Коты в стране чудес Елены Базановой

06 июня 2017

Главный петербургский акварелист Елена Базанова, проводя мастер-класс для детей «Рисуем кошек» в стенах главного здания Союза художников, рассказала журналисту Visit Petersburg историю становления в ней автора картин, поделилась техникой акварели, а также поведала секреты мастерства. Мероприятие было приурочено к проходящей в Союзе художников Первой международной выставке «Портрет кошки».

Рисование - это своеобразная арт-терапия. Поэтому, проводимые мастер-классы вдохновляют как мастера, так и ее подмастерье.

Елена Базанова поведала о начале своего творческого пути, о навыках акварельной и анималистической живописи, о секретах работы с животными, которые выступают в качестве моделей для позирования. Основной зал выставки украшают пять известных работ художницы. Ну, а главное представленное произведение здесь  – это «Безумное чаепитие» с котом Марвином, написанное в 2014 году. Оно стало одним из самых известных и доминантных в творчестве художницы. Картина навеяна огромным опытом в книжной иллюстрации, в частности, увлекательной работе над иллюстрациями к книге Льюиса Кэрролла «Приключения Алисы в стране чудес, рассказанные для маленьких читателей самим автором».

Трудность всей этой деятельности состояла в том, что важно было передать на картинке все то, что не войдет в текст книги. Даже такие мелочи, как точное количество чашек, правильное «английское» переворачивание ложки на блюдце и расположение бутона розы — имели значение, поэтому порой над одной иллюстрацией приходилось работать целых две недели. За эту работу она заслуженно получила Гран-при им. Академика Вениамина Худолея на IV Международном биеннале графики в Санкт-Петербурге.

Акварель, кисти, поехали…

Перед началом работы художница рассказала слушателям о материалах, которыми она пользуется и что советует использовать начинающим мастерам.
 
Акварель характерна тем, что это прозрачный материал. «Как только мы начинаем использовать белила, сразу акварельные краски превращаются в гуашь», - рассказывает Елена Базанова. Художница в основном работает без использования белил на мокром листе бумаги, который не дает рисунку пойти волной. Работа над картинами составляет порядка трех дней,  но некоторые самые масштабные работы выходили за эти временные рамки.

«Каждый раз вода и краска по-разному себя ведут. Никогда не угадаешь, что получится, важно смотреть, что выходит и, исходя их этого, рисовать», - делится секретами художница Елена Базанова, - «Пока бумага влажная, рисовать можно долго. Бумага, которая лежит на планшете не пропускает воздуха и не дает работе высохнуть и не идет волной. Это и есть самый главный секрет акварелиста», - делится мастер.

И вот мастер-класс в самом разгаре. Чтобы начать писать картину, необходимо, иметь планшет из пластикового стекла, кисти разных размеров, ведерко с водой, акварельные краски, салфетки, и самое основное в работе акварелиста – акварельную бумагу – лану. Настоящая профессиональная бумага сама подсказывает творцу как надо с ней работать, именно на такой бумаге получаются правильные красивые эффекты, особые растеки. У такой бумаги есть две стороны – тыльная и рабочая, и обе непосредственно влияют на будущее произведение. Шершавая сторона - и есть рабочая. Не только с лицевой, но и с тыльной стороны акварелист рекомендует обильно увлажнять бумагу водой, используя широкую кисть и лишь для «белых следов» на картине художник оставляет места сухими. Современные акварелисты все чаще используют такой прием в достижении своих результатов. Профессиональная бумага не коробится, не гнется и не идет волной при нанесении на нее акварельных красок и воды.

