В Русском музее отреставрировали бюст Екатерины II
Завершилась сложная реставрация мраморного бюста «Императрица Екатерина II», созданного неизвестным скульптором во второй половине XVIII века. По решению Реставрационной комиссии эту сложную работу начал в феврале 2002 года ведущий реставратор по камню и гипсу Олег Иванов.
Ещё до поступления в Русский музей бюст был расколот на две части, сообщает Служба реставрации музейных ценностей Русского музея. Также на экспонате имелись значительные утраты фрагментов лица, волос, одежды и декора, и множественные сколы и потертости камня. Подставка отсутствовала. Вся поверхность была покрыта стойким загрязнением.
По решению Реставрационной комиссии эту сложную работу начал в феврале 2002 года ведущий реставратор по камню и гипсу Олег Иванов. После изучения и тщательного фотодокументирования он провел полную очистку поверхности камня от стойких поверхностных загрязнений. Затем выполнил монтаж и склейку разбитых фрагментов. Замастиковал монтажные швы. К сожалению, преждевременный уход из жизни Олега Иванова не позволил завершить реставрацию. Работа на долгое время была приостановлена.
И только в 2017 году реставрационная комиссия Русского музея решила вернуться к теме реставрации этого памятника. Было предложено завершить работу, начатую в 2002 году, ведущему реставратору сектора реставрации каменной и гипсовой скульптуры Белле Петровне Топорковой.
Используя наработки и исследования, сделанные Олегом Ивановым, Белла Топоркова восполнила многочисленные утраты мрамора – глаза, надбровье, левая щека модели, скула, подбородок, нижняя губа на левой половине лица, локон на левом плече, волосы на затылке. Многочисленные сколы и мелкие утраты камня были замастикованы. Восполнение утраты носа было выполнено вначале в мягком материале. Для этой работы использовались косвенные аналогии с фрагментов скульптурных бюстов, изображающих Екатерину II скульпторов Ф. Шубина, М. Колло, Иоганна Эстерейха, Ж.-А. Гудона и Ж.Б. Рашетта. После утверждения моделей доделок на Реставрационном совете, фрагменты были переведены в специальную скульптурную массу, эмитирующую натуральный мрамор.
На Реставрационном совете Русского музея, который принимал бюст после реставрации было отмечено высокое качество работы.
Фото: restoration.rusmuseum.ru