Опера в Санкт-Петербурге

Русская опера — это очень яркое и самобытное явление, одна из вершин мирового музыкального искусства. История оперы в России тесно связана со столицей империи — с Санкт-Петербургом

Этот классический жанр Россия узнала во времена императрицы Анны Иоанновны. Ее царствование было отмечено огромным интересом к увеселительным мероприятиям, в том числе театру. 29 января 1736 года в страну приехала итальянская труппа с произведением «Сила любви и ненависти». Опера была переведена на русский язык известным русским поэтом Василием Тредиаковским. Спектакль имел грандиозный успех, жанр полюбился зрителями и закрепился на русской сцене. Вскоре при дворе появилась французская труппа, повсеместно начали возникать частные оперы. В Россию съезжались музыкальные коллективы из Франции, Италии, Германии. В операх начали принимать участие певчие, которые до этого исполняли только церковные песнопения.

Первая по-настоящему российская опера была поставлена в Санкт-Петербурге в 1755 году. Текст к ней написал поэт Александр Сумароков, она называлась «Цефал и Прокрис».

В следующем столетии популярность в России оперного жанра возрастает. Опера была вершиной устремлений русских композиторов XIX в., и даже те из них, кто не оставил ни одного сочинения в этом жанре (например, М. А. Балакирев, А. К. Лядов), в течение долгих лет обдумывали те или иные оперные проекты. Она, как заметил Чайковский, была жанром, который давал возможность «говорить языком масс»; опера позволяла художественно освещать проблемы, занимавшие умы русских людей в XIX в.; в культуре имелось сильное тяготение к жанрам, включавшим вместе с музыкой слово, сценическое движение, живопись.   

 В первые десятилетия XIX в. музыкально-театральный быт столицы был очень оживленным: в 1800-х годах в Петербурге существовало четыре театральные труппы — русская, французская, немецкая и итальянская, из которых первые три ставили и драму, и оперу, последняя — только оперу. Самой устойчивой оказалась итальянская антреприза — даже в начале 1870-х в фельетонах высмеивается страсть петербургской публики и критики к знаменитым итальянским певцам.

Среди приглашенных в Петербург иностранных композиторов в н. XIX века выделяются имена известного французского автора Адриена Буальдьё  и итальянца Катерино Кавоса (1775–1840), который в 1803 стал капельмейстером русской и итальянской оперы, в 1834–1840 возглавлял только русскую оперу, был инспектором и директором всех оркестров императорских театров, много писал на русские сюжеты. Он же очень способствовал постановке «Жизни за царя» Михаила Глинки, прекрасного русского композитора, работавшего в нашем городе.

Следующим ярчайшим созвездием российской оперы стала «Могучая кучка»  — творческое содружество русских композиторов, сложившееся в Санкт-Петербурге в конце 1850-х и начале 1860-х годов. В него вошли: М. А. Балакирев (1837–1910), М. П. Мусоргский (1839–1881), А. П. Бородин (1833–1887), Н. А. Римский-Корсаков (1844–1908) и Ц. А. Кюи (1835–1918). Идейным вдохновителем и основным немузыкальным консультантом кружка был художественный критик, литератор и архивист В. В. Стасов (1824–1906).

Самым ярким представителем музыкальной культуры конца XIX века стал Петр Ильич Чайковский. Он с удовольствием брался за жанр оперы и сочинил десять бессмертных произведений. Гениальные оперы Чайковского «Пиковая дама», «Евгений Онегин», «Иоланта» прочно вошли в мировой оперный репертуар.

В числе явлений, не вписывающихся в основные направления развития русского музыкального театра в XIX в., можно назвать оперы А. Г. Рубинштейна (1829–1894): 13 собственно опер и 5 духовных опер-ораторий.

В начале XX века русская опера пользуется огромной популярностью во всем мире. С приходом большевиков жанр не исчезает, а лишь набирает силу. Новатором в области оперы советского периода был Дмитрий Шостакович. Большой популярностью до наших дней пользуется его произведение «Нос» по мотивам повести Гоголя. Но композиторам того времени приходилось очень непросто из-за тотальной цензуры. Так, опера Шостаковича «Леди Макбет Мценского уезда» была очень тепло встречена зрителями в 1934 году, однако через год подверглась жесточайшей критике в советской печати и снята с репертуара.

