В Петербурге поднялась «Земля дыбом»

11 июля 2019

Выставка с таким названием, посвящённая истории театрального экспрессионизма, открылась накануне в Шереметевском дворце.

Организатор экспозиции Санкт-Петербургский музей театрального и музыкального искусства. По словам его директора Натальи Метелицы, посвящена высказыванию русских театральных сценографов 20-30 годов XX века по поводу миропрорядка.

«Искусство экспрессионизма – это ответ на запрос общества, потому что это направление возникло, как предчувствие трагедии I мировой войны, депрессии, разочарования, – сказала Наталья Метелица 10 июля на открытии выставки. – Сегодня не лишне взглянуть в наше очень не спокойное сложное время на то, как работали театральные художники 20-30-х годов прошлого столетия, на их страсти и почти безнадежные чаяния, которыми жили русские театры в ту эпоху. Это не жизнеутверждающее искусство, оно предупреждает о том, что разрушение – это не конструктивная история. Лучше созидать, а не разрушать».

Проект «Земля дыбом» прослеживает пути театрального экспрессионизма в России и, в частности, в Петрограде-Ленинграде от зарождения до исчезновения этого направления в середине 1930-х годов. Экспозиция демонстрирует эскизы декораций и костюмов, фотоматериалы, рукописи и документы, афиши спектаклей, макеты декораций и сценические костюмы.

Гости увидят оформление спектаклей знаменитых режиссёров Всеволода Мейерхольда, Леонида Андреева. Прочувствуют силу эскизов художников Юрия Анненкова, Натана Альтмана, Моисея Левина, Владимира Дмитриева, Александра Рыкова к пьесам европейских экспрессионистов Георга Кайзера, Карела Чапека, Вальтера Газенклевера, Эрнста Толлера.

Посмотрят декорации Михаила Ларионова к балету Леонида Мясина для Дягилевской труппы Ballets Russes, а также декорации к шедеврам советских театров: балет «Красный вихрь» на музыку Владимира Дешевого (сценография Леонида Чупятова), оперы «Воццек» Альбана Берга (сценография Моисея Левина), «Прыжок через тень» Эрнста Кшенека и «Дальний звон» Франца Шрекера (обе в декорациях и костюмах Владимира Дмитриева).

Отдельный сюжет экспозиции связан с экспериментальным проектом «Ревизор», осуществленным режиссером Игорем Терентьевым и группой учеников Павла Филонова в Театре Дома Печати в 1927 году. Безусловный интерес представят материалы, связанные с творчеством одного из самых ярких актеров того времени Михаила Чехова. Последняя постановка, стилистически относимая к экспрессионизму, – опера «Леди Макбет Мценского уезда» Дмитрия Шостаковича в театре МАЛЕГОТ в оформлении Владимира Дмитриева – была создана в 1934 году.

Выставка проработает с 11 июля по 23 сентября 2019 года. Подробнее о выставке – на официальном сайте Санкт-Петербургского музея театрального и музыкального искусства.

 

Фото: theatremuseum.ru