krasin" participated in the rescue of the  Umberto Nobile expedition to the North Pole in 1928. During World War II 1941-1945 Krasin participated in many Russian convoys. Later it served as a floating power plant on the island of Spitsbergen. In 1990 "Krasin" made a last voyage to European ports. In 1992 it was included in the list of historical monuments of national importance and was moored on Lieutenant Schmidt  Embankment. The first exhibition was opened in 1995. In 2004 the icebreaker "Krasin" became a branch of the Museum of the World Ocean.

The Icebreaker "Krasin" is an active ship, and the equipment you see here can operate normally.
 

7 km, 546 m
5
Museum of Arctic and Antarctic

Museum of Arctic and Antarctic

St. Petersburg, ul. Marata, 24a

One of the largest polar museums in the world

Nowdays the Museum collection includes approximately 65 thousand exhibits. It presents archaeological findings and relics relating to the history of the exploration of the Northern sea route. Among the exhibits — the instruments and expedition equipment, manuscripts and maps. In the Museum collection there are photographs of many significant events in the Arctic and Antarctic, including the history of the world's first linear Arctic icebreaker "Ermak" (1899-1901), the activities of the Hydrographic expedition of the Arctic ocean (1910-1915), an expedition on the icebreaker "Krasin" to rescue members of Italian flight on the airship "Italia" (1928), the research of Soviet and Russian drifting stations "North pole" and the first Soviet Antarctic expeditions.

The collection also comprises the archives of famous polar captains, Soviet polar explorers, as well as the constructors of the first nuclear icebreaker "Lenin" and the nuclear icebreaker "Arktika". There is an interesting collection of paintings and drawings, which is represented by the works of artists A. A. Borisov and N. V. Pinegin,Tyko Vylko and the students of the Institute of the peoples of the North, representatives of Soviet realism by I. P. Ruban, M. A. Kaneev, V. V. Fomenko and others, the works of the participants of the Soviet Antarctic expeditions N.I.Shvyrkov and V. I. Kostyrsky, as well as professional traveler F. Konyukhov. The Museum consists of three departments: "Arctic Nature", "History of research and exploration of the Northern sea route" and "Antarctica". In addition to the permanent exhibition of the Museum has temporary exhibitions devoted to the jubilee events in the history of the development of the Arctic and Antarctic.

8 km, 340 m
6

Useful information

This route is provided by St.Petersburg Card company. Official website: https://petersburgcard.com/

It is recomended to take the route in parts.

Петербург — город морской славы

Маршрут для влюблённых в море: посещение Петергофа на «Метеоре», музеев города-форта Кронштадт, крейсера «Аврора» и ледокола «Красин», а также Музея Арктики и Антарктики

Маршрут  позволит Вам прикоснуться к истории России – великой морской державы – от первого российского флота, заложенного царём Петром Первым, до современных атомоходов. Более трех веков Санкт-Петербург строит корабли, является одним из крупнейших российских портовых городов, участвует в морских научных исследованиях.

Посещая достопримечательности, Вы совершите путешествие не только в пространстве, но и во времени: «Метеор» на подводных крыльях перенесет Вас в Петергоф и XVIII век, далее отправляйтесь в Кронштадт и его рукотворные форты – сердце российского военного флота и авангард в строительстве морских укреплений времен императорской России. На крейсере «Аврора» Вы окажетесь в начале XX века времен Первой мировой войны и социалистической революции, ледокол «Красин» погрузит Вас в героическую атмосферу освоения Севера, историю которого Вы сможете изучить в музее Арктики и Антарктики.

И вот, наконец, Вы в современном великолепном  мирном Санкт-Петербурге, мощь и слава которого лишь усиливают впечатление от его красоты.

  • музеи 5 ,
  • интересные места 1
94 км, 379 м
Музей-заповедник "Петергоф"

Музей-заповедник "Петергоф"

Санкт-Петербург, Петергоф, Разводная улица, 2

Летняя резиденция русских царей XVIII-XIX вв.

Основанный в самом начале XVIII столетия императором Петром I вблизи от новой столицы - Санкт-Петербурга, Петергоф стал одной из самых роскошных летних царских резиденций и своеобразным триумфальным памятником успешного завершения борьбы России за выход к Балтийскому морю. К середине 20-х годов XVIII века были разбиты регулярные Верхний сад и Нижний парк, построен Большой дворец и некоторые "малые" дворцы и павильоны, создана крупнейшая в мире система фонтанов и водных каскадов, выполнена большая часть скульптурного убранства.

