Художник Синкевич о восточной технике в живописи

11 мая 2017

Живопись Китая очень символична и иносказательна. Когда мы рассматриваем произведения западных мастеров, мы восхищаемся и вдохновляемся эпохой, представленной на картине или работе…С произведениями восточных мастеров не так все просто. Их надо прежде всего читать и понимать авторский замысел. В восточной культуре, традиционно используются как живопись, так и каллиграфия. И они здесь очень близки. В Китае любой художник - это каллиграф, а любой каллиграф - это художник. И там, и там используется одинаковый линейный способ письма, одни материалы и инструменты.

31 мая в Санкт-Петербурге в Выставочном центре Союза художников открывается Первая международная выставка «Портрет кошки». В рамках выставки будет представлена большая и очень разнообразная экспозиция предметов искусства – классического и прикладного – самых разных видов, техник и стилей. Посетителям представят живопись, скульптуру, графику, фотографию, мозаику, витражи, авторские ювелирные украшения, игрушки и многое другое. Здесь будет выставлено более 1000 авторских работ. Организаторы называют мероприятие выставкой-фестивалем, ведь помимо экспозиции «кошачьих» произведений, обещают проведение концертов, выступления музыкантов, мастер-классы и тематических лекций.

В рамках подготовки к международному событию, посвященному одному из символов Петербурга – кошкам, городской портал Visit-Petersburg предлагает серию интервью с основными художниками, которые искусно представят четырехногих в своих произведениях уже в конце месяца.

Сегодня нам удалось пообщаться с одним из самых неординарных участником проекта – Вячеславом Синкевичем. Художник работает в традиционной китайской и японской живописях, путешествует, вдохновляется Востоком и обучает овладению китайской техникой с нуля.

- Вячеслав, чем обуславливается выбор китайского стиля и каллиграфии в Ваших работах?

Я, как художник вырос на китайской живописи. Как и когда возникла любовь к этому виду искусства для меня самого загадка.

- Что для Вас китайская живопись? Внутреннее отражение мира и состояния или же что-то большее?

Скорее всего внутреннее отражение моего мира. Долгие годы меня ничто так не интересовало и не захватывало, как живопись, поэзия и музыка Японии и Китая. И сейчас, чтобы уловить творческий поток при работе обязательно включаю фоном традиционную китайскую музыку.

- Вы работаете в традиционной китайской технике го хуа, а с другими стилями Вам удавалось сталкиваться? Утверждают, что Вы знакомы с японскими мотивами. Как соотносятся эти направления в Вашем творчестве?

Я люблю работать, как в китайской технике гохуа, так и в японской суми-е (живопись тушью), все зависит от настроения и внутреннего состояния на момент работы с произведением. В своем творчестве эти виды живописи я давно синтезировал, привнеся свое видение в эстетику дальневосточной живописи. Пропуская через призму своего восприятия восточную  живопись, из под моей кисти рождаются необычные  произведения. Может быть, несколько европеизированные, тем не менее, более приемлемые для нашего глаза.

- Если углубляться в жанровую технику полностью, то помимо выбора стиля, даже материалы должны быть исконно китайские – от рисовой бумаги, картона, туши, темперы и акварели, до рамок и знаменитого на весь мир китайского шелка. Используете ли Вы «родные» инструменты в работе?

Инструменты и материалы, используемые мной только «родные». Качество и зрительный эффект от картины во многом зависит от натуральности материалов. Китайские производители используют исконно свои, многолетним путем проверенные пигменты. Именно они придают неповторимый яркий колорит восточным работам. Китайские кисти из шерсти козы, волка, барсука совсем отличаются от наших отечественных. Необходимо только один раз попробовать, чтобы понять разницу.

 

В китайской живописи нет понятия линейной перспективы, в ней используются законы рассеянной перспективы. Предметы, расположенные ближе к зрителю рисуются более темными, те, что расположены дальше – светлее. Источник света и тени от предметов в китайской живописи не так взаимосвязаны друг с другом, как в европейской, светотеневые законы интерпретируются иначе.

 

- Что касается использования китайского шелка и росписей на нем – где он больше применим в Ваших произведениях?

Шелк используется как для пейзажной живописи, так и для жанра «цветы и птицы». Он приятен в работе и на мой взгляд, интереснее и благороднее смотрится в интерьере. Шелк часто применяется мной для изготовления ширм, вееров и настенных панно. Декоративный китайский шелк используется для оформления художественных работ.

- Вы также используете живопись в интерьере. Какой самый нестандартный или необычный объект Вам удалось оформить?