«Я считаю, наши петербургские краски являются одними из лучших красок в мире. Я не раз тестировала их. Конечно, у любой из фирм линейки палитр отчасти схожи и отчасти разные. Есть международные стандарты качества, и все продукты ведущих производителей соответствуют этим стандартам. Но из-за технологических особенностей оттенки пигментов могут быть разные. Но все ведущие фирмы обозначают высокий уровень качества своих материалов. На это и обращаю внимание. Наш производитель, на фоне зарубежных, придерживается старых мануфактурных традиций, рецептур и их качество неизменно, а ценовая категория конкурентоспособна на рынке материалов. Я пользуюсь несколько фирмами красок, но наиболее близки мне «Невская палитра». Также я предпочитаю бумагу ручного литья из 100% хлопка, освобожденную от кислоты, плотностью не ниже 300 г, которую мы здесь сегодня и используем. Фактуры использую разные, в зависимости от поставленной задачи. А кисти предпочитаю беличьи, разных размеров круглые и плоские», - дополняет мастер-класс Елена Базанова, ориентируясь на собственный выбор материалов.  

С чего все началось

«С детства моя страсть к рисованию была очевидна», - говорит художница, - «Мама отвела меня в детскую художественную студию города Сланцы, где и проявились мои истинные способности, которые надо было развивать дальше. Я довольно рано поступила в детскую художественную школу, а затем поступила в Академию художеств, таким образом, я почти всю жизнь училась и рисовала. Это трудно было назвать хобби, это все-таки стало увлечением всей жизни», - начала художница, -  «Как говорят акварелисты, акварель сама находит своего мастера. Не художник выбирает ее, а она выбирает художника, ведь далеко не каждому она открывается».

- Каждый художник известен своей неповторимой манерой или штрихом. Ваши работы легки, изысканы и в то же время очень детальны. Акварель относится к водной стихии – можно ли сказать, что эта стихия сама как бы подталкивает, плавно ведет художника к написанию того или иного шедевра?

Акварель и художник – это, безусловно, соавторство. Многие художники без преувеличения скажут, что в творчестве происходит соавторство стихии воды, красок и художника. В действительности, в работе акварелиста многое зависит от воды, даже от влажности климата. И не случайно говорят об энергетическом состоянии воды, от ее заряда и от заряда эмоционального ощущения человека. И что странно, мои коты пьют воду из баночек для акварели, наверное, тоже не просто так. Заряжаются и они видимо как-то. Акварель чрезвычайно чувствительна к энергетике и характеру художника. И поэтому она так же разнообразна, как почерки людей.

- Известно, что Вы пишите картины на мокрой бумаге. Почему выбран такой метод?

Я комбинирую. Основная идея моего технологического письма – писать по мокрому и по сухому одновременно. Фишка заключается в том, что можно комбинировать методы. На самом деле большинство акварелистов оставляют сухие места на бумаге, чтобы не использовать белила, которые могут вовсе испортить картину или не дать должного эффекта. А придуман такой способ был англичанами еще в XIX веке.

Мокрая бумага позволяет рисунку появиться самому по себе. И только профессионал сможет узнать, каков будет результат этого способа, программируя рисунок заранее. Но в принципе, можно смотреть за тем как ведет себя акварель, и пытаться ее слышать и таким образом с ней работать.  

- Ваш любимый цвет в используемой палитре? И почему?

Есть тяготение к серо-зеленым оттенкам. Наверное, потому что мы всегда стремимся к природной гармонии.

- Наверняка, Вы не ограничиваетесь только акварелью. В каких техниках Вы работаете еще?

Безусловно, не ограничиваюсь. Но все-таки, художник не может заниматься всеми техниками исполнения одновременно. Бывают периоды. Я занимаюсь книжной графикой, предпочтительно, в темное время года. Так, скоро выйдет в свет моя книга по акварели. Графические техники я изучала в академии художеств, и, разумеется, ими всеми владею. В любой из техник исполнения мой результат будет достаточно профессиональный. Но все-таки, я акварелист.

- У Вас достаточно большой опыт работы в книжной иллюстрации. Известно, что Вами были проиллюстрированы «Алиса в стране чудес» Л.Кэрролла, «Ричард III» В. Шекспира, «Котлован» А. Платонова, сборник сказок «Морожены волки» архангельского сказочника С. Писахова и другие. Расскажите об этом опыте.