Проблема оперы достаточно остро стояла на протяжении всего советского периода. Поскольку этот жанр считался одним из самых «демократических» и в то же время самых «идеологических», органы, руководившие искусством, обычно поощряли композиторов к работе в данной области, но одновременно строго ее контролировали. В 1920-е и в начале 1930-х годов оперная культура в Ленинграде находилась в блестящем состоянии: появлялись замечательные постановки классического репертуара, широко ставились новейшие западные произведения; экспериментами в области музыкального театра занимались крупнейшие режиссеры. Пора экспериментов в оперном театре закончилась в начале 1930-х годов. Вскоре на первый план выходит концепция так называемой «песенной оперы» как «доступной народу». Начиная с 1960-х годов в оперном театре наступает период некоторого оживления; для этого времени характерно возникновение разного рода «гибридных» жанров (опера-балет, опера-оратория и т.д.); широко развиваются забытые в предыдущие десятилетия жанры камерной оперы и монооперы.

После распада Советского Союза современная опера на некоторое время почти исчезает из репертуаров российских театров. Вместе с тем, после открытия «железного занавеса» некоторые российские композиторы получают возможность ставить оперы за рубежом. Так, в Европе и Америке проходят премьеры опер Р. К. Щедрина, А. Г. Шнитке, В. Г. Тарнопольского, В. И. Мартынова.

Сейчас оперное искусство в Санкт-Петербурге активно развивается. С различными театрами сотрудничают крупнейшие  оперные  театры  мира: Ковент Гарден, Метрополитен опера, Опера де Бастиль, Ла Скала, оперные  театры Тель-Авива и Сан-Франциско. Зарубежные оперы  часто стали звучать  на языке оригинала.

Каждая постановка оперных театров города — яркое художественное событие в музыкально-театральной жизни, находящее отзвук как в среде музыкальных критиков, так и у широкой публики, часто рождающее полемику об актуальных вопросах развития современного театра.

  • развлечения 1 ,
  • музеи 3 ,
  • площади 1 ,
  • театры 5 ,
  • дворцы 1 ,
  • интересные места 2
27 км, 506 м
Театральная площадь

Театральная площадь

Санкт-Петербург, Адмиралтейский район, Театральная площадь

Театральная площадь появилась всего спустя три десятилетия после основания города, в 1730-х годах. В начале XVIII века ее обычно называли Брумбергская, или Брумбергова, по фамилии владельца находившихся поблизости пильных мельниц Брумберга.

Эта
 площадь образовалась в екатерининское время в связи со строительством Большого (или Каменного) театра. Театр, одновременно вмещавший до 3000 человек, был самым значительным театральным сооружением Петербурга того времени.
 Вечерами в Коломну съезжался весь петербургский бомонд.

В 1860-х годах для опер и балетов строится новое здание Мариинского театра, где и по сей день сияют на сцене звезды Петебургской оперы. На месте Большого театра возводится здание консерватории, при которой был свой собственный театр оперы и балета.

1
Санкт-Петербургская консерватория им. Н. А. Римского-Корсакова

Санкт-Петербургская консерватория им. Н. А. Римского-Корсакова

Санкт-Петербург, Театральная площадь д.3

Большой Каменный театр и Петербургская Консерватория

Первый городской каменный театр открылся в Петербурге в 1783 г. Театр стал называться Большой или Каменный.

В 1775 г. началось строительство театра, автором проекта был А. Ринальди. В 1799 году он упал с лесов и строительство завершил Ф. В. Баур. В 1783 г. открылся первый сезон театра оперой «На луне» композитора Д. Паизиелло.

Обретение театром своего дома привело к становлению оперной и балетной культуры в России.

Русская опера тоже стала постепенно теснить господствовавшую до этого времени итальянскую. В театре состоялись премьеры опер М. И. Глинки — «Жизнь за царя» и «Руслан и Людмила» . Ставились также оперы других русских композиторов; выступали певцы Е. С. Сандунова, П. В. Злов, П. Т. и В. Ф. Рыкаловы, А. Я. Петрова, О. А. Петров,  Леон Леонов, Г. Климовский, А. Г. Ефремов, В. А. Шемаев, Я. С. и А. И. Воробьевы.

С 1843 года императорский театр абонировала итальянская оперная труппа, и с его сцены зазвучали голоса Джованни Рубини, Полины Виардо-Гарсиа, Аделины Патти, Джудитты Гризи.

В 1886 году прошёл последний спектакль (опера «Кармен» Ж. Бизе); все спектакли были перенесены в здание Мариинского театра; здание Большого театра было передано Русскому музыкальному обществу для перестройки под консерваторию и частично разобрано и вошло в новое здание Консерватории.

