«ТИЦ и туротрасль: точки соприкосновения»

20 ноября 2017

Взаимодействие туристско-информационных центров России с игроками туристского рынка обсудили на круглом столе в рамках Культурного форума. «ТИЦ и туротрасль: точки соприкосновения» - так называется встреча. Мероприятие прошло 17 ноября на площадке Музея железных дорог России при участии Директора Музея Николая Бурова. Открыла круглый стол Заместитель председателя Комитета по развитию туризма Нана Гвичия.

Модератором встречи стал директор Городского туристско-информационного бюро Евгений Панкевич. В роли спикеров также выступили Исполнительный директор НА «НАИТО» Михаил Ушаков и представители региональных туристско-информационных центров Кронштадта, Свердловской области, Красноярского края, Великого Новгорода, Камчатского края и другие участники туристского рынка.

Площадка Музея железных дорог России – это грандиозный объект не только Санкт-Петербурга и России, но и всего мира. Его площадь составляет 5,5 гектаров, из них более 17 тыс.кв.м представляют из себя закрытые помещения и залы, а более 36 тыс.кв.м – это открытые уличные пространства. После круглого стола всем участникам представилась возможность воочию увидеть все экспонаты нового Музея, а также почувствовать себя участником железнодорожной истории страны, отправившись в экскурсионное мини-путешествие по Музею.

Основным вектором круглого стола стала тема участия туристско-информационных центров между теми структурами, которые создают информацию, делают ее актуальной и популяризируют ее через разные технологии и каналы. Иными словами, подчеркнуто, что сегодня ТИЦ – это живые люди, являющиеся позитивными пиарщиками своего региона, которым просто необходимо быть в тренде и находиться всегда на передовой.
Директор Музея Николай Буров пожелал «Приятного Петербурга» всем собравшимся гостям круглого стола и поздравил с большими для города победами, в частности его обращение во многом коснулось серьезной проделанной работы Комитета по развитию туризма в текущем году.

«Культурный форум дает прекрасную возможность собраться нам сегодня здесь, чтобы поделиться опытом и обменяться мнениями. А тем людям, кто давно не был в Петербурге, повидаться с городом – а это всегда хорошее свидание. И я бы хотел по такому случаю особенно поздравить Комитет по туризму и его структурное подразделение информационной службы с тем рывком, который сделал Комитет, ведь он отразился в истории и бюджете города в 2017 году: плюс 4,2 млрд в статье годового бюджета – это огромнейший шаг и мой личный восторг. А планы по введению в следующем году трех плавучих гостиниц – это громадный подарок тем людям, которые стремятся в наш город и не всегда могут расплатиться с другими люксовыми гостиницами. Как коллега – я очень рад всем этим успехам. А всем остальным, я желаю – Приятного Петербурга!», - поделился Николай Буров.

Зампредседателя Комитета по туризму Нана Гвичия отметила в ходе мероприятия, что сегодня возможность обсуждения туристско-информационных центров в глобальном мире развития туристской отрасли является наиболее актуальной. А тот факт, что впервые на Культурном форуме появилась секция туризма, лишь подчеркивает значимость и своевременность обсуждения туристической сферы. Отсюда, взаимоотношения между туристической организацией, ТИЦ, бизнесом и другими партнерами должно быть максимально расширено сегодня. Необходимо максимально презентовать свои продукты и проводить информационные туры среди коллег в сфере туризма. Как показывает опыт, далеко не все понимают, какие изменения происходят в туриндустрии региона и города, и тут как никогда необходим опыт взаимодействия между другими регионами, туроператорами и прочими игроками рынка, а также важно создавать и обновлять реестр турпродуктов с эксклюзивными предложениями.

«Мир меняется, и тенденции развития туристской отрасли также меняются. Роль туристско-информационных центров за последние годы также преобразовалась». – отмечает Нана Гвичия. - «Санкт-Петербург во многом преуспел среди других регионов. Сегодня мы имеем расширенную сеть туристско-информационных пунктов в количестве 13 точек. Их количество увеличивается с каждым годом. И, наверное, вопрос того, каким должен быть инфо-центр, какими инструментариями он должен обладать, становится сегодня наиболее острым. Мы приближаемся к главному вопросу – необходим ли ТИЦ в том формате, в котором он создается – для непосредственного общения и предоставления информации туристу, или все-таки должны быть изменены функционалы центров, превращенными в глобальные объекты и пространства со своей территорией. Эти вопросы коснулись четырех городов, принимающих Кубок Конфедераций в этом году. Здесь стало понятно, что ТИЦы должны аккумулировать у себя максимально ту информацию, которая касается непосредственно гостя города, того самого туриста, для которого мы работаем. Например, это затронуло ту непростую ситуацию с закрытием акватории Невы на время футбола. Информационное поле вдруг заполонила негативная составляющая – стало якобы понятно, что туристу сюда ехать не нужно, ведь все традиционные виды с Невы станут недоступны… Это информация во многом повлияла на летний сезон, на итоги которого мы делали серьезные ставки. Итогом мы поняли, что необходима коммуникация с туристическим сообществом, ведь именно сообща мы формируем положительное видение ситуации и информационного поля, которое влияет на формирование мнения о дестинации».