За долгие годы работы в этом направление мне посчастливилось оформлять разные объекты. Интересен был загородный дом под Петербургом, квартира в Москве, квартира в центре Санкт-Петербурга. Заказчики, как правило - фанаты востока, желающие иметь у себя в жилище китайские или японские комнаты,  включая мебель, панно, потолочные плафоны, изделия декоративно прикладного искусства и так далее.

- Китайская живопись имеет две ипостаси: так называемая «ицзин», то есть передача замысла, и «бимо», то есть само применение туши и кисти. Что для Вас «ицзин»? Как человеку незнакомому с восточной техникой прочитать замысел автора?

Замысел или идея произведения у восточного и европейского художника – абсолютно разные понятия, ввиду различия менталитетов. Соответственно, эмоциональный отклик у китайского  и европейского зрителя от одной и той же художественной работы, тоже разные. Каждый видит свое. Что восхищает европейца в восточных картинах, может оставить равнодушным китайца и наоборот. Зачастую, тот же замысел может считываться на уровне - нравится произведение или нет. Для более глубоких философских рассуждений на эту тему можно посвятить отдельную статью. Что касается владения материалами и инструментами для живописи – это первостепенно. Понятие единой черты «и хуа» и передачи замысла«и цзин» - это не что иное, как ощущение творческого потока во время создания работы. Это то состояние, которое испытываю все творцы разных видов искусства, иначе настоящие творчество невозможно. «Избегай духа ремесленничества» - гласит китайская мудрость; сказано именно об этом. В творческом потоке создаются настоящие шедевры.

-Работали ли Вы непосредственно с мастерами из Китая? Может кто-то повлиял на ваше искусство больше всего? Есть ли у Вас «учитель», глядя на произведения которого Вы поистине вдохновляетесь?

У китайских художников мне удалось почерпнуть знание и умение в мастерстве владения кистью еще в юности. Это были художник Хань Ло ди и Юань Гуан дун, показавшие приемы владения кистью. Я узнал секреты владения кистью и тушью, что называется из первых рук, и далее совершенствовал технику самостоятельно, вырабатывая свой стиль.

- Вы проводите мастер-классы по китайской живописи. Удалось ли уже воспитать достойных приемников?

Мастер-классы проводятся периодически. Постоянно проходят курсы китайской живописи под моим руководством, на которых занимающиеся практикуют всего два часа в неделю. Конечно же этого мало. Я всегда работал с кистью целые дни напролет и сейчас не бросаю, только так можно достичь каких-то высот в любом виде искусства. Довольными могу быть одним - двумя из  постоянно занимающихся, которые хотят серьезно изучить этот вид живописи.

 

Традционные «четыре сокровища кабинета ученого мужа» - это тушь, кисть, тушечница и бумага

 

- Сопровождаемые Вашим картинам поэтические строки Вы пишите сами или уже на готовую «музыку» восточных авторов накладываете свои штрихи?

Подпись на картине это серьезно для восточного художника. Это то, что раскрывает ее замысел в полной мере и целиком гармонирует с ее изображением. Иногда автор ставит подпись или просто печать. Есть популярные или ключевые подписи, которые подходят ко многим работам. Конечно же, я беру поэтические строки для комментариев к своим работам у китайских или японских поэтов. Создать уникальную надпись к картине - это отдельный вид искусства и он по силе только представителям дальневосточной культуры.

-Известно, что на произведениях Вы, как мастер, ставите авторскую печать. Что она обозначает? Расскажите, для чего это делается и как часто подобный ход используют авторы подобного жанра?

Резьба печатей на камне это уникальный вид искусства применение печати в конце подписи это не ход, это – традиция. Так уж повелось издавна бумага белая, тушь черная, печать киноварная. Это цветовая визитная карточка восточной живописи и каллиграфии. Тексты печатей традиционно вырезаются в старинном графическом стиле и содержат, как правило, мудрые изречения, философские идиомы и т.д. Подпись с печатью неотъемлемая часть композиционного решения в восточной картине.

- Пейзажи, природа, животные, птицы – что Вы любите изображать больше всего?

Зависит от настроения или темы заказа. Интересный заказ может послужить активным творческим толчком. Если посещает вдохновение, мне без разницы будет изображен пейзаж или цветы, или пейзаж с цветами.

- На международной выставке «Портрет кошки» Вы станете одним из основных участников экспозиции. Что увидит посетитель от Вас? Сколько «кошачьих» картин будет экспонироваться?

Хочу представить зрителям порядка пяти работ, выполненных в традиционно японской технике тушью на рисовой бумаге. Кошка на Востоке всегда была символом гармонии и домашнего уюта. Надеюсь, зрители почувствуют тепло и позитивную энергию исходящую от моих работ.