Парадный Петербург

Цветные фасады старинных особняков, величественные сады и безграничные водные просторы – все это Парадный Петербург

Дневная экскурсия по рекам и каналам Санкт-Петербурга

Это один из самых значительных маршрутов по историческому центру города. Он охватывает ту часть города, что была заселена одной из первых. Реки и каналы со времен Петра I считались парадными въездами в город, поэтому самые потрясающие виды открываются при просмотре с воды.

За время маршрута вы увидите: Первую ТЭЦ Петербурга (в народе она называется «слон»), Дом с ротондой, Усадьбу Державина, где бывал Пушкин, «Семимостье», Доходный дом Веге (он же «дом ультрамаринового короля»), вторых по величине Атлантов в Петербурге, Новую Голландию (арку), Мариинский театр, Поцелуев мост, Юсуповский дворец, Исаакиевский Собор, Строгаовский дворец, Литературное кафе (ранее кондитерская С. Вольфа и Т. Беранже), Музей-квартиру А.С. Пушкина, Эрмитаж (Зимний Дворец), Петропавловскую крепость, Марсово поле, Летний сад, Пантелеймоновский мост, Памятник Чижику-Пыжику, Михайловский замок, Большой Санкт-Петербургский цирк, Музей Фабереже, Дворец Шереметьевых (Фонтанный Дом), Аничков мост, Аничков дворец, Усадьбу Белосельских-Белозерских, Доходный дом графа М.П. Толстого, Мост Ломоносова, Большой драматический театр имени Г.А. Товстоногова, «дома-близнецы».  

Отправление на экскурсию «Реки и каналы Петербурга» производится по расписанию, от причала Набережная Фонтанки, 71. 

  • рестораны 1 ,
  • цирки 1 ,
  • музеи 4 ,
  • площади 1 ,
  • театры 2 ,
  • дворцы 3 ,
  • интересные места 1 ,
  • причалы 2 ,
  • мосты 3
16 км, 34 м
Причал "Набережная реки Фонтанки, 71"

Причал "Набережная реки Фонтанки, 71"

Санкт-Петербург, набережная реки Фонтанки, 71

Причал компании по аренде теплоходов "Теплоход СПб"

1
Музей-усадьба Г.Р. Державина

Музей-усадьба Г.Р. Державина

Санкт-Петербург, набережная реки Фонтанки, 118

Музей-усадьба Г.Р.Державина представляет собой воссозданную городскую усадьбу XVIII века

Проект воссоздания усадьбы был выполнен в 2001-2002 годах группой специалистов института «Ленпроектреставрация» (главный архитектор Л.А.Одинцова). И 28 мая 2003 года, в дни празднования 300-летия основания Санкт-Петербурга, Музей Г.Р.Державина и русской словесности его времени был открыт в Центральном корпусе усадьбы. Экспозиция музея, посвященного жизни и творчеству Державина в соотнесении с русской словесностью XVIII века, разместилась в шестнадцати интерьерных залах.

В экспозиционных залах представлены живопись, гравюры, иконография, прикладное и медальерное искусство, портретная галерея наиболее значительных деятелей литературы, истории и культуры 2-ой пол. XVIII - начала XIX века, копии рукописных текстов того времени на архивной бумаге, книги, журналы и др. реликвии. 
Ввод в действие Западного и Восточного корпусов Музея-усадьбы Г.Р.Державина позволил также разместить здесь постоянно действующие экспозиции: «В белом глянце фарфора» (изделия из фарфора конца XVIII-ХХ веков), «Пушкин в памяти поколений» (работы художников ХХ века), «Всероссийский музей А.С.Пушкина. Страницы истории». Они рассказывают о более чем 100-летней истории Всероссийского музея А.С.Пушкина, а также демонстрируют богатейшее собрание музея, представляя те экспонаты, которые не вошли состав основных мемориальных экспозиций. 

Трудно найти в Петербурге дом, имеющий столь богатую культурную историю. В этом – уникальность городской усадьбы конца XVIII - начала XIX века, которых не так уж много сохранилось в нашем городе.

