Гастрономический маршрут по Санкт-Петербургу

Санкт-Петербург считается самым туристическим городом России, однако путешествие сюда не может считаться полноценным, если Вы не решились на гастрономическое приключение.

Гастрономический маршрут  – это специально разработанный вариант прогулки по Санкт-Петербургу, предлагающий знакомство с основными достопримечательностями, а также дополненный рекомендациями к посещению так называемых «гастрономических улиц» города, на которых сосредоточены знаменитые и не очень рестораны, бары и кафе, изысканная и разнообразная кухня которых способна порадовать и удивить самого взыскательно гурмана, приехавшего не только полюбоваться красотой Санкт-Петербурга, но и почувствовать этот город на вкус, найти свои излюбленные места и, конечно же, вернуться сюда снова!

 

  • храмы и соборы 4 ,
  • сувениры 1 ,
  • интересные места 3 ,
  • площади 3 ,
  • улицы 6 ,
  • дворцы 2 ,
  • музеи 4 ,
  • парки 1 ,
  • памятники 3 ,
  • мосты 1 ,
  • места воинской славы 1
12 км, 356 м
Площадь Восстания

Площадь Восстания

Санкт-Петербург, площадь Восстания

Одна из центральных площадей Санкт-Петербурга. Расположена на пересечении Невского и Лиговского проспектов

Первой на месте нынешней площади была в 1765 году возведена деревянная Знаменская церковь. В 1794-1804 годах она перестроена в камне по проекту Ф. И. Демерцова. Именно по этой церкви площадь, образованная в 1840-х годах, была названа Знаменской.

Причиной создания площади стало строительство Николаевского (ныне Московского) железнодорожного вокзала – необходимо было оформить пространство перед ним, чтобы оно было приветливым по отношению к приезжающим. Это было сделано архитектором Н. Е. Ефимовым. Здание Московского вокзала было построено в 1844-1851 годах архитектором К. А. Тоном. Напротив вокзала в 1845-1857 годах архитектор А. П. Гемилиан построил первое здание Знаменской гостиницы (сейчас – гостиница Октябрьская).

В мае 1909 году в центре площади был установлен конный памятник императору Александру III (скульптор П. П. Трубецкой, архитектор Ф. О. Шехтель). В 1922 году на гранитном постаменте была высечена надпись со стихами популярного в то время поэта Демьяна Бедного: «Торчу здесь пугалом чугунным для страны».

Про этот памятник ходил стишок-загадка:
Стоит комод,
На комоде бегемот,
На бегемоте обормот,
На обормоте шапка,
На шапке крест,
Кто угадает,
Того под арест.

В октябре 1937 года памятник был  перевезен в Русский музей, а в 1994 году – установлен во дворе Мраморного дворца.

В феврале 1918 года на площади проходили многочисленные сходки и митинги революционных масс. Поэтому 17 ноября 1918 года площадь была переименована в «Площадь Восстания».

В 1941 году церковь была уничтожена, так как на этом месте предполагался наземный вестибюль станции Ленинградского метрополитена. Но из-за Великой Отечественной войны он был открыт только в 1955 года. Станция, как и площадь, носила название «Площадь Восстания» (архитекторы Б. Н. Журавлёв, И. И. Фомин, В. В. Ганкевич).

В годы Великой Отечественной войны на площади были расположены долговременные огневые укрепления, Московский вокзал продолжал свою работу, отсюда на передовую уезжала боевая техника, созданная на ленинградских предприятиях.

По указу Президиума Верховного Совета СССР во всех городах-героях страны должны были быть установлены обелиски со звездами героя. В Ленинграде такой обелиск был установлен в 1985 году (через 20 лет после публикации указа) в центре площади Восстания (архитекторы В. С. Лукьянов, А. И. Алымов).  Впервые после Александровской колонны Монферана обелиск был возведен как монолитный блок (вес 360 тонн). Его венчает Золотая звезда Героя Советского союза, присвоенная Ленинграду в 1945 году.

1
Обелиск "Городу-герою Ленинграду"

Обелиск "Городу-герою Ленинграду"

Санкт-Петербург, пл. Восстания

Обелиск «Городу-герою Ленинграду» был открыт к 40-летию Великой Победы 8 мая 1985 года

Памятник на площади Восстания был установлен 8 мая 1985 года к сорокалетию победы в Великой Отечественной войне. Обелиск представляет собой мощный гранитный монолит весом 240 тонн, отесанный в виде граненого штыка, увенчанного золотой звездой. Обелиск завершает собой панораму Невского проспекта, перекликаясь со шпилем Адмиралтейства, расположенного в начале главной улицы города. Обелиск в сечении представляет собой пятиугольник, который перекликается с завершением памятника в виде пятиконечной звезды. Среди петербуржцев монумент получил неформальное название «отвертка».

До Революции на месте обелиска на площади Восстания (тогда – Знаменской площади) был установлен легендарный петербургский «бегемот» - памятник Александру III, ныне находящийся перед входом в Мраморный дворец.

Рядом с площадью Восстания расположены крупнейшие торговые центры города.

None
2
Невский проспект

Невский проспект

Санкт-Петербург, Невский проспект, 114-116

Невский проспект – визитная карточка города, где каждый дом, каждая улица – уникальная достопримечательность. Он является главной артерией Санкт-Петербурга, длина Невского проспекта достигает 4,5 километров

На момент 1705 года в плане нового города, возведенного Петром I на берегу Невы, длинного проспекта еще нет. Однако, необходимость создания улицы на том месте, где сейчас он располагается, возникла практически сразу после начала строительства Петербурга. В то время единственным путем на суше, который соединял Адмиралтейство Петербурга с основной частью страны была Новгородская дорога и ответвленная от нее тропа вдоль Невы.

Правая сторона улицы, имеющая нечетную нумерацию горожане неофициально называют "теневой", а противоположную сторону – "солнечной".

На протяжении XVIII столетия Невский проспект "прихорошился" уникальными домами, дворцами, принадлежавшими зажиточным и совсем не бедным горожанам. К сожалению, в результате крупного пожара в 1736 году, все постройки теневой стороны полностью выгорели. После этого было принято решение не возводить деревянные дома. Все здания, построенные после 1766 года – каменные.