Здание  существенно перестроено в 1896 году архитектором Владимиром Николя, при этом стены и фундамент театра были включены в новое здание. В 1912 году по проекту архитектора Траугота Бардта были осуществлены расширение здания и перестройка Большого зала специально для размещения в стенах консерватории Театра музыкальной драмы Иосифа Лапицкого.

Во главе Петербургской консерватории долгие годы стоял Н. А. Римский-Корсаков. Имена первых выпускников вошли в историю мировой культуры. Среди них — великий русский композитор П. И. Чайковский, окончивший Консерваторию с большой серебряной медалью в 1865 г.

В настоящее время Петербургская консерватория имеет 6 факультетов: факультет композиции и дирижирования, фортепианный, оркестровый, вокально-режиссерский, музыковедческий, народных инструментов. Среди профессоров и воспитанников консерватории — широко известные имена прославленных композиторов, дирижеров, вокалистов, пианистов, органистов, исполнителей на оркестровых инструментах, оперных режиссеров, балетмейстеров, музыковедов.

 

277 м
2
Мариинский театр

Мариинский театр

Санкт-Петербург, Театральная площадь, 1

 

Мариинский театр был наследником Большого Каменного. Здание было перестроено А. К. Кавосом из сгоревшего цирка в 1860 году.

Сначала в новом помещении жила только оперная труппа.

Первым главным капельмейстером Мариинского театра  стал К. Лядов, затем с 1863 по 1016 годы его сменил Э. Направник. За годы своей работы, он создал выдающийся творческий коллектив, который успешно конкурировал с итальянской труппой, проработавшей в Большом театре до конца XIX века. Невероятной популярностью у зрителей пользовались О. Петров, М. Степанова, к ним присоединились молодое поколение оперных певцов Ю. Платонова, М. Сариотти, Ф. Комиссаржевский, И. Мельников, Ф. Стравинский, Е. Мравина, М. Славина, Н. и М. Фигнеры, М. Долина, Е. Павловская, позднее В. Куза, Н. Фриде, Н. Забела, М. Корякин, Ф. Литвин, А. Давыдов, И. Алчевский, В. Касторский и другие. Высокий профессиональный уровень Мариинского театра создал условия для появления в труппе таких гениальных оперных исполнителей как Иван Ершов и Федор Шаляпин.

В начале XX века репертуар театра был насыщен выдающимися произведениями отечественных и европейских композиторов. Среди русских произведений «Каменный гость» и «Русалка» А. Даргомыжского, «Юдифь», «Рогнеда» и «Вражья сила» А. Серова, «Псковитянка», «Сказание о невидимом граде Китеже» и другие произведения Н. Римского-Корсакова, «Борис Годунов» и «Хованщина» М. Мусоргского, «Князь Игорь» А. Бородина, «Демон» А. Рубинштейна, все оперы П. Чайковского (на премьере «Чародейки» в 1887 дирижировал сам автор). Из европейских композиторов: «Пророк» Дж. Мейербера, «Кармен» Ж. Бизе, «Ромео и Джульетта» Ш. Гуно, «Мефистофель» А. Бойто, «Манон» Ж. Массне, несколько опер Дж. Верди, оперы Р. Вагнера, среди которых выделяется постановка всей тетралогии «Кольцо нибелунга».

Правительственным декретом 9 ноября 1917 года Мариинский театр был объявлен Государственным и передан в ведение Наркомпроса. В 1920 году его стали именовать Государственным академическим театром оперы и балета (ГАТОБ), а с 1935 года ему было присвоено имя С. М. Кирова

Последней предвоенной оперной премьерой Кировского театра был вагнеровский «Лоэнгрин», второй спектакль которого закончился поздним вечером 21 июня 1941 года, но назначенные на 24 и 27 июня спектакли заменили на «Ивана Сусанина». Во время Великой Отечественной войны театр был эвакуирован в Пермь. По возвращении в Ленинград театр открыл сезон 1 сентября 1944 года оперой Глинки «Иван Сусанин».

В 1968–1970 гг. была осуществлена генеральная реконструкция театра по проекту Саломеи Гельфер, в результате которой левое крыло здания было «вытянуто» и приобрело нынешний вид.

Важным этапом в истории театра в 1980-е годы стали постановки опер Чайковского «Евгений Онегин» и «Пиковая дама».