Посетите в Петергофе единственный в России музей, посвященный истории игральных карт. Он расположен в здании бывшего Дворцового правления, построенного в конце XVIII века. В шести залах музея представлено более 8 тысяч экспонатов. Кроме игральных карт это предметы изобразительного и декоративно-прикладного искусства, представляющие игру и её атрибуты, или непосредственно связанные с ней, а также уникальная по своему составу библиотека.

1
Форт «Константин»

Форт «Константин»

Санкт-Петербург, Кронштадт

Один из фортов, которые составляли систему оборонительных сооружений Кронштадта

Форт Константин – это один из крупнейших бывших артиллерийских фортов Кронштадта с сохранившимися батареями, казармами, дальномерным павильоном и другими фортификационными сооружениями.

На территории форта проходит множество мероприятий: фестиваль ретро-техники «ФОРТУНА», ежегодный ралли-спринт «Кубок форта Константин», мото-фестивали, исторические реконструкции, фестивали электронной музыки.

Летом открыт веревочный парк и кабельный вейкборд с комплексом трамплинов, сауной и разминочными батутами. А на легендарном пароме «Рипербан», пришвартованном у причала, можно отправиться на морскую прогулку по фортам Кронштадта!

Кроме того, на территории форта «Константин» расположен первый в Санкт-Петербурге музей маяков (Музей маячной службы).

Приезжайте в музей маяков, расположенный на форту «Константин» и вы узнаете, как менялись «стражи морей» в течение веков, увидите модели маяков и гигантские линзы, старейшую из которых выпустили в 1858 году.

Среди экспонатов музея – устройства, которые используются на маяках, буях и навигационных знаках России, стран СНГ и Европы. Особенный интерес представляют мобильные фонари, использовавшиеся при освещении Дороги жизни, секстант и звездный глобус.

Экскурсоводы музея расскажут и покажут всю линейку ацетиленовых проблесковых аппаратов, которые выпускались в СССР и которыми пользовался весь мир больше 50 лет.

Музей располагается в отреставрированной казарме 1870 года.

Музей работает в субботу и воскресенье с 12:00 до 20:00, по будням — с 16:00 до 20:00; выходной — понедельник;
Стоимость посещения с экскурсоводом — 250 рублей;
Школьникам, студентам и пенсионерам — 150 рублей.

23 км, 731 м
2
Музей истории Кронштадта

Музей истории Кронштадта

Санкт-Петербург, Кронштадт, Якорная площадь, 2а

Рядом с Морским собором располагается музей истории с новыми экспонатами и интерактивной блокадной комнатой 

Новое здание Музея истории Кронштадта открылось15 сентября 2014 года.

Музей позволит Вам совершить путешествие во  времени и узнать о 310-летней истории Кронштадта: о строительстве фортов и городских зданий, о быте моряков и горожан, о традициях существовавших и сохраняющихся в городе-крепости. Особое внимание в новой экспозиции уделено трагическим событиям начала 20 века: революциям 1905-1917 годов, событиям Гражданской войны и Интервенции, Кронштадтского восстания 1921 года. Историческая реконструкция блокадной комнаты передает трагедию Ленинграда и Кронштадта в годы Великой Отечественной войны, а подлинные предметы и фотографии рассказывают о героическом подвиге города Воинской славы. Впервые в экспозиции музея появился развернутый рассказ о жизни послевоенного Кронштадта.

Среди экспонатов можно встретить необычные предметы: копоушку 19 века, приспособление для чистки медных пуговиц, косметический набор начала 20 века, самовар - "эгоист", музыкальную шкатулку, респиратор первой половины 20 века для лошади, круглую логарифмическую линейку, коллекцию фотоаппаратов, а также модели кораблей и подводных лодок.

9 км, 933 м
3
Крейсер "Аврора"

Крейсер "Аврора"

Санкт-Петербург, Петроградская набережная

Знаменитый бронепалубный крейсер, вернувшийся обновленным

 

Крейсер "Аврора" - легендарный крейсер 1-ого ранга.  23 мая 1897 г. был заложен в Санкт-Петербурге на судостроительной верфи "Новое-Адмиралтейство", а в 1903 г. вступил в строй боевых кораблей флота России. Своё боевое крещение принял 14-15 мая 1905 г. в Цусимском сражении в период Русско-японской войны. После возвращения в Балтийское море "Аврора" стала учебным кораблём. Крейсер активно проявил себя в боевых действиях во время Первой мировой войны и в революционных событиях 1917 года. Тогда, 25 октября 1917 года, холостой выстрел корабля послужил сигналом к захвату Зимнего дворца. Весь период ленинградской блокады 1941-1944 гг. экипаж "Авроры" встал на защиту города, подвергаясь систематическим обстрелам и бомбардировкам. Корпус корабля получил много пробоин и сел на грунт. После ремонта в 1948 г. крейсер был пришвартован у Петроградской набережной и до 1956г. использовался как учебная база Ленинградского нахимовского училища.В 1956 г. был открыт Корабельный музей, как филиал Центрального Военно-морского музея. 

