В Русском музее отреставрировали бюст Екатерины II

04 марта 2019

Завершилась сложная реставрация мраморного бюста «Императрица Екатерина II», созданного неизвестным скульптором во второй половине XVIII века. По решению Реставрационной комиссии эту сложную работу начал в феврале 2002 года ведущий реставратор по камню и гипсу Олег Иванов.

Ещё до поступления в Русский музей бюст был расколот на две части, сообщает Служба реставрации музейных ценностей Русского музея. Также на экспонате имелись значительные утраты фрагментов лица, волос, одежды и декора, и множественные сколы и потертости камня. Подставка отсутствовала. Вся поверхность была покрыта стойким загрязнением.

По решению Реставрационной комиссии эту сложную работу начал в феврале 2002 года ведущий реставратор по камню и гипсу Олег Иванов. После изучения и тщательного фотодокументирования он провел полную очистку поверхности камня от стойких поверхностных загрязнений. Затем выполнил монтаж и склейку разбитых фрагментов. Замастиковал монтажные швы. К сожалению, преждевременный уход из жизни Олега Иванова не позволил завершить реставрацию. Работа на долгое время была приостановлена.

И только в 2017 году реставрационная комиссия Русского музея решила вернуться к теме реставрации этого памятника. Было предложено завершить работу, начатую в 2002 году, ведущему реставратору сектора реставрации каменной и гипсовой скульптуры Белле Петровне Топорковой.

Используя наработки и исследования, сделанные Олегом Ивановым, Белла Топоркова восполнила многочисленные утраты мрамора – глаза, надбровье, левая щека модели, скула, подбородок, нижняя губа на левой половине лица, локон на левом плече, волосы на затылке. Многочисленные сколы и мелкие утраты камня были замастикованы. Восполнение утраты носа было выполнено вначале в мягком материале. Для этой работы использовались косвенные аналогии с фрагментов скульптурных бюстов, изображающих Екатерину II  скульпторов Ф. Шубина, М. Колло, Иоганна Эстерейха, Ж.-А. Гудона и Ж.Б. Рашетта. После утверждения моделей доделок на Реставрационном совете, фрагменты были переведены в специальную скульптурную массу, эмитирующую натуральный мрамор.

На Реставрационном совете Русского музея, который принимал бюст после реставрации было отмечено высокое качество работы.

 

Фото: restoration.rusmuseum.ru