В 1976–1988 годах главным дирижером был Ю. Темирканов, в коллективе работали вокалисты И. Богачева, Г. Ковалева, Л. Филатова, Б. Штоколов, В. Атлантов, Е. Гороховская, Л. Казарновская, Л. Шевченко, К. Плужников, Н. Охотников, С. Лейферкус, Ю. Марусин и др.

С 1998 года, по инициативе Валерия Гергиева  в Мариинском театре работает академия молодых певцов. Ее ученики участвуют в оперных спектаклях театра, исполняя как небольшие, так и ведущие роли.

313 м
3
Театр «Мариинский-2»

Театр «Мариинский-2»

Санкт-Петербург, улица Декабристов, 34

Новая сцена Мариинского театра

Мариинский-2 наряду с историческим зданием Мариинского театра, построенным в 1860 году, и Концертным залом, открытым в 2006 году, стал частью уникального по своим творческим и просветительским возможностям театрально-концертного комплекса. Хотя это современный зрительный зал, в его основе лежат те же принципы, что и в знаменитых оперных театрах XVIII и XIX века — изогнутая форма в виде подковы и три яруса балконов. Именно такая конфигурация обеспечивает уютную атмосферу, наилучшую акустику и прекрасный обзор, а значит, комфорт и удобство зрителей.

218 м
4
Театр «Санктъ-Петербургъ Опера»

Театр «Санктъ-Петербургъ Опера»

Санкт-Петербург, Галерная улица, 33

САНКТЪ-ПЕТЕРБУРГЪ ОПЕРА. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КАМЕРНЫЙ МУЗЫКАЛЬНЫЙ ТЕАТР. Галерная ул., д. 33 (Особняк барона фон Дервиза) 

Театр «Санктъ-Петербургъ Опера» был создан режиссером Юрием Александровым в 1987 году, когда возникла потребность общества в новых творческих идеях. Вопреки всем трудностям периода «перестройки», театр, задуманный как творческая лаборатория, сразу занял видное место в музыкально-театральном Петербурге, завоевав репутацию «живого оперного театра», «театра поиска». Со временем Камерный театр вырос в профессиональный Государственный театр «Санктъ-Петербургъ Опера», хорошо известный как в России, так и далеко за ее пределами. 

В эпоху кризисов и потрясений сценические опыты оказались способными наиболее полно и точно отразить суть времени. 

Юрий Александров — преемник ленинградской оперно-режиссерской школы, чьи основы заложил В. Мейерхольд, а развивал основатель оперно-режиссерского факультета Консерватории профессор Э. Каплан, из класса которого вышли учителя Александрова — М. Слуцкая и Э. Пасынков. 

В 1998 году театр обрел собственную сценическую площадку, ею стал особняк барона фон Дервиза, история которого тесно связана с музыкально-театральной историей Петербурга. 

1 км, 168 м
5
Эрмитажный театр

Эрмитажный театр

Санкт-Петербург, Дворцовая набережная, 32

 

Эрмитажный театр был построен архитектором Джакомо Кваренги по заказу Екатерины II в 1783–1789 гг. на месте бывшего Зимнего дворца Петра I. Зрительный зал театра устроен наподобие античного: от сцены амфитеатром поднимаются полукруглые ряды скамей.

Зал продуман и расположен так, что при его вместительности (250 человек) и достаточной площади пространства для артистов, он не требует использования биноклей; все, что происходит на сцене, видно из любой точки. Кроме того, планировка позволяет звуку и свету рассеиваться грамотно, без искажений.

 

1 км, 766 м
6
 Михайловский театр

Михайловский театр

Санкт-Петербург, площадь Искусств, 1

 

Михайловский театр — знаменитый музыкальный театр, подлинная жемчужина Санкт-Петербурга. Здесь классические традиции сочетаются с духом новаторства и смелыми творческими поисками.

Театр был открыт в 1833 году по указу императора Николая I и входил в число привилегированных императорских театров. Здание построено по проекту Александра Брюллова, фасады создавались по эскизам Карла Росси. Названием театр обязан великому князю Михаилу — брату императора. Первоначально театр предназначался для императорской семьи, двора и приближённых, и даже когда его открыли для широкой публики, в нем сохранялась великосветская атмосфера.

На сцене Михайловского попеременно давали спектакли французская и немецкая труппы, выступали именитые гастролеры.