С первых студенческих работ в книжной графике относилась к искусству книги со священным трепетом. Для меня книга – живой организм, в котором ценность имеет каждый элемент оформления. Поэтому выражение «иллюстрирование издания» мне кажется недостаточным для определения работы художника. Книга – это нечто большее для меня, чем просто работа.

- Будут ли осуществлены еще какие-либо иллюстрации, и к каким произведениям?

В течение года мною будет издана книга по технике акварели. Она будет посвящена технологическим вопросам акварельной живописи. Я старалась написать текст так, чтобы он был интересен самой разной аудитории. Книга задумана как увлекательный рассказ-исследование о сложных особенностях акварели.

Я сейчас также работаю над выпуском интересной детской книги «Акварельные коты», где будут представлены иллюстрированные мною стихи Татьяны Павловой - Зеленской.

- Самый запоминающийся опыт?

Каждая работа максимально переживается автором и становится интересной. Я стараюсь держать себя на уровне интереса всегда. Есть работы, которые влияют на дальнейший ход истории. Например, опыт «Алисы в стране чудес», например «Безумное чаепитие» появилось под вилянием и впечатлением от этой книги. Два года я проработала над ней и этот опыт не прошел бесследно. После нее у меня появилось новое видение и новое качество моей работы в целом. Усложнилось пространство натюрморта, и идеи появились отличные от опыта прошлых лет.  Каждый раз привносится что-то новое в творчество.

- Вы работаете с натюрмортом и портретами животных. Почему Вами выбраны такие жанры? Будете ли пробовать себя в других стилях?

За последнее время у меня было много натюрмортов, но коты стали активнее попадать на мои работы. И есть еще творческие идеи, связанные, в том числе и с кошками.

- Должно быть, Вы любите кошек. Вы пишите их с «натуры» и как?

Кто же их не любит? Коты очень артистичны. У меня сейчас живут два кота и являются моими моделями. Кошка Микки, чувствует меня как никто иной, и гордый кот Мартин. А вот брат его, легендарный Марвин с «Безумного чаепития», к сожалению, пропал в прошлом году. Здесь на выставке представлен и обычный дачный котенок Мурик, и кот Маркиз под лопухами – это наш старый кот, который давно покинул мир.

Мне удается запечатлеть животных благодаря зрительной памяти и фотоматериалов. В основном, все кошки «забираются» в мои картины сами и реально подолгу позируют, не нарушая при этом пространство самого натюрморта. Например, на место Марвина, когда тот убегал с «места», приходилось класть серый свитер.

Перед тем, как начать писать котов я делаю эскизы на картоне, это помогает мне проанализировать будущую картину и запечатлеть моих героев, если те не захотят быть натурами. Так получилось и с натюрмортом с участием кошки Микки: у меня был заготовлен натюрморт, в котором сидела кошка, наверху висел первый вариант – эскиз работы, а внизу лежал рабочий лист и фотокадр, на котором заранее кошка смотрела на свой портрет. Животные необыкновенные и умные, они сами помогают мне и с ними очень интересно работать.

А как же собаки? Станут ли они героями Ваших картин?

У нас не так давно в семье появилась собака – французский бульдог, которой уже действительно пора стать натурой для моих работ. Я никогда не считала себя собачницей, это интересный опыт был бы. Но все-таки, коты мне более понятны и как-то все-таки более близки.

- Как бы Вы могли охарактеризовать свой творческий путь, и есть ли у Вас девиз по жизни?

Ощущение радости жизни – это главный источник вдохновения, то, без чего я не могу творить. Это ощущение дают мне моя семья и природа. Наверное, счастье, которое способен испытывать человек, это чувствовать гармонию и красоту природы, я стараюсь воплощать в своих картинах. Именно это дает мне нужный посыл. В моем творчестве были разные работы: я умею и драму создать, и трагедию, и есть картины, отражающие философские сложные смыслы, но именно пока я чувствую радость и счастье, я, наверное, буду отдавать это зрителю.

Ощущение сказки и чуда, которые вошли в мое сознание в глубоком детстве, мне кажется, оно и ведет меня как в акварели, так и в книжной графике.