В XVIII веке поблизости от Зимнего дворца (который находился не там, где он располагается сейчас) строили свои дома представители знати. Некоторые здания сохранились, и сегодня радуют неповторимой архитектурой. Это Строгановский и Аничков дворцы, дом Чичерина и другие.

На противоположной стороне проспекта особенно выделяются церковь Св. Екатерины и Армянская церковь. Возведенный в середине XVIII века Гостиный двор немного преобразовал улицу в центр торговли.

В начале XIX столетия формируется Казанская площадь и возводится красивейший Казанский собор. Подобных сооружений в мире немного, собор удивляет своей мощью, неповторимыми архитектурными приемами. На пересечении с Садовой улицей появляется первая публичная библиотека. Также улица обновляется зданиями коммерческого предназначения. Появились банки, правления, несколько торговых домов. В 1851 году построено здание Московского вокзала, первоначально получившего название "Николаевский". Около вокзала образовалась площадь, раньше ее называли Знаменской, а после Февральской революции стали именовать площадью Восстания.

В 1832 году улицу мостят торцом, а через несколько лет масляные фонари заменяют на газовые. Вскоре появляется первый общественный транспорт – омнибусы и конка. Заметно преобразился проспект в конце XIX - начале XX. Улица озаряется электрическим освещением, многие дома надстраиваются в высоту и становятся 4-5-этажными. Сооружены новые здания, которые и сегодня украшают проспект – дом компании "Зингер", торговый дом Мертенса, дом Вальберга.

После Октябрьской революции Невский проспект переименован: по решению руководства города его стали именовать Проспектом 25 октября. Но такое незамысловатое название так и не смогло прижиться, петербуржцы привыкли называть его по-старому. В 1936 году по улице прошел первый троллейбус. Во время Великой Отечественной войны проспект не раз подвергался бомбардировкам, многие здания были разрушены. О страшных событиях блокадного Ленинграда напоминает табличка, предупреждающая об опасности при артобстрелах. Ее и сегодня можно увидеть на одной из стен дома №14.

С 1950 года начинается новая жизнь Невского проспекта. Его внешний вид практически восстановлен к 50-м годам. В этот период в городе многие улицы, представляющие историческую ценность, вновь получают свои первоначальные названия. Это коснулось и Невского проспекта. В 1950-х годах начинает строиться метро и на проспекте появляются две станции.
Сегодня Невский проспект представляет собой уникальное место, где можно увидеть различные слои общества Петербурга, каждый из которых нашел на центральной улице свое излюбленное место. Например, перед храмом святой Екатерины регулярно встречаются уличные художники, а молодежь, любящая вечерние тусовки, собирается неподалеку от Гостиного двора. Здесь ежегодно проводится множество различных городских мероприятий.

Невский проспект - лицо Санкт-Петербурга, ведь первое, что видят гости города, ступая на ленинградскую землю с Московского вокзала - именно эта улица. Не стоит пренебрегать пешими прогулками по проспекту, именно проходя мимо возвышающихся зданий, в которых царит истинный дух Петровского города, можно вернуться в прошлые века, ощутить всю его мощь и красоту.

546 м
3
Улица Марата

Улица Марата

Санкт-Петербург, улица Марата, 1

Гуляя по улице Марата, можно узнать историю города и попробовать кухню Санкт-Петербурга. Почти каждый дом здесь – либо памятник архитектуры, либо здесь жили известные исторические личности

Прогулка по улице Марата – это удачное сочетание знакомства с историей города и приятного и неторопливого времяпрепровождения в одном из расположенных здесь ресторанов, баров или кафе.

В 1739 году улица называлась Преображенской Полковой. Дело в том, что власти собирались тогда проложить магистраль от нынешней Кирочной улицы до Разъезжей. А поскольку близ Кирочной квартировал Преображенский полк, имя было подходящим. Однако в реальности улица разделилась на две: нынешние Маяковского и Марата.

Район между современными улицей Марата и Владимирским проспектом в XVIII веке был занят Дворцовыми слободами. Здесь жили придворные служители: конюхи, повара, портные, лакеи. Улицу, проходившую через эту слободу и упирающуюся в Преображенскую улицу, было решено назвать Стремянной. Именно в районе этой улицы были расселены служители императорского Конюшенного двора. В обиходе существовало и другое название – Ведёрная, по местному кабаку, отпускавшему водку вёдрами.

В конце XVIII века эту улицу в обиходе всё чаще называли Грязной. Располагалась она на окраине Санкт-Петербурга, и здесь никогда не селились богатые горожане. В конце концов, улица стала официально именоваться Грязной.

В доме №25 жила родная сестра А. С. Пушкина Ольга. В гостях у неё не раз бывал Александр Сергеевич. Вместе с Ольгой здесь жила няня Пушкина Арина Родионовна. В этом доме 29 июля 1828 года Арина Родионовна умерла.

В первой половине XIX века Грязную улицу объединили с Семёновской.

После смерти Николая I в октябре 1856 года улицу переименовали в Николаевскую. Поводом смены названия именно этой магистрали дала близость Николаевского вокзала (нынешний Московский вокзал), построенного именно при императоре Николае.

В 1870-х годах домом №1 владел купец 1-й гильдии Василий Андреевич Лапшин, первым ставший изготовлять в России безопасные спички. В 1876-1877 годах после перестройки приобрёл существующий облик дом №14. В 1880 году квартиру в доме №11 нанял Николай Евгеньевич Суханов, руководитель Военной организации партии "Народная воля". Здесь он был арестован в мае 1881 года спустя 2 месяца после убийства Александра II.

В 1890х годах в доме №70 жил архитектор Александр Иванович фон Гоген (автор особняка Кшесинской, здания музея Суворова).

В мае 1912 года в доме №37 (квартира №34) был выпущен первый номер газеты "Правда". Здесь она выходила несколько первых месяцев своего существования. В 1914-1934 годах в доме №9 жил будущий композитор Дмитрий Дмитриевич Шостакович.

В 1917 году особая комиссия Временного правительства пожелала назвать Николаевскую улицу проспектом Двадцать Седьмого Февраля. Однако осуществить задуманное она не успела. В 1918 году улица получила имя французского революционера Жана-Поля Марата.

257 м
4
Улица Рубинштейна

Улица Рубинштейна

Санкт-Петербург, ул. Рубинштейна, 1

Улица Рубинштейна — главная ресторанная и барная улица в Петербурге, известная далеко за его пределами. В 2015 году улицу Рубинштейна включили в Топ главных ресторанных улиц Европы по версии газеты Washington Post.

