Выставка одной картины в Исаакии

07 августа 2018

В Санкт-Петербург привезли эскиз росписи купола Исаакиевского кисти Петра Басина. Именно этот художник завершил работу, начатую Карлом Брюлловым, став тем самым одним из соавторов грандиозного проекта.

Для росписи купола Екатерининского придела Петр Басин написал эскиз «Вознесение Богоматери». Работу привезли из Новгородского объединенного музея-заповедника, куда полотно попало после Великой Отечественной войны в результате распределения экспонатов по музеям. Посетители собора могут, подняв глаза к куполу, сравнить эскиз с оригиналом.

Как сообщает издание The Art Newspaper Russia, Петр Васильевич Басин, выдающийся русский религиозный, исторический и портретный живописец, к росписи интерьеров Исаакиевского собора приступил по личному приглашению автора проекта здания, архитектора Огюста Монферрана, в очень драматичный момент: Карл Брюллов серьезно заболел, вынужден был отказаться от дальнейшей работы и уехал лечиться сначала на остров Мадейра, потом в Италию, где и умер спустя три года. Басин к тому времени уже был известен росписями церквей (он, в частности, расписывал церковь Зимнего дворца), и именно его Монферран пригласил завершить работу в главном соборе столицы Российской империи.

В официальной историографии собора пишут, что Басину фактически нужно было лишь дописать фоны некоторых полотен и, по эскизам «великого Карла», сделать еще несколько картин. Но представленный сейчас в соборе эскиз росписи плафона говорит о куда более значительном вкладе Басина в окончательное оформление Исаакия.

По словам сотрудника научного отдела Государственного музея-памятника «Исаакиевский собор» Наталии Толмачёвой, когда Брюллов по состоянию здоровья уже не мог продолжать работу и император разрешил Басину продолжить его дело, художник не приступал к работе до тех пор, пока Брюллов лично не подписал это разрешение.

«Петр Басин не только завершил роспись купола Екатерининского придела, но и написал фигуры евангелистов в четырех парусах собора и сцену Нагорной проповеди в центральном аттике, – говорит Наталия Толмачёва. – Хотя ему было очень непросто работать: на него смотрели с большим пристрастием — как бы он не повредил живопись „великого Карла“».

Выставка в Исаакиевском соборе открыта до конца сентября.

 

Фото: www.theartnewspaper.ru