Dance Open 2019 в Александринском театре

06 марта 2019

С 17 по 29 апреля на основной сцене Александринского театра пройдут спектакли XVIII сезона международного фестиваля балета Dance Open. В программе крупнейшего в России хореографического форума – смесь классики и современного танца, романтизма и авангарда, философии и юмора, респектабельности и хипстерства.

В Петербург едет Цюрихский балет с новой резонансной постановкой Кристиана Шпука, балет Дортмунда с 3D-спектаклем Мауро Бигонцетти, Пермский балет с волшебной сказкой от Алексея Мирошниченко, Венский государственный балет с винтажной комедией и голландский Introdans – для тех, кто любит поиграть с традициями и канонами, сообщают организаторы.

17 апреля фестиваль откроет самая эстетская и обсуждаемая из недавних мировых премьер  –  «Зимний путь» в хореографии Кристиана Шпука. Новый жанр, в котором работает уникальный криптограф и хакер современного балетного языка, по мнению многих критиков, не имеет ничего общего с обычным балетом: он, скорее, напоминает духовную практику, в которой тело выражает актуальные истины под диктовку души. Впервые на петербургской сцене пластические метаморфозы представит Цюрихский балет. Гостям вечера предстоит испытать эффект покадрового скольжения во времени: они увидят танцы завораживающие и кошмарные, сказочно притягательные и болезненно прекрасные, глубокие и непостижимые как жизнь.

Знаменитый песенный цикл Франца Шуберта «Зимний путь», вдохновивший Шпука на хореографическую прогулку к границам бытия, прозвучит в интерпретации Ханса Цендера. Дирижер, композитор, музыкальный исследователь XX века, Цендер фактически перенес сочинение печального лирика в наши дни и добавил ему такой мощный градус присутствия «здесь и сейчас», что отсидеться в покое и безучастности не удастся. Этот спектакль – для тех, кто легко читает абстракции, ищет встреч с героями собственных снов и ради спиритического сеанса пронзительной красоты согласен на легкий троллинг с другой стороны вечности.

19 апреля всем детям и взрослым Dance Open предлагает семейный выход за сказкой: выдвинутый на соискание Национальной театральной  премии «Золотая маска» в семи номинациях, пермский «Щелкунчик» наконец-то приезжает в Петербург. Вдохновившись самой популярной версией балета в хореографии Василия Вайнонена (кстати, скорее всего, именно его взрослые смотрели в советском детстве), главный балетмейстер и художественный руководитель Пермского театра Алексей Мирошниченко создал собственную историю: не фантазию «по мотивам», а настоящий классический балет – абсолютно новый, но такой же роскошный, театральный и праздничный. Когда Алексей был студентом Академии Вагановой, почти все партии «Щелкунчика» он перетанцевал сам. И может быть потому новая постановка так сильно заряжена любовью и теплом, что работу над ней хореограф превратил  в разговор с собственным детством и с теми учителями, чьим творчеством всегда восхищался.

Действие спектакля перенесено в Петербург 1892 года – именно в тот год  Петр Ильич Чайковский по либретто Мариуса Петипа написал музыку, а второй балетмейстер Мариинского театра Лев Иванов впервые поставил балет «Щелкунчик» на сцене Мариинского театра. Тонкая, эффектная, жадная до деталей сценография Альоны Пикаловой  и работа с театральным костюмом Татьяны Ногиновой перенесут зрителя в атмосферу петербургского дома накануне Рождества: здесь всё как на старинных фотографиях –  достоверно, трогательно и тепло.

Помимо главной героини Мари в спектакле много ярких персонажей, и у каждого, вплоть до смешных мышей и восхитительных цветов, свой характер и танец. Конечно, «Щелкунчик» – это торжество добра и счастливый финал, но попереживать за героев все же придется. Спектакль освежит самые светлые чувства, а еще – в него обязательно влюбятся дети. Ведь он про чудеса, которые случаются.

Кто из нас хоть чуть-чуть не безумен? Поспорим об этом 21 и 22 апреля на российской премьере «Алисы» от мэтра современной хореографии Мауро Бигонцетти в исполнении виртуозных танцовщиков Дортмундского балета. «Алиса» – это хореографическая сказка для взрослых с прививкой от хандры и скуки, с 3D сценографией и шокирующей пластикой танца.
Герои Льюиса Кэрролла вдохновили, но не заставили хореографа следовать сюжету известной истории: сказочная реальность Бигонцетти может показаться излишне многослойной для детей. Поэтому советуем пригласить их на другие спектакли сезона, а на «Алису» сходите сами. Отпустите своего внутреннего ребенка побродить по стране чудес. И пусть вас покорят эквилибристика и чувственность кошачьих танцев, электрические пляски Красной королевы и безумная техника Безумного Шляпника. А сама «Алиса» поведает кое-что очень важное про вас самих. Вы выйдете из зала совершенно другими – более юными, более смелыми и более свободными.

24 и 25 апреля на сцене Александринского театра будет представлен шедевр мировой классики – «Коппелия» в исполнении Венского государственного балета. Несмотря на солидный возраст – почти 400 лет – и статус старейшего танцевального бренда мира, в Россию и в Санкт-Петербург труппа впервые приехала по приглашению Dance Open в 2015 году. Постоянные зрители фестиваля помнят и хореографический сет «Обратный отсчет», и аншлаговую «Тайну Синей бороды» (2016) Штефана Тосса. С тех пор Венский балет попал в рейтинг безусловных любимцев петербургской публики. «Коппелия, или Девушка с эмалевыми глазами» впервые увидела свет в  Париже в 1870 году в постановке Артура Сен-Леона на музыку Лео Делиба. Эта блистательная комедия уже полтора века не выходит из моды и не покидает лучшие сцены мира. Балет считается вершиной творчества виртуозного француза, который, как известно, успел поработать и в России. С 1859 по 1869 год Артур Сен-Леон служил в Санкт-Петербурге главным императорским балетмейстером.

Реконструированную версию «Коппелии» в очередной раз на мировую сцену выводит апологет и реставратор классики Пьер Лакотт. В 1973 году в Парижской опере была показана восстановленная им оригинальная постановка Сен-Леона, в  2001 году – авторская работа в сотрудничестве с Альбертом Авелином, а совсем недавно, в январе 2019-го, балет дебютировал в репертуаре Вены. В «Коппелии», поставленной для Венского балета, впечатляет всё – танцовщики и танцы, декорации и костюмы, лихо закрученный почти мистический сюжет. Не пропустите: вас ждет настоящий праздник. Официальный партнер участия Венского государственного балета в программе XVIII сезона Dance Open – Райффайзен Банк.

27 апреля завершит гастрольную программу фестиваля танцевальный бренд из Нидерландов Introdans. Триумвират «Masters» представят Нильс Кристе с одноактным балетом «Пение», Ханс ван Манен с «Польскими пьесами» и Каэтано Сото с гротескным «Сonrazoncorazon». Зачем люди воюют и не умеют договариваться? Что такое красота и как, воплощаясь в танце, в языке, в музыке, она помогает нам становиться ближе? Чьи приказы ценнее – сердца или разума, и как понять другого и жить в мире на общей планете? Современные хореографические тексты уже ждут нового поколения интерпретаторов.  

Кульминационным действием сезона станет Гала звезд Dance Open. В программу  вечера, который состоится 29 апреля, по традиции войдут как фрагменты признанных шедевров, так и новейшие эксперименты в исполнении ярких танцовщиков современности. Подробнее – на сайте www.danceopen.com.

 

Фото: vk.com/dance_open