Улица Рубинштейна начинается у Невского проспекта и заканчивается знаменитым перекрёстком «Пять углов», на котором находится очень примечательное здание всего архитектурного ансамбля — дом с башенкой, украшенный миниатюрными фигурками кариатид (более 40) и гирляндами (архитектор А. Л. Лишневский (Загородный,11/ Рубинштейна, 42).

На всем протяжении улицы расположено сорок домов и более пятидесяти кафе, баров и ресторанов на любой вкус и достаток. Но если после вкусного обеда Вы решите прогуляться по улице Рубинштейна, то обнаружите, что даже такой небольшой улочке есть чем похвастаться, так как значительное число находящихся здесь домов имеют богатую историю. К примеру, на улице Рубинштейна в доме №7 располагалась одна из первых коммун Ленинграда, а в здании нынешнего театра «Зазеркалье», разместившего в доме № 13,  ранее существовал знаменитейший ленинградский рок-клуб, где начинали свой творческий путь такие музыканты, как Борис Гребенщиков и Виктор Цой. 

591 м
5
Аничков мост

Аничков мост

Санкт-Петербург, Аничков мост

Один из самых известных мостов Санкт-Петербурга

Один из первых и самых известных мостов в Санкт-Петербурге - Аничков мост. Из трех переправ, пересекающих Невский проспект, мост через Фонтанку с его восхитительными конными скульптурами работы скульптора П.К.Клодта - самый запоминающийся. Назвали переправу Аничков мост - по имени инженера-подполковника Михаила Аничкова, чей полк базировался в этом месте и строил эту переправу. Сейчас Аничков мост имеет длину почти 55 метров, его ширина - 37,9 метров и состоит из трех пролетов.

Во время блокады Ленинграда мост значительно пострадал от артналётов. Повреждения получили гранитные парапеты и секции перил. Переправа стала памятником блокады: на граните постамента коней Клодта специально не стали реставрировать след от осколков немецкого артиллерийского снаряда.

167 м
6
Улица Белинского

Улица Белинского

Санкт-Петербург, ул. Белинского, 1

Коротенькая улица Белинского затаилась между набережной реки Фонтанки и Литейным проспектом.

 Чудесный вид, открывающийся с Литейного проспекта на Фонтанку и здание Цирка, стал одним из самых открыточных в городе. Улица Белинского считается одной из самых барных в Северной столице. На протяжении всего лишь 235 метров здесь разместилось несколько культовых заведений, являющихся излюбленными местами как жителей, так и гостей города.

Улица Белинского находится в Центральном округе города Санкт-Петербурга, она соединяет Литейный проспект и мост Белинского.

В 1734 году на этом месте по приказу Анны Иоанновны была воздвигнута каменная церковь святых Симеона и Анны. Возле нее образовалась, названная в честь построенного храма, улица Симеоновская, на которой только в 1833 году появился дом с номером 1. 

В октябре 1923 года улицу переименовали в честь выдающегося русского публициста, философа и критика Белинского Виссариона Григорьевича. Несмотря на давность постройки, церковь святых Симеона и Анны отлично сохранилась до наших дней, она является доминантной постройкой на улице Белинского.

622 м
7
Церковь Симеона И Анны

Церковь Симеона И Анны

Санкт-Петербург, Моховая ул., 48

Действующая православная церковь в Санкт-Петербурге, один из старейших храмов Санкт-Петербурга

Построена по велению императрицы Анны Иоанновны в период с 1731 по 1734 год (архитектор М. Г. Земцов, при участии И. Я. Бланка) в стиле Петровское барокко с использованием элементов древнерусской архитектуры на месте обветшавшей деревянной церкви во имя Архангела Михаила, построенной в1712—1714 годах.

27 января 1734 года состоялось торжественное освящение новой трёхпридельной каменной церкви с высокой 47-метровой колокольней. Шпиль колокольни водружён голландским мастером Г. ван Болесом[1].

Главный алтарь освящён во имя Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы, правый — во имя Архангела Михаила, а левый — Ефрема Сирина. Основной объём завершён высоким световым барабаном, увенчанным гранёным куполом сложного рисунка. Четырехъярусный резной иконостас по рисунку архитектора исполнил резчик К. Ган, лепку сделал Игнатий Росси, образа написали художники А. М. Матвеев и В. И. Василевский при участии В. А. Ерошевского, А. И. Захарова и А. М. Поспелова, работавших в придворной конторе.[2]

В 1772 году в церкви был устроен ещё один придел во имя Святого Великомученика Евстафия Плакиды, упразднённый в 1802 году. В 1803—1808 годахархитектором М. П. Выборовым были пристроены ризница и часовня.

До 1802 года церковь была придворной.

В 1869—1872 годах расширена и обновлена архитектором Г. И. Винтергальтером, в частности над ризницей был устроен ещё один придел во имя иконы Божией Матери «Троеручицы» (начало XVIII века, ныне в Никольском морском соборе), освящённый 17 (29) октября 1871 года.

С 1868 года действовало общество вспоможения бедным, содержавшее детский приют и богадельню.

В январе 1938 года церковь была закрыта, её имущество и убранство разграблены, а помещение приспособлено под склад. В 1951—1954 годахреставрирована, в 1980-х годах приспособлена под метеорологический музей, в 1991 году возвращена верующим, и 1 января 1995 года вновь была освящена.

От названия церкви происходят прежние наименования улицы Белинского и моста Белинского — Симеоновские.

104 м
8
Магазин купцов Елисеевых

Магазин купцов Елисеевых

Санкт-Петербург, Малая Садовая улица, 8

Изысканность во всем: архитектура, внутреннее убранство, неподражаемые кондитерские изделия 

В рождественский вечер 1812 года Петр Елисеев, крепостной садовник графа Шереметьева, внес угощение для гостей — свежую землянику. Изумленный граф спросил, как отблагодарить талантливого садовника за такое чудо. Петр не растерялся и попросил вольную. Граф сдержал слово, дал вольную Елисееву с женой и сто рублей подъемных — по тем временам огромные деньги. Оказалось, что бывший крепостной обладал не только талантом садовника, но и незаурядной коммерческой жилкой. Петр Елисеев прославился на весь Петербург,  благодаря умению удивить самых требовательных покупателей. Так началась великая история Магазина Купцов Елисеевых. Спустя несколько десятилетий потомки Петра откроют в Петербурге Торговый дом – центр управления всей деятельностью братства Елисеевых, который вы можете посетить и сегодня.