Крейсер "Аврора" часто упоминается в различных художественных произведениях — песнях, стихах и кино. Так в 1945 г. начали снимать фильм о легендарном крейсере «Варяг». Роль «Варяга» досталась «Авроре». Для съёмок на крейсере даже установили четвертую, фальшивую трубу.

В сентябре 2014 года отправлен в Кронштадт для ремонтных работ, после которых 16 июля 2016 года возвращен обратно на вечную стоянку у Петроградской набережной.

44 км, 503 м
4
Ледокол "Красин"

Ледокол "Красин"

Санкт-Петербург, набережная Лейтенанта Шмидта, 23 линия, 23-я линия

«Красин» – ледокол, символизирующий собой целую эпоху в истории нашей страны

Ледокол «Красин» – единственный в России ледокол-музей. Был построен в 1916-1917 гг. по усовершенствованным чертежам вице-адмирала С.О. Макарова в Англии. Изначально ледокол получил имя старинного былинного богатыря "Святогор", но в 1927 году после смерти советского дипломата, много сделавшего для возвращения судна в Россию, ледокол переименовали в «Красин». Ледокол "Красин" участвовал в спасении итальянской полярной экспедиции Умберто Нобиле в 1928 г., во время Великой Отечественной войны 1941 - 1945 гг. проводил арктические конвои союзников. До 1972 г. осуществлял проводку судов по Северному Морскому пути, служил плавучей электростанцией на острове Шпицберген. В 1990 г. совершил последнее плавание по портам Европы. В 1992 г. ледокол стал памятником истории государственного значения и был поставлен на вечную стоянку у наб. Лейтенанта Шмидта. В 1995 году в нём открылась первая экспозиция, а с 2004 года ледокол «Красин» стал филиалом Музея мирового океана.

Ледокол «Красин» остаётся действующим судном, и все приборы, которые вы здесь увидите, могут работать в нормальном режиме.

7 км, 546 м
5
Музей Арктики и Антарктики

Музей Арктики и Антарктики

Санкт-Петербург, улица Марата, 24а

Один из крупнейших в мире музеев, коллекция которого посвящена полярной тематике

В  настоящее время коллекция музея Арктики и Антарктики в Санкт-Петербурге насчитывает около 65 тысяч экспонатов. В ней представлены археологические памятники и реликвии, относящиеся к истории освоения Северного морского пути. В числе экспонатов — приборы и экспедиционное  снаряжение, письменные, картографические и печатные источники, фотодокументы. В фондах музея хранятся фотографии, запечатлевшие многие значительные события в Арктике и Антарктике, в том числе историю первого в мире арктического линейного ледокола «Ермак» (1899-1901), деятельность  Гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана (1910-1915), поход на ледоколе «Красин» для спасения участников итальянской экспедиции на дирижабле «Италия» (1928), работу советских и российских дрейфующих станций «Северный полюс» и первых советских антарктических экспедиций.

Музей Арктики и Антарктики располагает архивами известных полярных  капитанов, советских полярных  исследователей, а также конструкторов первого  атомного  ледокола «Ленин» и атомного ледокола «Арктика». Интересна коллекция живописи и графики, в которой представлены произведения художников А.А.Борисова и Н.В.Пинегина, самобытные творения Тыко Вылка и студентов Института народов Севера, представителей  советского реализма И.П.Рубана, М.А.Канеева, В.В.Фоменко и других, работы участников САЭ Н.И.Швыркова и В.И.Костырского, а также профессионального путешественника Ф.Конюхова. В музее открыты три отдела: «Природа Арктики», «История исследования и освоения Северного морского пути» и «Антарктика». Кроме постоянно действующей экспозиции в музее работают временные выставки, освещающие юбилейные события в истории освоения Арктики и Антарктики.

8 км, 340 м
6

полезная информация

Маршрут предоставлен компанией «Карта Гостя Санкт-Петербурга». Официальный сайт: https://petersburgcard.com

Маршрут рекомендуется проходить частями.