1 км, 378 м
2
Мариинский театр

Мариинский театр

Санкт-Петербург, Театральная площадь, 1

Один из известнейших и крупнейших в России и мире театров оперы и балета

Мариинский театр был основан как театр оперы и балета в 1860 году. С момента открытия театр становится одной из ведущих музыкальных сцен России конца XIX века, где были впервые представлены публике многие работы Чайковского, Мусоргского и Римского-Корсакого. В 1859 году сгорел расположенный напротив Большого театра Театр-цирк. На его месте архитектор Альберто Кавос построил новый театр, который был назван Мариинским в честь супруги Александра II императрицы Марии Александровны. Первый театральный сезон в новом здании открылся 2 октября 1860 года «Жизнью за царя» Глинки. В 1886 году старое здание театра было перестроено под консерваторию, а репертуар полностью перенесен на сцену Мариинского театра.

Имя императрицы Марии Александровны увековечилось не только в названии театра, но и в его эмблеме, которой считается занавес работы А. Головина. Этот главный театральный атрибут выполнен в виде шлейфа платья императрицы.

1 км, 450 м
3
Юсуповский дворец

Юсуповский дворец

Санкт-Петербург, набережная реки Мойки, 94

Фамильная княжеская резиденция, музей дворянского быта, историко-культурный дворцовый ансамбль федерального значения и европейской известности

Здесь, в одном из самых величественных парадных зданий Северной столицы, проходят правительственные и дипломатические встречи, международные конференции и симпозиумы. В книгу почетных гостей Юсуповского дворца вписаны имена государственных деятелей России, руководителей Петербурга, глав зарубежных держав.

Неоднократно посещал дворец президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин. Губернаторы города принимали здесь российские и иностранные делегации самого высокого ранга и проводили переговоры по вопросам, связанным с развитием Санкт-Петербурга и укреплением его международных связей.

В Юсуповском дворце бывали королева Великобритании Елизавета II с супругом герцогом Эдинбургским и наследным принцем Чарльзом, королева Норвегии София, король Греции Константин II с супругой королевой Анной-Марией, королева Швеции Сильвия, король Малайзии Ту-анку Саид Сираджуддин, королева Тайланда Сирикит.

Выдающиеся представители отечественной и зарубежной науки, культуры, искусства, банковской сферы, образования, журналистики посещали Юсуповский дворец, в том числе и как участники значимых международных конференций. Среди них были президент Римского клуба принц Иордании Эль Хасан бин Талал, директор Института всеобщей истории РАН академик А.О. Чубарьян, лауреат Нобелевской премии академик Ж.И. Алферов, почетный вице-президент РАЕН академик С.П. Капица, президент банка «Интеза Санпаоло» (Италия) профессор Джованни Бадзоли, президент Генеральной конференции ЮНЕСКО Мусса бин Джафар бин Хасан, писатель Ч.Т. Айтматов, художественный руководитель театра на Таганке Ю.П. Любимов, кинорежиссер А.С. Кончаловский, поэтесса Б.А. Ахмадулина, художник Б.А. Мессерер, главный редактор газеты «Московские новости» В.Т. Третьяков.

Гостями дворца в разные годы являлись такие мировые знаменитости, как кинозвезда Лайза Минелли, супер-модель Наоми Кэмпбел, певцы Стинг и Клиф Ричардс, рок-группа «Роллинг Стоунс» и ее солист Мик Джаггер.

Репутация одного из наиболее интересных, притягательных и популярных туристических объектов Петербурга привлекает в Юсуповский дворец ежегодно десятки тысяч посетителей из различных уголков России и мира. 

692 м
4
Литературное кафе

Литературное кафе

Санкт-Петербург, Невский проспект, 18

Здесь раньше находилась популярная кондитерская Вольфа и Беранже

У одного из разноцветных мостов через Мойку - Зелёного - находился дом Котомина. Он был невысоким, в 4 этажа, и занимал целый квартал. Во времена Пушкина, в 1834г., в доме Котомина появилась новая, сразу же ставшая модной и популярной, кондитерская швейцарцев Вольфа и Беранже. Публике предлагалось попробовать необычные сладости: сахарные корзинки, шоколадные яйца, фигурки животных и портреты знаменитых людей из шоколада и сахара. Зал кафе был оформлен  в китайском стиле, и здесь можно было не только отведать вкуснейшего горячего шоколада и пирожных, но интеллектуально отдохнуть – почитать свежую русскую и иностранную прессу. Здесь часто бывал Пушкин, ведь его последняя квартира находилась недалеко – на наб.р.Мойки. Назначил он здесь встречу и своему секунданту, лицейскому другу К.К.Данзасу, в роковой для себя день 27 января 1837г., отсюда они поехали на Черную речку. Сейчас в этом доме «Литературное кафе», где на 2-ом этаже в воссозданном интерьере 30-х годов ХIХ века проходят поэтические чтения, концерты классической музыки, торжественные мероприятия, связанные с именем Александра Сергеевича Пушкина.