С момента постройки и по сей день магазин сочетает в себе многогранную концепцию – это не только гастроном, но также рестораны, театр и парадная гостиная для торжественных приемов. 

Здесь представлены съедобные сувениры и подарки Петербурга и не только; рыбные и мясные деликатесы, изысканный алкоголь, ароматные специи, натуральные масла и соусы, французские десерты от шеф-кондитера, шоколад ручной работы и свежая выпечка из собственной пекарни.

1 км, 15 м
9
Садовая улица

Садовая улица

Санкт-Петербург, ул. Садовая, 3

Садовая улица — одна из центральных улиц Санкт-Петербурга

Проходит через исторический центр города от 1-го Садового моста через Мойку близ Марсова поля до места соединения канала Грибоедова и Фонтанки по территории двух островов дельты Невы: Спасского (от Мойки до Крюкова канала) и Покровского (от Крюкова канала до места соединения канала Грибоедова и Фонтанки). В створе улицы через Крюков канал перекинут Старо-Никольский мост. Участок от Мойки до Гороховой улицы относится к Центральному району города, а остальная часть — к Адмиралтейскому. Протяжённость улицы — 4376 м (сравнима по длине с пересекающим её Невским проспектом), ширина проезжей части — около 8 м, а расстояние между домами достигает 18 м.

Улица имеет большое культурно-историческое значение — здесь расположено множество памятников истории и архитектуры XVIII—XX веков, в том числе Михайловский замок, Воронцовский дворец, Гостиный двор, дворец Юсуповых; кроме того, магистраль несёт важные транспортные функции, связывая одной линией центральные районы города. 

513 м
10
Большой Гостиный двор

Большой Гостиный двор

Санкт-Петербург, Невский пр., 35

Это настоящий торговый город, откуда трудно уйти без покупки

Предтечей этого гостиного двора стал Гостиный двор у Зелёного моста. Когда при пожаре 1738 года он сгорел, было принято решение не восстанавливать старое строение, а строить новый Гостиный двор ближе к границе города.

Большой Гостиный двор - памятник истории и архитектуры XVIII века, в прошлом — центральный оптовый Гостиный двор, с начала XX века — универмаг. Архитектор Жан Батист Валлен-Деламот. Находится под охраной ЮНЕСКО. Расположен в историческом центре Санкт-Петербурга, занимает квартал между Невским проспектом (дом номер 35), Садовой улицей, улицей Ломоносова и Перинной линией. В здание выходит вестибюль станции метро «Гостиный двор».

Торговые помещения гостиного двора составляют 13 тысяч м², при этом площадь всего комплекса зданий универмага — 78 тысяч м².Гостиные дворы в Санкт-Петербурге существовали практически с момента создания города и играли серьёзную роль в обеспечении жизнедеятельности столицы.

 

 

629 м
11
Площадь искусств

Площадь искусств

Санкт-Петербург, Искусств пл.

Площадь Искусств в составе исторического центра Санкт-Петербурга включена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО

Площадь, расположенная в Центральном районе Санкт-Петербурга между Инженерной и Итальянской улицами. Ансамбль площади, состоящий из зданий Михайловского дворца (ныне в нём располагается Государственный Русский музей), Михайловского театра (бывшего Академического театра оперы и балета имени М. П. Мусоргского), дома Голенищева-Кутузова, Театра музыкальной комедии, Российского этнографического музея, Большого зала Филармонии имени Д. Д. Шостаковича и гостиницы «Европа», создан по проекту известного архитектора Карла Росси в первой половине XIX века. В сквере на площади в 1957 году был установлен памятник А. С. Пушкину работы скульптора М. К. Аникушина и архитектора В. А. Петрова. В составе исторической застройки центра Санкт-Петербурга площадь включена в список Всемирного наследия. Прямоугольная в плане площадь Искусств застроена зданиями, фасады которых разработаны архитектором К. И. Росси в ансамбле с Михайловским дворцом и Михайловской улицей

555 м
12
Государственный Русский музей

Государственный Русский музей

Санкт-Петербург, Инженерная улица, 4

Крупнейший музей русского искусства в Санкт-Петербурге

Государственный Русский музей - первый в стране государственный музей русского изобразительного искусства, основан в 1895 году в Санкт-Петербурге по Указу императора Николая II. Торжественно открылся для посетителей - 7/19 марта 1898 года. В настоящее время коллекция Русского музея насчитывает более 400000 экспонатов и охватывает все исторические периоды и тенденции развития русского искусства, все его основные виды и жанры, направления и школы более чем за 1000 лет: с Х по ХХI век. К музейному комплексу, помимо Михайловского дворца с корпусом Бенуа и флигелем Росси, также относятся Мраморный и Строгановский дворцы, Михайловский (Инженерный) замок, а также уникальные садово-парковые ансамбли - Летний сад с Летним дворцом Петра I и Михайловский сад.

Среди наиболее известных экспонатов Русского музея такие шедевры изобразительного искусства, как «Корабельная роща» Шишкина, «Переход Суворова через Альпы» и «Взятие снежного городка» Сурикова, «Бурлаки на Волге» и «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» Репина, «Последний день Помпеи» Брюллова, «Девятый вал» Айвазовского, «Витязь на распутье» Васнецова. 

95 м
13
Собор Воскресения Христова (Спас-на-крови)

Собор Воскресения Христова (Спас-на-крови)

Санкт-Петербург, набережная канала Грибоедова, 2б

Одна из самых красивых, праздничных и ярких церквей в псевдорусском стиле

Церковь была основана в 1883 году на месте трагических событий - 1 марта 1881 года здесь был смертельно ранен император Александр II, направлявшийся в тот день к месту парада войск на Марсовом поле.

Его сын, Александр III, приказал построить на этом месте церковь для регулярных служб по убиенному. Именно поэтому за храмом закрепилось название Спас-на-Крови, хотя официально он называется Храм Воскресения Христова. 