6 марта 1918 года театр открыл новый сезон в роли второго государственного оперного театра Петрограда; в 1926-м — переименован в Ленинградский академический Малый оперный театр (МАЛЕГОТ). В 1930-е годы театр становится некой «лабораторией по созданию советской оперы». На его сцене впервые были поставлены оперы «Нос» и «Леди Макбет Мценского уезда» Дмитрия Шостаковича, и новаторская «Пиковая дама» Всеволода Мейерхольда. После войны Малый театр оперы и балета продолжил сотрудничество с современными композиторами, впервые в мире поставив «Войну и мир» Сергея Прокофьева.

В 1989 году театру было присвоено имя Модеста Петровича Мусоргского, а на сцене главенствующую роль заняла русская классика: «Борис Годунов» и «Хованщина» Мусоргского, «Евгений Онегин» и «Пиковая дама» Чайковского, «Золотой петушок» и «Сказка о царе Салтане» Римского-Корсакова, «Князь Игорь» Бородина. 

В 2001 году Михайловский театр вернул себе историческое имя.

1 км, 478 м
7
Шереметевский дворец

Шереметевский дворец

Санкт-Петербург, набережная реки Фонтанки, 34

Участок земли по реке Фонтанке (Безымянный Ерик) был пожалован Петром I фельдмаршалу, графу Б. П. Шереметеву в 1712 г. Двухэтажный каменный дворец, существующий ныне, был построен в 1750 г. Архитектор постройки — С. Чевакинский. Есть основания полагать, что в проекте были использованы чертежи Ф.-Б. Растрелли.

В этом дворце недолго жила Золушка русской оперы — Прасковья Ковалева-Жемчугова, графиня Шереметьева. Крепостная актриса, прекрасная оперная певица, она покорила сердце Н. П. Шереметьева. Богатый вельможа был настолько пленен красавицей, что решился на неравный брак (который был разрешен императором Александром I и благословлен митрополитом Платоном). Но, увы, счастье длилось недолго — молодая графиня умерла от туберкулеза. Она похоронена в Александро-Невской Лавре.

С 1990 г. Шереметевский дворец — один из филиалов Санкт-Петербургского государственного музея театрального и музыкального искусства. В стенах дворца создается Музей музыки, в основе которого лежит крупнейшее в России собрание музыкальных инструментов со всего света. 

 

1 км, 301 м
8
Музей-квартира семьи актеров Самойловых

Музей-квартира семьи актеров Самойловых

Санкт-Петербург, Стремянная ул.,8

Мемориальный музей-квартира актеров Самойловых в доме № 8 по Стремянной улице открылся в январе 1994 года. Родоначальником династии был знаменитый оперный певец В. М. Самойлов (1782–1839) и его жена оперная певица С. В. Черникова (1787–1854).

Один из залов посвящен истории актерской семьи Самойловых, большой портретный зал рассказывает об артистическом окружении Самойловых, истории императорских театров Санкт-Петербурга XIX – начала XX столетий. 

933 м
9
Музей-квартира Н.А. Римского-Корсакова

Музей-квартира Н.А. Римского-Корсакова

Санкт-Петербург, Загородный проспект, 28

 

Мемориальный музей-квартира Н. А. Римского-Корсакова расположен в дворовом флигеле дома 28 по Загородному проспекту, где Римский-Корсаков провел последние 15 лет жизни с 1893 по 1908 г. Здесь были созданы 11 из 15 опер композитора, среди них: «Садко», «Сказка о царе Салтане», «Царская невеста», «Кащей бессмертный», «Золотой петушок».

После смерти композитора и его жены в течение 50 лет квартира была коммунальной, но все подлинные предметы и мебель бережно хранились потомками композитора. 27 декабря 1971 г. в квартире на Загородном по их инициативе открылся мемориальный музей, который по подлинности интерьеров стоит в одном ряду с крупнейшими композиторскими музеями России: Домом-музеем П. И. Чайковского в Клину и Музеем-квартирой А. Н. Скрябина в Москве.

В музее воссоздан не только внешний облик квартиры Римских-Корсаковых, но и царившая в ней творческая атмосфера. На протяжении многих лет этот дом был одним из центров культурной жизни Петербурга. Гости Римского-Корсакова — композиторы Глазунов и Лядов, Рахманинов и Танеев, художники Серов и Репин, певцы Шаляпин и Забела-Врубель — принимали активное участие в музыкальных вечерах, которые получили название «корсаковских сред». Когда сюда приходил Федор Шаляпин, в гостиной иногда собиралось до 100 человек гостей, а соседские дети, жившие этажом выше, даже ложились на пол, пытаясь услышать голос знаменитого певца.

