Довоенные Берлин и Ленинград на выставке 2Хенкин2

30 июня 2017

Государственный Эрмитаж и Ассоциация «Архив  братьев Хенкиных» впервые представляют выставку фотографий из уникального семейного архива - «Братья Хенкины: открытие. Люди Ленинграда и Берлина 1920-1930-х годов».  Выставка начнет свою работу уже завтра, 1 июля, однако, в преддверии открытия экспозиции, 30 июня был осуществлен специальный предпоказ, где журналистам представилась уникальная возможность впервые увидеть исторические кадры двух фотографов-любителей, сумевших отразить в своих работах дух европейской довоенной эпохи.

Родные братья Евгений (1900-1938) и Яков (1903-1941) Хенкины родились в Ростове-на-Дону. После Октябрьской революции младший брат Яков перебрался в Ленинград, а старший уехал жить в Берлин. Судьба обоих сложилась трагично: Яков погиб на фронте, в Евгения арестовали и расстреляли сотрудники НКВД. Жизнь фотографов еще только предстоит изучить и прояснить исследователям. Но оригинальные пленки двух авторов, содержащие около 7000 уникальнейших снимков, все годы хранились в семейном архиве.

На кадрах, сделанных братьями в разных городах, запечатлены особые «неформатные» виды Ленинграда и Берлина без какой-либо ретуши, массовые мероприятия и бытовые сцены, портреты родных и друзей, которые никогда бы не напечатало ни одно из изданий того времени. Поэтому они остались в архиве семьи на многие годы. Уже позже исследователи выяснили, что весь этот архив является уникальным, но проблема была в том, что он находился в Швейцарии. Яков часто снимал в парках и на стадионах Ленинграда, Евгений - на улицах и площадях Берлина. Оба фотографа делали свои кадры настолько профессиональными, что даже самым именитым современным фото-иллюстраторам есть у них чему поучиться.

На выставке 2Хенкин2 показано зарождение имени фотографа, процесс создания фотографии. Примечательно, что кураторы отсканировали оригиналы фоторабот без преукрас: негативы не обрезались и оставались в том виде, в котором они и были изначально. Для погружения посетителя в рабочую атмосферу, организаторы создали специальный красный свет, где проявляется картинка, выставили специальные ванны, куда погружены фотоснимки и залиты специальным закрепителем. Все представленные на экспозиции снимки также крутятся на прожекторе в течение 15 секунд. В центре зала работает специальная «комната» - фотолаборатория, в которой любой посетитель сможет погрузиться в процесс. Важный момент – показать выставку не итогом, а процессом. Итог здесь иллюзорен и важен процесс. Гости экспозиции могут принести свои старые негативы и распечатать их на специальном оборудовании через работу Молодежного центра, исходя из специального расписания, представленного на сайте. Конечно, организаторы, надеются получить пленки 20-30-х годов, но строгих ограничений и предпочтений нет.

Философия данного эксперимента такова, что эпоха 20-30х годов была временем жесткого контроля за изображениями. Например, в Блокадном Ленинграде было запрещено фотографировать, а только разрешалось иллюстрировать какие-то события. В 30-е годы активно работала цензура, ретушь и вычищение всех имен. Оказалось, что все любительские «подпольные» фотографии являются наиболее подлинным изображением и доказательством той действительности и эпохи, чем те демонстративные политические снимки, известные всем. Таким образом, организаторы подчеркивают, что сегодня во всем мире наблюдается тенденция поиска ценнейших оригинальных любительских пленок, для того чтобы понять, что происходило в прошлом.

Кураторы выставки, разбирая огромный набор фотоснимков работ братьев Хенкиных, поняли, что герои их фоторабот искренне улыбаются. Улыбки жителей Ленинграда и Берлина даже во многом похожи, они по-настоящему счастливы, им не удалось еще увидеть войну… Кадры показывают интересную параллель между двумя имперскими городами, которые еще не вступили в разрушающую для обоих городов войну.

Экспозиция представляет из себя букву «Х». Одновременно, это две пересекающиеся линии – Ленинград и Берлин. Говоря об эстетике выставочного решения, кураторы обратились к истории экспонирования художников братьев Стенбергов, название которому было дано – 2Стенберг2. «Мы назвали по этому же образцу нашу сегодняшнюю выставку – 2Хенкен2 или #2хенкен2, выставку про композицию и удачу – поймать тот или иной момент», - рассказывает заведующий отделом современного искусства, куратор  Дмитрий Озерков.

Фотографы-любители братья Хенкины обладали не просто чутьем к хорошему кадру, но и определенной удачей, способной зафиксировать лица, события и какие-то, говорящие о многом, моменты. История – это процесс и именно благодаря таким снимкам она возникает. В объективы братьев часто вторгается политика. Советские лозунги становятся все навязчивей, портреты вождей все крупнее, а в Берлине мирные посетители кафе вдруг вскакивают в нацистском приветствии. Становится заметно, как легкость и открытость постепенно сменяются напряжением, нарастающим по мере усиления двух диктатур, вскоре унесших жизни обоих братьев.

Кураторы подчеркивают, что выставка находятся в процессе работы. Сюда будут еще не раз вноситься документы, которые одновременно станут оказываться уникальнейшими художественными произведениями и доказательствами исторических сведений. После своей работы в Петербурге, выставка поедет в Германию. Таким образом, когда-то объединенные фотоснимками народы снова воссоединяться благодаря архиву братьев.  

Выставка «Братья Хенкины. Люди Ленинграда и Берлина 1920-1930-х годов» проходит в рамках проекта «Эрмитаж 20/21», призванного собирать, выставлять, изучать искусство XX-XXI веков. В музее добавляют, что выставка организована при поддержке многофункционального комплекса Лахта Центр, также подготовлена образовательная программа, включающая цикл лекций, мастер-классов и дискуссий. Лахта центр поддержал экспозицию, считая ее значимой для жизни города и для истории России.

Но на самой выставке организаторы не ограничатся, планируется выпустить этот проект и за пределы Главного Штаба. Молодежным центром Эрмитажа совместно с Лахта Центром придуман маршрут по тем городским точкам, которые были сняты 90 лет назад братьями Хенкиными. Этот индивидуальный маршрут разработан для того, чтобы каждому заинтересованному лицу стало любопытно узнать – насколько изменился внешний облик города. Маршрут по 15 локациям уже внес свою лепту в изменение панорамы города. Петербуржцам и гостям Северной столицы предлагается стать немножко Хенкиными, и увидеть город таким, каким он есть сегодня и передать впечатления другим через объектив уже своего фотоаппарата.