На строительство храма пожертвовали деньги не только россияне, но и  жители славянских  стран. На стенах колокольни помещены более сотни мозаичных гербов больших и малых городов, губерний и уездов, участвовавших в сборе средств. Здесь же и герб Дома Романовых. Крест колокольни венчает вызолоченная царская корона - знак того, что наибольший вклад был сделан членами августейшего семейства. Всего на строительство было израсходовано 4,6  миллионов рублей.

Для отделки глав использовали медные детали, покрытые цветной прочной морозостойкой эмалью (площадью 1000 квадратных метров). Высота самого высокого купола - 81 м. По всему периметру здания установлены 20 гранитных досок, на которых золочеными буквами описываются деяния Александра II.

Со стороны Михайловского сада храм окружен кружевной чугунной оградой с растительным узором, выполненной по рисунку Парланда.

После революции собор Спас-на-Крови был закрыт и не реставрировался на протяжении долгого времени. Возникали слухи, что его даже собираются разобрать. В 1970 году он был передан под патронаж Исаакиевского собора, который и выделил 80% средств на реставрацию.

В 1997 году Спас-на-Крови распахнул свои двери посетителям в качестве музея, в котором содержится огромная коллекция мозаичных икон (более 7 тысяч квадратных метров). Над мозаичным ансамблем внутренней отделки работали художники В.М. Васнецов, М.В. Нестеров, А.П. Рябушкин.

551 м
14
Казанский Собор

Казанский Собор

Санкт-Петербург, Казанская площадь, 2

Один из крупнейших храмов Санкт-Петербурга, выполненный в стиле ампир

Казанский собор — один из крупнейших храмов Санкт-Петербурга, выполненный в стиле ампир. Построен на Невском проспекте в 1801—1811 годах архитектором А. Н. Воронихиным. После Отечественной войны 1812 года приобрел значение памятника русской воинской славы. В 1932 году превращен в Музей истории религии и атеизма, с 1991 года действующий храм. С 2000 года — кафедральный собор Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви. Собор дал название Казанской улице, Казанскому острову в дельте Невы и Казанскому мосту на пересечении Невского проспекта и канала Грибоедова.

2 июля 1737 года сюда перенесли Казанскую икону Божией Матери. В Санкт-Петербург эта реликвия, принадлежавшая царице Прасковье Фёдоровне, была привезена ещё при Петре I в 1708 году. До переноса в новый храм она хранилась в деревянной часовне на посадской улице, затем в Троицком соборе на Троицкой площади. Освящение церкви состоялось 13 июня (по мнению историка П. Я. Канна) или 3 июля 1737 года. Второй вариант кажется более логичным, если учитывать дату переноса сюда Казанской иконы. На церемонии присутствовала Анна Иоанновна. По хранимой здесь иконе церковь в народе стали именовать "Казанской".

Во время правления Елизаветы Петровны церковь получила статус собора, храм официально стал называться Казанским. Во второй половине XVIII - начале XIX веков он был главным в Санкт-Петербурге. В 1739 году здесь венчались принцесса Анна Леопольдовна и принц Антон Ульрих. В 1745 году - будущие императоры Пётр III и Екатерина II. С тех пор здесь венчались члены царское семьи. В 1762 году после дворцового переворота в Казанском соборе принимала присягу гвардии Екатерина II. В 1773 году Казанская церковь стала местом венчания будущего императора Павла I и принцессы Гессен-Дармштадская.

958 м
15
Строгановский дворец

Строгановский дворец

Санкт-Петербург, Невский пр., 17

Один из образцов русского барокко. Ныне — филиал Русского музея

Один из лучших образцов русского барокко, единственное жилое здание XVIII в. на Невском проспекте, Строгановский дворец принадлежал вплоть до 1917 г. древнейшему роду промышленников Строгановых. Построенный в кратчайшие строки по проекту одного из самых востребованных архитекторов эпохи, Ф.Б.Растрелли, он поражал современников роскошью убранства, великолепием великосветских балов и обедов.

Еще в первой половине 19 в. Строгановы начали собирать обширные научные и художественные коллекции. Позже здесь разместились богатейшие собрания книг, коллекции западноевропейской и российской живописи, нумизматики и минералов, для чего были созданы специальные «интеллектуальные залы» – Минеральный и Физический кабинеты, Библиотека и Картинная галерея, в которой граф А.С.Строганов, будучи президентом Академии художеств, предоставлял возможность студентам (будущим прославленным русским живописцам) копировать работы из своего собрания.

Сегодня, посетив дворец, Вы сможете совершить увлекательное путешествие по страницам его архитектурной истории – от барочного Большого зала Растрелли к великолепным образцам классицизма в интерьерах Садовникова и Воронихина. Обновленный, возродивший свое архитектурное убранство, Строгановский дворец наполнен произведениями живописи, скульптуры и декоративно-прикладного искусства из фондов Русского музея.

В экскурсионном бюро Русского Музея возможен заказ экскурсий:
— до 5 человек - 3000 рублей;
— до 10 человек - 4500 рублей;
— до 25 человек - 7500 рублей;
— для школьников (до 30 человек) - 3000 рублей;
— для студентов и пенсионеров (до 25 человек) - 3500 рублей;
Заявки принимаются по телефону: +7 (812)314-34-48 (при наличии свободного экскурсовода Вы можете оформить заказ в день обращения).
 

308 м
16
Исаакиевский Собор

Исаакиевский Собор

Санкт-Петербург, Исаакиевская площадь, 4

Крупнейший православный храм Санкт-Петербурга

Исаакиевский собор — выдающийся образец позднего классицизма, в котором уже проявляются новые направления (неоренессанс, византийский стиль, эклектика), а также уникальное архитектурное сооружение и высотная доминанта центральной части города.

Своим появлением Исаакиевский собор обязан Петру I. Пётр родился 30 мая, в день Исаакия Далматского, византийского монаха, некогда причисленного к лику святых. Храм в честь этого святого было решено строить при Адмиралтействе. Для новой церкви было решено переоборудовать бывшую адмиралтейскую чертёжную. Летом 1707 года к югу от верфи появилось небольшое деревянное здание крытое тёсом с десятью слюдяными окошками. Именно здесь 19 февраля 1712 года Пётр I венчался со своей женой Екатериной.