1 км, 496 м
5
Музей-квартира А.С.Пушкина

Музей-квартира А.С.Пушкина

Санкт-Петербург, набережная реки Мойки, 12

Мемориальная квартира - последнее место проживания поэта А.С.Пушкина

Мемориальный Музей-квартира А.С.Пушкина на набережной Мойки, 12 посвящен последнему периоду жизни и творчества А.С.Пушкина. Музей располагается в старинном особняке, который в XIX веке принадлежал нескольким поколениям князей Волконских. В сентябре 1836 года Пушкин и его семья поселились в нижнем этаже этого дома в наемной квартире, состоящей из одиннадцати комнат. Здесь 29 января (10 февраля по новому стилю) 1837 года Пушкин скончался, смертельно раненный на поединке с Ж.Дантесом, и тысячи петербуржцев поспешили сюда, чтобы проститься с поэтом.

Центральная часть экспозиции - кабинет Пушкина. В нем была написана «Капитанская дочка» и множество других произведений. Около стены расположены часы в готическом стиле, которые по утверждениям современников, остановились в момент смерти писателя — в 2 часа 45 минут пополудни.

634 м
6
Зимний дворец Петра I. Государственный Эрмитаж

Зимний дворец Петра I. Государственный Эрмитаж

Санкт-Петербург, Дворцовая набережная, 32

Зимний дворец Петра I – уникальный архитектурно-мемориальный памятник первой четверти ХVIII века

Зимний дворец Петра I – уникальный архитектурно-мемориальный памятник первой четверти ХVIII века. Официальная резиденция Петра I располагалась на территории, которую ныне занимает Эрмитажный театр. В сохранившейся части дворца разместилась мемориальная экспозиция, посвящённая Петру Великому и его эпохе.

В комнатах Петра I – Кабинете, Столовой и Токарне – воссоздана обстановка, включающая подлинные предметы, принадлежавшие императору. Здесь экспонируется так называемая "Восковая персона" – посмертный скульптурный портрет Петра I.

Стоимость билетов — 300 рублей

Дети, студенты, пенсионеры РФ – бесплатно

Комплексный билет на посещение Зимнего дворца Петра I и других экспозиционных площадок Государственного Эрмитажа — 600 рублей. Для граждан России и Республики Беларусь — 400 рублей

579 м
7
Петропавловская крепость

Петропавловская крепость

Санкт-Петербург, Заячий остров

С этой крепости началась история Петербурга

Петропавловская крепость, основанная Петром I в 1703 году, - памятник фортификационного искусства XVIII-XX веков. Доминанта архитектурного ансамбля - Петропавловский собор, в котором находятся мемориальные гробницы всех российских императоров. 

Петропавловская крепость заложена 27 мая 1703 года. По преданию, Петр I сам выбрал место для новой крепости – небольшой Заячий остров (по-фински – Енисаари), расположенный в устье реки Невы. Цитадель в форме шестиконечной звезды сооружалась по проекту, составленному французским инженером Ж.Г. Ламбером при участии царя. Шесть куртин соединяют шесть мощных бастионов, названных именами сподвижников Петра I. 

Оборонительную систему с запада и востока замыкают Иоанновский и Алексеевский равелины. Два моста — Иоанновский и Кронверкский - соединяют Заячий остров с Петроградским. 1 октября 1703 года крепость освятили. На Государевом бастионе был поднят Андреевский флаг, на крепостных валах установлены триста орудий. 29 июня 1703 года в центре Петропавловской крепости заложили небольшую деревянную церковь во имя апостолов Петра и Павла, на месте которой в 1712–1732 годах возвели каменный собор. С 1731 по 1858 год Петропавловский собор имел статус кафедрального храма столицы, затем был причислен к придворному ведомству. Собор служил усыпальницей царствующего Дома Романовых. Здесь похоронены русские императоры и императрицы от Петра I до Николая II, за исключением Петра II и Иоанна VI. С собором крытой галереей соединена Великокняжеская усыпальница. 