Спикеры встречи подчеркнули, что информация, которая должна предоставляться туристу должна быть максимально идентична той, которую получают о стране из доверенных СМИ, но каждая территория должна не забывать и о своей аутентичности и, в то же время, стараться формировать новые продукты и положительное информационное поле о своем регионе. Ведь именно от этого зависит приезд туриста в тот или иной город.
Наной Гвичия отмечено, что основные событийные мероприятия, положившие началу развития направления событийного туризма, проводятся  сегодня с государственной поддержкой, но туроператорам и бизнесу необходимо также создавать свои событийные продукты, которые могли бы привлечь в тот или иной город не только индивидуальных, но и групповых туристов.

Что касается Санкт-Петербурга, подчеркнуто, что сегодня из более 7 млн. туристов, большинство из них – индивидуальные путешественники. А это совсем другой турист, и поэтому сформировать его представление о городе очень сложно, если использовать технологии, которые были раньше. Поэтому далеко не все туристы пользуются информационными павильонами, ведь в их руках находится гаджет с огромным количеством информации, необходимой именно конкретному человеку.
Поэтому, если у информационного центра нет тесного контакта с представителями туристского и музейного сообщества, то этот центр не является востребованным и привлекающим внимание потенциального туриста, который мог бы вернуться вскоре на эту же территорию. «Место ТИЦов в туристской отрасли очень важно применять в рамках современных глобальных тенденций и взаимодействия с всеми структурами, как российскими, так и зарубежными», - подытожила зампредседателя Комитета по развитию туризма.

Глава Городского туристско-информационного Евгений Панкевич дополнил, что со временем действительно меняются реалии и функции туристско-информационных бюро. «Если говорить о Санкт-Петербурге, то сегодня это и Городское туристско-информационное бюро с главной функцией предоставления информации, и также это международные офисы Visit Petersburg. Их концепция выглядит так, как и представительство туристско-информационного бюро в Санкт-Петербурге с функциями информирования и продвижения территории. То есть мы сегодня занимаемся и территориальным ребрейдингом и разработкой и использованием современных digital-технологий одновременно», - добавил Евгений Панкевич.

Спикер рассказал, что в этом году Городское туристско-информационное бюро провело большой ребрендинг службы, которую город презентовал в 2006 году, - служба ангелов, которая в 2017 году обзавелась новым названием  - «Ask me. Я знаю город», концепцией и оснащением мобильными средствами передвижения – сегвеями. В этом году городом был также закуплен мобильный туристско-информационный павильон – офис-прицеп, активно путешествующий в ноябре по городам Европы с целью продвижения города-организатора Чемпионата мира по футболу 2018. Сегодня ТИЦ Санкт-Петербурга представлен на сайте Visit Petersburg и его мобильном приложении с функцией дополненной реальности. Городское туристско-информационное бюро также работает над созданием системы агрегации на данном ресурсе с теми продуктами и услугами, предоставляемыми туристическим бизнес-сообществом с выбором простого и грамотного пакета услуг для туриста.

Как известно, люди, приезжающие в ту или иную дестинацию, обращаются в туристско-информационные центры, потому что именно здесь они могут получить проверенную достоверную информацию. Михаил Ушаков, Исполнительный директор НП «НАИТО», организации, объединяющей 250 информационных центров в единый реестр, начал свой спич с того, что напомнил окружающим, что такое ТИЦ: «Что такое туристско-информационный центр сегодня? Это то, что мы видим, приезжая на территорию – например, павильоны в Петербурге. Это только одна сторона медали – информирование людей. С другой стороны – формирование положительного образа региона, та важнейшая задача, на которой основана работа инфо-центров. И есть две категории людей, которые постоянно работают с индивидуальным туристом, фактически являющиеся глазами туристов – это экскурсоводы и туристско-информационные центры.  Поэтому от того, каким туристско-информационные центры видят город, каким образом его представляют путешественникам – зависит и тот положительный образ, который мы задаем нашей территории».

Задача интеграции с туристским миром – это одна из главных задач ТИЦов. Сегодня существует масса проектов, позволяющих работать совместно и сообща на рынке. Это, прежде всего, так называемый унифицированный туристский паспорт региона, с той базой данных, которую могут использовать все игроки туристского рынка. Сегодня существует реестр туристско-информационных центров с подробной информацией о каждом пункте, есть перечень экскурсионных программ, проходящих по всей территории Российской Федерации. Наконец, разработан Национальный календарь событий, который объединяет событийный ряд мероприятий России. К нему имеется отдельный проект продвижения этих мероприятий на зарубежном рынке, который будет издаваться в печатном виде для привлечения людей в Россию.  Задача этих проектов – не столько продвинуть событийный туризм, сколько достойно и красиво показать Российскую Федерацию и создать к ней эмоциональный ряд. Как подчеркнул Михаил Ушаков, «сегодня туризм - это эмоции и если человек увидит красивую картинку паровоза, расположенного в Музее железных дорог, он приедет  в Санкт-Петербург».

Также, в рамках Культурного форума СПб ГБУ «ГТИБ» подписал соглашение о сотрудничестве с Туристско-информационными центрами города Томска и Томской области.