 

1 км, 18 м
10
Некрополь мастеров искусств

Некрополь мастеров искусств

Санкт-Петербург, Площадь Александра Невского

Некрополь мастеров искусств расположен на территории бывшего Тихвинского кладбища. Его устройство относится к концу 1930-х годов. В некрополе сохраняются памятники выдающимся представителям отечественной культуры и искусства XIX–XX вв. Здесь похоронены авторы многих опер П. И. Чайковский, М. И. Глинка, М. П. Мусорский, Н. А. Римский-Корсаков, А. П. Бородин, А. С. Даргомыжский, Ц. А. Кюи, М. А. Балакирев, а также К. А. Кавос, ныне несправедливо забытый композитор, возглавлявший русскую оперную труппу в первой трети XIX века, П. М. Медведев — создатель оперных антреприз во многих русских городах, О. А. Петров, известнейший бас XIX века и его жена, чудесное контральто А. Я. Воробьева, оперный певец В. М. Самойлов, родоначальник знаменитой актерской династии, бас Ф. И. Стравинский, отец известного композитора, оперный певец И. А. Мельников, солист Мариинского театра П. З. Андреев, певица эпохи А. С. Пушкина Нимфадора Семенова, сестра великой Екатерины Семеновой, прекрасный баритон Серебряного века И. В. Тараков, звезда итальянской оперы Анджолина Бозио.

Рядом на Никольском кладбище — Анастасия Вяльцева и Н. И. Казанли, дирижер, под чьим руководством впервые была исполнена в Мюнхене и Берлине опера М. И. Глинки «Руслан и Людмила». На Лазаревском кладбище — партнер великого Шаляпина Л. М. Клементьев и Золушка русской сцены Прасковья Ковалева-Жемчугова, графиня Шереметьева.

 

4 км, 81 м
11
Некрополь «Литераторские мостки»

Некрополь «Литераторские мостки»

Санкт-Петербург, Расстанная ул., 30

«Литераторские мостки»

Музейный некрополь занимает северную часть Волковского православного кладбища. На «Литераторских мостках» находится около 500 надгробных памятников, представляющих значительный исторический и художественный интерес.

Волкова деревня или Волково упоминается в Писцовых книгах Ижорской земли в 1640 г. в описании Спаского погоста. Рядом располагалось Волково поле. Указом Сената от 11 мая 1756 г.  здесь было устроено кладбище.

Когда точно появилось название «Литераторские мостки» — неизвестно. Чаще всего в литературе указывается конец 1880-х гг. В описании Волковского кладбища, изданном Н. Вишняковым в 1885 г. оно упоминаются как данность, освященная временем.

На «Литераторских мостках» похоронены оперные певицы С. П. Преображенская, Г. А. Ковалева, певцы несравненный Б. Т. Штоколов, «великий русский бас», прекрасный баритон К. А. Лаптев, П. Я. Курзинер, Н. А. Большаков (Аркадьев), А. М. Давыдов, П. М. Журавленко.

3 км, 290 м
12
 Дом-музей Ф.И. Шаляпина

Дом-музей Ф.И. Шаляпина

Санкт-Петербург, ул. Графтио, 2б

 

Музей Ф. И. Шаляпина был открыт 11 апреля 1975 г. в последней петербургской квартире певца. Здесь, на Аптекарском острове, в доме 2Б по Пермской улице (ныне ул. Графтио), великий певец прожил с 1915 по 1922 г., отсюда же он навсегда уехал за границу. К 125-й годовщине со дня рождения Ф. И. Шаляпина были восстановлены прихожая, столовая, спальня, большая и малая гостиные, а также воссоздан уголок грим-уборной артиста в Мариинском театре.

Главные события жизни и творчества Шаляпина представлены в экспозиции письмами, фотографиями, афишами и программами, его личными вещами и предметами быта, живописью и рисунками, театральными костюмами и эскизами декораций к спектаклям, в которых играл Шаляпин. Также в музее хранится коллекционное оружие, подаренное певцу Максимом Горьким. Особый интерес представляют живописные работы выдающихся художников А. Головина, К. Коровина, А. Яковлева, изображающие Шаляпина в жизни и на сцене. Знаменитый портрет кисти Б. Кустодиева (1921) также находится в экспозиции. Шаляпин очень любил этот портрет и увез его с собой за границу. В 1968 г. дочери певца Марфа и Марина передали портрет в дар Театральному музею.

 

11 км, 150 м
13