В течение XVIII–XIX веков на территории крепости были построены здания и сооружения разного назначения: Ботный дом, Артиллерийский цейхгауз, Монетный двор, Комендантский и Инженерный дом, a также гауптвахта и другие. Уже в XVIII веке крепость стала местом заключения государственных преступников, в XIX — главной политической тюрьмой России. При императоре Александре I в начале XIX века крепость впервые была открыта для посетителей. В 1900-е годы в Петропавловском соборе проводились экскурсии по императорскому некрополю. В 1924 году тюрьма Трубецкого бастиона превратилась в музей. В 1954 году комплекс зданий Петропавловской крепости был передан Государственному музею истории Ленинграда (Санкт-Петербурга).

На территории крепости в Комендантском доме расположен музей повседневной жизни города в XVIII-XIX, а также тюрьма Трубецкого бастиона, где содержались политические заключенные. Среди узников - народовольцы, министры царского правительства, Л.Д.Троцкий, Ф.М.Достоевский и Н.Г.Чернышевский. В ботном доме находится первый корабль, давший начало русскому флоту. Территория крепости и пляж открыты для свободного посещения.

В крепости существовала система подземных ходов. Часть из них открыта для посещения: ищите вход в потерну в Государеве бастионе.

258 м
8
Марсово поле

Марсово поле

Санкт-Петербург, Марсово поле

Именно здесь был зажжен первый в стране Вечный огонь

В начале 18 века на месте Марсова поля находилась заросшая болотистая роща. Впоследствии она была превращена в место для проведения смотров войск и получила название Большой луг. Здесь проходили празднества и гуляния в честь побед в Северной войне. На этом месте устраивались карнавалы, представления и фейерверки, в честь чего Большой луг был переименован в Потешное поле. Но и это название не закрепилось надолго: возле поля был возведен дворец супруги Петра Великого, Екатерины I, и прилежащие к нему территории стали именоваться Царицыным лугом. Лишь в 1805 году поле было названо в честь античного бога войны - Марса.

В 1917 в центре Марсова поля были  торжественно похоронены жертвы Февральской  революции, в дальнейшем там же хоронили жертв Гражданской войны. В 1917-19 гг. по проекту архитектора Л. В. Руднева сооружается  мемориал "Жертвам революции" с эпитафиями А. В. Луначарского. В 1920-х гг. вокруг мемориала был разбит сквер. В 1957 году проходит реконструкция мемориала под руководством архитектора С. Г. Майофиса, в результате которой Марсово поле стало первым местом в стране, где был зажжен Вечный огонь.

1 км, 598 м
9
Пантелеймоновский мост

Пантелеймоновский мост

Санкт-Петербург, Пантелеймоновский мост

Пантелеймоновский мост -  соединяет остров Летний сад и Безымянный остров через реку Фонтанку 

Деревянный мост, который находился на этом месте не имел названия. Цепной мост назывался по своей конструкции. После разборки и перестройки название Пантелеймоновский мост, так же как и прилегающая к нему улица получил по стоящей поблизости Пантелеймоновской церкви. В 1923 году и мост, и улица был переименованы в честь декабриста П. И. Пестеля. Когда-то он жил по адресу набережная реки Фонтанки, дом № 24, неподалёку от моста. А уже в 1991 году мосту возвратили прежнее название.Пантелеймоновский мост не только назван по находящейся недалеко церкви святого Пантелеймона-целителя, но и считается, что Святой великомученик является божественным покровителем этого строения.Со западной стороны, с той где мост опирается на остров Летний Сад, он одним углом примыкает к решётке Летнего сада, а другим — к Первому Инженерному мосту у Михайловского замка. В месте соединения мостов находится памятник Чижику-Пыжику.

1 км, 597 м
10
Михайловский Дворец

Михайловский Дворец

Санкт-Петербург, Инженерная ул, 4

Основные коллекции Русского музея разместились в стенах Михайловского дворца. Он был построен для одного из сыновей императора Павла I, великого князя Михаила Павловича, по проекту архитектора К.Росси

 Дворец был сразу признан архитектурным шедевром не только в России, но и во всей Европе. Здесь проводились торжественные приемы, которые посещали Жуковский и Вяземский, Пушкин и В.Одоевский. Большой известностью пользовался музыкальный салон, куда она приглашала из Европы лучших певиц, музыкантов-исполнителей, композиторов. Здесь блистали такие знаменитости как Лист, Берлиоз, Шуман, Вагнер и многие другие.