Высота собора 101,5 м, длина и ширина — около 100 метров. Наружный диаметр купола — 25,8 м. Здание украшает 112 монолитных гранитных колонн разных размеров. Стены облицованы светло-серым рускеальским мрамором. При установке колонн были использованы деревянные конструкции инженера А. Бетанкура. На фризе одного из портиков можно разглядеть скульптурное изображение самого архитектора Монферрана.

Фраза, помещённая во фризе северного портика, — «Господи, силою твоею возвеселится царь»,— может считаться выражением идеи всего сооружения.

Статуи, расположенные на углах и вершинах фронтонов, представляют 12 святых апостолов (скульптор Витали) — ближайших учеников Иисуса Христа, — причём вершины увенчаны статуями евангелистов, то есть авторов Евангелий — первых 4 книг Нового завета, повествующих об учении и жизни Иисуса.

923 м
17
Медный всадник

Медный всадник

Санкт-Петербург, Сенатская Площадь

Памятник Петру I, основателю Санкт-Петербурга

Памятник Петру I ("Медный всадник") расположен в центре Сенатской площади. Автор скульптуры - французский скульптор Этьен-Морис Фальконе.

Место расположения памятника Петру I выбрано не случайно. Рядом находятся основанное императором Адмиралтейство, здание главного законодательного органа царской России - Сената. Екатерина II настаивала на размещении памятника в центре Сенатской площади. Автор скульптуры, Этьен-Морис Фальконе, поступил по своему, установив "Медный всадник" ближе к Неве.

Медный всадник, памятник, посвященный Петру Первому, стал одним из символов Санкт-Петербурга. Сторонники Петра говорили, что монумент символизирует собой величие и славу Российской империи, и что Россия останется таковой, пока всадник не сойдет со своего пьедестала. О пьедестале Медного всадника тоже ходят легенды. По замыслу скульптора Фальконе, он должен был быть выполнен в форме волны. Подходящий камень был найден неподалеку от поселка Лахта: возможно, что это — именно тот камень, на который не раз взбирался Петр в ходе Северной войны, дабы лучше видеть расположение войск

Мотив Медного всадника помещён русской литературой в самый центр «мистического петербургского текста», проникнутого двойственностью и сюрреализмом.

Своему названию «Медный всадник» обязан одноимённому произведению А. С. Пушкина. Потерявший в наводнении 1824 года свою возлюбленную Парашучиновник Евгений в беспамятстве бродит по Петербургу. Наткнувшись на памятник Петру Великому, герой понимает, что именно государь виноват в его бедствиях — он основал город на месте, подверженном наводнениям и чуждом для человека. Евгений грозит памятнику, и Медный всадник соскакивает со своего постамента и мчится за безумцем. Несётся ли бронзовый истукан в больном сознании чиновника или в реальности — неясно.

477 м
18
Александровский сад

Александровский сад

Санкт-Петербург, Александровский сад

Сад открыт в 1874 году. Назван в честь императора Александра II

Сад находится в самом центре Петербурга рядом с его визитными карточками: Зимним дворцом, Адмиралтейством, Исаакиевским собором и монументом Медный всадник. Он носит имя императора Александра II, в годы правления которого он был открыт. Изначально здесь были фортификационные сооружения вокруг Адмиралтейства, затем разбит Адмиралтейский луг, позднее разделенный на три площади: Адмиралтейскую, Исаакиевскую и Сенатскую. К открытию сада в 1874 году было посажено более 5 тысяч деревьев, свыше 12,5 тысяч кустов общим числом в 52 вида. Сегодня внимание гуляющих привлекает памятник Петру Великому Медный вcадник, мемориальная плита и участок рельс на месте первой линии петербургского трамвая, а также большой фонтан в окружении памятников деятелям российской культуры. 

При императрице Анне Иоанновне на Адмиралтейском лугу устраивали празднества с фейерверками, винными фонтанами, сооружали потешные дворцы. 

В дни блокады ни одно дерево в саду не было срублено на дрова. 

Где-то в парке есть верблюд.

82 м
19
Здание Главного Адмиралтейства

Здание Главного Адмиралтейства

Санкт-Петербург, Адмиралтейский проезд, 1

Первая постройка на левом берегу Невы

Одна из важнейших достопримечательностей Петербурга.  Здание Адмиралтейства, построенное изначально как верфь для строительства военных кораблей, сейчас является Главным штабом Военно-Морского Флота. От шпиля Адмиралтейства лучами отходят три центральные улицы Петербурга: Невский проспект, Гороховая улица и Вознесенский проспект. На самом верху 72,5 метрового шпиля вращаeтся символ Санкт-Петербурга -  позолоченный флюгер в виде корабля. 

По легенде силуэт флюгера повторяет контур первого корабля, зашедшего в порт Санкт-Петербурга вскоре после основания города.

Найдите шпиль Адмиралтейства на отходящих от него  Гороховой, Вознесенском и Неском проспекте.Именно из-за того, что на этих улицах возможно увидеть шпиль Адмиралтейства, в XIX веке Адмиралтейство шутливо называли "Полярной Звездой" и, в сочетании с тремя улицами , "Невским трезубцем".

309 м
20
Памятник первой линии Петербургского трамвая

Памятник первой линии Петербургского трамвая

Санкт-Петербург, Адмиралтейский пр./Гороховая ул.

Памятник представляет собой мемориальную плиту на месте первой линии Петербургского трамвая

Это рельсовый путь длиной 30 метров, вмонтированный в тротуар на Адмиралтейском проспекте. Здесь в начале прошлого века появилась первая линия классического трамвая в Петербурге. Она шла от Александровского сада по Конногвардейскому бульвару, далее по Николаевскому мосту на Васильевский остров и дальше по 8-й линии до Большого проспекта, общая протяжённость линии составила 2.14 км. Проектировщиком этой линии был инженер-энергетик Генрих Осипович Графтио, он же сам провёл первый трамвай по маршруту, это произошло 29 сентября (16 сентября по старому календарю) 1907 года.

Об этом сейчас напоминает мемориальная доска, установленная при праздновании 100-летия первого трамвайного рейса, 29 сентября 2007 года. Сам памятный рельсовый путь, кстати, появился на два года раньше.

