Форум по культурно-познавательному туризму

11 октября 2014

10 октября 2014 года в Таврическом дворце в Санкт-Петербурге состоялось пленарное заседание II Международного форума по культурно-познавательному туризму.

Открыла заседание заместитель министра культуры РФ Алла Манилова. Она отметила важность проходящего форума в Петербурге. Сегодня, по ее словам, проходящий форум по культурно-познавательному туризму — единственный в своем роде. В работе форума приняли участие делегации из 52 субъектов РФ и стран СНГ. Цели международного форума — расширять границы культурно-познавательного туризма,  налаживать межрегиональный и международный туристский обмен, активизировать взаимодействие между регионами и странами СНГ. Его работа включает реализацию поручения Президента РФ по разработке долгосрочной комплексной стратегии развития въездного и внутреннего туризма в Российской Федерации.

В работе форума приняли участие представители органов государственной исполнительной и законодательной власти России и других стран-участниц СНГ, представители туристской индустрии Санкт-Петербурга: председатель Комитета по развитию туризма Инна Шалыто, генеральный директор СПБ ГКУ «ГТИБ» Нана Гвичия, исполнительный директор НП «НАИТО» Михаил Ушаков; Москвы: председатель Комитета по туризму и гостиничному хозяйству Сергей Шпилько, вице-президент РСТ Сергей Корнеев и делегаты из других регионов, а также эксперты музейной сферы, этнографы, искусствоведы.

Сегодня для развития культурно-познавательного туризма разрабатываются два законопроекта. Во-первых, это закон, предполагающий работодателям отнести на себестоимость затраты на социальные путевки по России. Речь идет о том, что компании и организации будут поощрять своих работников дешевым отдыхом, взяв некоторую часть расходов на себя. А во-вторых, знакомый всем налоговый вычет. Теперь предлагается не взимать с сотрудников налог на доходы физических лиц с той суммы, которая будет направлена на отдых.

Участники форума обсудили ряд проблем в сфере культурно-познавательного туризма, разработали их инновационные решения, позволяющие повысить туристскую привлекательность и доступность региональных памятников, представляющих огромную историческую и культурную ценность,  а также провели тематические секции, «круглые столы» и дискуссионные площадки по вопросам формирования и продвижения новых комплексных маршрутов с включением объектов историко-культурного наследия и их активного вовлечения в туристский оборот.

«Культурно-познавательный туризм — это инструмент популяризации нашего культурного достояния. Мы прекрасно понимаем эту крепкую связь между культурой и туризмом и значение этих составляющих», — отметила на пленарном заседании Алла Манилова.

Геополитическая ситуация и экономическая обстановка в стране создали некоторые трудности для туристской отрасли. Доля культурно-познавательного туризма, по словам экспертов, невелика. В сегодняшних условиях чрезвычайно важно перестроиться на новый лад и постепенно вводить элементы культурно-познавательного туризма.

Советник Президента РФ Владимир Толстой обозначил главную задачу, которую предстоит решить в рамках форума: «Мы должны расширять границы культурно-познавательного туризма. Культура — одно из немногих соединяющих народы явлений, из-за которого необходимо выстраивать взаимоотношения с другими странами».

На форуме был представлен международный транснациональный проект «Великий шелковый путь» — бренд, известный во всем мире, который требует возрождения и серьезного развития. Под влиянием Великого шелкового пути менялась история государств и этносов, движение людей и идеологий. Сегодня, благодаря российским специалистам, создана научно-информационная основа для попыток возобновить Великий шелковый путь в туристском качестве, которого раньше не было. Всемирная туристская организация вовлекла в проект около 20 стран. Новый проект — конкурентноспособный продукт, который будет осуществлен странами Содружества. Важно теперь сформировать единый турпродукт.

Актуальность культурного туризма доказала генеральный директор государственного музея-заповедника «Петергоф» Елена Калиницкая с докладом «Музейные инновации как средство повышения туристской привлекательности на примере Петергофа». Как отметила эксперт музейной сферы, на 10 октября 2014 года Петергоф посетили 4,3 млн человек за 9 месяцев. Государственный музей-заповедник «Петергоф» является объектом № 1 туристского показа среди всех культурных дестинаций России. Тем не менее, существует ряд проблем, которые были вынесены на пленуме: транспортная инфраструктура и ее дороговизна, а также сокращенное экскурсионное время для туристских групп и непосещаемость малоизвестных выставок. Подобные проблемы обозначила директор музея-усадьбы Л.Н.Толстого «Ясная поляна», руководитель федерального проекта «Русские усадьбы» Екатерина Толстая. Она подчеркнула, что культурно-познавательному туризму в России не хватает продвижения и привлекательности. Для решения проблемы было вынесено предложение по созданию инфотура для туроператоров России по глобальному маршруту «Русских усадеб», а также проведение масштабных пресс-туров для того, чтобы показать все культурные памятники и красоты Российской Федерации.

Председатель Комитета по развитию туризма Правительства Санкт-Петербурга Инна Шалыто с выступлением на тему «Развитие культурно-познавательного туризма в Санк-Петербурге» обозначила главные направления в работе Комитета. Она подчеркнула важность развития продвижения регионов на примере Петербурга. По ее словам, продвижение культурно-познавательного потенциала города в масс-медиа, в социальных сетях, на улицах — важная составляющая туристского потенциала города.

«Культурное историческое наследие является важнейшим контентом, ради которого к нам приезжают люди и ради которого они преодолевают громадные расстояния. А Туризм непосредственно должен быть его отделом или дирекцией. Туризм — это продажа и соединение его с тем самым культурным контентом, с правильной его продажей — это наша непосредственная задача. Мы говорим о культурно-познавательном туризме и подразумеваем  Петербург. Мы постоянно находимся в движении и вырабатываем новые стратегии продвижения нашего города», — подчеркнула Инна Шалыто.

В своем докладе представитель Комитета сделала прогноз на культурно-познавательный туризм в мире и России. По оценкам экспертов, рост интереса к данной отрасли туризма увеличится до 50% в мировом сообществе, и до 20% — внутри страны. По словам Инны Шалыто, это очень высокие показатели. 

Продвигать Санкт-Петербург как культурную дестинацию планируется с помощью создания совместных маршрутов по Северо-западу, Ленинградской области и организации экскурсий по новому маршруту «серебряного ожерелья».

«Мы как принимающая сторона желали бы видеть сегодня помимо иностранных туристов, гостей из регионов России. Рядом с нами находятся такие прекрасные города, как Псков, Великий Новгород, Карелия, Архангельск — создание совместных маршрутов могли бы разрешить проблемы внутреннего туризма в Санкт-Петербурге и в указанных городах. В Петербурге разрабатывается большое количество внутренних программ. К примеру, мы возобновляем «Зимний Петербург» с созданием комплексных предложений с отелями и музеями, но главная задача — сделать город наиболее доступным для туристов», — отметила председатель Комитета по развитию туризма.

Продвижение Санкт-Петербурга сегодня — это целая программа развития с внедрением рекламы в мировые масс-медиа: видеоролики в программе «Metropolitans» на телеканале «Euronews», реклама в бортовых журналах  авиакомпаний и аэропортов Латинской Америки и Азиатского материка. Петербург активно представлен на ведущих мировых выставках. Комитетом осуществляются пресс-туры для журналистов из-за рубежа, а также роуд-шоу с посещением городов России с ведущими туроператорами.