В конце 19 в., дворец, частично перестроенный за три года под музей, принял коллекции Зимнего, Гатчинского и Александровского дворцов, Эрмитажа и Академии художеств, а также коллекции частных собирателей, переданные  музею в дар. В настоящее время коллекция Русского музея насчитывает более 400 000 экспонатов и охватывает все исторические периоды и тенденции тысячелетнего развития русского искусства (более чем за 1000 лет: XI – XXI век), все его основные виды и жанры, направления и школы. Здесь находятся работы В.Боровиковского, О.Кипренского,  И.Вишнякова, И.Айвазовского, К.Брюллова, И.Репина, И.Шишкина, В.Сурикова, Л.Бакста, К.Коровина, И.Машкова, П.Кончаловского,  В. Кандинского, К. Малевича, П. Филонова и других живописцев.

Кроме того, в музее можно увидеть произведения декоративно-прикладного и народного искусства, в том числе изделия народных промыслов, вышивку, ткани, фрагменты русских изб, женские костюмы разных сословий и губерний.

В экскурсионном бюро Русского Музея возможен заказ экскурсий:
— до 5 человек - 3000 рублей;
— до 10 человек - 4500 рублей;
—  до 25 человек - 7500 рублей;
— для школьников (до 30 человек) - 3000 рублей;
—  для студентов и пенсионеров (до 25 человек) - 3500 рублей;
— для дошкольников (до 25 человек) - 1500 рублей.
Заявки принимаются по телефону: +7( 812) 314-34-48 (при наличии свободного экскурсовода Вы можете оформить заказ в день обращения).

 

415 м
11
Большой Санкт-Петербургский государственный цирк

Большой Санкт-Петербургский государственный цирк

Санкт-Петербург, набережная реки Фонтанки, 3

26 декабря 1877 г. октрылся первый стационарный цирк в России - Большой Санкт-Петербургский Государственный цирк.

Артисты того времени назвали его одним из самых красивых и уникальных цирков. Гаэтано Чинизелли - итальянец, потомственный артист цирка, дрессировщик, великолепный наездник и автор уникальной идеи о возведении здания. При постройке обошлись без внутренних колонн, что добавило пространства, а пролет купола побил все рекорды - 49,7 метров.

Особенная, совершенно непохожая на других, конструкция купола будто накрывает зал. Такая конструкция настолько полюбилась зрителям, что стала применяться при постройке многих других стационарных цирков. Во внутреннем убранстве придерживались роскоши и комфорту: бархат, золото, зеркала. Общее количество, которое мог вместить цирк - 5000 человек, из которых 1500 в партере. Здание Большого Санкт-Петербургского Государственного цирка или цирка Чинизелли, быстро стало достопримечательностью, а билеты на представления раскупаются задолго до премьер.

None
12
Музей Фаберже

Музей Фаберже

Санкт-Петербург, набережная реки Фонтанки, дом 21

Крупнейшее в мире собрание работ фирмы Фаберже в Шуваловском дворце

19 ноября 2013 года в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге состоялась официальная церемония открытия первого в России негосударственного Музея Фаберже. Организацией-учредителем музея является культурно-исторический фонд «Связь времен», основанный в 2004 году Виктором Вексельбергом с целью возвращения в Россию утраченных культурных ценностей.

Проект создания в России ряда музеев, посвященных творчеству великого ювелира Карла Фаберже, появился у фонда «Связь времен» после приобретения Виктора Вексельбергом в 2004 году уникальной коллекции произведений Фаберже, собранной Малкольмом Форбсом. Начиная с этого момента, фонд приступил к формированию собрания русского декоративно-прикладного и изобразительного искусства. На сегодняшний день оно насчитывает уже более 4000 единиц хранения и по своим размерам, типологическому разнообразию и высочайшему качеству произведений, многие из которых принадлежали императорской фамилии и другим представителям монархических дворов Европы, без сомнения, является одним из лучших в мире.

В 2006 году фонд «Связь времен» приступил к реставрации Шуваловского дворца на набережной Фонтанки. За 7 лет фондом была проведена огромная работа по воссозданию исторического облика дворца и приспособлению его к использованию в качестве музея. По сути, это была первая комплексная реставрация за всю 200-летнюю историю дворца.