140 м
21
Улица Гороховая

Улица Гороховая

Санкт-Петербург, Гороховая ул., 2

Гороховая улица считается одной из самых «литературных» в Санкт-Петербурге. В 1828-1829 гг здесь жил Н.В.Гоголь. Улица часто упоминается в художественных произведениях других классиков русской литературы и поэзии — в романе «Идиот» Ф.М.Достоевского, в романе «Обломов» И.А.Гончарова, в романе «Что делать?» Н.Г.Чернышевского, в рассказе «Блаженный» А.И.Куприна, в поэме «Петербургский роман» И.А.Бродского.

Совершая прогулку по улице, не забудьте заглянуть в находящиеся здесь небольшие кафе и рестораны. Царящая в них атмосфера уюта и покоя поможет расслабиться, отдохнуть и собраться с новыми силами для продолжения знакомства с городом.

101 м
22
Дворцовая площадь

Дворцовая площадь

Санкт-Петербург, Дворцовая пл.

Дворцовая площадь - главная площадь Санкт-Петербурга

Дворцовая площадь в Санкт-Петербурге – место, любимое гостями и жителями города, сердце Северной столицы. Это один из самых красивых архитектурных ансамблей мира. Над его созданием трудились лучшие русские зодчие. Свое имя она получила по названию Зимнего Дворца, построенного по проекту архитектора Ф.Б. Растрелли в середине 18 века.

В 1819 году по заданию императора архитектор К.И.Росси разработал проект единого архитектурного ансамбля, прославляющего победу русского оружия в войне 1812 года. Замысел архитектора состоял в том, чтобы объединить существующие оригинальные интерьеры и новые постройки в единое целое.

По южной границе площади был построен полукруглый протяженный фасад здания Главного штаба, длина которого 580 м (самый длинный фасад здания в мире). Посередине здания – грандиозная Арка с изображениями летящих гениев Славы, и украшенная скульптурной композицией Колесница Славы с фигурами воинов и колесницей крылатой богини Победы – Ники. (скульпторы Н.Пименов и В. Демут-Малиновский). Высота скульптурной группы составляет 10 метров, высота арки – 28 метров, ширина – 17 метров.

В 1834 году по проекту архитектора Огюста Монферрана в память о победе русских войск над армией Наполеона была открыта Александровская колонна. Названа в честь императора Александра I. Колонна весом 600 тонн, высотой 47,5 м увенчана фигурой ангела с крестом, попирающего крестом змею – символ победы добра над злом. Голова ангела склонена к земле, так, что снизу видно его лицо (архитектор Б. Орловский). Барельефы на постаменте колонны прославляют победы русского оружия (скульпторы И. Липце, П. Свинцов). Связующим звеном всех построек стало  завершение в 1843 году строительство с восточной стороны здания Штаба гвардейского корпуса (архитектор А.П. Брюллов). Фасад здания украшает портик из двадцати ионических колонн. Самое красивое здание Дворцовой площади - Зимний Дворец.

Это грандиозное здание занимает 9 гектаров земли, имеет около полутора тысяч помещений. В те времена это было самое высокое здание в Петербурге. И выше его в центральной части города не разрешалось строить дома.

387 м
23
Эрмитаж. Зимний дворец

Эрмитаж. Зимний дворец

Санкт-Петербург, Дворцовая площадь, 2

В коллекции Эрмитажа насчитывается свыше трех миллионов произведений искусства и памятников мировой культуры

Государственный Эрмитаж – крупнейший в России и один из крупнейших в мире художественных и культурно-исторических музеев. Свою историю музей начинает с коллекций произведений искусства, которые начала приобретать российская императрица Екатерина II.

Основные экспозиции Государственного Эрмитажа размещены в Главном музейном комплексе, расположенном в историческом центре Санкт-Петербурга. В его состав входят: Зимний дворец – бывшая императорская резиденция, Малый Эрмитаж, Старый Эрмитаж и Новый Эрмитаж, а также Эрмитажный театр.

В Главном музейном комплексе Государственного Эрмитажа представлены памятники культуры и искусства античного мира, Европы, России, стран Востока, археологические и нумизматические собрания. В коллекции музея два произведения Леонардо да Винчи и единственная в России скульптура Микеланджело, а также крупнейшее за пределами Нидерландов собрание картин Рембрандта.

Экспозиции Государственного Эрмитажа также расположены в Главном штабе, Зимнем дворце Петра I, Дворце А.Д. Меншикова, Музее Императорского фарфорового завода, Реставрационно-хранительском центре «Старая деревня».

Стоимость билетов — 600 рублей

Граждане Российской Федерации и Республики Беларусь – 400 рублей

Дети, студенты, пенсионеры РФ – бесплатно

300 рублей – входной билет в один из обособленных объектов Эрмитажа (Зимний дворец Петра I, Дворец Меншикова, Музей Императорского фарфорового завода, Реставрационно-хранительский центр «Старая Деревня»)

233 м
24
Стрелка Васильевского острова

Стрелка Васильевского острова

Санкт-Петербург, Биржевая площадь

Архитектурный комплекс стрелки Васильевского острова является одним из самых красивых мест в Петербурге

Ростральные колонны (высота каждой достигает 32 метров) и здание Биржи составляют центр архитектурной композиции.
Стрелка представляет собой небольшой мыс в юго-восточной части Васильевского острова, омываемый Большой и Малой Невой. Огромное водное пространство позволяет увидеть во всем великолепии ансамбль стрелки.

В течение двух десятилетий на стрелке Васильевского острова появились здания Двенадцати коллегий (1722 – 1742), Кунсткамера (1718 – 1734), Новобиржевой гостиный двор (1722 – 1735) и дворец царицы Прасковьи Федоровны (жены брата Петра – Ивана), другие постройки. Морской порт прочно обосновался на стрелке: десятки кораблей и лодок перевозили по акватории людей и грузы. В 1781 году на стрелке Васильевского острова под руководством Дж. Кваренги началось строительство здания биржи. Однако своим главным фасадом оно выходило на Зимний дворец, и, таким образом, не вписывалось в полной мере в ансамбль площади. Поэтому через четыре года здание разобрали. Проект новой биржи разработал французский архитектор Ж.Ф. Тома де Томон. Здание, выполненное по типу храмов Древней Греции, построили в 1804 – 1816 годах. Аттик фасада украшен скульптурной группой «Нептун с двумя реками», а с противоположной стороны Биржи – скульптурная группа «Навигация с Меркурием и двумя реками». С 1940 года здесь располагается Центральный военно-морской музей – один из старейших в Петербурге.