Сегодня Шуваловский дворец, площадь которого составляет около 4700 квадратных метров, вновь является одним из красивейших дворцов Санкт-Петербурга, историческим памятником и центром притяжения туристов.

Наибольшую ценность в собрании представляют девять императорских пасхальных яиц, созданных Фаберже для двух последних русских императоров. Все они являются шедеврами ювелирного искусства, а также уникальными историческими памятниками, связанными с правлением и личной жизнью Александра III и Николая II.

Исключительность коллекции Фаберже, собранной фондом «Связь времен», также в том, что в ней достойно представлены все направления, в которых работала фирма Фаберже: фантазийные предметы всех разновидностей, ювелирные украшения, драгоценная галантерея, столовое серебро, интерьерные и культовые предметы. Помимо произведений фирмы Фаберже, собрание включает в себя работы его современников, прославленных русских ювелиров и мастеров серебряного дела Сазикова, Овчинникова, Хлебникова, Рюкерта и многих других.

688 м
13
Шереметевский дворец

Шереметевский дворец

Санкт-Петербург, набережная реки Фонтанки, 34

Уникальный историко–культурный памятник и редкий для Петербурга образец застройки усадебного типа

Участок земли по реке Фонтанке (Безымянный Ерик) был пожалован Петром I фельдмаршалу, графу Б. П. Шереметеву в 1712 г. Двухэтажный каменный дворец, существующий ныне, был построен в 1750 г. Архитектор постройки — С. Чевакинский. Есть основания полагать, что в проекте были использованы чертежи Ф.–Б. Растрелли.

Освоение усадьбы продолжалось на протяжении двух веков. В создании интерьеров дворца и усадебных построек в разное время участвовали архитекторы Ф. С. Аргунов, И. Д. Старов, А. Н. Воронихин, Д. Кваренги, Х. Мейер, Д. Квадри, И. Д. Корсини, Н. Л. Бенуа, А. К. Серебряков и др.

До 1917 г. Шереметевский дворец и усадьба принадлежали пяти поколениям старшей (графской) ветви известного русского рода Шереметевых.

После революции Шереметевский дворец был музеефицирован и как Музей дворянского быта просуществовал до 1931 г. В основу его фондов было положено формировавшееся в течение 200 лет частное собрание Шереметевых, представлявшее собой сложный комплекс разнообразных наслоений. Собрание, универсальное по характеру и разнообразное по предметам, включало в себя живописную картинную галерею, собрание скульптуры, оружия, нумизматику, предметы декоративно–прикладного искусства (в т. ч. собрания бронзы, фарфора, серебра, мебели), библиотеку (нотное и книжное собрание, рукописные материалы, открытки), собрание церковной утвари и икон (из домовой церкви Фонтанного дома) и т. д.

Позже и вплоть до 1984 г. Шереметевский дворец был приспособлен под нужды научно–исследовательского учреждения. Его интерьеры погибли, а коллекции были переданы ведущим музеям Ленинграда и Москвы, за исключением отдельных предметов оформления интерьеров, оставшихся в здании.

В 1990 г. Шереметевский дворец был передан Музею театрального и музыкального искусства для создания Музея музыки Петербурга и размещения государственной коллекции музыкальных инструментов. С конца 1980–х годов в Шереметевском дворце начались реставрационные работы, связанные с воссозданием парадных и мемориальных интерьеров XIX столетия.
В настоящее время отреставрирована большая часть залов Шереметевского дворца, переданного музею в плачевном состоянии. Экспозиция дворца организована по трем направлениям: а) история рода Шереметевых и дворянский быт XVIII–XX вв. б) открытые фонды уникальной коллекции музыкальных инструментов; в) выставка частных коллекций.
В музее функционирует постоянная выставка «Шереметевы и музыкальная жизнь Петербурга XVIII - начала XX веков», открывшаяся в 1995 г. и осуществленная совместно с Государственным Эрмитажем, Государственным Русским музеем, Российской национальной библиотекой, Пушкинским Домом, Государственной Третьяковской галереей, Останкинским дворцом–музеем, Музеем русского фарфора Кусково, владельцами частных коллекций.

Музыкальная коллекция Шереметевского дворца насчитывает более трех тысяч инструментов и является одной из пяти крупнейших в мире и лучшей в России. В ее составе инструменты, созданные знаменитыми западноевропейскими и русскими мастерами XVI–XX вв.; мемориальные инструменты композиторов русской школы XIX–XX столетий; коллекции, принадлежавшие императорской семье Романовых; уникальный русский роговой оркестр; музыкальные инструменты всех континентов мира.
Среди экспонатов: скрипка, принадлежавшая М. И. Глинке, коллекция флейт Александра I, виолончель Николая II работы мастера А. Жако, квартет корнетов, принадлежавших Императору Александру III, скрипка работы итальянского мастера Франческо Страдивари, олифанты, подаренные Императрицей Александрой Федоровной Императору Николаю I, Русский роговой оркестр.

134 м
14
Аничков мост

Аничков мост

Санкт-Петербург, Аничков мост

Один из самых известных мостов Санкт-Петербурга

Один из первых и самых известных мостов в Санкт-Петербурге - Аничков мост. Из трех переправ, пересекающих Невский проспект, мост через Фонтанку с его восхитительными конными скульптурами работы скульптора П.К.Клодта - самый запоминающийся. Назвали переправу Аничков мост - по имени инженера-подполковника Михаила Аничкова, чей полк базировался в этом месте и строил эту переправу. Сейчас Аничков мост имеет длину почти 55 метров, его ширина - 37,9 метров и состоит из трех пролетов.

Во время блокады Ленинграда мост значительно пострадал от артналётов. Повреждения получили гранитные парапеты и секции перил. Переправа стала памятником блокады: на граните постамента коней Клодта специально не стали реставрировать след от осколков немецкого артиллерийского снаряда.

None
15
Мост Ломоносова

Мост Ломоносова

Санкт-Петербург, Мост Ломоносова

Мост Ломоносова пролегает над рекой Фонтанкой на пересечении реки с улицей Ломоносова

Первоначально мост назывался Екатерининским в честь Екатерины II, однако вскоре после постройки каменного моста был переименован в Чернышёв мост (от находившейся здесь загородной усадьбы графа Чернышёва). 23 августа 1948 года мост был переименован в честь М. В. Ломоносова. Одновременно с ним была переименована и примыкающая к мосту площадь Ломоносова, где установлен памятник этому многоплановому учёному, поэту, художнику.
Ось моста проходит под некоторым углом к набережной Фонтанки. Такое положение моста обусловило асимметричное решение, при котором фасадные стороны, обращенные к воде, получились неравновеликими, а башенные надстройки потеряли свою квадратную в плане форму. Однако в натуре и с дальних расстояний это не замечается. Боковые пролеты одинаковы по величине и перекрыты коробовыми каменными сводами, средний пролет перекрыт металлическими балками. Перильное ограждение моста аналогично перильному ограждению набережной – металлические секции, установленные между гранитными тумбами. На устоях установлен гранитный парапет. Ширина моста составляет 14,66 м, длина – 57,12 м.
 

681 м
16
Большой драматический театр (БДТ имени Г.А.Товстоногова)

Большой драматический театр (БДТ имени Г.А.Товстоногова)

Санкт-Петербург, набережная реки Фонтанки, 65

Один из первых театров, созданных после Октябрьской революции

Осенью 1918 года в Петрограде по инициативе писателя Максима Горького, поэта Александра Блока и актрисы МХТ Марии Андреевой был основан Большой драматический театр. Репертуарную политику театра определил его первый художественный руководитель, Александр Блок: «Большой драматический театр есть, по замыслу своему, театр высокой драмы: высокой трагедии и высокой комедии». Особая эстетика и стиль БДТ сформировались под влиянием архитектора Владимира Щуко и художников из объединения «Мир искусства»: Александра Бенуа, Мстислава Добужинского, Бориса Кустодиева — первых сценографов театра.

15 февраля 1919 года состоялась премьера: трагедию Ф.Шиллера «Дон Карлос» поставил режиссер Андрей Лаврентьев. Среди режиссеров БДТ следующих лет: ученик Мейерхольда Константин Тверской, ученик Немировича-Данченко Николай Петров, художник-мирискусник Александр Бенуа, знаменитый Чапаев из одноимённого фильма — актер Борис Бабочкин. С 1932 по 1992 год БДТ носил имя своего основателя, Максима Горького.