В 1826 – 1832 годах по проекту архитектора И.Ф. Лукини с обеих сторон от здания Биржи построены южный и северный пакгаузы – закрытые складские помещения.  Сейчас в южном пакгаузе размещается Зоологический музей. За северным биржевым пакгаузом симметрично зданию Кунсткамеры (по отношению к ансамблю стрелки) находится здание Таможни, построенное также архитектором И.Ф. Лукини в классическом стиле. С 1927 года здесь размещается Институт русской литературы – Пушкинский дом. В ансамбль стрелки входит также Главное здание Академии наук, которое расположено между Кунсткамерой и зданием Двенадцати коллегий.

765 м
25
Зоологический музей

Зоологический музей

Санкт-Петербург, Университетская набережная, 1

Зоологический музей Зоологического института Российской Академии Наук основан в 1832 г. на базе зоологических коллекций Натурального кабинета Кунсткамеры.Коллекция различных типов животных, представленная в Зоологическом музее РАН, насчитывает примерно 30 000 экспонатов и является одной из трех крупнейших в мире.

283 м
26
Кунсткамера

Кунсткамера

Санкт-Петербург, Университетская набережная, 3

Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого Российской Академии Наук

Расположенное на набережной Невы в историческом центре Санкт-Петербурга здание Кунсткамеры является с начала XVIII в. символом Российской академии наук. Музей, основанный по указу Петра I, открыл свои двери для посетителей в 1714 г. Он был создан с целью собирания и исследования раритетов, созданных природой и руками человека. В настоящее время собрание Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) Российской академии наук является одним из наиболее полных и интересных в мире. Оно насчитывает более миллиона экспонатов и отражает все многообразие культур народов Старого и Нового Света. Одновременно Музей всегда был и продолжает оставаться одним из крупнейших исследовательских центров по изучению культурного наследия человека, продолжая традиции великих русских этнографов и антропологов XVIII-XX вв.

Современники писали, что по богатству коллекции Кунсткамеры "едва ли не оставляли за собой все другие музеи Европы." Посетителей встречали любезно, предлагали "кофе и цукерброды", а тому, кто познатнее и венгерское с закусками. В Западной Европе в ту пору за посещение подобного рода музеев взимали плату и притом немалую. В петербургской же Кунсткамере коллекции показывали бесплатно. Музей был задуман и создан с просветительскими целями, и Петр считал, что охотников до знаний надлежит "приучать и угощать, а не деньги с них брать". 

72 м
27
Васильевский остров

Васильевский остров

Санкт-Петербург, Университетская набережная, 7

Самый большой и самый известный остров Санкт-Петербурга сохранил уникальную планировку и замечательную архитектуру петровского времени. 

Васильевский остров – самый крупный на Неве. Петр I, подсмотрев идею в Амстердаме, хотел рассечь остров множеством каналов. Но воплотить идею в жизнь ему не удалось. Влиятельные люди не допустили, чтобы остров искромсали, такой вариант был невыгодным. Несмотря на указы царя, народ на Васильевский остров переселяться не стал. Каналы засыпали. Это единственное место в мире, где каждая улица имеет два названия. 

Обилие памятников архитектуры, домов известных исторических личностей, музеев и вид восхитительной панорамы города, открывающийся с набережной, делают прогулку по Васильевскому острову незабываемой и удивительной. Местные жители ласково и любя называют остров Васькой.

400 м
28
Меншиковский дворец

Меншиковский дворец

Санкт-Петербург, Университетская наб., 15

Меншиковский дворец построен для приближенного императора Петра I, первого губернатора Санкт-Петербурга Александра Даниловича Меншикова

Дворец построен в стиле петровского барокко, он является первым каменным зданием Санкт-Петербурга. Авторы проекта — приглашённые зодчие Д. М. Фонтана и Г. И. Шедель.

Строительство дворца началось в мае 1710 года по проекту Джованни Мария Фонтаны и Готфрида Иоганна Шеделя. K 1714 году большинство строительных работ было завершено, однако отделка интерьеров велась до 1727 года.

Усадьба светлейшего князя с цветником и садом протянулась через весь Васильевский остров от Большой до Малой Невы. На её территории располагались бани, медоварня, хлебопекарня, кузница. Царь Пётр Первый называл этот дворец Посольским домом и проводил там почти все праздничные пиры и торжественные обеды. В Меншиковском дворце свадьбу сыграли царевич Алексей и немецкая принцесса Шарлотта София (в православии Наталия Алексеевна) и племянница Петра Первого, будущая российская императрица Анна Иоанновна с герцогом Курляндским.

В 1727 году князь Меншиков был обвинен в государственной измене и казнокрадстве и сослан в Берёзов. Его дворец поступил в казну.

В 1731 году архитектор Доменико Трезини перестроил здание для Сухопутного Шляхетского корпуса (с 1800 года Кадетский), и уже в 1731 году здание и весь огромный земельный участок были переданы в пользование Кадетскому корпусу. Вскоре на территории был выстроен комплекс новых зданий (дома 1,3,5 по Кадетской линии).

Позже главный, невский фасад дворца был изменен и получил более упрощенный облик. Вместо мансардной кровли появилась двускатная, вместо центрального аттика со скульптурами — лучковый фронтон. В работах по перестройке дворца под нужды Кадетского корпуса во второй половине XVIII века участвовали Иван Старов, Василий Баженов, Юрий Фельтен.

Первая научная реставрация здания прошла еще в конце XIX века. Но подлинное возрождение дворца началось в 1966 году под руководством А. Э. Гессена. Тем не менее, реставрационные работы в Меншиковском дворце еще продолжаются, хотя сделано уже очень много. Особое внимание в интерьерах дворца обращают на себя: Ореховая — кабинет с облицовкой стен из ореха, великолепная анфилада парадных комнат, Большая палата со шпалерами XVII века и предметами декоративно-прикладного искусства.

В советское время во дворце располагалось Военно-политическое училище им. Энгельса. В 1966 году было принято решение придать зданию первоначальный облик. Реставрация была завершена в 1981 году. Меншиковский дворец стал филиаломЭрмитажа. С этого времени там находится экспозиция истории и культуры России петровского времени. До нашего времени от Меншиковской усадьбы сохранился только дворец.

395 м
29