В 1956 главным режиссёром и художественным руководителем театра был назначен Георгий Товстоногов. При нем БДТ стал авторским режиссерским театром, известным на весь мир, лучшей драматической сценой СССР. В спектаклях Товстоногова играли Татьяна Доронина и Сергей Юрский, Иннокентий Смоктуновский и Зинаида Шарко, Евгений Лебедев и Валентина Ковель, Олег Басилашвили и Светлана Крючкова,  Владислав Стржельчик, Павел Луспекаев, Олег Борисов, Николай Трофимов, Ефим Копелян, Кирилл Лавров и многие другие замечательные актёры. В те годы театр очень много гастролировал. В ситуации противостояния двух политических систем, режима «железного занавеса», БДТ был культурным связующим звеном между Востоком и Западом. После смерти Товстоногова в 1989 году художественное руководство принял народный артист СССР Кирилл Лавров, после него — режиссёр Темур Чхеидзе. С 1992 года театр стал носить имя Георгия Александровича Товстоногова.

В 2013 году художественным руководителем БДТ стал режиссёр Андрей Могучий, один из лидеров театрального авангарда. Под руководством Могучего БДТ вновь обрел признание публики и критиков, стал одним из главных театральных ньюсмейкеров страны. В декабре 2015 года театр отмечен экспертами российской Ассоциации театральных критиков «За выстраивание новой художественной стратегии Большого драматического театра».

Творческое кредо БДТ — открытый диалог на темы, актуальные для современного общества. Каждый спектакль, каждый проект нового БДТ обращается к проблемам человека своего времени.

В постановках Большого драматического театра задействованы артисты всех поколений труппы — от совсем молодых актеров стажерской группы до ведущих мастеров сцены, таких как народная артистка СССР Алиса Фрейндлих, народный артист России и Украины Валерий Ивченко, народные артистки России Светлана Крючкова, Ируте Венгалите, Марина Игнатова, Елена Попова, народные артисты России Геннадий Богачев, Валерий Дегтярь, заслуженные артисты России Анатолий Петров, Василий Реутов, Андрей Шарков, заслуженная артистка России Мария Лаврова и другие. Каждый сезон спектакли БДТ становятся лауреатами главных театральных премий страны, в том числе и национальной театральной премии «Золотая Маска».

     С 2013 года в БДТ имени Г.А. Товстоногова существует масштабный образовательная программа «Эпоха просвещения». Это лекции, концерты, выставки, круглые столы, посвящённые актуальным творческим вопросам, встречи с  людьми, которые создают современный театр, а также — экскурсии по музею и за кулисы театра, авторские программы, посвященные истории БДТ. Важным направлением «Эпохи просвещения» является «Педагогическая лаборатория БДТ» — режиссёры, актеры, театральные критики и педагоги обучают преподавателей средних школ и детских садов Санкт-Петербурга внедрению современного театрального языка и сценических приемов в школьную образовательную программу.

В 2015 году БДТ стал первым русским репертуарным драматическим театром, в афишу которого на постоянной основе включен инклюзивный спектакль «Язык птиц», созданный совместно с Центром творчества, обучения и социальной абилитации для взрослых людей с аутизмом «Антон тут рядом». Наряду с профессиональными актерами в этом спектакле играют люди с расстройством аутического спектра.

У Большого драматического театра имени Г.А. Товстоногова три сцены. Основная (750 мест) и Малая сцены (120 мест) находятся в историческом здании на набережной Фонтанки, 65, возведённом в 1878 году архитектором Людвигом Фонтана по заказу графа Антона Апраксина. Вторая сцена БДТ (300 мест) располагается на площади Старого театра, 13, в здании Каменноостровского театра, старейшего сохранившегося деревянного театра России, построенного архитектором Смарагдом Шустовым по распоряжению императора Николая I в 1827 году. Каждый сезон на этих трёх площадках выходит не менее 5 премьер и более 350 спектаклей.

419 м
17
Причал "Набережная реки Фонтанки, 71"

Причал "Набережная реки Фонтанки, 71"

Санкт-Петербург, набережная реки Фонтанки, 71

Причал компании по аренде теплоходов "Теплоход СПб"

None
18

полезная информация

Маршрут предоставлен судоходной компанией "Теплоход СПб". Официальный сайт: https://teplohodspb.com/

Посадка на борт осуществляется за 15 минут до отправления судна.

*Маршрут может быть подкорректирован по причине погодных условий.